Объясните причины разительного расхождения во взглядах между меркантилистами и физиократами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объясните причины разительного расхождения во взглядах между меркантилистами и физиократами.



1 Определите, кому (меркантилисту или физиократу) принадлежит следующие высказывание: “Промышленность и торговля существуют только благодаря сельскому хозяйству. Сельское хозяйство доставляет сырье для промышленности и товары для торговли и оплачивает как ту, так и другую”. Свой ответ обоснуйте.

 

Тема 4. Классическая школа

 

           Предшественником классической школы считается английский экономист У. Петти (1623-1687гг.), так как в его работах основы трудовой теории стоимости заложены в виде определения «естественной цены» товара.

           Создателем целостной классической доктрины является Адам Смит (1723 - 1790гг.). В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит рассмотрел основные категории и законы развития рыночной экономики. Главные положения книги: ценность создается во всех сферах материального производства, ее величина определяется средними затратами на изготовление товара; стоимость (ценность) распадается на доходы трех классов – заработную плату, прибыль и ренту; рынок является саморегулирующейся системой. Идеи экономического либерализма, выдвинутые А. Смитом, легли в основу политики многих европейских стран.

           Дальнейшее развитие идей классической школы получило в трудах Д. Рикардо (1772- 1823 гг.), Т. Мальтуса (1766- 1834 гг.),

 Ж.Б. Сэя (1767- 1832 гг.), Дж. С. Милля (1806- 1973 гг.).

Прокомментируйте афоризм У. Петти: «Труд есть отец богатства, а земля – его мать».

В трудах А. Смита можно найти не одну, а несколько концепций стоимости. Охарактеризуйте эти концепции.

3 С именем Д. Рикардо связано создание теории ренты. Как обосновывает он процесс образования ренты?

Рассмотрите бедственное положение народов Африки в современных условиях на основе закона народонаселения

   Т. Р. Мальтуса.

5 Невидимая рука А. Смита- это:

а) механизм государственного управления экономикой в интересах всего общества;

б) действия в условиях свободной конкуренции предпринимателей, не зависящих от воли и намерений индивида объективных экономических законов;

в) механизм хозяйствования, обусловленный божественным провидением.

 

Тема 5. Марксизм

               

           Марксизм как экономическое учение является завершением классической школы в политэкономии. К. Маркс (1818- 1883 гг.) - последователь трудовой теории стоимости Д. Рикардо, но он внес в экономический анализ много нового. Главный труд К. Маркса – «Капитал», в котором он глубоко исследовал капиталистическую систему хозяйствования в том виде, в каком она существовала в первой половине XIX века. К. Маркс всесторонне анализирует понятия «стоимость», «труд», «капитал», «прибавочная стоимость», «земельная рента», создает теорию двойственного характера труда, вводит понятия «постоянный», «переменный капитал», «органическое строение капитала».

           К. Маркс отвергает концепцию Ж. Б. Сэя о невозможности всеобщих кризисов перепроизводства, доказывает неизбежность таких кризисов, их периодическую повторяемость

           К. Маркс в своей теории раскрыл закон концентрации и централизации капитала и производства, из которого вытекает, что на смену крупной капиталистической собственности должна прийти единая общенародная собственность.

Как трактует К. Маркс категории «стоимость», «цена производства», «прибавочная стоимость», «производительный труд»?

Сформулируйте свои доводы в пользу утверждения, что

    К. Маркс является последователем Д. Рикардо.

3 Что представляет собой, по К. Марксу, заработная плата:

а) цена труда;

б) превращенная форма стоимости рабочей силы;

в) цена рабочей силы;

г) стоимость средств существования рабочего;

д) плата за труд.

 

Тема 6. Историческая школа

           Главное, что характеризует историческую школу Германии – акцент на национальные особенности развития отдельных стран и большую роль государства в экономике. Государственные интересы, интересы нации выше интересов личности. В этом серьезное расхождение между исторической и классической школами.

           Историческая школа берет начало с появления книги Ф. Листа «Национальная система политэкономии» в 1841 г. В ней Ф. Лист (1789- 1846гг.) дает классификацию стадий хозяйственного развития, утверждает, что экономика разных стран находится на разных стадиях развития и подчиняется собственным законам.

           Другие немецкие экономисты – В. Рошер (1817- 1894 гг.),

Б. Гильдебранд (1812- 1878 гг.), К. Книс (1821- 1898 гг.), также утверждали, что общей для всех стран теории быть не может. В 70-е годы XIX века развивается историческая школа во главе с

 Г. Шмоллером (1838- 1917 гг.).

           В начале XX века возникла новейшая историческая школа – «третья волна». Самые известные среди третьего поколения «историков» - В. Зомбарт (1863- 1941 гг.) и М. Вебер (1863- 1920гг.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.007 с.)