Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучения адаптации первоклассников к школе↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Диагностическая программа Изучения адаптации первоклассников к школе
Пояснительная записка В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным. В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению. Физиологическая адаптация Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов: 1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. 2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. 3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
Диагностическая программа скринингового исследования 1. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе поЭ.М.Александровской (экспертная оценка учителя) - приложение №1. 2. «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В. (схему изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе заполняют родители) – приложение №2. 3. Анкета «Оценка школьной мотивации» Н. Лускановой – приложение №3. Данные по всем методикам заносятся в «Сводную таблицу результатов изучения уровня адаптации учащихся 1 классов» - приложение №4 При выявлении детей, показавших низкий уровень адаптации, индивидуально проводиться обследование ребенка с целью составления индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения. Примерная Диагностическая программа индивидуального обследования 1. Психолого-педагогическая карта (1-3 кл) М.Битяновой(экспертная оценка учителя) – приложение №5 2. Методики изучения психических познавательных процессов и личности ребенка (по выбору педагога-психолога с учетом результатов скринингового обследования).
Приложение № 1 Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе* (экспертная оценка учителя) Автор Э.М. Александровская Шкала – учебная активность 5 баллов – активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно. 4 балла – на уроке работает, правильные и неправильные ответы чередуются. 3 балла – редко поднимает руку и правильно отвечает. 2 балла - учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит.
1 балл – пассивен на уроке, не отвечает у доски, переписывает с доски готовое. 0 баллов – учебная активность отсутствует, не включается в учебный процесс.
Шкала – усвоение знаний 5 баллов – правильное, безошибочное выполнение всех школьных заданий. 4 балла – небольшие помарки, единичные ошибки. 3 балла – редкие ошибки, связанные с пропуском букв, их замены. 2 балла – плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок. 1 балл – частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений и зачеркиваний. 0 баллов – плохое усвоение программного материала по всем предмета, грубые ошибки, большое их количество. Шкала – поведение на уроке 5 баллов – сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя. 4 балла – выполняет требования учителя, но иногда на короткое время отвлекается на уроке. 3 балла – изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами. 2 балла – часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах. 1 балл – требования учителя выполняет частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает. 0 баллов – не выполняет требований учителя, большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы). Шкала – отношение к учителю 5 баллов – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремиться понравиться ему, после урока часто подходит к нему, общается с ним. 4 балла – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью. 3 балла – старательно выполняет требования учителя, старается обращаться за помощью к одноклассникам. 2 балла – выполняет требования учителя, формально заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным. 1 балл – избегает контакта с учителем, при общении с ним легко теряется, говорит тихо. 0 баллов – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при малейшем замечании. III шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий» А) Ребёнок сам справляется с домашними заданиями. Б) Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого. В) Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам. Г) Ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого. Д) Для выполнения ребёнком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого. Автор Н. Лусканова АНКЕТА 1. Тебе нравится в школе? — не очень 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? — чаще хочется остаться дома 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? — не знаю 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? — не нравится 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? — хотел бы 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? — не знаю 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
— часто 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? — точно не знаю 9. У тебя в классе много друзей? — мало 10. Тебе нравятся твои одноклассники? — нравятся Анкета «Оценка школьной мотивации» Автор Н. Лусканова Предъявление анкеты Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. 1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые они выбирают. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника. КЛЮЧ Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
Приложение№4 Сводная таблица результатов изучения уровня адаптации учащихся 1- ___класса МОУ №____ (20__-20__ уч.г.)
Рекомендации к заполнению итоговой таблицы: 1. В столбец 3 вноситься зона адаптации по методике «Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе» - экспертная оценка учителя (если зона адаптации вносим А, зона неполной адаптации - НА, зона дезадаптации – Д) 2. В столбе 4 перечисляем № шкал, по которой ребенок получил недостаточное количество баллов (0, 1, 2 балла), в связи с чем можно выделить данную зону как проблемную. Так, если ребенок получил низкие баллы по шкале №1 «Учебная активность», то в таблицу в столбец 4 вносим цифру 1, если по шкале №2 «Усвоение знаний», то вносим цифру 2 и т.д. (3 шкала – поведение на уроке; 4 шкала – поведение на перемене; 5 шкала – взаимоотношения с одноклассниками; 6 шкала – отношение к учителю; 7 шкала – эмоциональное благополучие).
3. В столбец 5 вноситься зона адаптации по «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» - экспертная оценка родителей (если зона адаптации вносим А, зона неполной адаптации - НА, зона дезадаптации – Д). 4. В столбе 6 перечисляем № шкал, по которой ребенок получил недостаточное количество баллов (Д-1 балл, Г- 2 балла), в связи с чем можно выделить данную зону как проблемную. Так, если ребенок получил низкие баллы по шкале №1 «Успешность выполнения домашних заданий»то в таблицу в столбец 6 вносим цифру 1, если по шкале №2 «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения домашних заданий», то вносим цифру 2 и т.д. (III шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий»; IV шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»; VI шкала «Общая оценка адаптированности ребёнка»; V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками»). 5. В столбец 7 вносим результат по анкете «Оценка школьной мотивации» автор Н. Лусканова. Так, если мотивация находиться на первом уровне (25—30 баллов — В ысокий уровень школьной мотивации, учебной активности), то в столбец 7 вносим букву В, если второй уровень (20—24 балла — Х орошая школьная мотивация) – вносим «Хор», если третий уровень ( 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей В неучебной Д еятельностью) вносим ВД, пятый уровень ( 10–14 баллов — Н изкая школьная мотивация) вносим Н, если пятый уровень(Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная Д езадаптация) вносим Д. 6. В столбец 8 вносим итоговый уровень адаптации ребенка по итогам трех методик. Так, если по одной методике выявлена зона дезадаптации в столбец 8 вносим НА (неполная адаптация), если по двум ли трем методикам – Д (дезадаптация), если по всем методикам результаты находятся в зоне «Адаптация» - то вносим А. 7. В столбец 9 вносим примечания, которые указывают на необходимость сопровождения («+» с ребенком будет проводиться работа, «-» работа проводиться не будет). Приложение №5 П С И Х О Л О Г О - П Е Д А Г О Г И Ч Е С К А Я К А Р Т А (1-3 класс)* Класс _________ Кл. руководитель ___________________ Дата заполнения ___________ /Условные обозначения: «+» - да, «-» - нет, «+» - иногда, «0» - не знаю /
*Картой можно воспользоваться для более глубокого изучения класса. Также рекомендуется использовать данную форму для экспертной оценки деятельности и личности учащихся, показавших низкий уровень адаптации (зона дезадаптации). В таком случае рекомендуется заполнение таблицы на персональном бланке. Диагностическая программа изучения адаптации первоклассников к школе
Пояснительная записка В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным. В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.175 (0.012 с.) |