Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты представлены на гистограмме.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
По результатам опроса можно заявить, что подростки обладают низким уровенем эмоциональной саморегуляции. Так как алкоголь является быстродействующим средством, но вызывает зависимость и расстройства. Выбравшие спорт занимаются в секциях бокса, плавания и говорят о том,что после тренировки чувствуют неописуемое состояние спокойствия и эйфории,что объясняется гормональным сдвигом после физической нагрузки. Секс является одним из эффективных средств снятия эмоционального напряжения. Сексуальные отношения в подростковом возрасте зачастую приводят к нежелательным последствиям и проблемам. Любители вкусно поесть и полежать у телевизора лидируют в опросе. Вкусная еда, богатая лёгкоусвояемыми углеводами способствует выработке серотонина, который повышает настроение. Но эти люди как правило имеют лишний вес,что в свою очередь может негативно сказаться на самооценке и вызвать внутренний личностный конфликт. Малоактивный образ жизни является причиной многих заболеваний. Телевизор способен привлекать внимание и вызывать интерес. Получается переключение внимание, что является не особо эффективным методом регуляции. Свои варианты,такие как смена обстановки, путешествия,отдых на море не всегда возможны,но несомненно очень эффективны. Восточные практики, медитация и подобные варианты набрали минимальное количество голосов. В свою очередь они очень эффективны в работе с эмоциями и доступны каждому.
На основе этих данных можно сделать вывод: Подростков необходимо обучать методам эмоциональной саморегуляции. Эти навыки должны включаться в школьную программу. Не зная способов саморегуляции и обладая высоким уровнем эмоционального напряжения подростки зачастую находят не верные способы снятия этого напряжения. Что и доказал опрос. Обучать с помощью уроков, тренингов и практик по данной теме. Коррекционная программа. Для проведения коррекционной программы я отобрал 10 человек. Выборка основана на собственном желании школьников. Из проявивших желание работать я отобрал 10, 5 девушек и 5 юношей из них 2 спортсменов и 8 человек имеющих проблемы с настроением. Тренинг «Как быть с эмоциями» Цель этого тренинга – расширение знаний о чувствах и эмоциях, развитие способности их безоценочного принятия, умения отреагировать на эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости в целом. Все эмоции просто существуют; они не могут быть хорошими или плохими. Хорошим или плохим может быть способ их выражения. Задачи тренинга: • знакомство с эмоциями; • осознание проявления эмоций; • поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме. Особенности работы на данном тренинге: 1. Работа требует от участников большей открытости, так как эмоции непосредственно связаны с актуальными личными переживаниями. Следовательно, члены группы становятся более уязвимыми, что требует определенной зрелости, готовности группы. 2. В данном блоке необходимы специальные усилия консультанта по созданию и удержанию атмосферы доверия и безопасности на занятиях. Для его проведения может потребоваться предварительная или дополнительная проработка агрессии и напряженности как этап групповой работы. 3. «Психотерапевтический» подход и глубокое личностное погружение в эмоциональные проблемы участников нежелательны. Рекомендуется ориентация на обучающую, тренинговую, игровую формы, информационный подход, которые обеспечивают определенную абстрагированность участников от своих проблем и некоторую защищенность рамками формы занятий и правил игры. В соответствии с задачами блок состоит из трех частей.
ЗНАКОМСТВО С ЭМОЦИЯМИ На этом этапе происходит расширение словаря эмоций, соотнесение эмоций и ситуаций, в которых они проявляются, первичная ориентировка в собственном отношении к различным эмоциям, понимание связи эмоциональной сферы и тела, тренировка безоценочного принятия различных чувств и эмоций. Начинать занятия можно с вопроса: «Какое у вас настроение?» – это позволяет участникам настроиться на работу, обратиться к своим чувствам. Это упражнение в его различных вариантах может стать традиционной разминкой‑ритуалом в начале занятий этого блока. Оно позволяет участникам осознать свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас» и выразить его в образной, символической форме. Упражнение выполняется в кругу, с мячиком, который участники перебрасывают друг другу, по очереди отвечая сначала на один вопрос, потом – на следующий и т. д. «Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже сейчас ваше настроение?» Варианты: «На какую погоду, (музыку, цветок, животное и т. д.) похоже ваше настроение?» Упражнение 2. «Имена чувств» Каждый записывает столько «имен» чувств, сколько сможет. Участник, записавший наибольшее количество, зачитывает, а консультант в это время записывает слова на доске. Затем подсчитывается количество совпадений этих слов и слов других участников. Актуализируются наиболее известные (а значит, предположительно, наиболее используемые) эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница между эмоцией и эмоциональным состоянием. В первой колонке выписываются «имена» чувств. Затем выбирается ячейка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько), в ячейках проставляются крестики или оценка интенсивности чувства по 5–10‑балльной шкале. В первой части таблицы участники записывают чувства, которые для них обычны, те, которые они чаще всего испытывали в последнее время; во второй – чувства, которые участник испытывал сегодня. Участникам предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства. Если вам кажется, что кто‑то из подростков не уверен в том, что обозначают некоторые слова, попросите кого‑нибудь описать ситуации, в которых человек может испытывать это чувство. В завершение этого упражнения можно задать группе несколько вопросов: «Какие чувства испытывал каждый из вас, когда вы в последний раз писали контрольную работу? Что вы чувствовали, когда приближались каникулы? Что вы чувствовали, когда в последний раз что‑нибудь сломали? Какое, по‑вашему, самое неприятное чувство? Какое чувство вам нравится больше других? Какое из названных чувств знакомо вам лучше (хуже) всего?» Упражнение 2. «О пользе и вреде эмоций» Перед выполнением упражнения проводится обсуждение. Бывают ли бесполезные или стопроцентно вредные чувства? Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда? Участники разбиваются на группы по 3–5 человек (желающие могут работать и парами, и в одиночку) и заполняют таблицу: Если группа захочет продолжить работу, можно выбрать любые другие чувства. Упражнение позволяет осознать связи эмоций с телесными переживаниями, особенности собственного переживания и выражения эмоций. Необходимо подготовить листок со схематичным изображением человеческого тела для каждого участника и достаточное количество карандашей синего, красного, желтого, черного цветов. «Представьте, что вы сейчас очень сильно злитесь на кого‑нибудь или на что‑нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Может быть, вам будет легче представить, если вы вспомните какой‑нибудь недавний случай, когда вы сильно разозлились на кого‑нибудь. Почувствуйте, где в теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Может быть, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на своем рисунке. Теперь представьте, что вы вдруг испугались чего‑то. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? На что он похож? Заштрихуйте черным карандашом это место на своем рисунке. (Аналогично предложите участникам обозначить синим карандашом части тела, которыми они переживают грусть, и желтым – радость.) Где в теле вы чувствуете свою злость (страх, грусть, радость)? Какое чувство вам было легче всего представить и ощутить в теле? А какое – труднее? Были ли у кого‑нибудь из участников группы похожие ощущения?» Упражнение 4. «Линии» Упражнение позволяет потренироваться в выражении своих эмоций в символической, образной форме. Для его выполнения каждому участнику нужен лист бумаги и карандаш. Наряду с важностью обучения подростков языку эмоций – словам, обозначающим различные эмоциональные состояния, – важно предоставлять возможность для выработки другого «языка» – языка образов, символов, который на этих занятиях будет альтернативой разговору о чувствах, другим способом выражения чувств и переживаний. «Сейчас мы попробуем передавать различные чувства, не рисуя ничего конкретного – только лишь простые линии. Нарисуйте счастливые линии… грустные линии… злые линии… усталые линии… тревожные линии». РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ Упражнение 1. «Угадай настроение» «За одну минуту нарисуйте свое настроение, не рисуя ничего конкретного, – используйте только линии, формы, различные цвета… Теперь передайте свой рисунок соседу справа… Посмотрите внимательно на рисунок, который оказался у вас в руках. Попробуйте угадать, какое настроение изображено на нем». Упражнение 2. «Попугай» Консультант произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников произносит это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство, остальные отгадывают, что за чувство было задумано. Упражнение 3. «Отгадай чувство» «Разбейтесь в группы по три человека. Каждой группе я дам карточку с изображением какого‑то чувства. Ваша задача – определить, что за чувство изображено на этой карточке, а потом нарисовать его так, как вам захочется. Это может быть рисунок ситуации или просто линии и формы. Потом придумайте сценку, посвященную этому чувству. Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас это чувство – на какой цвет, животное, цветок оно похоже. Через несколько минут, когда вы закончите свое обсуждение, вам надо будет представить вашу работу – рисунок, сценку и ассоциации – всей группе, чтобы остальные смогли отгадать, что это за чувство». Упражнение 4. «Зеркало» Один участник мимикой изображает соседу какую‑либо эмоцию. Тот, в свою очередь, передразнивает его как можно точнее и «передает» гримасу дальше по кругу. Упражнение заканчивается, когда гримаса возвращается к первому участнику. Таким же образом «передаются» еще несколько эмоций. «Как вы узнаете, что чувствует другой человек? Как на вашем лице отражаются ваши собственные эмоции? Какие мышцы при этом задействованы? Что вы чувствуете, когда видите мимическое изображение разных эмоций?» Упражнение 5. «Скульптура чувств» Группа делится на пары. Каждая пара договаривается, кто будет «скульптором», а кто – «глиной». Каждый «скульптор» должен задумать какое‑то чувство, записать его на карточку, спрятать ее в карман и никому не показывать. После того как название скульптуры загадано, «скульптор разминает глину»: делает «легкий массаж», чтобы из мягкой, податливой глины вылепить задуманную скульптуру. Затем скульптор ставит статую в нужную позу, придает ее лицу нужное выражение и произносит заклинание: «Шедевр закончен!» От «скульптуры» требуется только одно: назвать себя, т. е. указать, какое чувство выражается данной позой и мимикой. Получив от «скульптуры» ответ, «скульптор» достает карточку с секретной записью. Если ответ совпадет с замыслом, «скульптура» отправится на выставку шедевров. Постаментами служат стулья, а восхищенными зрителями могут быть все желающие угадать название скульптуры. Если зрители тоже угадывают название, автор шедевра получает звание «Лучший выразитель чувств». Каждый участник должен получить возможность испытать себя как в роли «скульптора», так и в роли «глины». Упражнение 6. «Маски» Из плотной бумаги вырезаются заготовки для масок – овал лица с прорезью для глаз. Участники разрисовывают маски так, чтобы получилось загаданное чувство (варианты: самое любимое чувство, самое неприятное и т. п.). Когда маски готовы, можно предложить авторам походить в них, попробовать озвучить маски, повзаимодействовать с другими «масками». Вариант этого упражнения можно провести с использованием театрального грима. В этом случае рекомендуется сделать это упражнение основным содержанием занятия, так как работа с гримом требует много времени. Упражнение 7. «Цветок чувств» Упражнение хорошо подходит для окончания занятия в этом разделе тренинга. «Сегодня мы анализировали много разных чувств. Вспомните, какие чувства вы испытали на занятии. (Участникам предлагаются вырезанные из бумаги разноцветные лепестки.) Выберите лепестки такого цвета, который для вас связан с чувствами, которые вы испытывали сегодня, и напишите на них названия этих чувств». Затем каждый называет свои чувства и кладет лепесток в центр круга. Таким образом получается «цветок чувств» всей группы.
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ В этой части тренинга делается акцент на проработке отдельных эмоций и поиске способов их приемлемого выражения. Внимание уделяется также умению чувствовать интенсивность эмоциональных проявлений – например, злость может быть легким недовольством или сильным гневом.
ОБИДА. Упражнения направлены на закрепление навыков уверенного поведения, обучение тому, как справляться с обидой, формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи, создание позитивного эмоционального фона в группе. Упражнение 1. «Детские обиды» «Вспомните случай из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои тогдашние переживания и нарисуйте либо опишите их в любой – конкретной или абстрактной – манере. Нарисуйте или опишите, как вы сейчас относитесь к этой обиде?» Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки или зачитывают описания восприятия детской обиды «тогда» и «сейчас». Обсуждение: что такое обида? Как долго сохраняются обиды? Справедливые и несправедливые обиды и т. д. Упражнение 2. «Обиженный человек» «Закончите предложение: „Я обижаюсь, когда…“ Нарисуйте выражение лица обиженного человека. Подумайте и запишите или нарисуйте, как реагируют на обиду уверенные и не уверенные в себе люди». Упражнение 3. «Копилка обид» Каждому из участников предлагается нарисовать «копилку» и поместить в нее символическое изображение или описание всех обид, которые они пережили до сегодняшнего дня. Проводится обсуждение: что делать с этой копилкой. Консультант говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Все решают, что можно сделать с копилкой. Консультант поддерживает предложение разорвать ее и предлагает действительно сделать это. После этого проводится обсуждение – что делать с «текущими» обидами? Как относиться в дальнейшем к обидчику? Как прощать обиды? Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду, досаду важно для самого себя. Реванш, месть не решают проблему. Поддерживаются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше. Упражнение 4. «Куда уходит злость» «Каждому из нас не все нравится в обстановке, в людях, в самом себе… Подумайте о том, что вас тревожит больше всего в данный момент (может быть, это недовольство консультантом, грусть, неприятный свет в комнате и т. п.). Выскажитесь, что вам здесь и сейчас досаждает больше всего. Представьте себе, что мы пришли сюда поругаться и выразить друг другу свои претензии. По кругу делайте соседу справа любые критические замечания. Это – игра, так что все принимают условность происходящего и судить строго не будут. Реагировать ответными репликами на замечания не разрешается. Таким образом, высказывания будут односторонними и не перерастут в споры и настоящую ругань. Пожалуйста. Кто готов начать? Постарайтесь по возможности выразить все, что накипело. А сейчас вообразим себе такую картину: все, что мы высказали здесь, вдруг превращается в легкие клубы пара, медленно поднимается кверху и исчезает в форточке или открытой двери. Прикройте глаза, чтобы картина стала отчетливей». Упражнение 5. «Горячий стул» В центре комнаты стоит стул. Каждый по очереди занимает его. Все остальные члены группы обращаются к сидящему со словами: «Мне в тебе не нравится…», затем: «Мне в тебе нравится…» (возможны варианты). Используется только фактическая информация, полученная в процессе групповой работы. Следует избегать определений («хороший», «плохой»), относящихся к личности, – следует говорить только о проявленияхличностных черт. Обратите внимание группы на то, что решение человека сесть на этот стул означает спокойное, без обид принятие им всего сказанного. Высказывания должны делаться в доброжелательной форме. После того как все выскажутся, участник, занимавший «горячий стул», рассказывает о том, что он извлек из этих суждений, что принял, что отверг.
ГНЕВ, ЗЛОСТЬ, АГРЕССИЯ Вызванные гневом эмоциональные вспышки, насилие, проблемное поведение – одна из основных причин, по которой подростков направляют на стационарную или амбулаторную психотерапию. Часто депрессия и суицидальные попытки являются результатом гнева, направленного на самого себя. Участникам предстоит: • изучить реакции на собственный гнев и на гнев других; • обсудить свои собственные реакции на гнев; • определить здоровые и нездоровые реакции на гнев; • обменяться идеями по поводу адекватных способов взаимодействия с гневом; • осознать ошибочные представления о гневе. Упражнение 1. «Толкалки» Упражнение позволяет канализировать агрессию через игру и движение. «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки и обопритесь ладонями на плечи своего партнера. По моему сигналу начните толкать друг друга ладонями. Выигрывает тот, кто сдвинет своего партнера с места. Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую‑нибудь мебель. Когда я крикну „стоп!“, все должны остановиться. Насколько вам понравилась игра? Кого вы выбрали себе в партнеры? Вы толкались изо всех сил или сдерживали себя? Когда вы играли, вы больше толкали партнера или больше сопротивлялись? Вы с партнером оба действовали по правилам? Что вы придумали, чтобы победить? Что каждый из вас сейчас чувствует по отношению к своему партнеру?» Если вы играете в эту игру в помещении, позаботьтесь о том, чтобы свободного места было достаточно. Пусть участники сначала потренируются. Когда они немного освоятся с игрой и в группе установится более открытая атмосфера, можно попросить участников выбрать себе партнера, на которого они когда‑либо сердились.
Упражнение позволяет осознать особенностей переживания и проявления чувства злости, гнева, страха. Для его проведения нужны бумага, карандаши, фломастеры и другие изобразительные средства, пластилин или глина и т. п. Участникам предлагается изобразить свою злость в виде живого существа или какого‑либо образа – вылепить ее из пластилина или нарисовать. Можно взять плотную бумагу, типа оберточной, и изобразить свою злость, «вырвав» ее из бумаги. Работа с плотной бумагой требует физических усилий и, таким образом, высвобождает энергию. Обсуждение заключается в том, что участники рассказывают о том, что они изобразили, что хотели передать. Упражнение 3. «Проявления гнева» Участники группы индивидуально заполняют лист анкеты:
Раздайте группе бланки для заполнения. Скажите участникам, что им нужно найти себе спокойное место и заполнить свои листы; отведите на это около пятнадцати минут. Когда группа объединяется, спросите участников: «Что вы делаете, когда злитесь?» Все ответы записывайте на доске. Поощряйте участников придумать как можно больше возможных способов проявления гнева. После этого проводится мозговой штурм для поиска ответа на вопрос: «Что ты делаешь, когда злишься?» Каждую реакцию (здоровую и нездоровую) консультант записывает на доске. Наиболее частые ответы: успокаиваюсь; прячусь в туалете; говорю об этом с другом; кричу; игнорирую гнев; иду прогуляться; бью что‑нибудь (обычно стену); ругаюсь; бросаюсь предметами; бегу; ничего не делаю; иду и разбираюсь; визжу; бью кого‑нибудь (дерусь). Обсудите с группой каждый ответ и решите, какие из этих реакций здоровые, а какие – нездоровые. Игнорирование, уход или ничегонеделание – не признак здоровья, так же как и реакции, связанные с нанесением вреда себе и другим. Взяв этот обмен идеями за основу, поработайте с заполненными материалами, обсудив каждый вопрос анкеты. После этого раздайте участникам листки со списком ошибочных представлений о гневе.
Ошибочные представления о гневе: Злиться нехорошо. Гнев – нездоровая эмоция. Гнев – пустая трата времени и энергии. Хорошие, добрые люди никогда не сердятся. Когда мы злимся, мы теряем над собой контроль и становимся сумасшедшими. Если мы сердимся на кого‑нибудь, мы теряем этого человека. Другие люди не должны злиться на нас. Если другие злятся на нас, значит, мы сделали что‑то неправильно. Если другие злятся на нас, это происходит из‑за нас, и мы сами в этом виноваты. Если мы злимся на кого‑то, это происходит из‑за него, и он сам в этом виноват. Если мы злимся на кого‑то, нашим отношениям конец, и этот человек должен уйти. Если мы злимся на кого‑то, мы должны наказать этого человека за то, что он заставил нас так переживать. Если мы злимся на кого‑то, он должен изменить свое поведение так, чтобы мы перестали на него злиться. Если мы в гневе, нам нужно кого‑нибудь ударить или что‑нибудь сломать. Если мы в гневе, нам нужно закричать. Если мы злимся на кого‑то, это значит, что мы его больше не любим. Если кто‑то злится на нас, это значит, что он нас больше не любит. Злиться можно только тогда, когда мы можем оправдать свои чувства.
В ходе управляемой дискуссии обсудите эти представления и корректные способы выражения чувства гнева.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.011 с.) |