Методические указания по выполнению контрольной  работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по выполнению контрольной  работы



Методические указания по выполнению контрольной  работы

  для студентов  по направлению

 380301 «Экономика»

(заочное отделение)

 

Новокузнецк 2018

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

История экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. Курс не ограничивается изучением источников, систематизацией и раскрытием взглядов выдающихся экономистов; он стремится выявить взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов.

Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.

Изучая эволюцию экономических концепций, мы должны стремиться уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения знаний по экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления.

История экономических учений помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, трансформацию ее генеральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятием стратегических и оперативных решений.

Контрольная  работа по истории экономических учений состоит из проблемно-тематических и практико-ориентированных заданий  и представляет собой самостоятельную творческую работу. Она выполняется в виде решения поставленных и выделенных жирным шрифтом проблем, вопросов и тестов, ответы на которые формулируются в сброшюрованных листах. По каждой теме курса необходимо дать письменные ответы на поставленные вопросы.

Ответы на вопросы должны быть обоснованными, логичными и соответствовать поставленной проблеме. Формулировки должны носить личностный характер, а не в виде переписанного текста из учебной и другой литературы. Главной задачей является выработка собственного видения проблемы.

В случае, если в литературе имеется несколько точек зрения на решение поставленной проблемы, следует указать эти точки зрения и сформулировать свою собственную позицию с аргументами в ее пользу. Цитируемые части источника следует заключать в кавычки с указанием автора, названия источника, места и года издания и страниц.

Письменную работу необходимо снабдить списком использованной литературы и источников. Привлечение дополнительной литературы рассматривается как один из признаков самостоятельного и творческого подхода студента к изучению курса.

Выбор варианта для контрольной работы в соответствии с номером зачетки (по последней цифре) по следующей таблице.

 

 

Варианты Номера
1 1, 11
2 2, 12
3 3,13
4 4, 14
5 5, 15
6 6,11
7 7,12
8 8,13
9 9,14
10 10,15

 

Задания для контрольной работы

Тема 1. Зарождение экономической науки

 

Зачатки экономической теории мы находим в трудах древнегреческого мыслителя Аристотеля (IV век до н. э.). Он впервые в истории человечества сделал попытку определить общие экономические закономерности процессов и явлений. Аристотель разделил богатства на два вида: натуральное (совокупность материальных ценностей для потребления) и денежное. Наука о натуральном (естественном) хозяйстве – экономика, а наука о денежном богатстве – хрематистика.

В средневековой Европе идеи Аристотеля развивал итальянский богослов Ф. Аквинский (1226- 1274 гг.). В трактовке экономических явлений он сообразуется с канонами христианской этики, рассуждая о честности и нравственности получения прибыли, процента, о «справедливой цене».

Раскройте сущность концепции Аристотеля об экономике и хрематистике. Чем, по Вашему мнению, определяются основные различия между товарами, деньгами в экономике и хрематистике.

Основываясь на положениях “Книги о скудости и богатстве” И.Т. Посошкова, покажите, как, на Ваш взгляд, может выглядеть программа развития меркантилизма в России. Объясните причины более позднего развития меркантилизма в России по сравнению с Западной Европой.

3 Предметом изучения меркантилизма является:

а) сфера обращения;

б) сфера производства;

в) сфера производства и сфера обращения одновременно.

 

 

Тема 3. Физиократы

          

           Впервые целостнная теоретическая концепция экономической жизни была представлена группой физиократов. Физиократы считали источником богатства производство, но только такое производство, где работает “сама природа”. Чистый продукт создается только в сельском хозяйстве, промышленность же только преобразует вещество природы, ничего не добавляя.

           Модель экономических отношений между тремя классами общества Ф. Кенэ (1694 - 1774 гг.), глава школы физиократов, представил в своей “Экономической таблице”. Она явилась первой схемой годового воспроизводства общественного продукта.

Физиократы отвергали государственное регулирование экономики. Они выдвинули знаменитый лозунг – “Laissez faire».

 

 

1 Составьте сравнительную характеристику взглядов меркантилистов   и физиократов на развитие экономики по схеме:

  Меркантилисты Физиократы
Где создается богатство    
Кто создает богатство    
Кому достается чистый доход    
Отношение к торговцам    
Отношение к ремесленникам    
Отношение к деньгам    

   

Тема 4. Классическая школа

 

           Предшественником классической школы считается английский экономист У. Петти (1623-1687гг.), так как в его работах основы трудовой теории стоимости заложены в виде определения «естественной цены» товара.

           Создателем целостной классической доктрины является Адам Смит (1723 - 1790гг.). В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит рассмотрел основные категории и законы развития рыночной экономики. Главные положения книги: ценность создается во всех сферах материального производства, ее величина определяется средними затратами на изготовление товара; стоимость (ценность) распадается на доходы трех классов – заработную плату, прибыль и ренту; рынок является саморегулирующейся системой. Идеи экономического либерализма, выдвинутые А. Смитом, легли в основу политики многих европейских стран.

           Дальнейшее развитие идей классической школы получило в трудах Д. Рикардо (1772- 1823 гг.), Т. Мальтуса (1766- 1834 гг.),

 Ж.Б. Сэя (1767- 1832 гг.), Дж. С. Милля (1806- 1973 гг.).

Тема 5. Марксизм

               

           Марксизм как экономическое учение является завершением классической школы в политэкономии. К. Маркс (1818- 1883 гг.) - последователь трудовой теории стоимости Д. Рикардо, но он внес в экономический анализ много нового. Главный труд К. Маркса – «Капитал», в котором он глубоко исследовал капиталистическую систему хозяйствования в том виде, в каком она существовала в первой половине XIX века. К. Маркс всесторонне анализирует понятия «стоимость», «труд», «капитал», «прибавочная стоимость», «земельная рента», создает теорию двойственного характера труда, вводит понятия «постоянный», «переменный капитал», «органическое строение капитала».

           К. Маркс отвергает концепцию Ж. Б. Сэя о невозможности всеобщих кризисов перепроизводства, доказывает неизбежность таких кризисов, их периодическую повторяемость

           К. Маркс в своей теории раскрыл закон концентрации и централизации капитала и производства, из которого вытекает, что на смену крупной капиталистической собственности должна прийти единая общенародная собственность.

Тема 6. Историческая школа

           Главное, что характеризует историческую школу Германии – акцент на национальные особенности развития отдельных стран и большую роль государства в экономике. Государственные интересы, интересы нации выше интересов личности. В этом серьезное расхождение между исторической и классической школами.

           Историческая школа берет начало с появления книги Ф. Листа «Национальная система политэкономии» в 1841 г. В ней Ф. Лист (1789- 1846гг.) дает классификацию стадий хозяйственного развития, утверждает, что экономика разных стран находится на разных стадиях развития и подчиняется собственным законам.

           Другие немецкие экономисты – В. Рошер (1817- 1894 гг.),

Б. Гильдебранд (1812- 1878 гг.), К. Книс (1821- 1898 гг.), также утверждали, что общей для всех стран теории быть не может. В 70-е годы XIX века развивается историческая школа во главе с

 Г. Шмоллером (1838- 1917 гг.).

           В начале XX века возникла новейшая историческая школа – «третья волна». Самые известные среди третьего поколения «историков» - В. Зомбарт (1863- 1941 гг.) и М. Вебер (1863- 1920гг.).

Тема 7. Лозаннская школа

           Профессор Лозаннского университета Л. Вальрас (1834- 1910 гг.) создал первую математическую модель общего экономического равновесия. Он доказал с помощью систем уравнений спроса, предложения, издержек и цен, что равновесие спроса и предложения товаров на всех рынках, а значит и общее равновесие в экономике достигается без регулирующих воздействий каких- либо распоряжений из центра.

           В основу своей модели Л. Вальрас положил деление всех участников производства и обмена на две группы: владельцев производительных услуг (земли, капитала и труда) и предпринимателей, которые приводят в действие эти три фактора производства.

           Другой профессор в Лозанне В. Парето (1878- 1923гг.) ввел в свою модель вместо полезностей предпочтения. По-новому подошел он и к понятию равновесия.

В чем, по Вашему мнению, состоят изменения в представлениях о монополии и конкуренции с начала XX века к 1933 году (момент выхода книг Э. Чемберлина и Дж. Робинсон), а в соответствии с этим, и представлений о перспективах развития капитализма. За основу возьмите теории, указанные в данной теме.

 

Тема 12. Кейнсианство

           Этому направлению экономической науки положила начало книга Дж. М. Кейнса (1883- 1946 гг.) – «Общая теория занятости, процента и денег». Концепция Кейнса помогла многим странам преодолеть последствия мирового кризиса 1929-1933 гг. Кейнс утверждал, что в XX веке рыночная экономика утратила способность к саморегулированию. Этот английский ученый создал новую модель государственного регулирования экономики, в основе которой - воздействие на все составные элементы совокупного спроса.

Тема 14. Неолиберализм

           Это течение экономической мысли, основной принцип которого – экономический либерализм заложен еще А. Смитом, состоит в сведении к минимуму государственного воздействия на экономику. Возрождение идей экономического либерализма в 20 веке годы связано с именами Л. Мизеса и Ф. Хаейека.

           Разновидностью неолиберализма является ордолиберализм

В. Ойкена (1891- 1950 гг.), или «социальное рыночное хозяйство». В таком хозяйстве задача государства – обеспечить «хозяйственный порядок» для свободной игры рыночных сил и достойных условий жизни для людей.

           К неолиберальному направлению относится и монетаристская школа во главе М. Фридменом (1912 г.). Монетаристы исходят из представления о решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию, на ход всех экономических процессов, поэтому сводят роль государства к устойчивой денежной политике – контролю над денежной массой, эмиссией денег, борьбе с инфляцией и недопущению дефицита государственного бюджета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная учебная литература

1. Гловели, Г. Д. История экономических учений: учебник для бакалавров / Г. Д. Гловели. - Москва: Юрайт, 2012. - 742 с. – Текст: непосредственный.

2. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учебник / Я. С. Ядгаров. – 4 - е издание, переработанное и дополненное.  – Москва: ИНФРА - М, 2016. – 480 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=551366 (дата обращения 5.10.2019). – Текст: электронный

Дополнительная литература

1. Бартенев, С. А. История экономических учений: учебник / С. А. Бартенев. – 2 - e издание, переработанное и дополненное. - Электронные текстовые данные. – Москва: ИНФРА - М, 2013. – 478 с. - URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=390579 (дата обращения 5.10.2019). – Текст: электронный.

2. Покидченко, М. Г. История экономических учений: учебное пособие / М. Г. Покидченко, И. Г. Чаплыгина. - Москва: ИНФРА - М, 2015. – 271 с. - URL:: http://znanium.com/bookread2.php?book=502334 (дата обращения 5.10.2019). – Текст: электронный.

3. История экономических учений: учебник / под ред. А. Н. Маркова, Ю. К. Федулов. – 2 - е издание, переработанное и дополненное. – Электронные текстовые данные. - Москва: Юнити-Дана, 2015. – 471 с. - URL:  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115307(дата обращения 5.10.2019). – Текст: электронный.

4. История экономических учений [Электронный ресурс]: учебник / под ред. А. С. Квасова. - 3 - е издание, переработанное и дополненное. – Электронные текстовые данные. - Москва: Юнити - Дана, 2015. – 495 с. - URL:  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115309 (дата обращения 5.10.2019). – Текст: электронный.

5. Михайлова, Н. К. История экономических учений: учебное пособие / Н. К. Михайлова; НФИ КемГУ. - 2-е издание; исправленное и дополненное. - Новокузнецк: [РИО НФИ КемГУ], 2010.- 88с.  – Текст: непосредственный

 

Методические указания по выполнению контрольной  работы

  для студентов  по направлению

 380301 «Экономика»

(заочное отделение)

 

Новокузнецк 2018

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

История экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. Курс не ограничивается изучением источников, систематизацией и раскрытием взглядов выдающихся экономистов; он стремится выявить взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов.

Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.

Изучая эволюцию экономических концепций, мы должны стремиться уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения знаний по экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления.

История экономических учений помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, трансформацию ее генеральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятием стратегических и оперативных решений.

Контрольная  работа по истории экономических учений состоит из проблемно-тематических и практико-ориентированных заданий  и представляет собой самостоятельную творческую работу. Она выполняется в виде решения поставленных и выделенных жирным шрифтом проблем, вопросов и тестов, ответы на которые формулируются в сброшюрованных листах. По каждой теме курса необходимо дать письменные ответы на поставленные вопросы.

Ответы на вопросы должны быть обоснованными, логичными и соответствовать поставленной проблеме. Формулировки должны носить личностный характер, а не в виде переписанного текста из учебной и другой литературы. Главной задачей является выработка собственного видения проблемы.

В случае, если в литературе имеется несколько точек зрения на решение поставленной проблемы, следует указать эти точки зрения и сформулировать свою собственную позицию с аргументами в ее пользу. Цитируемые части источника следует заключать в кавычки с указанием автора, названия источника, места и года издания и страниц.

Письменную работу необходимо снабдить списком использованной литературы и источников. Привлечение дополнительной литературы рассматривается как один из признаков самостоятельного и творческого подхода студента к изучению курса.

Выбор варианта для контрольной работы в соответствии с номером зачетки (по последней цифре) по следующей таблице.

 

 

Варианты Номера
1 1, 11
2 2, 12
3 3,13
4 4, 14
5 5, 15
6 6,11
7 7,12
8 8,13
9 9,14
10 10,15

 

Задания для контрольной работы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.034 с.)