Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Область деятельности психолога-консультанта.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Определения: психол. консультир., психотерапия, психокоррекция, психол. интервенция, психол. помощь. ПК. Нельсон, Джонс: 1. Как вид отношений помощи – характеризуется «стержневыми условиями»: эмпатическое понимание, уважительное отношение к потенциальной возможности клиента, самостроительство своей жизни, конгруэнтность, активное слушание(клиент-центрированая терапия Роджерса). 2. Как репертуар воздействий – акцент на то Кто? Как? Кому? (психоанализ, когнитивно-бихевиоральная). 3. Как психологический процесс – важность осознавания=50% решения проблем (клиентом, группой, коллективом), опора консультирования на психологические теории личности и результаты психологических исследований (использование тестов для оценки эффективности терапии). 4. Как динамический процесс – обмен мыслей консультанта и клиента вовремя и после терапии. Изменение представлений клиента о психотерапевте, изменение представлений о проблеме в ходе консультирования, анализ отношения психолога и клиента, обратная связь психолога клиенту. Менделевич: Психологическая помощь – предоставление человеку инфо о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или патопсих. симптомов, активное целенаправленное воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к соц окружению и и.д. 3 вида психологической помощи: ПК – это проведение анализа психического состояния клиента с использованием различных методов психодиагностики, а затем – предоставление обратной связи клиенту на основе анализа полученных результатов и научной интерпретации, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком общежитейских проблем, расширению его психологич. культуры, личностному росту и т.п. Психотерапия (в узком смысле) – вид активного психологического воздействия на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни. Подразумевает как купирование болезненных клинических проявлений, так и коррекцию индивидуально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных расстройств. Психологическая коррекция – целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случае диагностики у него каких-либо характерологических девиаций или личностных аномалий.
Психологическая интервенция (Карвасарский) Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция - это вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, советы и пр., а также общую стратегию поведения психотерапевта, непосредственно связанную с теоретической ориентацией. На основании этого выделяют три основных типа психотерапевтического вмешательства, соответствующих трем основным направлениям в психотерапии: психоаналитический, поведенческий и опытный (гуманистический), каждый из которых характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни, терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими приемами и средствами. Типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздействиями. Требования к личности консультанта. 1. Личностные качества: Фостер, Гай: Любознательность и пытливость, способность выслушивать, легкость в поддержании разговора, эмпатия и понимание, эмоциональность, интроспекция, способность к самопожертвованию, толерантность к близким отношениям, комфорт в отношениях с властью, чувство юмора. Кормье: Интеллектуальная компетентность, энергичность, гибкость, способность оказывать содействие, наличие доброй воли, уверенность в себе. Уигинс ( исследование): Общительность, ориентация на работу с людьми, креативность, имажитивность. Психоанализ: эмпатия, интуиция. 2. Высокий образовательный и профессиональный уровень. 3. Способность консультанта к таким смежным с консультированием видам деятельности, как непрерывное образование и супервизорство.
4. Теоретические и системные взгляды консультанта (принадлежность к той или иной теории или системе консультирования - медицинской или развивающей). Консультативный контакт. КК — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни. КК — это чувства и установки, которые участники консультирования испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения. Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта. George и Cristiani выделили шесть основных параметров: 1) эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов); 2) интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным); 3) динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта); 4) конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности); 5) оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому); 6) добросовестность.
Типы первичных интервью. Два типа ознакомительных интервью Информационно-ориентированное первичное интервью Первичное интервью, ориентированное на установление отношений Первая встреча с клиентом. Кочюнас: Важнейшие цели первой консультативной встречи: - Поощрять открытое, искреннее и всеобъемлющее общение по проблемам, которые клиенту хочется обсудить во время встречи, с раскрытием факторов, вызывающих эти проблемы. - Продвинуться в направлении более глубокого понимания клиента, большего уважения к нему и взаимопонимания. - Настроить клиента на конкретную полезность каждой консультативной встречи. - Передать клиенту понимание того, что он должен быть активным участником решения своих проблем. - Обозначить проблемы для дальнейшей работы. Начинается со знакомства, затем, представившись - уменьшают тревогу и напряжение первой встречи, так же ознакомлении клиента с процедурой консультирования. Важно выяснить, обратился ли клиент сам или его кто-то направил. Право первого вопроса принадлежит консультанту.Во время первой встречи мы внимательно выслушиваем клиента и пытаемся определить основную тему беседы, круг проблем и трудностей. С самого начала первой встречи консультант должен заботиться о том, чтобы клиент принял на себя ответственность за свои проблемы, т.е. признал в их происхождении свое авторство. Консультант разделяет с клиентом ответственность и указывает, что он заинтересован в обсуждении проблем клиента и возможных альтернатив их решения. Консультант обязан ослабить страх и укрепить надежду Игротерапия». Игровое моделирование реальных ситуаций позволяет в процессе специально построенных игр интенсифицировать межличностное общение и активно решать поставленные задачи, формирует устойчивую мотивацию, связывает обучение с практикой, создает особую атмосферу - доверия, раскованности, свободы творчества. Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, имитации радиопередач и телевизионных шоу. Эти методы позволяют тренировать социально желательное поведение подростков, развивать уверенность, делать осмысленный выбор и импровизировать в значимых ситуациях.
Арттерапия». А - метод, используемый в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусством. Основная цель арттерапии - установление гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка, помогает структурировать его мировоззрение. Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, снижают агрессивность, повышают самооценку, адаптивные способности ребенка к повседневной жизни. Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на символическом уровне. Методики арттерапии основываются на том предположении, что внутреннее "я" отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно рисовать, писать красками или лепить. Задача арттерапии пробудить в человеке активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей. Творческий процесс способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознании и переживании отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей, не имеющих возможности выговориться, поэтому выразить свои переживания в творчестве, в данном случае в танце, легче, чем о них рассказать. Существует несколько видов арттерапии - через живопись, музыку, скульптуру, литературу, танец, причем большинство из них пригодны "для домашнего использования Психогимнастика». П - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Термин "психогимнастика" в узком значении – это игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Понятием п. также обозначают очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику, например память или внимание, могут носить более универсальный характер, оказывать более генерализованное воздействие. Они позволяют подключать для осознания одного и того же переживания, одной и той же проблемы разные уровни психического отражения. Например, можно предложить описать то или иное состояние вербально, причем по очереди — письменно и устно, потом нарисовать его, выразить в движении.
П. может использоваться на профилактических занятиях как для решения задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратной связи. В работе с детьми разного возраста также могут быть использованы этюды и упражнения, направленные на развитие у детей различных психических функций, обучение элементам саморегуляции (психомышечная тренировка) и умения выражать различные эмоциональные состояния. Преимущество активных методов превентивного обучения в том, что они способствуют приобретению навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений, особенно в экстремальных ситуациях и обстоятельствах, укреплению волевых качеств и психической устойчивости по отношению к неудачам, трудностям и преградам.
Психологический диагноз. Психологический диагноз (diagnosis, от греч. diagnosis — распознание) — конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей психодиагностического обследования. Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии. В таком осмыслении психологический диагноз — это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Подобные взгляды (например, в работах С. Розерцвейга (S. Rosenzweig)) приводят к неправомерному сужению предмета психологического диагноза, из него выпадает все то, что связано с выявлением и учетом индивидуально-психологических различий в норме. Психологический диагноз не ограничивается констатацией, а необходимо включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами. Предмет психологического диагноза — установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
Бихевиоральный подход. Психодинамический подход. Консультирование семьи. Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи. Иными словами, это психотерапия пациента в семье и при помощи семьи. Сатир под семейной психотерапией понимала все вмешательства, изменяющие семейную систему. -- В настоящее время границы между различными методами семейной психотерапии стираются. Оставаясь в своей основе системной, за годы своего развития семейная психотерапия вобрала позитивные моменты структурной, стратегической и когнитивно-поведенческой психотерапии. Объектом семейной психотерапии является не только дисгармоничная семья, но и семья, находящаяся в кризисе. Важно найти ресурсы семьи, способности и мотивацию к изменениям и акцентировать внимание на решении актуальных проблем.-- Общие цели разных моделей семейной психотерапии можно представить следующим образом: изменение в семье ряда представлений (установок, предположений) о предъявляемой проблеме; трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностного к системному подходу; модификация проницаемости каналов и границ между подсистемами; создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное вмешательство; уменьшение эмоциональной вовлеченности членов семьи в симптоматическое поведение одного из ее членов; коррекция различных форм иерархического несоответствия; прерывание дисфункциональных стереотипов поведения, взятых из родительской семьи, вынесение на поверхность важных "незаконченных дел", открытие семейных секретов, улучшение коммуникативного стиля между членами семьи.
Консультирование в школах. -- Определение содержания психологического консультирования в школе: это деятельность, направленная на оказание помощи учащимся и другим участникам педагогического процесса как носителям своей социальной роли (педагог, родитель) в решении широкого, но не глубокого круга возникающих в ходе жизнедеятельности проблем (скорее трудностей), производимая в форме диалога. -- Школьный психолог в консультировании имеет фиксированный круг клиентов (учащиеся, их родители, педагогической коллектив, администрация), с которыми он связан системой взаимоотношений, внутри которой он и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы, при анализе всей ситуации в целом. Тем самым, принадлежность психолога к общешкольной среде создает условия, сильно осложняющие и «замутняющие» его профессиональную позицию и границы деятельности, а также искажающие линию его отношений с клиентами. -- Большую сложность для школьного психолога представляет удержание временных границ в организации консультативной работы. Возраст его основных клиентов (школьники), а также включенность его работы в «чужую» профессиональную среду создает тенденцию к нерегулярности и стихийности его работы. -- Школьное консультирование имеет свои специфические формы протекания, так называемые промежуточные формы, соединяющие в себе два процесса: психологическое консультирование и психологическое просвещение, по сути — психологическую и педагогическую плоскости. К таким формам относится консультирование коллектива и малых групп. -- Спецификой консультирования подростков заключается в том, что эта аудитория крайне благоприятствует такой работе. Подростковая среда взывает к диалогу, и здесь консультант востребован, поле его работы широко.
Консультирование в Вузах.
Определения: психол. консультир., психотерапия, психокоррекция, психол. интервенция, психол. помощь. ПК. Нельсон, Джонс: 1. Как вид отношений помощи – характеризуется «стержневыми условиями»: эмпатическое понимание, уважительное отношение к потенциальной возможности клиента, самостроительство своей жизни, конгруэнтность, активное слушание(клиент-центрированая терапия Роджерса). 2. Как репертуар воздействий – акцент на то Кто? Как? Кому? (психоанализ, когнитивно-бихевиоральная). 3. Как психологический процесс – важность осознавания=50% решения проблем (клиентом, группой, коллективом), опора консультирования на психологические теории личности и результаты психологических исследований (использование тестов для оценки эффективности терапии). 4. Как динамический процесс – обмен мыслей консультанта и клиента вовремя и после терапии. Изменение представлений клиента о психотерапевте, изменение представлений о проблеме в ходе консультирования, анализ отношения психолога и клиента, обратная связь психолога клиенту. Менделевич: Психологическая помощь – предоставление человеку инфо о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или патопсих. симптомов, активное целенаправленное воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к соц окружению и и.д. 3 вида психологической помощи: ПК – это проведение анализа психического состояния клиента с использованием различных методов психодиагностики, а затем – предоставление обратной связи клиенту на основе анализа полученных результатов и научной интерпретации, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком общежитейских проблем, расширению его психологич. культуры, личностному росту и т.п. Психотерапия (в узком смысле) – вид активного психологического воздействия на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни. Подразумевает как купирование болезненных клинических проявлений, так и коррекцию индивидуально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных расстройств. Психологическая коррекция – целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случае диагностики у него каких-либо характерологических девиаций или личностных аномалий. Психологическая интервенция (Карвасарский) Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция - это вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, советы и пр., а также общую стратегию поведения психотерапевта, непосредственно связанную с теоретической ориентацией. На основании этого выделяют три основных типа психотерапевтического вмешательства, соответствующих трем основным направлениям в психотерапии: психоаналитический, поведенческий и опытный (гуманистический), каждый из которых характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни, терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими приемами и средствами. Типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздействиями. Область деятельности психолога-консультанта. Психолог-консультант занимается диагностикой - способствует определению нормального или аномального развития человека, наличия или отсутствия психопатологической симптоматики; информированием индивида о структуре его психической деятельности и индивидуально-психологических особенностях; обучением навыкам психологической защиты, аутотренинга и иных способов нормализации своего эмоционального состояния. Консультирование направленно на выработку активной позиции человека по отношению к психологическим проблемам, фрустрациям, стрессам… Требования к личности консультанта. 1. Личностные качества: Фостер, Гай: Любознательность и пытливость, способность выслушивать, легкость в поддержании разговора, эмпатия и понимание, эмоциональность, интроспекция, способность к самопожертвованию, толерантность к близким отношениям, комфорт в отношениях с властью, чувство юмора. Кормье: Интеллектуальная компетентность, энергичность, гибкость, способность оказывать содействие, наличие доброй воли, уверенность в себе. Уигинс ( исследование): Общительность, ориентация на работу с людьми, креативность, имажитивность. Психоанализ: эмпатия, интуиция. 2. Высокий образовательный и профессиональный уровень. 3. Способность консультанта к таким смежным с консультированием видам деятельности, как непрерывное образование и супервизорство. 4. Теоретические и системные взгляды консультанта (принадлежность к той или иной теории или системе консультирования - медицинской или развивающей).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.032 с.) |