Понятие социального взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие социального взаимодействия



Важной и первостепенной частью своего теоретического исследования считаю именно изучение понятий о социальном взаимодействии и социальном взаимодействии в организации. В научной литературе существуют многочисленные определения понятия “социального взаимодействия”. На стыке философии и социологии найдем такое определение

Социальное взаимодействие - это способ социального бытия, который базируется на диалогическом отношении социальных субъектов и обеспечивает единство и гармонизацию социальных структур, имея конечной целью выработку стратегий единых действий отдельных личностей, социальных групп и общностей.

Личность сама по себе это сложная структура, а межличностное взаимодействие усложняется наличием двойственности: имеет объективную и субъективную сторону. Объективная сторона - это взгляд извне, связи, которые от определенной личности не зависят, но предопределены их определенным содержанием и характером их взаимодействия. Субъективная сторона - это именно то непосредственное отношение людей друг к другу, осознаваемое самой личностью, основанное на взаимных ожиданиях, имеющее определенное ролевое поведение и ожидания одной личности по отношению к другой.

Значительное внимание социальному взаимодействию уделял в своей научной деятельности П.А. Сорокин, он посвятил первый том своего научного труда “Системы социологии”. Он говорит о том, что “вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия” [38].

Главное положение аналитической работы Т. Парсонса это различие между структурными и функциональными категориями[17]. Т. Парсонс и Р. Мертон в своих научных текстах пишут о нескольких смысловых составляющих взаимодействия:

1. наличие статусов и позиций,;

2. соответствующие этим статусами позициям ролевые ожидания;

3. обусловленные статусом и ролевыми ожиданиями нормативно предписанные образцы поведения (роли).Парсонс Т. О структуре социального действия / Под общ. ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. М.: Академический проект, 2000.

Люди, что занимают те или иные позиции, находятся во взаимодействии с другими, имеют при этом разными ожиданиями в связи с различными субъективными представлениями о нормах поведения, что связано с воспитанием и общественной средой, а также из-за различных своих позиций в социальной структуре.

Р. Мертон развивает теорию Т. Парсонса, указывает о явных и латентных функциях в понятии социального взаимодействия. О явных функциях мы говорим тогда, когда субъектная (смысловая) мотивация данной личности соответствует с объективными последствия, то есть когда результат осознается. Латентные функции те, которые проходят неосознанно и не планируются, имеют непроизвольный характер.

Еще одной важной теорией, изучающей проблемы социального взаимодействия, является теория конфликта Р. Дарендорфа и Л. Козера, согласно которой социальное взаимодействие рассматривается как столкновение, конфликтов субъектов этого взаимодействия, которые впоследствии могут привести к обновлению этих отношений и последующему сплочению субъектов. Конфликты при межличностном общение, это неотъемлемая часть, противоречия в структуре организации или личная неприязнь между коллегами. Ведь зачастую на рабочем месте встречаются совершенно разные люди, с разными жизненными позициями. Различные позиции в обществе обладают разным объемом властных полномочий, а взаимные ожидания субъектов равны их позициям, а не конкретным людям. Важен доступ к ресурсам, необходимым для достижения социальных целей. Разная степень доступа к этим ресурсам зачастую и есть причина конфликта интересов, чтобы понять природу конфликта, важно понимать природу интереса и способы его осознания действующими субъектами.

Не могу не согласиться с мнением такого ученого как Л. Козер. Развивая свою теорию, отмечает, что конфликты способствуют повышению эффективности социальных взаимодействий, являются фактором конструктивных взаимодействий и толчком к появлению новых форм и правил взаимодействия.

По моему мнению психология очень многогранная наука, в которой нет неправильных теорий, ибо в основном каждая теория и разные ученые рассматривают феномены просто с разных углов действительности. Далее рассмотрим еще одну теорию, в основе которой лежит модель социального взаимодействия, в которой типовые интерпретации на основе предшествующего опыта участников взаимодействия. Это феноменологической теория Эдмунта Гуссерля и Альфреда Щюца. Основываясь на нее, социальное взаимодействие - это созидание социальной реальности, сдерживаемое ранее образовавшимся социальными и культурными структурами[39]. Если же субъекты взаимодействия имеют различное культурное происхождение и взаимодействуют недостаточно долго, то взаимодействие может сопровождаться непониманием, которые могут стать причиной конфликтов. Социальное пространство в пределах одной организации это собственно то же взаимодействия субъектов, что и в общем смысле, только ограниченное определенным коллективом (группой людей) и пространством (зданием, в котором располагается организация). Схемы взаимодействия, являются осознанными и намеренными. Организационные процессы представляют собой социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть скоординированные действия, имеющие конечную цель. Таким образом формируется система начальство-подчиненный, вкоторой начальство устанавливает цели, распределяет и назначает определяет ход работы, отпускает указания. Границы организация и состав ее коллектива (сотрудников) обычно меняться со временем, причем, чем стабильнее коллектив, тем обычно плотнее и доброжелательнее взаимодействие в коллективе. На служащих организации возлагаются определенные поручения, что приносят свой вклад в достижение общих установленных целей. Общество или социальную группу можно представить, как некий набор определенных социальных позиций, действуя в рамках, которых человек должен выполнять свои обязательства, реализовать предписываемую функцию.

Ролевое поведение - это своеобразное единство социальной роли и индивидуального исполнителя, которое можно представить, как функцию двух переменных: первая социальная роль отвечает за заданность поведения, а вторая обеспечивает преемственность его. Соотношение данных детерминант в конечных своих проявлениях выглядит следующим образом: либо они включаются более или менее полно друг в друга, либо противостоят одна другой. Вторая ситуация приводит к тому, что появляется внутриличностный конфликт, суть которого в том, что разные люди по-разному представляют себе одну и ту же роль. Одной из разновидностей внутриличностных конфликтов являются межролевые конфликты, обусловленные не идентичными, а зачастую даже противоречивыми требованиями, предъявляемыми к исполнению той или иной роли в социальных группах различной специфики и направленности. Человек сталкивается с двумя ил более единовременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает сложным, а зачастую, и невозможным исполнением других.

Кооперация или кооперативное взаимодействие— это регулирование отдельных вкладов членов общности, важный и нужный компонент коллективной функционирования.Любая рабочая группа - это сложный социальный и профессиональный организм, обладающий способностью к саморегуляции, наличием всевозможных межличностных связей. Но вместе с тем, ему присущ ряд черт, характерных для организации:

1. Разделение функций между сотрудниками, закрепленное в правилах или инструкциях;

2.  Должностная иерархия, порядок подчиненности;

3.  Лояльность каждого сотрудника по отношению к своей команде;

4. Система позитивных и негативных санкций (отсюда - особая роль руководителей в рабочей группе).

Одним важным фактором взаимодействия в коллективе можно назвать морально-психологический климат, сложившимся в конкретной рабочей группе. Морально-психологический климат коллектива - это доминирующий комплекс эмоциональных состояний, относительно устойчивый эмоциональный настрой, пронизывающий всю систему деятельности, общения и отношений в коллективе. Морально-психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей. Как уже упоминалось ранее, зачастую в коллективе работают люди с разным мировоззрением, что ухудшает взаимопонимание во время рабочего процесса. Одним из свойств морально-психологического климата, это его весьма динамичное образование. Динамика проявляется как в процессе образования коллектива, так и в условиях его функционирования. То есть со временем в сложившемся коллективе устанавливается определенный порядок взаимодействия, при котором всем комфортно работать. Если же подобного не случаются, это приводит к межличностным конфликтам и последующим перемещением кадров или их увольнением (под увольнением я подразумеваю добровольный уход с работы одного или нескольких работников в связи с неблагоприятными взаимоотношениями).

Подводя итог, повторюсь о том, что социальное взаимодействие очень многогранная сфера современной жизни, а непосредственное взаимодействие личностей в коллективе должно сопровождаться доброжелательным отношением и четким пониманием своих полномочий и обязанностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.009 с.)