Системный подход в семейной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный подход в семейной психологии



 

В рамках системного подхода семья рассматривается как соци­альная система, объединяющая группу людей и их взаимоотно­шения, т.е. это комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семейная сис­тема первична по отношению к своим составляющим — часто то, что происходит в семье, не зависит от намерений и желаний лю­дей, а подчиняется правилам функционирования семейной сис­темы [Варга А.Я., 2001].

Семья представляет собой открытую систему, элементы кото­рой взаимодействуют друг с другом и с окружающими системами. Вследствие действия «прямых и обратных связей» с внешними биологическими и социальными системами семья является по­стоянно развивающейся системой. Внешние силы могут оказывать положительное или отрицательное влияние на семью, в свою оче­редь последняя воздействует аналогичным образом на другие сис­темы. Таким образом, семейная система стремится, с одной сто­роны, к сохранению сложившихся связей, с другой — к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования.

Функционирование семейной системы определяется взаимо­связанным действием двух законов —закона гомеостаза и закона развития.

Согласно закону развития, каждая семья проходит свой жиз­ненный цикл — последовательность смены событий и стадий. Каж­дая семья, согласно организмическому взгляду, проходит стадии своей трансформации от возникновения (рождения) до прек­ращения жизнедеятельности (смерти). В литературе описываю­тся системы периодизации развития семьи с различными стадия­ми жизненного цикла [Варга А.Я.; Карабанова О.А., 2001; Ни­коле М., 1984; Черников А. В., 2001; Эйдемиллер Э.Г., 1999]. Но все они выделяют следующие стадии: 1) добрачный период — стадия монады (взрослый вне брачного союза); 2) образование новой семейной пары — стадия диады; 3) семья с маленькими детьми (включает в себя стадию триады, появление нескольких детей, выход детей во внешний мир — сад, школу); 4) семья с детьми подросткового возраста; 5) стадия отделения детей от ро­дителей; 6) семья после отделения детей (стадия диады).

Условиями, определяющими содержание той или иной ста­дии, являются некоторые обязательные для этой системы собы­тия (например, брак), задачи (рождения и воспитания детей), а также изменение физического возраста людей и соответственные изменения стадий психического развития. Эти стадии универсаль­ны для любого общества, но их прохождение имеет свою специ­


фику, обусловленную традициями и культурой каждой отдельной страны [Варга А.Я., 2001; Карабанова О.А., 2001].

Основной задачей стадии монады является эмоциональное от­деление детей от семьи родителей, приобретение ими профессии и финансовой независимости. На этой стадии молодому человеку важно приобрести опыт самостоятельной жизни, проверить на практике правила, усвоенные в родительской семье.

Специфика российской семьи заключается в том, что эта ста­дия, как правило, отсутствует — у нас распространены двухпоко-ленные, а не однопоколенные семьи, вследствие чего молодой человек не вырабатывает своего отношения к правилам, которые были предложены его родительской семьей. Он усваивает эти пра­вила, а потом транслирует их своей семье.

Для успешного прохождения второй стадии (диады) супругам необходимо совместно выработать систему семейных ценностей, осуществить распределение ролей, занять определенную позицию в обществе и установить отношения с расширенной семьей, что часто обусловливается общественно-культурным влиянием.

В российской действительности очень распространенной мо­делью является вхождение молодого супруга в новую семью на правах ребенка, что препятствует формированию диадического самосознания, новых — супружеских — ролей. Происходит асси­миляция семейных правил «принимающей семьи».

Появление детей — стадия семьи с маленькими детьми — пред­полагает перестройку структурно-функциональных особенностей семьи, изменение функций и обязанностей ее членов. Формиру­ются родительские позиции, вырабатывается воспитательная по­литика, выстраиваются новые отношения с расширенной семь­ей с включением ролей бабушек и дедушек как прародителей. С появлением второго (и т.д.) ребенка семейная система вынуж­дена опять же перестраиваться. При этом формируется подсисте­ма детей, причем порядок рождения детей, разница в их возра­сте значительно влияют на положение детей в семье и их функ­ции.

На этой стадии происходит также знакомство детей социальны­ми институтами — детским садом, школой. Успешность адапта­ции ребенка в новой социальной среде является индикатором ус­пешности функционирования семейной системы.

В российских семьях в воспитании детей велика роль прароди­телей, что часто приводит к смешению ролей в семье, образова­нию межпоколенных (дисфункциональных) коалиций, распро­странены случаи, когда функциональными матерями являются ба­бушки.

Основной задачей семьи с детьми подросткового возраста явля­ется пересмотр системы детско-родительских отношений, при­знание за ребенком права на самостоятельность. Эта стадия обыч­


но совпадает с кризисом среднего возраста родителей и кризисом пожилого возраста прародителей, что требует максимальной мо­билизации ресурсов семьи для обеспечения эмоциональной под­держки всем членам семьи. Эта стадия характеризуется особой уязвимостью семейной системы.

В российской действительности особенно важно предоставле­ние самостоятельности подросткам, так как проблема дифферен­циации от родителей является очень актуальной. При этом семья выступает в качестве определенного демпфера, обеспечивая от­носительно стабильную систему представлений, норм и ценно­стей, что очень важно в условиях быстрых социализационных из­менений, характерных для данного возраста. По исследованиям С. А. Баклушинского [Психология развития, 2001], подростки, для которых семья остается наиболее значимой частью их социальной сферы, в большей степени склонны воспринимать социальную ситуацию как стабильную и устойчивую, а их Я- концепция более адекватна и устойчива, чем у тех их сверстников, для которых семья менее значима.

Целью прохождения стадии отделения детей от родителей яв­ляется построение отношений между родителями и детьми по типу «взрослый —взрослый» — отношений двух людей без эмоциональ­ной зависимости. Значение полной эмоциональной сепарации от родителей велико: если этого не происходит (сепарация частич­ная, неполная), то у детей велика вероятность проекции сепара­ции на собственный брак. Перед супругами возникает необходи­мость заново выстраивать диадные отношения.

Стадия семьи после отделения детей связана прежде всего с вхождением супругов в завершающий период онтогенетического развития — период старения и старости, необходимостью пере­смотра своих ролей и функций, поддержания интересов и видов активности.

Прохождение жизненного цикла представляет собой смену пе­риодов кризисов развития и периодов стабилизации в жизни семьи и является так называемым «горизонтальным стрессором» [Эйде-миллер Э.Г., 1999].

Закон гомеостаза отражает стремление каждой системы сохра­нить свое положение, стремление к стабильности основных ее параметров. Механизмы гомеостаза различны. Члены гармонич­ной (функциональной) семьи быстро и адекватно справляются с задачами, поставленными изменением внешней и внутренней ситуаций. Дисфункциональные семьи представляют собой ригид­ные семейные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системами вне зависимости от внешних условий. В ре­зультате этого блокируются актуальные потребности самого «сла­бого» члена семьи (чаще — ребенка), и у него возникает какое­


либо заболевание (соматическое, психосоматическое, психиче­ское расстройство). Он становится «носителем симптома», кото­рый позволяет удерживать старые сложившиеся взаимоотноше­ния между членами семьи [Варга А.Я., 2001; Системная семейная терапия, 2002; Черников А. В., 2001].

В системной семейной терапии существует понятие «иденти­фицированный пациент» — «член семьи, отклоняющееся поведе­ние и психологические проблемы которого являются непосред­ственным поводом обращения семьи к психотерапевту» [Систем­ная семейная терапия, 2002, с. 88].

Симптомы появляются, если имеет место смещение или нару­шение процесса прохождения жизненного цикла семьи, как сред­ства уравновешения «застрявшей» системы. «Идентифицирован­ный пациент» может появиться в семье как при попытке сохране­ния гомеостаза во время прохождения какой-либо стадии жиз­ненного цикла, так и при разрешении конфликта неадекватным способом. Две наиболее важные функции симптомов — морфо-статическая и морфогенетическая [Системная семейная терапия, 2002; Черников А. В., 2001].

Морфостатическая функция — блокирование отрицательных эмоций между членами дисфункциональной семьи создает ситуа­цию перенапряжения, вследствие чего у одного из членов семьи формируется симптом, позволяющий семье редуцировать напря­жение и тем самым сохранять семейный гомеостаз. Симптом, как правило, возникает у того, кто имеет низкий статус в семье, ли­шен власти и прав, материально зависим. Такими лицами чаще всего оказываются пожилые люди, женщины, дети.

Морфогенетическая функция симптома — позитивная обратная связь, отклонение в сторону усиления колебаний семейной сис­темы, целью которой является изменение семейной системы, переход на другую стадию.

Симптом играет огромную роль в жизни дисфункциональной семьи — часто вся деятельность такой системы направлена на его поддержание. Снятие симптома может привести к усугублению внутрисемейной ситуации, поэтому центральный вопрос семей­ной психотерапии заключается не в том, как избавиться от симп­тома, а в том, что произойдет, если он исчезнет; как будет функ­ционировать система после исчезновения симптома и какую цену ей придется за это заплатить.

 

При выстраивании картины функционирования семейной си­стемы особую роль играют стратегии описания внутрисемейных процессов. Выделяют линейные и циркулярные процессы. Линей­ность и циркулярность представляют собой контрастные подходы в установлении связи между событиями. Наиболее очевидное раз­личие между ними состоит в структуре связей между элементами


паттернов поведения. Если линейные паттерны представляют со­бой последовательности типа: А-»В-»С, то циркулярные форми­руют закрытые петли и являются возвратными: А-> В->С->А и т.д. или А<->В, В<->С, С<->А [Черников А. В., 2001].

Важное отличие этих паттернов касается понятий времени и значения. Линейность неразрывно связана с идеей непрерывности времени, установления причинно-следственных отношений. Цир-кулярность же основана на взаимоотношениях элементов. Цирку­лярные объяснения основаны на том, что элементы значат друг для друга и как изменения одного подразумевают изменения дру­гого. Когда идентифицируются циркулярные паттерны или вы­двигаются циркулярные гипотезы, временные последовательно­сти проецируются на область настоящего и имеют значение с точки зрения функционирования «здесь и теперь». Циркулярные объяс­нения чаще используются для понимания психических событий, а линейные являются лучшими для понимания физических со­бытий.

Циркулярные описания являются системными, так как они предполагают больше альтернатив для терапевтических действий. Сохранение гомеостаза в семейных системах, несомненно, явля­ется циркулярным процессом.

Таким образом, семья играет большую роль в жизни отдельной личности и общества в целом. Являясь важнейшим элементом со­циального плана развития каждого человека, семья не только обес­печивает личностное развитие отдельного индивида, но и играет ведущую роль в формировании патогенных ситуаций и психиче­ских нарушений [Шапиро А.З., 1994; Эйдемиллер Э.Г., 1999].

Системный подход показывает, что проблема конкретного члена семьи является индикатором дисфункциональное™ семейной си­стемы в целом, семья рассматривается как единица психологи­ческого воздействия [Черников А. В., 2001].

Семья представляет собой гибкую систему, реагирующую на внешние и внутренние воздействия структурно-функциональны­ми изменениями. Без этих изменений функционирование семьи является дисгармоничным, препятствующим личностному росту членов семьи, компенсирующим возникающее напряжение появ­лением и закреплением симптомов [Аккерман Н., 1982; Сатир В., 2000; Системная семейная терапия, 2002].

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.013 с.)