Изучения адаптации первоклассников к школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучения адаптации первоклассников к школе



Диагностическая программа

Изучения адаптации первоклассников к школе

 


Пояснительная записка

     В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.

     В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость.

     Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.

Физиологическая адаптация

     Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

     1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

     2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

     3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

     Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.

Диагностическая программа скринингового исследования

     1. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе поЭ.М.Александровской (экспертная оценка учителя) - приложение №1.

2. «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В. (схему изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе заполняют родители) – приложение №2.

     3. Анкета «Оценка школьной мотивации» Н. Лускановой – приложение №3.

Данные по всем методикам заносятся в «Сводную таблицу результатов изучения уровня адаптации учащихся 1 классов» - приложение №4

При выявлении детей, показавших низкий уровень адаптации, индивидуально проводиться обследование ребенка с целью составления индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.

Примерная Диагностическая программа индивидуального обследования

1. Психолого-педагогическая карта (1-3 кл) М.Битяновой(экспертная оценка учителя) – приложение №5

2. Методики изучения психических познавательных процессов и личности ребенка (по выбору педагога-психолога с учетом результатов скринингового обследования).

 

Приложение № 1

       Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе*

(экспертная оценка учителя) 

Автор Э.М. Александровская

Шкала – учебная активность

5 баллов – активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно.

4 балла – на уроке работает, правильные и неправильные ответы чередуются.

3 балла – редко поднимает руку и правильно отвечает.

2 балла - учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит.

1 балл – пассивен на уроке, не отвечает у доски, переписывает с доски готовое.

0 баллов – учебная активность отсутствует, не включается в учебный процесс.

 

Шкала – усвоение знаний

5 баллов – правильное, безошибочное выполнение всех школьных заданий.

4 балла – небольшие помарки, единичные ошибки.

3 балла – редкие ошибки, связанные с пропуском букв, их замены.

2 балла – плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок.

1 балл – частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений и зачеркиваний.

0 баллов – плохое усвоение программного материала по всем предмета, грубые ошибки, большое их количество.

Шкала – поведение на уроке

5 баллов – сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.

4 балла – выполняет требования учителя, но иногда на короткое время отвлекается на уроке.

3 балла – изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами.

2 балла – часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах.

1 балл – требования учителя выполняет частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает.

0 баллов – не выполняет требований учителя, большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы).

Шкала – отношение к учителю

5 баллов – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремиться понравиться ему, после урока часто подходит к нему, общается с ним.

4 балла – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью.

3 балла – старательно выполняет требования учителя, старается обращаться за помощью к одноклассникам.

2 балла – выполняет требования учителя, формально заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным.

1 балл – избегает контакта с учителем, при общении с ним легко теряется, говорит тихо.

0 баллов – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при малейшем замечании.

III шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий»

А) Ребёнок сам справляется с домашними заданиями.

Б) Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.

В) Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам.

Г) Ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.

Д) Для выполнения ребёнком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.

Автор Н. Лусканова

АНКЕТА

1. Тебе нравится в школе?

— не очень
— нравится
— не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

— чаще хочется остаться дома
— бывает по-разному
— иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

— не знаю
— остался бы дома
— пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

— не нравится
— бывает по-разному
— нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

— хотел бы
— не хотел бы
— не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

— не знаю
— не хотел бы
— хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

— часто
— редко
— не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

— точно не знаю
— хотел бы
— не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

— мало
— много
— нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

— нравятся
— не очень
— не нравятся


 Анкета «Оценка школьной мотивации»

Автор Н. Лусканова

Предъявление анкеты

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления.

1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые они выбирают.
2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.

КЛЮЧ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

 

 


Приложение№4 

Сводная таблица результатов изучения уровня адаптации учащихся 1- ___класса МОУ №____ (20__-20__ уч.г.)

№п/п

Ф.И. обучающегося

Экспертная оценка учителя

Экспертная оценка родителя

Уровень мотивации

Зона адаптации

Примечания

Зона № проблемной шкалы Зона № проблемной шкалы
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1                
2                

Рекомендации к заполнению итоговой таблицы:

1. В столбец 3 вноситься зона адаптации по методике «Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе» -  экспертная оценка учителя (если зона адаптации вносим А, зона неполной адаптации - НА, зона дезадаптации – Д)

2. В столбе 4 перечисляем № шкал, по которой ребенок получил недостаточное количество баллов (0, 1, 2 балла), в связи с чем можно выделить данную зону как проблемную. Так, если ребенок получил низкие баллы по шкале №1 «Учебная активность», то в таблицу в столбец 4 вносим цифру 1, если по шкале №2 «Усвоение знаний», то вносим цифру 2 и т.д. (3 шкала – поведение на уроке; 4 шкала – поведение на перемене; 5 шкала – взаимоотношения с одноклассниками; 6 шкала – отношение к учителю; 7 шкала – эмоциональное благополучие).

3. В столбец 5 вноситься зона адаптации по «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» - экспертная оценка родителей (если зона адаптации вносим А, зона неполной адаптации - НА, зона дезадаптации – Д).

4. В столбе 6 перечисляем № шкал, по которой ребенок получил недостаточное количество баллов (Д-1 балл, Г- 2 балла), в связи с чем можно выделить данную зону как проблемную. Так, если ребенок получил низкие баллы по шкале №1 «Успешность выполнения домашних заданий»то в таблицу в столбец 6 вносим цифру 1, если по шкале №2 «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения домашних заданий», то вносим цифру 2 и т.д. (III шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий»; IV шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»; VI шкала «Общая оценка адаптированности ребёнка»; V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками»).

5. В столбец 7 вносим результат по анкете «Оценка школьной мотивации» автор Н. Лусканова. Так, если мотивация находиться на первом уровне (25—30 баллов — В ысокий уровень школьной мотивации, учебной активности), то в столбец 7 вносим букву В, если второй уровень (20—24 балла — Х орошая школьная мотивация) – вносим «Хор», если третий уровень ( 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей В неучебной Д еятельностью) вносим ВД, пятый уровень ( 10–14 баллов — Н изкая школьная мотивация) вносим Н, если пятый уровень(Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная Д езадаптация) вносим Д.

6. В столбец 8 вносим итоговый уровень адаптации ребенка по итогам трех методик. Так, если по одной методике выявлена зона дезадаптации в столбец 8 вносим НА (неполная адаптация), если по двум ли трем методикам – Д (дезадаптация),  если по всем методикам результаты находятся в зоне «Адаптация» - то вносим А.

7. В столбец 9 вносим примечания, которые указывают на необходимость сопровождения («+» с ребенком будет проводиться работа,

  «-» работа проводиться не будет).


Приложение №5

П С И Х О Л О Г О - П Е Д А Г О Г И Ч Е С К А Я К А Р Т А (1-3 класс)*

                   Класс _________  Кл. руководитель ___________________ Дата заполнения ___________

/Условные обозначения: «+» - да, «-» - нет, «+» - иногда, «0» - не знаю /

 

№ п\п Ф.И.О. ученика Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению учащегося                                                      
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
         Особенности учебной деятельности                                                    
1 Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе                                                    
2 Самостоятельная организация деятельности в рамках целей, заданных учителем                                                    
3 Совершает учебные действия по правилу и образцу                                                    
4 Сосредотачивает, поддерживает внимания на учебной задаче                                                    
5 Прилагает усилия для преодоления трудностей в задаче                                                    
6 Произвольность движений и двигательной активности                                                    
7 Развито наглядно-образное мышление (обобщение, сравнение)                                                    
8 Способен делать выводы и заключения                                                    
9 Умеет выделить учебную задачу как цель деятельности                                                    
10 Сформирован внутренний план умственных действий                                                    
11 Умеет выполнять задания взрослого                                                    
12 Понимает смысл текста и простых понятий                                                    
13 Использует речь как инструмент мышления                                                    
14 Способен к сложной двигательной активности при письме                                                    
15 Способен сосредоточенно работать в течение 15-20 минут                                                    
16 Сохраняет работоспособность в течение всего учебного дня                                                    
17 Способность работать в едином темпе со всем классом                                                    
     Особенности поведения и общения школьников                                                    
18 Умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками                                                    
  Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению учащегося 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
19 Готовность к коллективным формам деятельности                                                    
20 Умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путём                                                    
21 Установление адекватных ролевых отношений с учителем                                                    
22 Проявление уважения к учителю                                                    
23 Соблюдение школьных, социальных и этических норм                                                    
24 Произвольная регуляция поведения и двигательной активности                                                    
25 Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний                                                    
  Особенности мотивационной сферы                                                    
26 С желанием учится и ходит в школу                                                    
27 Имеет познавательный и социальный мотив учения                                                    
28 Отсутствие противоречий между треб. учителя и родителей                                                    
29 Отсутствие противоречий между треб. взрослых и возможностями ребёнка                                                    
  Особенности системы отношений школьника к миру и себе                                                    
30 Эмоционально-положительное восприятие своих отношений со сверстниками.                                                    
31 Эмоционально-положительное восприятие своих отношений с учителем                                                    
32 Эмоционально-положительное восприятие школы и учения                                                    
33 Наличие устойчивой адекватная самооценка.                                                    

 

*Картой можно воспользоваться для более глубокого изучения класса. Также рекомендуется использовать данную форму для экспертной оценки деятельности и личности учащихся, показавших низкий уровень адаптации (зона дезадаптации). В таком случае рекомендуется заполнение таблицы на персональном бланке.

Диагностическая программа

изучения адаптации первоклассников к школе

 


Пояснительная записка

     В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.

     В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость.

     Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.059 с.)