Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические взгляды О.Тьерри и Ф.Гизо.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Билет №1. 1. Концепция исторического развития в ранней христианской историографии. 2. Дворянское течение во французской историографии в 1 половине 19 века. Вопрос 1. Вопрос 2. Дворянское течение во французской историографии 1-й пол 19в. Дворянское течение романтической историографии, 20-30-е гг.19в.: реставрировать старые порядки. Его представители дворянство, которое лишилось всего во время революции и пострадало в Европе от Наполеона. Дворянское течение во французской историографии в 1-й пол.19в. пользовалось влиянием, а потом преимущество перешло к либеральному течению. Монлозье (1755-1833). Труд: «О французской монархии со времени её установления до наших дней». Книга написана по поручению Наполеона. Должна доказать закономерность установления режима Наполеона и неизбежность французской революции. Но всё получилось на оборот => Наполеон запретил её издания. Книга опубликована была в 1815г. Объективных причин для революции не было. Причины революции в распространении вредных просветительских идей, в нападках просветителей на монархию, на дворянство, на церковь. Своими работами они возбудили дух недовольства и как следствие этого бунт. Монлозье оживил старую идею о завоевании, оправдывая особый статус дворянства при старом порядке (ссылается на старую историю Франции о вторжении франков в Галлию). Билет №2. 1. Раннесредневековая историография. Дополнить 2. Исторические взгляды Тьери и Гизо. Вопрос 1. Исторические представления средневековья. Исторические представления средневековья были основаны на идеях христианства (мир имеет начало и конец: от сотворения до страшного суда). История - единая линия от начальной до конечной точки (в линейной модели исторического времени). Главная идея – ограничить историческое время. К 12в. представление о внутренней периодизации этой линии на основе духовного развития человечества (от 6 до 8 этапов, аналогичных возрасту человеческой жизни или дням творения). Появляется 2-я периодизация по четырём монархиям и имевшим аналогии: ассиро-вавилонская - 1).египетская; мидо-персидская - 2).ассиро-вавилонская; греко-македонская - 3).мидо-македонская; римская - 4).греко-македонская. Римская (до Карла Великого в 12в., а в позднем средневековье до 15в.) средневековое продолжение римской монархии. Эта периодизация имела более светский и исторический характер, но в её основе – христианская идеология. Важнейшее значение имело не прошлое, а будущее. Историческое пространство: История делилась на духовную и светскую (профанную) – это глобальная история. Есть и местные хроники и летописи, описывали историю отдельных государств или группы государств - это локальная история, ограниченная по содержанию. Всемирная история в церковных сочинениях («Блаженный Августин») - 1-е представления о всемирной истории как об истории всего человечества, объединённая на духовной основе. Историческое пространство в рамках Европы, Передней Азии и Северной Африкой. Субъект истории - из концепции божественного провидения (Бог создал мир, людей, и определяет их действия и мысли). Всё что делается помимо воли божьей, допустимо, но по велению Сатаны. Бог и Сатана – надисторические силы. Для историков средневековья интерес в воплощении промысла божьего. Бог воплощается в чуде. Это отражается в исторической науке (описание чуда). Чудо – историческая реальность. Исторический человек - выдающийся человек (знатный, военный, полководец, король). Оценка человека по критериям: вера в Бога и служение божьему делу. Для средневековья характерен пессимизм: вся история человечества – сплошной грех, она достойна сожаления. Изначально историческая мысль средневековья была направлена на всеобщность, характерно: невнимание к мелким фактам (интерес к общему); слабая индивидуализация; оперирование категориями добра и зла; нет жанра исторического портрета.
Формы исторических сочинений - летопись, хроники. Авторы монахи, они разобщены, организационно несвязанны => их сочинения индивидуальны. Форма изложения – погодная (хроника). Вопрос 2. Билет №3. 1. Древнегреческая историография классической эпохи. 2. Немецкая романтическая историография 1 половины 19 века.
Вопрос 1. Вопрос 2. Билет №4. 1. Эллинистическая и римская историография. 2. Историческая концепция Тойнби.
Вопрос 1. Вопрос 2. Историческая концепция А.Тойнби.
Тойнби (1889-1975), историк – эрудит. В 30-е гг. начал писать «Постижение истории», а в 60-е гг. вышел последний 12-й том. Стремился синтезировать, обобщать историю: нужна история цивилизаций. Тойнби создал концепцию локальных цивилизаций. Цивилизация – культурно-морфологическая общественная структура. История человечества – смена цивилизаций. Насчитал 21 цивилизацию (древнеегипетские), а до сер. 20в. осталось 8 (арабская, русско-ортодоксальная, западная). Развиваются цивилизации по определённым законам, что даёт возможность проследить историю человеческого общества, определяет внутренняя структура (возможность сравнивать). Божественное предназначение истории. В основе каждой цивилизации лежит культура, а высшая ценность культуры – религия. Каждая цивилизация в своём развитии (от возникновения дл распада) проходит 5 этапов. Цивилизации, совпавшие по времени, взаимодействуют между собой. Развитие цивилизации происходит в результате жизненного порыва элиты или творческого меньшинства. Как только идеи воспринимаются массой, решающее воздействие на цивилизацию оказывает эта масса. Билет №5. 1. Историография расцвета средневековья. 2. Современная историография Франции. Вопрос 1. Вопрос 2. Билет №6. 1. Историография Византии. 2. Школа анналов в современной французской историографии. Ф. Бродель. Вопрос 1. Вопрос 2. Билет №7. 1. Католическая традиция историографии классического средневековья. 2. Историческая школа права в Германии. К. Ритер и историко-географическая школа. Вопрос 1. Вопрос 2. Билет №8. 1. Характерные черты гуманистической историографии. 2. А. Шлезингер (младший) и проблема американской историографии Вопрос 1. Характерные черты гуманистической историографии. 14в. начало Возрождения (Италия). Гуманизм – идеология мировоззрения; возник как альтернатива религиозности средних веков; развивается как светское мировоззрение (вера в бога), роль и место человека (в центре человек). Бог создал человека по своему образу и подобию, дал ему разум и чувства. Разум может использовать не только в планировании своих действий, но и в осмыслении прошлого. Преклонение перед античностью. Не отходили от линейного построения истории, но она была зигзагообразная. Главные достижения: Гуманисты пытались рассматривать историю как результат деятельности людей. Если в прошлом люди руководствовались разумом, то современному человеку можно попытаться понять и объяснить прошлое. В основе каждого исторического события лежит поступок человека (надо понять побудительные причины человека и объяснить их). Каждое событие влечёт за собой другое => причинно-следственная связь объединяет события => история – это цепочка событий (процесс), значит, есть закономерность. Проблема отбора этих фактов. Гуманисты пытались придать истории точность и достоверность на основе исторического источника. 15-17вв.- 1-е публикации документов, где пытались разработать способы анализа этих документов и методику критики исторического источника, проверки его на достоверность. Гуманистам обязательна теория всеобщей истории. Периодизация всемирной истории гуманистов, в её основе принцип развития человеческой культуры,3 этапа: 1).Античная история (Греция, Рим). Во времена античности наивысший подъём культуры. 2).Средний век. Провал, тёмный средний век. 3).Новое время. (14-16вв) возрождение культуры. Для многих гуманистов характерно другое представление об историческом времени (как круговорот времени, по кругу). Изменение языка (латынь) и содержание исторических сочинений (для широкой аудитории), более яркий стиль. В кон.15–нач.16вв. появляются 1-е исторические сочинения на национальных языках.
«-»: 1).но гуманисты остались религиозными. Индивидуализм гуманистического мировоззрения проявляется в исторических сочинениях. Главные лица истории – выдающиеся личности, а массы не играют никакой роли. 2).в отношении к истории. Главное в истории - польза и наслаждение. Самый лёгкий способ научиться - учиться на ошибках прошлого. 3).бездумное преклонение перед античностью (люди идеалы), отсутствие критичности => не объективная оценка периода античности. Вопрос 2. Билет №9. 1. Ф. Бьондо и эрудитская школа. 2. Романтическая историография Франции. Вопрос 1. Флавио Биондо и «эрудитская школа». К 15в. в гуманистической историографии начинают складываться 1-е исторические школ - риторическая, эрудитская (критическая), политическая. Основательэрудитскойшколы римский историк Флавио Биондо (1388-1463). Биондо имел доступ к наследственным архивам. Издал справочники по археологии древнего Рима и по топонимике древнего Рима. Труд «Декады (десятилетия) истории со времени падения Римской империи» (история Рима и Италии с 5 по 15вв). Более сухое, скучное изложение. Отношение к материальному более критическое, т.к. эрудиты видели в историческом факте самоцель (чем больше фактов, тем лучше история). В отношении фактов более критичны, чем риторики. Отбирают факты. Анализируют исторические документы. Разработали методику работы с историческими документами. Пытались установить общие критерии и принципы критики исторических источников - это принцип рационализма (рациональный критерий); более достоверный источник (более древний) => закладывают основы метода. Эрудитская школа характеризуется акцентом не на форму, а на содержание. Ее представители стремились опереться на достоверные источники и критически отбирать факты. Основателем этой школы считают Флавио Биондо (1388-1463), церковного чиновника из Рима. Важнейшим его сочинением была трилогия, посвященная древнему Риму. Первые две ее части - топографическое описание Рима и Италии, третья часть содержит характеристику институтов древнеримской жизни, в том числе сената, армии, законов, образования, сельского хозяйства и т.д. Уже после смерти Биондо публика познакомилась с его «Десятью книгами по истории со времени падения Римской империи», в которой как раз и была закреплена новая периодизация истории. В ней была отвергнута идея «продолжавшегося» Рима, а падение Западной Римской империи приобрело значение как грань между античностью и варварством.
Вопрос 2.
Романтизм в историографии 1-й пол.19в. Его основные течения. На основе критики историографии Просвещения появилось новое направление – романтизм. Идеализация отдельных сторон действительности и прошлого. Интерес к средневековью в 19в. => идеализация европейского средневековья. Осмысление опыта Великой французской революции: некоторые отрицали опыт, критиковали революцию, а другие, осуждая отдельные рецидивы революции, пытались рассмотреть её как проявление исторической закономерности. И те и другие придерживались новой идеи – историзма (историческое развитие - единый, непрерывный поток, где каждый элемент неотъемлемая часть целого). Принять целое возможно, изучая все его элементы. Историческое развитие проявляется в преемственности. Всякое новое – продолжение и развитие старого. Исторический процесс – эволюция и видоизменение старых форм. Они были звеном в той цепочки, которая привела к настоящему. Вся история рассматривалась как единое целое. Романтики собирали и изучали факты прошлого, объединяя их в общую картину, исходя из логики материала. В трудах историков-романтиков видим объединение эрудиции и аналитики. Начали активно появляться национальные истории. Сознательное или бессознательное признание, что история – это наука. Два направления в рамках романтизма: 1).реакционно-дворянское, 20-30-е гг.19в. Его представители дворянство, которое лишилось всего во время революции и пострадало в Европе от Наполеона. Реставрировать старые порядки. 2).буржуазно-либеральное, 30-70-е гг. 19в. Его представители принимали революцию, её результаты. Пытались найти обоснование её неизбежности. Заимствовали некоторые идеи просвещения. Во Франции дворянские романтики пользовались влиянием в 20-30-е гг., а потом преимущество перешло к либеральным. В Англии историография романтизма не получила широкого распространения. Билет №10. 1. Риторическая школа гуманистической историографии. Леонардо Бруни. 2. М. Вебер и концепция идеального типа Вопрос 1. В Италии в эпоху Возрождения сложилось три исторических школы: риторическая, эрудитская и политическая. Самой ранней из них была риторическая, а ее видным представителем считают историка и канцлера Флоренции Леонардо Бруни (1369-1444). В "Истории Флоренции» он выступил как патриот Флорентийской республики, отдавая республиканскому устройству безусловное предпочтение перед тираниями в других итальянских государствах. В истории он искал идеал человеческой добродетели; история важна для него не как точное описание прошлого, а как средство воспитания и описания нового идеала человеческой добродетели. Для риториков, таким образом, важна «внешняя сторона» истории; не случайно их труды выглядят как театральные пьесы на исторические темы. Следуя античной историографии, Бруни включил в свое сочинение вымышленные речи исторических героев. Заслугой Бруни можно считать то, что, в отличие от средневековых хронистов, которые, как правило, не шли дальше мотивировки отдельных человеческих поступков, он предпринял попытку концептуализации, выяснения общего смыслового содержания истории Италии от падения Рима и до начала нового времени, отказавшись от провиденциализма и руководствуясь рационалистическими и мирскими идеями. Рим пал в конечном счете потому, что императоры уничтожили свободный дух граждан. Но и Возрождение, новая эпоха итальянской истории, стало возможным только благодаря обретению Италией свободы на почве независимых городов-государств.
«Риторическая школа» в гуманистической историографии. Леонардо Бруни. К 15в. в гуманистической историографии начинают складываться 1-е исторические школы - риторическая, эрудитская, политическая. Основатель риторической школы флорентийский историк Леонардо Бруни (1369-1444). В труде «12 книг по истории народа Флоренции» излагает историю Флоренции до нач.15в. Рассчитана на массового читателя. У Бруни появились последователи => сложилась риторическая школа. Разработал новую периодизацию истории (античность, средний век, новое время) на примере флорентийской и итальянской истории. Пытался объяснить историю с гуманистической точки зрения. Исторические события происходят в результате человеческих деяний. История развивается в определённом направлении, её основа – борьба за власть. Движение политической борьбы ведёт к реализации принципа гражданской свободы. «-»: не стесняется «приврать». Исторический деятель воплощает принципы добра и зла, приписывает им разные речи => риторика. Для Бруни важно показать истину, а не слова, которыми она выражается. Вся история разворачивается как театральное действие, где на переднем фоне - исторические главные герои, а на заднем фоне - народ (масса). Вопрос 2. Большое влияние на развитие теории истории оказал немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920). Его труды можно рассматривать как один из источников теории модернизации. Пожалуй, именно учение Вебера оказалось наиболее востребованным в социальной истории второй половины XX в., в частности, в трудах историков билефельдской школы. В методологических спорах начала XX века он занимал особую позицию: в отличие от позитивистов полагал, что в науках о культуре и человеческой деятельности нельзя исходить из тех же методологических принципов, что и в естественных науках; ни историк, ни экономист не могут игнорировать того, что человек есть существо сознательное. В то же время он не раздел51л идеи субъективистов, в частности, Дильтея, что познать прошлое можно только через интуицию. Вебер был близок к позитивизму в зггверждении, что история как одна из наук о культуре должна быть основана на познании объективных закономерностей и свободна от субъективных оценок и пристрастий историка. Крут интересов Вебера как исследователя весьма широк: он занимался историей хозяйства (экономической историей) от древности и до современного ему времени, историей права, религии, искусства. Как никто до него, Вебер исследовал социологию власти. Особое место в его наследии занимают работы, посвященные истории капитализма. Уже первая из них, «Протестантская этика и дух капитализма", (1905) принесла ему всемирную известность. Отношение Вебера к Марксу характеризовалось двойственностью: с одной стороны, он видел заслугу Маркса в том, что тот первым создал теорию капитализма как более прогрессивной стадии общественного развития по сравнению с феодализмом; с другой - он не только отвергал многие исходные категории марксистского з^чения, но и саму идею о революционной смене капитализма коммунизмом как утопическую. Вероятно, именно поэтому о Вебере сравнительно мало писали в нашей стране до конца 1980-х гг. Его учение подчас трактовалось как попытка найти «буржуазную» альтернативу марксизму. В теории познания Вебера ключевое значение имеет категория «идеального типа», в чем-то близкая «идеальной модели», используемой в естествознании. Такие понятия, как «ремесло», «капитализм», «экономический обмен», «христианство» и т.д., - и есть идеально-типические конструкции. В истории они являются средством познания, через которое проявляется его главная цель: раскрыть генетическую связь исторических явлений. Другой важной категорией социологии Вебера стала категория «социального действия», причем подразумевается, что субъектами действия могут быть только индивиды. Что касается «государства», «учреждения», «нации», «армии» и других подобных понятий, отражающих не индивидуальное, а коллективное, то они могут «зоюдобляться» индивидам, например, в юриспруденции. Однако в социологическом смысле эти понятия только отражают связи между действиями отдельных людей, следовательно, только люди - носители действий, имеющих смысловую ориентацию. В Европе в новое время возник первый в истории тип общества, основанный на формальной рациональности, - такое общество называют индустриальнь»!. В социологии власти Вебера выделяются три типа господства: легальное (к нему принадлежат современные европейские государства), патриархальное и харизматическое. Легальное основано на формально-правовом принципе, в этом слз^ае бюрократия является самым чистым типом господства; патриархальное основано на принципе традиционного господства, сходно с семьей, и продвижение в нем зависит от личной преданности; харизматический опирается на экстраординарные способности вождя, обладающего харизмой. В противоположность патриархальному харизматический тип господства основывается не на привязанности к обычному, а опирается на необычайное, никогда ранее не признававшееся. Обратившись к истории капитализма, Вебер подчеркивал его успехи в странах, где со времени Реформации раслространи.шсь идеи протестантизма, Он называет «наквньп>га* прел- сгаа\ения исторического материа_\яз- мл «о возникновении подобньсс <нле&* в качестве «отражения» н.ш «надстройки* экономических отношений» Приведя в качестве примера Нов\-ю Анг.шю, Вебер замечает, что здесь •причинная связь обратна тон, которую с\едова.\о бы посту.шровать с ма- терна.\истической точки зрения». Вебер пишет: «Безудержное, свободное от каких бы то ни бьь\о норм приобре- тате-\ьство существует на протяжении всего исторического периода», но это не бьь\о воп.\ощением «ду^ха кашгга-.\изма», потому что капита,\изм ориентирован на рациональное испо.^ьзова- ние капита\а в процессе внедрения его в производство, на рациона\ьную капиталистическую организацию труда. «На заре капиталистического развития эта связь между >^1ением людей приспособиться к капиталистическому производству и их религиозной направленностью... подтверждается целым рядом фактов», - замечал Вебер. М.Вебер и концепция «идеального типа». Макс Вебер (1864-1920). Труд «Протестантская этика и дух капитализма». Разработал методологические вопросы исторического исследования. Вебер считает, что главное не сама историческая действительность, а точка зрения самого исследователя на прошлое. Отношение к прошлому, оценка, определяющая под каким углом зрения их рассматривать. Вебер вывел концепцию идеальноготипа: каждый историк выбирает свой угол зрения, под которым будет рассматривать прошлое. Идеальный тип служит для того, чтобы попытаться связать отдельные факты и создать общую картину. Но она будет иметь абстрактный характер. Сначала возникла новая религия, которая несёт новую этику. Эта этика рождает соответствующее отношение к жизни. Подталкиваемые этикой, люди занимаются предпринимательством => рождение капитализма.
Билет №11. 1. Л. Валла и зарождение исторической критики. 2. Историки-позитивисты Бокль и Тэн. Вопрос 1. Лоренцо Вала и зарождение исторической критики Эрудиты в гуманистической историографии пытались установить общие критерии и принципы критики исторических источников - это принцип рационализма (рациональный критерий); более достоверный источник (более древний) => закладывают основы метода, которым воспользовался Лоренцо Вала (1407-1457) – основатель исторической критики (между риториками и эрудитами), жил в Неаполе. Труд «Рассуждение о подложном и вымышленном дарении Константина», 1440г. написана, а опубликована в 1517г. в Германии. Римский император Константин, ввел христианство в империи, передал духовную власть над Европой в руки 1-му папе Римскому, есть «документ, обосновавший гегемонию римских пап и дающий им возможность претендовать на светскую власть». Вала в своей работе доказал, что этот документ фальшивка: документ 8 века, а не 4 века. Вала представил идеальный метод критики исторического источника: дипломатическая критика; рационалистическая критика - ни в одном источнике нет упоминания об этом факте; филологическая критика - в документе употребляются слова неизвестные в 4 веке, они появились позже; провёл сравнительный анализ – в древних источниках 4 века нет упоминания об этом документе, в написании документа много варварской латыни. Вала доказал значение исторических источников в исследовании и их достоверность. Он разрушил политическую концепцию. Однако самым знаменитым из историков Возрождения считают Лоренцо Валлу (1407-1457), бывшего одновременно богословом и филологом, публикатором древних авторов. В отличие от Аристотеля Валла полагал, что история выше поэзии и философии, потому что основана на «безусловной истине», она полезнее, «ибо полна мудрости». Среди его сочинений для историографии главное значение приобрела книга "Размышление о подложном и вымышленном дарении Константина», написанная, по- видимому, в 1440 г., но опубликованная только в XVI в. Именно в этой книге заложена идея филологической критики исторических источников, и тем самым «было положено начало той революции в историографии, которая с течением времени привела к конституированию истории как университетской дисциплины».5 Между тем эта работа совсем не создавалась как академическая. По сути это был памфлет, написанный в совершенно конкретных исторических обстоятельствах. В 30-х гг. XV в. в Италии проходила острая борьба за Неаполь, в которой столкнулись король Альфонс Арагонский (на стороне его и находился Валла) и герцог Рене Анжуйский, которого поддерживал папа Евгений IV. Обстоятельства были благоприятны для Альфонса Арагонского: у папы было немало политических противников, и сам он был на время изгнан из Рима в результате восстания. Проявив (в духе Макиавелли) повадки лиса и льва, папа при помощи воинственного кардинала Вителлески восстановил свою власть, и последний совершил походы на Неаполь, в конечном счете неудачные, в ходе которых Альфонс, однако, едва избежал пленения. В таких обстоятельствах партии Альфонса Арагонского требовалось подорвать авторитет папы, доказать, что священный престол не имеет права вмешиваться в неаполитанские дела. На протяжении столетий папский престол использовал документ под названием «Донация Константина» («Дарение», «Конституция»), приписываемый знаменитому императору IV в. Константину, для обоснования своих прав на вмешательство в дела светских властей в разных странах. На него ссылался и папа Евгений IV. Смысл «Донации» в том, что в благодарность за излечение от проказы и крещение Константин якобы передавал римскому папе Сильвестру I императорскую власть в Риме, Италии и западных провинциях и выражал желание перенести свою резиденцию в Византию. Подложность именно этого документа и доказал Валла, обосновав мнение, что это более поздняя подделка. Фактически историк подошел к рассмотрению древнего текста с трех позиций. Во-первых, с точки зрения ра- циона\ист11ческой: он не видел разумных объяснений действиям Константина, если они имели место на самом деле. Во-вторых, он обратил внимание, что о дарении не говорится в других сохранившихся источниках IV в., а это по меньшей мере странно, потому что такое выдающее событие, если оно действительно произошло, не могло пройти мимо внимания современников. В-третьих, и это главное, Валла утверждал, что язык "Константинова дара" отличается от того, как писали в IV в., это варварская латынь более позднего времени. Такая точка зрения была подтверждена учеными в Х1Х-ХХ вв., когда было доказано, что первоначальный текст ведет происхождение из канцелярий пап Стефана III (752-757) и особенно Павла I (757- 767), известного проповедью культа папы Сильвестра 1. Как видим, значение сочинения Валлы вышло за рамки сиюминутных политических интересов, хотя его стиль свидетельствует о политической заостренности. Характеризуя угрозы, содержавшиеся в адрес тех, кто захочет изменить в грамоте хоть букву («восстанут против него святые апостолы Петр и Павел, да будет он повергнут в геенну огненную вместе с диаволом и всеми нечестивцами»), Валла замечает: «Эта ужасная угроза не может принадлежать императору или светскому государю; это язык древних жрецов и нынешних священников. Не Константину принадлежат эти слова, а некоему темному клирику, не знающему, ни что надлежит сказать, ни какими словами выразить мысль; раскормленный и тучный, в парах вина, он излагает эти анафемы, эти проклятия, которые никого не поражают, кроме него самого». Вопрос 2. Историки-позитивисты Г.Бокль и И.Тэн. Историки-позитивисты: 1)Генри Томас Бокль (1821-1862) Труд «История цивилизаций в Англии», 2 тома. История - самое благородное и самое трудное из всех занятий. В данный момент история отстаёт от естественных наук (изучает отдельные факты), не выводит общие закономерности. Общество развивается по законам. История может выводить эти законы. Есть два основных фактора, которые влияют на историческое развитие – это географическая среда и человеческий ум. В их взаимодействии происходит прогрессивное развитие. Основу исторического развития составляет развитие разума и просвещения. Стимулом умственного развития является сомнение и скептицизм. Где вера там нет прогресса. На смену вере приходит сомнение - появляется тяга к исследованию. 2).Ипполит Тэн (1823-1893).Труд «Происхождение современной Франции», 4 тома. Во введении своей книги изложил теоретические воззрения. История – объективная наука, задача изучать факты и выявлять закономерности. Общество- часть природы, человек и животное почти тождественны. Человек –социализированная обезьяна. Люди подменяются установленным правилом. «В критические моменты животные инстинкты человека вырываются наружу». В каждом человеке есть навязчивая идея. Она наиболее выражается у интеллектуалов. Великая французская революция – ломка устоявшихся правил. Революция – гибельный взрыв животных страстей. Революция не создала ничего нового. Она не уничтожает деспотизм, а создаёт её новые формы. Позитивизм явственно проявился во взглядах Генри Томаса Бокля (1821-1862), исторический труд которого получил еще при жизни автора признание не только в Англии, но и в других странах. Бокль не имел специального исторического образования - он пришел в историографию как любитель. Рано проявив блестяцще способности, Бокль получил от отца, богатого лондонского купца, право заняться самообразованием. Он усиленно трудился, занимаясь языками и читая разнообразную литературу. К тридцати годам он говорил на 7 языках, читал на 19. Получив после смерти отца наследство, он потратил его на приобретение библиотеки. Первоначальный план Бокля был грандиозен: он задумал написать историю человеческой цивилизации в 15 томах. До своей смерти Бокль успел подготовить только два тома книги, названной им «тИс- тория цивилизации в Англиш (1858; 1861). Оба они вызвали широкий интерес у публики.
Билет №12. 1. «Политическая» школа гуманистической историографии. Н. Маккиавелли. 2. Немецкая историография конца 19 века. Буркхард и Ламбрехт. Вопрос 1. «Политическая школа» в гуманистической историографии. Николо Макиавелли. К 15в. в гуманистической историографии начинают складываться 1-е исторические школ - риторическая, эрудитская, политическая. Политическая школаизучает историю для того, чтобы извлечь из неё уроки для настоящего и будущего. Интересует взаимосвязь событий, пытаются выявить причины событий. Пытаются найти в истории более глубокие причины, чем воля Бога или личности. Представитель политической школы Макиавелли (1469-1527) (Флоренция, 1-я пол. 16в.), политик, дипломат, философ. Две работы: 1).«Государь»: в истории главное – государственный интерес, которому монарх должен служить (государственный интерес стоит выше монарха). Жертвы ради государственного интереса оправдывают всё (государственный интерес – высшая ценность). Прагматизм. Для Макиавелли характерно стремление к обобщению, которое подводит его к необходимости избирательного отношения к материалу (выбирать то, что важно, нужно и является подтверждением модели). Идёт по проблемно-хронологическому способу изложения материала - причинно-следственная связь событий. 2). «Истории Флоренции»: в теории предпочитает республику, но на практике – монархию. Один из первых увидел в истории не хаотичное нагромождение событий и фактов, а проявление некоторых закономерностей – это последовательная смена форм правления (происходит у всех народов): монархия à аристократическая республика à демократия à охлократия à тирания => идея круговорота. Главный двигатель этого круговорота – политическая борьба, её основа – борьба интересов, устремлений (не ограничивается личными устремлениями, за ней стоят определённые группы). Для Макиавелли характерно стремление к обобщению, это приводит его к избирательному отношению к материалу. События излагаются в причинно-следственной связи (проблемно-хронологическое изложение материала). В гуманистической историографии принято также выделять политическую школу, самым видным представителем которой считают Николо Макиавелли (1469-1527). Как и риторики, Макиавелли искал в истории пользу (обучение на примерах), но он видел ее значение не столько в формировании добродетельного поведения граждан, сколько в том, что она имеет практический смысл: раскрывает основы политики и помогает правителям, давая им «мудрость управления». Сам Макиавелли на протяжении ряда лет в начале XVI в. играл важную государственную роль во Флоренции, однако в 1513 г. с возвращением к власти Медичи был отправленизгнание. Тогда, находясь в ссылке в своем имении, он написал знаменитые исторические работы: Его трактат «Государь» (1513) положил начало политической теории нового времени. Его рассматривают как один из краеугольных камней в фундаменте концепции абсолютизма. Вероятно, на Макиавелли повлияли политические обстоятельства, в которых находилась Италия в те времена. Ее раздробленность и политическая слабость были фактором, способствовавшим агрессивным устремлениям соседей (итальянские войны), в таких обстоятельствах Макиавелли оправдывал тирани- ческую власть правителей, видя в ней неизбежную необходимость в Во имя «государственных интересов» допустимо, что правитель нарушает данное им слово или бывает жестоким; то, что неприемлемо в отношениях обычных людей, допустимо в действиях государя. Он пишет: «Любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь в любом случае не навлекать на себя ненависти подданных». Из опыта истории Макиавелли делал вывод, что великие дела чаще совершали те правители, которые не считали честность главной добродетелью, а могли обвести вокруг пальца. Чтобы сокрушить врагов, князь прибегает к способу действия и человеческому (законом), и звериному (силой), если первого оказывается недостаточно. «Из зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется», - пишет он. Конечно, главные аргументы для Макиавелли - исторические примеры, которые он, однако, черпает не только из античности, но и более близкого времени. Так, обращаясь к Франции, он утверждает, что парламенты помогают удерживать наглость знати, с одной стороны, и народ в узде, с другой. «Отсюда еще одно полезное правило, - замечает он - дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные - исполнять сами». В наиболее зрелой исторической работе ''История Флоренции» (1520- 1525) Макиавелли высказывал убеждение, что в теории наилучшей формой государственного устройства является республика, но при этом он пессимистически полагал, что такое устройство ведет к узкопартийному духу и политической борьбе, которые могут возобладать над государственными и гражданскими интересами. По этой причине Флоренция оказалась неспособной объединить Италию, историю которой он и рассматривает под углом зрения упущенных возможностей ее объединения. В центре внимания Макиавелли политическая борьба, которая часто не зависит от воли отдельных людей. Вопрос 2. Билет №13. 1. «10 диалогов об истории» Патриция. Ж. Боден. 2. Биок и Февр и их исторические взгляды. Вопрос 1. Гуманистическая историография. за пределами Италии. Б XVI в. гуманистические идеи распространились в странах к северу от Альп. Во Франции тогда успехов достигла юриспруденция, центрами изучения которой первоначально были университеты Бурже и Тулузы. Это стало толчком для написания Жаном Боденом (1530-1596) трудов историко-юридического характера. От предшественников он взял идею, что история может служить науч
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.065 с.) |