Сравнение Интернет-адикции и опыта «потока» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнение Интернет-адикции и опыта «потока»



Согласно теории Александра Войскунского, в деятельности "аддикта" очевидны глубокая заинтересованность, бескорыстное любопытство, гипермотивированность. Интернет-адикция граничит с описанием субъекта, увлеченного процессом познания, испытания себя или творчества; наиболее адекватным психологическим аналогом феномена зависимости от Интернета будет опыт "потока" (flow), или аутотелический опыт (М.Чиксентмихайи). Сопутствующие феномену Интернет-аддикции (или, во всяком случае, такой его разновидности, как "информационная перегрузка") поглощенность деятельностью, познавательная активность, отвлечение от окружения, забывание обязанностей и "выключенность" из актуального времени, готовность к преодолению возникающих проблем имеют ту же природу, что и опыт потока.

Согласно предположению Д.Хоффмана и Т.Новака, опыт потока соответствует деятельности пользователей Интернета по следующими параметрам:

· высокий уровень умений (относящихся к работе в Интернете) и контроля;

· высокий уровень мобилизованности (работа в Интернете воспринимается как вызов - challenge - способностям и умениям) и возбуждения;

· фокусированность внимания (высокая концентрация);

· интерактивность (скорость работы компьютера, быстрота загрузки веб-страниц) и "телеприсутствие", или telepresence (способность забываться, погружаться в "киберпространство" и воспринимать его как реальность).

 

Российские исследования интернет-адикции

Как пишет В. Бурова в своей работе «Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости», в России, также как и за рубежом, проводятся исследования Интерент-адикции. Так, например, недавно на сайте http://lvs.ru было проведено оригинальное исследование, с использованием теста, предложенного К. Янг. По адресу http://test.lvs.ru был размещен переведенный и адаптированный тест К. Янг на Интернет-зависимость.

За неполных 5 месяцев исследования получено более 600 анкет, принято к обработке - 570. Из них 196 женщин, 374 мужчины. Возраст опрошенных от 12 до 47, значение медианы возраста - 23 года. 49% имеют высшее образование, 20% - среднеспециальное, 15% - незаконченное высшее. 32% респондентов продолжают образование. 78% используют Интернет для работы, остальные 22% исключительно для отдыха и развлечения.

Распространенность этого расстройства составляет примерно 2% (по данным К. Янг – 1–5%), причем более подвержены ему гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютерным сетям. Среди подверженных зависимости преобладают мужчины (67%) (по данным исследования, проведенного университетом в Hertfordshire, Великобритания, пол роли не играет). Скорее всего, это связано с тем, что в Рунете пока женщин просто в принципе меньше. Также подтвердились данные о том, что сравнительно часто среди лиц, страдающих Интернет-зависимостью, встречаются злоупотребляющие алкоголем, патологические игроки или любовные/избегания аддикты. Стаж пребывания в Интернет у зависимых в среднем более 2-х лет, однако, наблюдается значительное количество опрошенных, набравших по тесту К. Янг "пограничное" количество баллов со стажем менее года. Здесь можно предполагать, скорее, не предрасположенность к зависимости, а увлечение новой "игрушкой".

 

 

Терапия

За рубежом существует несколько он-лайн центров поддержки Интернет-аддиктов, один из которых основан К. Янг, самым известным исследователем Интернет-зависимости. В Рунете на сегодняшний день есть Служба Анонимной Помощи (http://www.impulse.kz) пользователям Интернет, предлагающая психологическую поддержку он-лайн с помощью ICQ – сетевой аналог "телефона доверия" и "Виртуальная психологическая служба". (http://www.stress.ru). Как бы не были хороши виртуальные службы психологической помощи, все же большинство специалистов рекомендуют очную индивидуальную и/или групповую психотерапии, с акцентом на работе с образами, эмоциями, т.к. аддикты, как правило, испытывают значительные затруднения на эмоциональном плане. Учитывая определенные трудности в осуществлении межличностных взаимодействий и социальной адаптации у лиц, страдающих Интернет-зависимостью, в лечении предпочтительнее использовать именно групповые варианты психотерапии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.004 с.)