Глава 1 написана в соавторстве с Е. Е. Кижаевой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 написана в соавторстве с Е. Е. Кижаевой.




роде человеческого поведения, т.е. о наличии положительных и отрицательных обратных связей, актуальные для выявления спе­цифики межличностной коммуникации, концепция «гомеостаза системы и явных эффектов парадоксальной коммуникации» во многом определили современное состояние системной семей­ной терапии.

Классификация различных подходов в семейной терапии пред­ставляет собой непростую задачу, так как вследствие открытости и гибкости они постоянно эволюционируют.

В настоящее время семейная терапия представляет собой до­статочно гибкую систему, которая может включать в себя индиви­дуальные встречи с членами семьи, работу с отдельными семей­ными подсистемами (супружеской, детско-родительской диадой, триадой — родители и проблемный ребенок, подсистемой сибсов и т.д.), нуклеарной семьей или с многопоколенной, распростра­ненной семьей (делая при этом акцент на совместную работу и планируя создание условий для изменения во всей семейной сис­теме). Что касается теоретических ориентаций, то среди множества концепций борьба и взаимопроникновение идут в основном между двумя полюсами: психодинамикой и теорией систем.

Левант (1980) разбил все школы семейной психотерапии на три кластера [Черников А. В., 1998]:

- подходы, ориентированные на семейную историю;

- подходы, ориентированные на структуру семьи;

- подходы, ориентированные на переживание.

Историческая парадигма включает психодинамическую, мно­гопоколенную и межпоколенную школы семейной терапии. Пред­ставители этих школ рассматривают личность внутри системы. Ин­тегрируя системные понятия, анализ может включать элементы межперсонального взаимодействия и проблему передачи паттер­нов через поколение. Широко используются психодинамические категории. В целом терапия в этих школах преследует цель осво­бождения индивидуальностей от их чрезмерной вовлеченности в отношения с предыдущими поколениями.

Парадигма «структура—процесс» включает коммуникативную, проблемно-разрешающую, или стратегическую, краткосрочную (сфокусированную на проблеме), триадическую, структурную и поведенческую школы семейной терапии. Сюда же Левант отно­сит работу таких терапевтов, как В. Сатир и М. Сельвани Палац-цоли.

Эти школы делакгг акцент на текущих паттернах взаимодей­ствия в семье и взаимоотношении этих паттернов с симптомами (или проблемами) идентифицированного пациента. Существуют некоторые варианты подходов в этих школах: рассмотрение пат­тернов взаимодействия через структуру семьи или с точки зре­ния семейного процесса; постановка главной целью изменение


структуры поведения или облегчение симптома; ориентировка в большей степени на теорию систем или на теорию обучения и т.п. В целом названные выше школы резко отличаются от тех школ, где преобладает исторический подход, игнорированием возникновения проблем, анализа и интерпретации неосознавае­мого, достижения инсайта как нерелевантных терапевтическому процессу, и фокусированием на системном уровне почти без рас­смотрения психологии индивидуальности. Они также резко кон­трастируют со школами, ориентированными на переживание, аффект как важные составляющие терапевтического процесса. Рас­сматриваемый подход к терапии предполагает реорганизацию семейной системы путем устранения дисфункциональных момен­тов, которые поддерживают симптом. Терапевт в этом случае играет роль эксперта.

Подходы, ориентированные на переживание, включают геш-тальтистскую, эмпирическую и клиентцентрированную школы семейной терапии. Представители этих направлений больше за­интересованы в повышении качества жизни индивидуальностей в семье, чем в преодолении симптомов или изменении семей­ной системы. Они принципиально основываются на экзистенци­ально-феноменологических теоретических концепциях. Подход к терапии в этих школах основан на попытке интенсификации аф­фективного опыта членов семьи в процессе их личностного рос­та и самоактуализации. Роль терапевта — фасилитация, отраже­ние семейного взаимодействия и присоединение к семейному процессу так же, как и к отдельной личности [Черников А. В., 1998].

Представляются интересными данные, полученные в рамках социальной психологии семьи [Кричевский Р.Л., 2001]. Семья рассматривается как естественная малая социальная группа. В мо­делях групповой структуры семьи, ориентированных на процесс и подчеркивающих временные изменения в структуре, делается акцент на роли эмоциональных отношений и взаимосвязанном поведении (Д.Хоманс), на взаимодействии делового и межлич­ностного аспектов групповой структуры (Р. Бейлз) и др. для со­хранения единства внутрисемейной структуры.

С 50-х гг. XX в. в нашей стране стала развиваться психология семьи, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особен­ности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов. Возникла необходимость при­влечения семьи при решении медицинских, педагогических, со­циальных задач, что повысило роль семьи в успешном и эффек­тивном функционировании в соответствующих областях.

С 80-х гг. XX в. стала активно развиваться семейная психотера­пия (Ю. А. Алешина, А. С. Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.004 с.)