Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие социального взаимодействия
Важной и первостепенной частью своего теоретического исследования считаю именно изучение понятий о социальном взаимодействии и социальном взаимодействии в организации. В научной литературе существуют многочисленные определения понятия “социального взаимодействия”. На стыке философии и социологии найдем такое определение Социальное взаимодействие - это способ социального бытия, который базируется на диалогическом отношении социальных субъектов и обеспечивает единство и гармонизацию социальных структур, имея конечной целью выработку стратегий единых действий отдельных личностей, социальных групп и общностей. Личность сама по себе это сложная структура, а межличностное взаимодействие усложняется наличием двойственности: имеет объективную и субъективную сторону. Объективная сторона - это взгляд извне, связи, которые от определенной личности не зависят, но предопределены их определенным содержанием и характером их взаимодействия. Субъективная сторона - это именно то непосредственное отношение людей друг к другу, осознаваемое самой личностью, основанное на взаимных ожиданиях, имеющее определенное ролевое поведение и ожидания одной личности по отношению к другой. Значительное внимание социальному взаимодействию уделял в своей научной деятельности П.А. Сорокин, он посвятил первый том своего научного труда “Системы социологии”. Он говорит о том, что “вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия” [38]. Главное положение аналитической работы Т. Парсонса это различие между структурными и функциональными категориями[17]. Т. Парсонс и Р. Мертон в своих научных текстах пишут о нескольких смысловых составляющих взаимодействия: 1. наличие статусов и позиций,; 2. соответствующие этим статусами позициям ролевые ожидания; 3. обусловленные статусом и ролевыми ожиданиями нормативно предписанные образцы поведения (роли).Парсонс Т. О структуре социального действия / Под общ. ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. М.: Академический проект, 2000. Люди, что занимают те или иные позиции, находятся во взаимодействии с другими, имеют при этом разными ожиданиями в связи с различными субъективными представлениями о нормах поведения, что связано с воспитанием и общественной средой, а также из-за различных своих позиций в социальной структуре.
Р. Мертон развивает теорию Т. Парсонса, указывает о явных и латентных функциях в понятии социального взаимодействия. О явных функциях мы говорим тогда, когда субъектная (смысловая) мотивация данной личности соответствует с объективными последствия, то есть когда результат осознается. Латентные функции те, которые проходят неосознанно и не планируются, имеют непроизвольный характер. Еще одной важной теорией, изучающей проблемы социального взаимодействия, является теория конфликта Р. Дарендорфа и Л. Козера, согласно которой социальное взаимодействие рассматривается как столкновение, конфликтов субъектов этого взаимодействия, которые впоследствии могут привести к обновлению этих отношений и последующему сплочению субъектов. Конфликты при межличностном общение, это неотъемлемая часть, противоречия в структуре организации или личная неприязнь между коллегами. Ведь зачастую на рабочем месте встречаются совершенно разные люди, с разными жизненными позициями. Различные позиции в обществе обладают разным объемом властных полномочий, а взаимные ожидания субъектов равны их позициям, а не конкретным людям. Важен доступ к ресурсам, необходимым для достижения социальных целей. Разная степень доступа к этим ресурсам зачастую и есть причина конфликта интересов, чтобы понять природу конфликта, важно понимать природу интереса и способы его осознания действующими субъектами. Не могу не согласиться с мнением такого ученого как Л. Козер. Развивая свою теорию, отмечает, что конфликты способствуют повышению эффективности социальных взаимодействий, являются фактором конструктивных взаимодействий и толчком к появлению новых форм и правил взаимодействия. По моему мнению психология очень многогранная наука, в которой нет неправильных теорий, ибо в основном каждая теория и разные ученые рассматривают феномены просто с разных углов действительности. Далее рассмотрим еще одну теорию, в основе которой лежит модель социального взаимодействия, в которой типовые интерпретации на основе предшествующего опыта участников взаимодействия. Это феноменологической теория Эдмунта Гуссерля и Альфреда Щюца. Основываясь на нее, социальное взаимодействие - это созидание социальной реальности, сдерживаемое ранее образовавшимся социальными и культурными структурами[39]. Если же субъекты взаимодействия имеют различное культурное происхождение и взаимодействуют недостаточно долго, то взаимодействие может сопровождаться непониманием, которые могут стать причиной конфликтов. Социальное пространство в пределах одной организации это собственно то же взаимодействия субъектов, что и в общем смысле, только ограниченное определенным коллективом (группой людей) и пространством (зданием, в котором располагается организация). Схемы взаимодействия, являются осознанными и намеренными. Организационные процессы представляют собой социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть скоординированные действия, имеющие конечную цель. Таким образом формируется система начальство-подчиненный, вкоторой начальство устанавливает цели, распределяет и назначает определяет ход работы, отпускает указания. Границы организация и состав ее коллектива (сотрудников) обычно меняться со временем, причем, чем стабильнее коллектив, тем обычно плотнее и доброжелательнее взаимодействие в коллективе. На служащих организации возлагаются определенные поручения, что приносят свой вклад в достижение общих установленных целей. Общество или социальную группу можно представить, как некий набор определенных социальных позиций, действуя в рамках, которых человек должен выполнять свои обязательства, реализовать предписываемую функцию.
Ролевое поведение - это своеобразное единство социальной роли и индивидуального исполнителя, которое можно представить, как функцию двух переменных: первая социальная роль отвечает за заданность поведения, а вторая обеспечивает преемственность его. Соотношение данных детерминант в конечных своих проявлениях выглядит следующим образом: либо они включаются более или менее полно друг в друга, либо противостоят одна другой. Вторая ситуация приводит к тому, что появляется внутриличностный конфликт, суть которого в том, что разные люди по-разному представляют себе одну и ту же роль. Одной из разновидностей внутриличностных конфликтов являются межролевые конфликты, обусловленные не идентичными, а зачастую даже противоречивыми требованиями, предъявляемыми к исполнению той или иной роли в социальных группах различной специфики и направленности. Человек сталкивается с двумя ил более единовременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает сложным, а зачастую, и невозможным исполнением других. Кооперация или кооперативное взаимодействие— это регулирование отдельных вкладов членов общности, важный и нужный компонент коллективной функционирования.Любая рабочая группа - это сложный социальный и профессиональный организм, обладающий способностью к саморегуляции, наличием всевозможных межличностных связей. Но вместе с тем, ему присущ ряд черт, характерных для организации: 1. Разделение функций между сотрудниками, закрепленное в правилах или инструкциях;
2. Должностная иерархия, порядок подчиненности; 3. Лояльность каждого сотрудника по отношению к своей команде; 4. Система позитивных и негативных санкций (отсюда - особая роль руководителей в рабочей группе). Одним важным фактором взаимодействия в коллективе можно назвать морально-психологический климат, сложившимся в конкретной рабочей группе. Морально-психологический климат коллектива - это доминирующий комплекс эмоциональных состояний, относительно устойчивый эмоциональный настрой, пронизывающий всю систему деятельности, общения и отношений в коллективе. Морально-психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей. Как уже упоминалось ранее, зачастую в коллективе работают люди с разным мировоззрением, что ухудшает взаимопонимание во время рабочего процесса. Одним из свойств морально-психологического климата, это его весьма динамичное образование. Динамика проявляется как в процессе образования коллектива, так и в условиях его функционирования. То есть со временем в сложившемся коллективе устанавливается определенный порядок взаимодействия, при котором всем комфортно работать. Если же подобного не случаются, это приводит к межличностным конфликтам и последующим перемещением кадров или их увольнением (под увольнением я подразумеваю добровольный уход с работы одного или нескольких работников в связи с неблагоприятными взаимоотношениями). Подводя итог, повторюсь о том, что социальное взаимодействие очень многогранная сфера современной жизни, а непосредственное взаимодействие личностей в коллективе должно сопровождаться доброжелательным отношением и четким пониманием своих полномочий и обязанностей.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.009 с.) |