Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1 написана в соавторстве с Е. Е. Кижаевой.Стр 1 из 5Следующая ⇒
роде человеческого поведения, т.е. о наличии положительных и отрицательных обратных связей, актуальные для выявления специфики межличностной коммуникации, концепция «гомеостаза системы и явных эффектов парадоксальной коммуникации» во многом определили современное состояние системной семейной терапии. Классификация различных подходов в семейной терапии представляет собой непростую задачу, так как вследствие открытости и гибкости они постоянно эволюционируют. В настоящее время семейная терапия представляет собой достаточно гибкую систему, которая может включать в себя индивидуальные встречи с членами семьи, работу с отдельными семейными подсистемами (супружеской, детско-родительской диадой, триадой — родители и проблемный ребенок, подсистемой сибсов и т.д.), нуклеарной семьей или с многопоколенной, распространенной семьей (делая при этом акцент на совместную работу и планируя создание условий для изменения во всей семейной системе). Что касается теоретических ориентаций, то среди множества концепций борьба и взаимопроникновение идут в основном между двумя полюсами: психодинамикой и теорией систем. Левант (1980) разбил все школы семейной психотерапии на три кластера [Черников А. В., 1998]: - подходы, ориентированные на семейную историю; - подходы, ориентированные на структуру семьи; - подходы, ориентированные на переживание. Историческая парадигма включает психодинамическую, многопоколенную и межпоколенную школы семейной терапии. Представители этих школ рассматривают личность внутри системы. Интегрируя системные понятия, анализ может включать элементы межперсонального взаимодействия и проблему передачи паттернов через поколение. Широко используются психодинамические категории. В целом терапия в этих школах преследует цель освобождения индивидуальностей от их чрезмерной вовлеченности в отношения с предыдущими поколениями. Парадигма «структура—процесс» включает коммуникативную, проблемно-разрешающую, или стратегическую, краткосрочную (сфокусированную на проблеме), триадическую, структурную и поведенческую школы семейной терапии. Сюда же Левант относит работу таких терапевтов, как В. Сатир и М. Сельвани Палац-цоли.
Эти школы делакгг акцент на текущих паттернах взаимодействия в семье и взаимоотношении этих паттернов с симптомами (или проблемами) идентифицированного пациента. Существуют некоторые варианты подходов в этих школах: рассмотрение паттернов взаимодействия через структуру семьи или с точки зрения семейного процесса; постановка главной целью изменение структуры поведения или облегчение симптома; ориентировка в большей степени на теорию систем или на теорию обучения и т.п. В целом названные выше школы резко отличаются от тех школ, где преобладает исторический подход, игнорированием возникновения проблем, анализа и интерпретации неосознаваемого, достижения инсайта как нерелевантных терапевтическому процессу, и фокусированием на системном уровне почти без рассмотрения психологии индивидуальности. Они также резко контрастируют со школами, ориентированными на переживание, аффект как важные составляющие терапевтического процесса. Рассматриваемый подход к терапии предполагает реорганизацию семейной системы путем устранения дисфункциональных моментов, которые поддерживают симптом. Терапевт в этом случае играет роль эксперта. Подходы, ориентированные на переживание, включают геш-тальтистскую, эмпирическую и клиентцентрированную школы семейной терапии. Представители этих направлений больше заинтересованы в повышении качества жизни индивидуальностей в семье, чем в преодолении симптомов или изменении семейной системы. Они принципиально основываются на экзистенциально-феноменологических теоретических концепциях. Подход к терапии в этих школах основан на попытке интенсификации аффективного опыта членов семьи в процессе их личностного роста и самоактуализации. Роль терапевта — фасилитация, отражение семейного взаимодействия и присоединение к семейному процессу так же, как и к отдельной личности [Черников А. В., 1998]. Представляются интересными данные, полученные в рамках социальной психологии семьи [Кричевский Р.Л., 2001]. Семья рассматривается как естественная малая социальная группа. В моделях групповой структуры семьи, ориентированных на процесс и подчеркивающих временные изменения в структуре, делается акцент на роли эмоциональных отношений и взаимосвязанном поведении (Д.Хоманс), на взаимодействии делового и межличностного аспектов групповой структуры (Р. Бейлз) и др. для сохранения единства внутрисемейной структуры.
С 50-х гг. XX в. в нашей стране стала развиваться психология семьи, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов. Возникла необходимость привлечения семьи при решении медицинских, педагогических, социальных задач, что повысило роль семьи в успешном и эффективном функционировании в соответствующих областях. С 80-х гг. XX в. стала активно развиваться семейная психотерапия (Ю. А. Алешина, А. С. Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.004 с.) |