Методические указания для обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания для обучающихся



Методические указания для обучающихся

по освоению дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарно-педагогический институт

Основы права

Методические указания

К проведению семинарских занятий

для студентов очной формы обучения

Технических специальностей

 

Севастополь, СевГУ

2016


УДК 34

 

Р е ц е н з е н т:

Р. В. Ткаченко – кандидат философских наук,

доцент кафедры «Исторические, философские и социальные науки»

 

Составитель: Е.В. Скребец

 

Основы права: методичекие указания к проведению семинарских занятий для студентов очной формы обучения технических специальностей / Сост. Е. В. Скребец. – Севастополь: СевГУ,2016. – 46 с.

 

Методические указания определяют методику выполнения, порядок и характер действий студентов при выполнении учебной работы на семинарских занятиях по дисциплине «Основы права».

Методические указания включают план к теме занятия, темы сообщений (презентаций) и эссе, образцы процессуальных и иных юридических документов, примеры («case-study»), тестовые и практические задания по теме, контрольные вопросы для проведения эскпресс-опроса, вопросы к зачету, перечень нормативно- правовых актов, обязательных для изучения, список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

УДК 34

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Исторические, философские и социальные науки», протокол № 11 от 26 мая 2016 г.

 

Допущено Учебно-методическим центром СевГУ в качестве методических указаний.

 

 

© ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», 2016

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение   4
Семинарское занятие № 1. Основные понятия теории права   5
Семинарское занятие № 2. Основы конституционного права России   13
Семинарское занятие № 3. Трудовое право России   17
Семинарское занятие № 4. Основы гражданского права РФ   23
Семинарское занятие № 5. Основы семейного права России   29
Семинарское занятие № 6. Уголовное право России   34
Семинарское занятие № 7. Основы административного права РФ   39
Вопросы к зачету   43
Информационные ресурсы, необходимые для подготовки к семинарским занятиям   44
Перечень использованных источников   45

 


введение

 

Учебная дисциплина «Основы права» является обязательной частью программы высшего образования в России, призванной оказать помощь студентам в усвоении основных категорий отраслевых юридических наук, изучении основ конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права РФ.

Задачи освоения дисциплины «Основы права» включают получение студентами, обучающимися техническим специальностям, базовых знаний в области права и ознакомление с системой права Российской Федерации, что позволит им адекватно оценивать возникающие правоотношения при осуществлении профессиональной деятельности.

Цели углубления и конкретизации знаний, а также развития навыков самостоятельного анализа вопросов по наиболее важным и сложным темам учебного курса служат семинарские занятия.

На семинарских занятиях будущий специалист должен приобрести навыки:

- работы с нормативными актами РФ и использования норм гражданского, трудового, административного, уголовного законодательства в профессиональной сфере деятельности;

- публичного выступления перед аудиторией, правильного ведения полемики, умения доказательно отстаивать свою точку зрения;

- составления служебной документации, процессуальных актов;

- решения практических заданий по актуальным темам юриспруденции с целью закрепления полученных знаний и «сase-study» (анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности с поиском вариантов лучших решений).

Методические указания нацелены на преподавание курса «Основы права» с применением активных методов обучения, проблемного (стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы) и контекстного обучения (мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением). Обучению на основе опыта (активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения) отвечает написание эссе.

Во время подготовки к каждому семинару студенту необходимо ознакомиться с планом занятия, изучить обязательную и ознакомиться с дополнительной литературой к семинару, проанализировать предложенные материалы. Студенту следует разобрать каждый предложенный для обсуждения на семинаре вопрос, составить план письменного или устного ответа.

Формами текущего и промежуточного контроля по дисциплине являются: групповые дискуссии, разбор кейсов, написание эссе, эскпресс-опросы. Итоговой формой контроля сформированности компетенций у студентов по дисциплине является зачет.

 


Семинарское занятие № 1.

Основные понятия теории права.

Целью занятия является углубление и конкретизация знаний, а также развитие навыков самостоятельного анализа следующих теоретических вопросов:

1. Понятие и сущность права. Право в системе социального регулирования.

2. Нормы права: понятие, виды, структура.

3. Источники права. Основные правовые системы современности.

4. Система российского права и ее структурные элементы. Система права и система законодательства в их соотношении.

5. Правоотношения: понятие, структура, юридические факты.

6. Правонарушения: понятие, виды, состав.

7. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания.

 

Темы сообщений (презентаций):

1. Проблемы формирования правового государства в России.

2. Правосознание и правовая культура. Правовой нигилизм и формы его преодоления.

3. Романо-германская правовая семья.

4. Англосаксонская правовая семья.

5. Религиозная правовая семья.

6. Виды систематизации правовых норм (инкорпорация и кодификация).

7. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

8. Толкование норм права: понятие, способы.

9. Применение аналогии при восполнении пробелов в законодательстве.

10. Стадии применения права.

Практические задания:

 

1. Изучить требования к составлению и подаче исковых заявлений. Ознакомиться со структурой искового заявления:

 

Образец искового заявления

В (наименование суда)

 

Истец: (фамилия, имя, отчество полностью),

проживающий: (почтовый индекс и адрес полностью).

 

Ответчик: (фамилия, имя, отчество полностью),

проживающий: (почтовый индекс и адрес полностью)

Цена иска: (в отношении требований.....

 имущественного характера)

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о.............................................................................

(указать материально-правовое требование истца к ответчику, относительно которого суд должен вынести решение (предмет иска))

 

Основанием для обращения в суд является следующее (указать обстоятельства, которыми истец обосновывает свои требования (основание иска) с указанием доказательств, подтверждающих каждое из обстоятельств).

Подтвердить изложенные факты могут следующие свидетели, которых я прошу вызвать в судебное заседание:

1. (фамилия, имя, отчество; полный адрес)

2. (фамилия, имя, отчество; полный адрес)

3. (фамилия, имя, отчество; полный адрес)

На основании изложенного, в соответствии с ч. __ ст. ______ГПК РФ

прошу:

содержание исковых требований (содержание иска).

 

Приложение:

1) доказательства, подтверждающие обоснованность иска (документы и проч.);

2) копия искового заявления;

3) банковская квитанция об уплате госпошлины.

 

 

«___»_______20__ г.                                                                         Подпись

 

 

2. Выполните тестовые задания по теме:

1. Право – это:

1) выражение духа народа, складывающегося в ходе исторического процесса;

2) система общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения и закрепляющих за их участниками относительно равные и справедливые права и юридические обязанности;

3) защищенный государством интерес.

2. Структура правовой нормы включает:

1) субъекты, объекты, содержание;

2) гипотезу, диспозицию, санкцию;

3) события, действия, бездействие.

3. Элементом нормы права является:

1) гипотеза;

2) презумпция;

3) коллизия.

 

4. Судебный прецедент является главным источником права в:

1) англосаксонской правовой семье;

2) романо-германской правовой семье;

3) мусульманской правовой семье.

 

5. Элементами правоотношения являются:

1) субъект, объект, юридическое содержание;

2) гипотеза, диспозиция, санкция;

3) события, действие, бездействие.

 

6. Основой системы законодательства Российской Федерации является:

1) Конституция Российской Федерации;

2) правовые прецеденты;

3) общепризнанные принципы и нормы международного права.

7. Элементами правонарушения являются:

1) субъект, объект, содержание;

2) гипотеза, диспозиция, санкция;

3) субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

8. Юридической является ответственность:

1) административная;

2) политическая;

3) моральная.

 

9. Элемент юридического состава правонарушения:

1) объективная сторона;

2) гипотеза;

3) содержание.

10. Расположите нормативные акты в порядке возрастания юридической силы:

Указ Президента РФ,

федеральный конституционный закон РФ,

приказ ректора Университета,

Конституция РФ,

постановление Правительства РФ,

закон Законодательного Собрания Севастополя.

11. Физические лица полностью дееспособны:

1) с рождения;

2) по достижению 14 лет;

3) по достижению 18 лет.

 

12. Какое из трех обстоятельств может оказать влияние на объем дееспособности гражданина:

1) возраст гражданина;

2) перелом руки;

3) российское гражданство.

3. Выполните задания:

1. Укажите структуру правовой нормы:

« При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором» (ст. 236 «Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы» ТК РФ).

2. Укажите структуру правовой нормы:

«Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:

- бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;

- нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком-инвалидом с детства I группы;

- нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;

- нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.

Размер алиментов и порядок их предоставления бывшему супругу после расторжения брака могут быть определены соглашением между бывшими супругами» (ст. 90 «Право бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака» СК РФ).

 

3. Укажите структуру правовой нормы:

«При образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере одной десятой процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки» (ч. 2 ст. 115 «Ответственность за несвоевременную уплату алиментов» СК РФ).

Государственной власти?

1. Демократичность.

2. Всевластие Президента.

3. Разделение властей.

 

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Завещание

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

об установлении отцовства и взыскании алиментов

 

С «__»_______ 20__ г. по «__»_______ 20__ г. я находилась с ответчиком в фактических брачных отношениях. «__»_______ 20__ г. у меня родился сын (дочь) (имя ребенка). Его (ее) отцом является ответчик, который отказался добровольно признать себя отцом и подать в орган ЗАГС заявление о регистрации отцовства. Кроме того, ответчик не оказывает мне никакой материальной помощи на содержание ребенка. Отцовство ответчика в отношении сына (дочери) (имя ребенка) подтверждается следующими доказательствами: (привести доказательства).

Подтвердить изложенные обстоятельства могут следующие свидетели:

1. (Фамилия, имя, отчество, полный адрес);

2. (Фамилия, имя, отчество, полный адрес).

 

На основании изложенного и в соответствии со ст. ст. 49, 80, 81 СК РФ

прошу:

1. (Фамилия, имя, отчество ответчика), 19__ г. рождения, уроженца (указать), признать отцом родившегося у меня «__»_______ 20__ г. сына (дочери) (имя ребенка).

2. Взыскать с ответчика (фамилия, имя, отчество) в мою пользу на содержание сына (дочери) (имя ребенка, дата рождения) алименты в размере _____части всех видов заработка, начиная с (дата подачи заявления) до его (ее) совершеннолетия.

 

Приложение:

1) свидетельство о рождении ребенка;

2) справка родильного дома о том, что ребенок родился доношенным;

3) справка жилищных органов о нахождении ребенка на иждивении истицы;

4) справка о заработке ответчика;

5) письменные доказательства (если они имеются), подтверждающие исковые требования;

6) копия искового заявления.

 

«__»_______ 20__ г.                                                                                 Подпись

 

2. Проанализируйте реальные проблемные ситуации и найдите варианты лучших решений:

 

1. Федор Алин-Сомов и Наталья Денисова решили вступить в брак. При подаче заявления о регистрации брака последней до достижения восемнадцатилетия не хватало трех недель. Работница ЗАГС отказала им в принятии заявления со ссылкой на то, что Денисова не достигла брачного возраста.

Правомерны ли действия работницы ЗАГС? Как должен действовать несовершеннолетний гражданин, желающий вступить в брак? Какими фамилиями могут обладать указанные лица после свадьбы?

2. Андрей Игров и Анна Петрова пришли в ЗАГС подавать заявление о регистрации брака. Они сообщили, что через две недели Игров уезжает на учебу за границу на четыре месяца, поэтому зарегистрировать брак придет одна Петрова, а Игров в письменном заявлении выскажет свое согласие.

Как должны поступить работники ЗАГС?

3. Евгений Алов женился на Инге Ивлевой, имевшей шестилетнюю дочь Ольгу. Вскоре он удочерил девочку. Через 10 лет Ивлева умерла. Спустя год после ее смерти Евгений Алов и Ольга Алова решили пожениться, так как Ольга ждала ребенка от Алова.

Как должен поступить ЗАГС? Ответ обоснуйте.

4. Игорь Попов и Нина Титова решили пожениться. Они венчались в церкви, при этом решили, что их брак не требует государственной регистрации в органах ЗАГС. Через два года, поссорившись с мужем, Титова решила расторгнуть брак, однако ее заявление о расторжении брака в органе ЗАГС не приняли, потребовав представить свидетельство о заключении брака.

Дайте оценку действиям должностных лиц органа ЗАГС.

 

5. После регистрации брака супруги Иванчевы решили заключить брачный договор. В него они хотели включить следующие условия: а) установить режим совместной собственности на имущество, которое супруги приобретут после заключения данного договора; б) в случае расторжения брака Инга Иванчева обязуется сохранить брачную фамилию; в) Андрей Иванчев обязуется нести расходы по содержанию общих несовершеннолетних детей.

Можно ли включить такие положения в брачный договор? Обоснуйте ответ.

6. До регистрации брака супруге на праве личной собственности принадлежал гараж. Во время совместной жизни ее супруг своим личным трудом и за личные средства утеплил гараж кирпичной кладкой и сделал в нем погреб.

Будет ли признан гараж совместным имуществом супругов?

 

7. Олег Андреев от первого брака имеет семнадцатилетнюю дочь и четырнадцатилетнего сына, от второго – сыновей семи и шести лет, в третьем браке у него двухлетняя дочь.

Какой размер алиментов должен взыскиваться на каждого из детей Андреева от первых двух браков? Что изменится, если:

а) придется уплачивать алименты и на двухлетнюю дочь;

б) станут совершеннолетними дети от первого брака?

8. В каких случаях женщина может требовать предоставления ей алиментов от бывшего мужа, обладающего для этого необходимыми средствами:

а) если она потеряла работу и получает пособие по безработице;

б) если она достигла пенсионного возраста через 11 месяцев после расторжения брака;

в) если у супругов имеется общий ребенок-инвалид с детства I группы в возрасте 20 лет, проживающий с матерью?

 

9. Одинокие Александр Зотов, 50-ти лет, и Анна Апраксина, 45-ти лет (брат и сестра), пожелали совместно усыновить ребенка Жанны Храмовой, рожденного вне брака. Храмова в 2014 г. оставила своего ребенка посторонним лицам и переехала на постоянное жительство в г. Магадан, где вышла замуж. Судьбой своего ребенка она больше не интересовалась, средств на его содержание не присылала, хотя по наведенным справкам жила хорошо.

Возможно ли усыновление ребенка Храмовой? Дайте подробное разъяснение.

10. Пенсионерка Ирина Маслова подала иск в суд о взыскании алиментов на свое содержание с младшего сына Игоря. В судебном заседании сын против иска не возражал, однако пояснил, что у него небольшая заработная плата, на содержании двое несовершеннолетних детей и жена не работает, а более существенную материальную помощь матери может оказать ее старший сын от первого брака – Олег, который имеет дачу, машину, живет один.

Какое решение по данному иску вынесет суд?

 

 

Тема эссе:

Заключение брачного контракта: за и против.

Литература для подготовки:

1. Давыдова А. А., Семина А. А. Брачный контракт в России: теория и практика // Наука и современность. – 2010. – № 2-3. http://cyberleninka.ru/ article/n/brachnyy-kontrakt-v-rossii-teoriya-i-praktika.

2. Красильникова Т. В. Морально-правовые аспекты брачного договора в России // Власть. – 2009. – № 11. http://cyberleninka.ru/article/n/moralno-pravovye-aspekty-brachnogo-dogovora-v-rossii.

3. Цабиева С. Э. Личные неимущественные отношения в брачном договоре // Общество и право. – 2010. – № 1 (28). http://cyberleninka. ru/article/n/lichnye-neimuschestvennye-otnosheniya-v-brachnom-dogovore.

Вопросы для экспресс-опроса:

1. Дайте определение семейного права. Какие отношения регулирует Семейный кодекс?

2. Сформулируйте понятие брака по семейному праву. Имеет ли юридическую силу брак, заключенный по религиозным обрядам?

3. Назовите условия заключения брака.

4. Какой брачный возраст установлен законодательством? Укажите основания и порядок его снижения.

5. Укажитепрепятствия к заключению брака, предусмотренные действующим законодательством.

6. Назовите основания, необходимые для признания брака недействительным. Что следует понимать под фиктивным браком?

7. Назовите основания прекращения брака. Изложите порядок расторжения брака в органах загс по заявлению одного из супругов.

8. Перечислите случаи судебного порядка расторжения брака. Какой срок для примирения может быть назначен судом?

9. Каков порядок раздела общего имущества супругов?

10. Перечислите требования, предъявляемые СК РФ к форме брачного договора.

11. Раскройте содержание брачного договора.

12. В каком случае алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются с родителей в судебном порядке?

 

 

Основная литература:

1. Бошно С. В. Правоведение: основы государства и права: учебник для академического бакалавриата: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по неюридическим направлениям и специальностям / С. В. Бошно. – М.: Юрайт, 2014. – 531 с.

2. Тарановский Ф. В.История русского права / Ф. В. Тарановский. – М.: Зерцало, 2014. – 268 c. [Электронный ресурс]. Доступ из локальной сети НБ СевГУ, по паролю. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4047.

3. Рассолов М. М. История отечественного государства и права: учеб. для бакалавров: учеб. для студ. вузов, обуч. по юрид. напр. и спец. / М. М. Рассолов, П. В. Никитин; М-во юстиции РФ, Рос. правовая акад. – М.: Юрайт, 2012. – 752 с.

 


Дополнительная литература:

1. Шанихина Н. Н. Особенности семейных правоотношений // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – № 8-2. http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-semeynyh-pravootnosheniy-1.

2. Копыткова Н. В. Обязанности супругов по взаимному содержанию // Весник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2013. – № 3-2. http://cyberleninka.ru/article/n/obyazannosti-suprugov-po-vzaimnomu-soderzhaniyu.

3. Бурдо Е. П. Основания возникновения и виды алиментных обязательств в семье // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2014. – № 3. http://cyberleninka.ru/article/n/osnovaniya-vozniknoveniya-i-vidy-alimentnyh-obyazatelstv-v-semie.

4. Кузнецова О. В. Установление отцовства в судебном порядке // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – № 37. http://cyberleninka.ru/article/n/ustanovlenie-ottsovstva-v-sudebnom-poryadke.

5. Злобина И. В. Проблемы правового регулирования и правоприменительной практики ограничения родительских прав // Общество и право. – 2013. – № 4. http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-regulirovaniya-i-pravoprimenitelnoy-praktiki-ogranicheniya-roditelskih-prav.

6. Максименко А. В., Архипенко Д. А. К вопросу об опеке и попечительстве над несовершеннолетними // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2011. – № 1. http://cyberleninka. ru/article/n/k-voprosu-ob-opeke-i-popechitelstve-nad-nesovershennoletnimi.

7. Шангареев А. Т. О международном усыновлении в Российской Федерации // Социально-политические науки. – 2013. – № 2. http://cyberleninka. ru/article/n/o-mezhdunarodnom-usynovlenii-v-rossiyskoy-federatsii.

8. Забалова Е. Ю. Генезис института приемной семьи // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – № 4. http://cyberleninka. ru/article/n/genezis-instituta-priemnoy-semi.

9. Щурова И. С. Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан // Общество и право. – 2010. – № 4. http://cyberleninka.ru/ article/n/pravovoe-regulirovanie-braka-i-razvoda-s-uchastiem-inostrannyh-grazhdan.

 

 

Нормативные акты:

1. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (в ред. ФЗ от 28 декабря 2004 года № 185-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16; 2005. – № 1 (ч. 1). – Ст. 11.

 

 

Семинарское занятие № 6.

Уголовное право России.

 

Целью занятия является углубление и конкретизация знаний, а также развитие навыков самостоятельного анализа следующих теоретических и практических вопросов:

1. Общая характеристика уголовного права.

2. Понятие и виды преступлений.

3. Понятие и виды уголовного наказания.

4. Общие начала назначения наказания. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

5. Основания для освобождения от уголовной ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

 

Темы сообщений (презентаций):

1. Характеристика стадий совершения преступления. Добровольный отказ от совершения преступления.

2. Соучастие в преступлении.

3. Преступления против жизни, здоровья, личной свободы, чести, достоинства личности, ответственность за них.

4. Преступления против собственности и уголовная ответственность за них.

5. Хозяйственные и должностные преступления.

6. Мошенничество: виды и ответственность.

7. Понятие, принципы и стадии уголовного процесса.

8. Доказательства в уголовном процессе.

9. Меры уголовно-процессуального пресечения.

10. Амнистия и помилование в уголовном праве.

11. Условное осуждение.

12. Понятие судимости, ее последствия.

 

 

Практические задания:

 

1. Выполните тестовые задания по теме:

 

1. Из чего состоит действующее уголовное законодательство Российской Федерации (ст. 1 УК РФ):

1. Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Конституции РФ.

3. Общепризнанных принципов и норм международного права.

2. Что является объектом преступления:

1. Общественные отношения, охраняемые уголовным законом.

2. Вещь материального мира, по поводу которой совершается преступление.

3. Лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред.


3. Что является предметом преступления:

1. Общественные отношения, охраняемые уголовным законом.

2. Вещь материального мира или интеллектуальные ценности, по поводу которых совершается преступление.

3. Вещь материального мира, с помощью которой совершается преступление.

4. Что представляет собой объективная сторона преступления:

1. Сознательно-волевой акт поведения человека, запрещённый уголовным законом.

2. Процесс общественноопасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы, рассматриваемый с его внешней стороны.

3. Активную, целенаправленную систему противоправных и общественно опасных поступков человека.

5. Что является факультативными признаками объективной стороны преступления:

1. Причинная связь между общественно опасным деянием и общественно опасными последствиями.

2. Общественно опасные последствия.

3. Способ, место, время, обстановка, орудия, средства совершения преступления.

6. Какими признаками характеризуется деяние как признак объективной стороны:

1. Общественной опасностью.

2. Противоправностью.

3. Осознанностью.

4. Волевым характером.

5. Виновностью.

6. Наказуемостью.

7. Какие признаки входят в содержание субъективной стороны состава преступления:

1. Вина.

2. Эмоции.

3. Заведомость.

8. Кто подлежит уголовной ответственности (гл. 4 УК РФ):

1. Только физические лица.

2. Как физические, так и юридические лица.

3. Как физические лица, так и организации.

9. Когда лицо считается достигшим ко времени совершения преступления возраста уголовной ответственности (ст. 20 УК РФ):

1. Непосредственно в день рождения.

2. С ноля часов суток дня рождения.

3. С полудня суток дня рождения.

4. C ноля часов следующих за днем рождения суток.

10. Что относится в соответствии с УК РФ к обстоятельствам, исключающим преступность деяния (гл. 8 УК РФ):

1. Исполнение приказа или распоряжения.

2. Выполнение профессиональных функций.

3. Согласие потерпевшего на причинение вреда.

4. Необходимая оборона.

5. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление.

6. Крайняя необходимость.

7. Физическое и психическое принуждение.

8. Обоснованный риск.

11. На какой срок устанавливается лишение свободы:

1. До 20 лет.

2. От 6 месяцев до 20 лет.

3. От 6 месяцев до 25 лет.

4. От 1 года до 20 лет.

12. На какой срок устанавливается арест:

1. От 1 до 4 месяцев.

2. От 1 до 6 месяцев.

3. От 2 до 6 месяцев.

4. От 2 месяцев до 1 года.

 

 

Тема эссе:

Применение смертной казни в России: за и против.

Литература для подготовки:

1. Агаев Д. О. Современные тенденции развития института смертной казни // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2012. – № 1. http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-instituta-smertnoy-kazni.

2. Дядюн К. В. Смертная казнь: плюсы и минусы в современном обществе // Universum: экономика и юриспруденция. – 2015. – № 7. http:// cyberleninka.ru/article/n/smertnaya-kazn-plyusy-i-minusy-v-sovremennom-obschestve.

3. Казакова О. С., Казанцева Д.Б. Проблемы исполнения смертной казни // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 45. http://cyberleninka. ru/article/n/problemy-ispolneniya-smertnoy-kazni.

 

Вопросы для экспресс-опроса:

1. Как законодательство определяет понятие преступления? Назовите признаки преступления.

2. Что означает обратная сила закона?

3. Назовите обстоятельства, исключающие общественную опасность и противоправность деяния.

4. Каковы цели уголовного наказания?

5. Какие виды уголовного наказания предусмотрены законодательством?

6. Назовите виды преступлений против собственности.

7. С какого возраста физические лица могут привлекаться к уголовной ответственности?

8. Какое убийство признается совершенным при отягчающих обстоятельствах?

9. Какие наказания предусмотрены УК РФ за преступления против чести и достоинства личности?

10. Какие деяния в сфере компьютерной технологии УК РФ относит к преступлениям?

 

Основная литература:

1. Бошно С. В. Правоведение: основы государства и права: учебник для академического бакалавриата: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по неюридическим направлениям и специальностям / С. В. Бошно. – М.: Юрайт, 2014. – 531 с.

2. Тарановский Ф. В.История русского права / Ф. В. Тарановский. – М.: Зерцало, 2014. – 268 c. [Электронный ресурс]. Доступ из локальной сети НБ СевГУ, по паролю. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4047.

3. Рассолов М. М. История отечественного государства и права: учеб. для бакалавров: учеб. для студ. вузов, обуч. по юрид. напр. и спец. / М. М. Рассолов, П. В. Никитин; М-во юстиции РФ, Рос. правовая акад. – М.: Юрайт, 2012. – 752 с.

 

Дополнительная литература:

1. Николаев К. Д. Поняние, признаки, виды и значение стадий совершения умышленного преступления // Вестник Омской юридической академии. – 2015. – № 3. http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-priznaki-vidy-i-znachenie-stadiy-soversheniya-umyshlennogo-prestupleniya.

2. Балеев С. А. Форма соучастия в преступлении: понятие и классификация // Ученые записки Казанского университета. – 2010. – № 4. http://cyberleninka.ru/article/n/forma-souchastiya-v-prestuplenii-ponyatie-i-klassifikatsiya.

3. Полищук Н. И. К вопросу о совершенстве системы стадий уголовного процесса // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2015. – № 1. http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sovershenstve-sistemy-stadiy-ugolovnogo-protsessa.

4. Левченко О. В. Классификация доказательств в уголовном процессе // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2013. – № 3. http://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-dokazatelstv-v-ugolovnom-protsesse.

5. Баранов С. А. О понятии мер пресечения в российском уголовном процессе // Вестник Поволжского института управления. – 2008. – № 4. http://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-mer-presecheniya-v-rossiyskom-ugolovnom-protsesse-1.

6. Максимова В. Г. Отличие помилования и амнистии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2006. – № 13. http://cyberleninka. ru/article/n/otlichie-pomilovaniya-i-amnistii.

7. Степашин В. М. Основание применения условного осуждения // Вестник Омского университета. – 2013. – № 1. http://cyberleninka. ru/article/n/osnovanie-primeneniya-uslovnogo-osuzhdeniya.

8. Галиуллин Н. К., Шагабалова Л. Б., Алтыншин А. Г. Правовая сущность и последствия судимости по законодательству РФ // Вопросы современной юрипруденции. – 2014. – № 35. http://cyberleninka.ru/article/ n/pravovaya-suschnost-i-posledstviya-sudimosti-po-zakonodatelstvu-rossiyskoy-federatsii.

 

Нормативные акты:

1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954; 2005. – № 30 (ч. 1). – Ст. 3104.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (в ред. ФЗ от 1 июня 2005 года № 54-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52 (ч. 1). – Ст. 4921; 2005. – № 23. – Ст. 2200.

3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 года № 1-ФЗ (в ред. ФЗ от 9 мая 2005 года № 47-ФЗ) // СЗ РФ. – 1997. – № 2. – Ст. 198; 2004. – № 19. – Ст. 1754.

 

 

Семинарское занятие № 7.

Основы административного права РФ.

 

 

Целью занятия является углубление и конкретизация знаний, а также развитие навыков самостоятельного анализа следующих теоретических и практических вопросов:

1. Понятие и источники административного права РФ.

2. Понятие административного правонарушения.

3. Административное наказание: понятие и виды.

 

Темы сообщений (презентаций):

1. Понятие государственной службы и государственных служащих.

2. Система правоохранительных органов в Российской Федерации.

3. Понятие, признаки и виды административных принуждений.

4. Производство по делам об административых правонарушениях.

5. Административная ответственность организаций.

6. Протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

7. Антикоррупционное регулирование в РФ.

 

 

Практические задания:

1. Изучите требования к составлению и подаче жалобы на действия административного органа. Ознакомьтесь со структурой соответствующего документа:

 

 

В (наименование суда)

от (фамилия, имя, отчество),

проживающего(-ей): (почтовый индекс и адрес полностью),

по делу (наименование административного органа)

ЖАЛОБА

Методические указания для обучающихся

по освоению дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.241 с.)