Лекция 5 дефицитарное развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5 дефицитарное развитие



В рамках дефицитарного развития в соответствии с имеющейся в коррекционной (специальной) педагогике и специальной психологии психолого-педагогической классификацией выделяют детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. В отдельную категорию дефицитарного развития также включают группу детей со сложной структурой нарушения.

Для этого варианта отклоняющегося развития характерной является возникшая в раннем возрасте (или пренатально) недостаточность отдельных анализаторных систем (или их сочетание), в том числе проприоцептивной анализаторной системы или ее центрального звена (нарушения опорно-двигательного аппарата при детском церебральном параличе). То есть с самого раннего возраста у ребенка наблюдается дефицит (разной степени выраженности) информации, поступающей через соответствующий «дефицитарный» анализатор. Отсюда формируется своеобразный тип психического развития, специфичный для различных по модальности дефицитарных психофизиологических систем.

Мы считаем, что рассматривать нарушения речи в качестве варианта дефицитарного развития означает допускать значительную методологическую ошибку, поскольку нарушения речи не отвечают вышеприведенной закономерности. Нарушения речи нельзя отнести к дефицитарному развитию и по критерию коррекционной работы: во всех случаях дефицитарного развития невозможно полностью (и даже частично) именно восстановить дефицитарный анализатор, ликвидировать его первичную недостаточность, в то время как при речевом недоразвитии в большинстве случаев соответствующая коррекционная работа позволяет не просто компенсировать, но и полностью восстановить речь.

К сожалению, подобный ошибочный подход без каких-либо методологических доказательств получил довольно широкое распространение в литературе.

Случаи позднего повреждения различных анализаторных систем (в том числе и опорно-двигательного аппарата) традиционно рассматриваются в рамках дефицитарного развития, хотя строго по всем критериям должны быть отнесены к категории поврежденного развития.

Следует также отметить, что гипотетически можно предположить существование большого разнообразия вариантов дефицитарного развития, к которым следовало бы относить не только детей с дефицитарностью сенсорных и опорно-двигательной систем, с комплексными дефектами, но и с «дефицитарностью» иных систем (например, болевой и холодовой чувствительности, различными иммунодефицитами и пр.). Возможно, со временем дети этих категорий также окажутся в общем образовательном пространстве и потребуют специальной психологической помощи.

Предлагаемый типологический подход, основанный на выделении базовых составляющих психического развития, для детей, относимых к категории дефицитарного развития, на сегодняшний день разработан недостаточно. Можно говорить о гипотетических построениях авторов, о психологических механизмах этого варианта дизонтогенеза и возможности использования конкретных, отработанных технологий в оценке психического развития этой категорий детей, о принципах построения коррекционной работы.

Эти принципы основаны на понимании базовых составляющих развития как общих закономерностей развития. Далее можно предположить, что формирование их уровней, взаимосвязей и иерархичной структуры в целом для различных групп дефицитарного развития будет специфичным по сравнению с нормативно возрастным. Мы считаем необходимым привести имеющуюся в специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике психолого-педагогическую классификацию дефицитарного развития и, насколько это возможно, «типологизировать» эту очень неоднородную категорию детской популяции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.005 с.)