Русская церковная история в XVIII В. - впервой половине XIXвв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская церковная история в XVIII В. - впервой половине XIXвв.



Рубеж XVIII и XIX веков был эпохой пробуждения национального самосознания и углубления интереса к отечественной истории. Уже в конце XVIII столетия в Духовных школах больше внимания стало уделяться исторической науке. Наиболее просвещенные иерархи по своей личной инициативе открывали в епархиальных Семинариях курсы церковной и гражданской истории. Благодаря настойчивости митрополита Платона в 1798 году вышел указ о преподавании церковной истории в богословском классе академии и семинарий.   В середине века церковно-исторические кафедры академий разделили на четыре отдельных кафедры: библейской истории, общецерковной истории, истории Русской Церкви и новой истории западных церквей. В 1869 году история Церкви была включена в учебные планы историко-филологических факультетов светских учебных заведений. Уже в первой четверти века церковно-историческая наука обрела под собой твёрдую почву благодаря тому, что в основу исторических исследований авторы стали полагать самостоятельный анализ рукописных исследований.   Крупнейшим историком этой эпохи был митрополит Киевский Евгений (Болховитинов). Он родился в 1767 году в Воронеже, получил образование в московской Духовной Академии. Хиротонисанный в епископа Старорусского в 1804 году, он занимал впоследствии Вологодскую, Калужскую, Псковскую, а с 1822 года – Киевскую кафедру. Скончался в 1837 году.   Митрополит Евгений был истинным и преданным науке ученым, история и археология были любимыми предметами его занятий. Во всех городах, где ему пришлось служить, он тщательно изучал местные архивы и библиотеки, собирал и издавал археографические памятники. Результатом тщательных текстологических, археологических изысканий стали «История княжества Псковского с историей Псковской иерархии», «Описание Воронежской губернии», «Исторические сведения о Вологодской епархии и о Пермских, Вологодских и Устюжских архиереях», «Описание монастырей Вологодского края», «Описание Киево-Софийского собора с историей Киевской иерархии», «Жизнеописание епископа Тихона Воронежского» и еще целый ряд исторических исследований по различным темам.   Чрезвычайно ценными справочными пособиями, не утратившими значения в настоящее время, являются два его библиографических словаря: Словарь исторический обывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви (1818) и Словарь светских писателей, изданный посмертно, в 1840 году. Самый значительный труд митрополита Евгения «История Российской иерархии» в шести частях вышел под именем архимандрита Амвросия (Орнатского), позже епископа Пензенского. Отец Амвросий был только помощником митрополита Евгения в составлении этой «Истории».   Широкую известность приобрели церковно-исторические сочинения А.Н. Муретова. Его «История Русской Церкви» (1838) служила учебным руководством для Духовных школ. Переведенная на иностранные языки, она долгое время являлась главным источником для ознакомления иностранцев с русской церковной историей. Муравьеву принадлежат «Жития святых Русской Церкви, также иверских и славянских», «Краткое изложение избранных житий святых по руководству Четьий-Миней», «Сношение России с Востоком по делам церковным».   Крупнейшим после митрополита Евгения церковным историком был архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) (1805—1866), питомец Московской Духовной Академии, её профессор и ректор. В 1848 году он издал пятитомную «Историю Русской Церкви». Это было исследование настоящего историка, с широкими и продуманными обобщениями. У него впервые вся русская церковная история представлена как живое целое, от Крещения Руси до царствования Николая. И история эта рассказана вдумчиво, с глубокой заинтересованностью. Суждения автора отличаются резкостью, остротой. История синодальной эпохи написана у него по тем временам необычайно откровенно и смело.   Известно, сколь велико было влияние архиепископа Филарета на становление русской церковно-исторической школы, на углубление историзма в отечественных трудах по патрологии и догматическому богословию, на формирование научно-богословского мировоззрения протоиерея А. Горского, который в своих лекциях по церковной истории так изложил своё научное кредо «История как наука подлежит общим законам исторической истины. Предмет церковной истории – истина абсолютная, истина вечная. История Церкви не есть набор фактов мертвых и сухих, не есть механическая регистрация событий изъявлений, по науке, обобщающая факты, устанавливающая между ними внутреннюю связь, изучающая идейную сторону фактов, не простое собирание фактов и объединение по принципу однородности. История Церкви должна знакомить не с фактами церковно-историческими, а с жизнью церковно-исторической».   Соработником и в своём роде соперником архиепископа Филарета в области не только богословской, но и церковно-исторической науки был его современник митрополит Макарий (Булгаков). Ему принадлежит «История Русской Церкви» (1857—1883), прерванная кончиной автора на 12 томе, повествующем о Соборе 1667 года. По богатству и полноте материала этот капитальный труд не знает себе равных в историографии Русской Церкви. Он сопоставим разве что с гражданской «Историей России с древнейших времен», С.М. Соловьёва. Митрополит Макарий ввёл в научный оборот ряд новых документов –неизвестные ранее летописных текстов, рукописных житий святых. Благодаря ему, достоянием науки стало много неизвестных прежде исторических фактов. При этом встречавшиеся в источниках противоречия митрополит Макарий разрешал тонко и осторожно.   Русская Церковь, по верному представлению историка, является только частью Вселенской Православной Церкви, и она всегда сохраняла полное внутреннее единение с другими Поместными Церквами, содержала одинаковую с ними веру, один и тот же устав, свято блюла древние каноны. Автор разделяет историю Русской Церкви на 3 периода – период полной зависимости от Константинопольской Церкви – до 1240 года, период постепенного перехода к самостоятельности – до 1589года и, наконец, период её автокефального бытия – с 1589 года.   Повествование митрополита Макария, в отличие от «Истории» архиепископа Филарета, ведется в беспристрастном и спокойном тоне. Профессор Н.Н. Глубоковский считал «Историю» митрополита Макария «историографической мозаикой». Этот монументальный труд является бессмертным памятником изумительного трудолюбия, любознательности и эрудиции её автора.   Митрополиту Макарию принадлежат и другие исторические труды – «История русского раскола», «История Киевской Духовной Академии».    В области общецерковной истории русская наука XIX века открывается «Начертанием церковной истории» (в двух частях) (1817), принадлежащим епископу Иннокентию (Смирнову).   Крупнейшим знатоком церковной жизни христианского Востока был епископ Чигиринский Порфирий (Успенский). Родился он в семьепсаломщика в Костроме в 1804 году. После окончания Петербургской Духовной Академии служил законоучителем в Петербурге и Одессе, бал настоятелем ОдесскогоУспенского монастыря, ректором Херсонской Духовной Семинарии. В 1848 году Синод поставил архимандрита Порфирия во главе ново учрежденной Палестинской Духовной Миссии. Вынужденный покинуть Палестину в 1854 году и в связи с началом Крымской войны, архимандрит Порфирий вновь отправился на Восток в 1858году, на этот раз преимущественно с научной целью для разыскания и описания памятников церковной архитектуры, древних икон, архивов, библиотек и богослужебной утвари. Вернувшись в Россию, он привёз с собой богатую коллекцию археологических и археографических памятников, собранных на Афоне, в Малой Азии, Сирии, Палестине, Египте и Эфиопии. После посвящения в епископа Чигиринского Преосвященный Порфирий продолжил работу по изучению древних памятников.   Результатом его неутомимых трудов явились фундаментальные исследования по церковной истории, патристике, археологии, и среди них — «Вероучение египетских христиан», «Христианский Восток», «Богослужение абиссинцев», «История Афона», «Дионисий Ареопагит и его творения». Часть сочинений епископа Порфирия осталась неопубликованной – «Богослужение Константинопольской Церкви», «Путешествия» по Италии, по Фессалонике. Ценнейший материал содержится в его многотомных мемуарах «Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки». Труды епископа Порфирия заложили в твёрдую основу для разработки истории Византийской Церкви и нехалкидонских церквей Востока. Великий подвижник церковной науки скончался в 1885 году на покое, в Московском Новоспасскоммонастыре.

 

Вопрос не надо

10. ЛЕБЕДЕВ Алексей Петрович (1845–1908), рус. правосл. историк Церкви. Род. в семье сел. священника Моск. губернии; окончил МДА (1870); ученик прот.Горского. Докторская диссертация Л. посвящена истории Вселенских соборов 4 и 5 вв. и их связи с  александрийской и антиохийской школами (М., 19043, ч.1). Работа вызвала острую полемику как в русской, так и в зарубежной печати; рецензию на нее написал Адольф фон Гарнак(немецкий лютеранский теолог либерального направления, церковный историк, автор фундаментальных трудов по истории раннехристианской литературы и истории догматов).

Основные церк. — историч. труды Л. составили 8–томный цикл, охватывающий историю Древней Церкви и Восточных церквей. Это уникальное в отечеств. лит–ре произведение отмечено печатью таланта и большой эрудиции. С 1870 по 1895 Л. преподавал в МДА, потом перешел на кафедру церк. истории в Моск. университет. «У проф.Лебедева, — пишет один из совр. богословов, — нет биографии в общепринятом смысле. История его жизни — это история его лекций и книг. Его внутренняя жизнь отличалась богатством содержания, но внешне выглядела однообразной и ничем не примечательной». Хотя взгляды Л. часто подвергались критике и его необоснованно обвиняли в приверженности к идеям тюбингенской школы(евангелическая (лютеранская) школа экзегетики, существовавшая в рамках Тюбингенской семинарии. Основана Ф.Х. Бауром. Эта школа впервые попыталась применить исторический подход к изучению Библии), он был одним из самых популярных профессоров МДА. К числу его учеников принадлежали такие выдающиеся церк. историки как АНДРЕЕВ и ГЛУБОКОВСКИЙ.

Ряд исследований Л. посвятил раннехрист. и новозав. тематике. Наиболее важное среди них — «БРАТЬЯ ГОСПОДНИ» (М., 1905). В нем поднимается трудный вопрос евангельской истории, к–рый едва ли когда–нибудь будет решен окончательно: кем были люди, названные «братьями Господними» (см. ст. Родословия Христа и братья господни). Л. рассмотрел две гипотезы, одна из к–рых утверждает, что братья Господни были детьми Иосифа Обручника от умершей жены, а другая считает братьев Господних детьми сестры Девы Марии, к–рую тоже звали Мария. Разобрав недостатки этих гипотез, Л. предложил собственную. По его мнению, Мария Клеопова была женой брата Иосифа и поэтому называлась «сестрой» Девы Марии, а ее дети «братьями» Иисуса. Свою гипотезу Л. назвал «антиохийской», т. к. нашел ей подкрепление в трудах экзегетов антиохийской школы.

Л. считал своим долгом знакомить рус. публику c зап. богосл. и церк. — историч. литературой. Он стремился преодолеть схоластич. методы исследования и подготовить почву для дальнейшего развития отечеств. богословия.

11. ГОРСКИЙ Александр Васильевич ( 16.08.1812, Кострома - 11.10.1875, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.), прот., ректор МДА, церковный историк, филолог, археограф. Из семьи протоиерея костромского кафедрального Успенского собора, старший брат В. В. Горского. В 1820 г. Г. поступил в Костромское ДУ, затем в Костромскую ДС; до окончания им полного курса, в июле 1828 г., ревизор из МДА иером. Афанасий (Дроздов; впосл. архиепископ Астраханский) признал его наиболее способным учеником и направил в МДА. В академии Г. проявил интерес к гражданской и церковной истории, ревностно посещал лекции Ф. А. Терновского, сблизился с Д. Г. Гумилевским (впосл. Черниговский архиеп. Филарет) и прот. Ф. А. Голубинским, к-рый покровительствовал Г. В 1832 г. окончил МДА 3-м магистром, 29 авг. того же года по ходатайству Голубинского был назначен профессором МДС по церковной и гражданской истории, а 19 авг. 1833 г. переведен в МДА бакалавром на кафедру церковной истории. С 19 янв. 1837 г. экстраординарный, с 9 сент. 1839 г. ординарный профессор, а с 1864 - ректором. С 1849 с помощью К. И. Невоструева начал работу над "Описанием рукописей Моск. синодальной библиотеки" (тт. 1-5, М., 1855-69; т. 6-й издан в 1917), содержащим много ценных справочных сведений и открытий по истории слав., греч. лит-ры. Г. - один из основателей и редакторов выходившего с 1843 журн. "Прибавления к творениям св. отцов в рус. переводе", в к-ром опубл. свои лекции по ранней истории христианской церкви и биографии рус. митрополитов - Кирилла II, Петра, Алексея, Киприана, Фотия, Ионы и др. Выдержанные в клерикальном духе, они, однако, содержат ценные факты. Г. опубл. в "Творениях" важные памятники др.-рус. лит-ры, в т. ч. впервые напечатал под назв. "Памятники духовной литературы времен великого кн. Ярослава I" знаменитое "Слово о законе и благодати митрополита Илариона" и доказал, что оно принадлежит Илариону (кн. 2-я, М., 1844).

 Научные заслуги Г. получили признание при его жизни. В 1850 г. он был избран членом-корреспондентом Московского археологического об-ва, в 1856 г.- С.-Петербургской АН, в 1871 г.- Югославянской АН и искусств в Загребе, в 1858 г.- членом Общества любителей российской словесности, в 1863 г.- Общества любителей духовного просвещения, в 1864 г.- почетным членом Общества истории и древностей российских. 1 окт. 1864 г. избран почетным доктором истории Московского ун-та, в 1867 г.- С.-Петербургского ун-та. С 1865 г. почетный член КДА, с 1872 г.- КазДА и Петра митрополита братства. Награжден орденами, в частности св. Анны 1-й степени (1872).

14 окт. 1875 г. Г. был похоронен на кладбище Троице-Сергиевой лавры близ Смоленской ц. Панихиду и отпевание совершил его ученик Дмитровский еп. Леонид (Краснопевков) в сослужении духовенства. В советский период, после уничтожения кладбища, место захоронения утеряно, имя Г. было увековечено на памятнике почившим наставникам МДА, установленном в 1958 г.

СПАССКИЙ Анатолий Алексеевич (1866–1916), рус. правосл. историк Церкви и патролог. Окончил МДА (1890), после чего преподавал в Каменец–Подольской ДС. С 1893 перешел в МДА. За труд «Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского» (Серг.Пос., 1895) был удостоен степени магистра богословия и получил звание проф. общей церк. истории. Редактор «Богословского Вестника» (1898–1911). Одна из ранних работ С. «Отношение пророков к обрядовому закону Моисея» (ЧОЛДП, 1889, № 3) была посвящена острой в то время библ. проблеме. Школа Велльхаузена(нем. востоковед и исследователь Библии), противопоставляя Пророков и ЗАКОН, утверждала, что история ВЗ шла по пути деградации и что дух профетизма(историческое движение пророков, так и их учение) был вытеснен «религией Торы». С. выступил с критикой этой т. зр. и показал, что между Пророками и Законом не было непримиримого антагонизма (позднее к такому же выводу пришли представители скандинавской библеистики). «С начала до конца ветхозаветной теократии, — писал С., — пророчество и закон идут рука об руку, в полном гармоническом согласии, преследуя одну общую цель воспитания народа и подготовления его к принятию Искупителя, и пришедший Мессия подтвердил эту гармонию, указавши единогласную цель Закона и Пророков в Своем Лице». Один из важных вопросов новозав. исагогики С. рассмотрел в монографии «Св.Иустин и СИНОПТИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ» (ПО, 1889, № 5–6). В ней он тщательно проанализировал ссылки Иустина Философа на апостольские ПИСАНИЯ о жизни Христа и пришел к выводу, что святому были известны все три синоптических ЕВАНГЕЛИЯ. С. принадлежит также сокр. пер. книги Гарнака о христианском миссионерстве в первые три века (Харьков, 1907) и исследование о полемике между ранним христианством и язычеством («Эллинизм и христианство», Серг.Пос., 1913).

12. БОЛОТОВ Василий Васильевич (31.12.1853, с. Кравотынь Осташковского у. Тверской губ.- 5.04.1900, С.-Петербург), богослов, историк Церкви, востоковед. Род. в семье причетника Троицкого собора в г. Осташкове Василия Тимофеевича, погибшего незадолго до рождения сына, воспитывался матерью Марией Ивановной, урожденной Вишняковой, к-рая оказала большое влияние на духовное формирование личности Б. Как сын младшего клирика Б. воспользовался правом получения за казенный счет среднего духовного образования; учился в Осташковском ДУ (1863-1869) и в Тверской ДС (1869-1875). Преподаватели и однокашники Б. обращали внимание на его блестящие способности и прилежание, особенно к древним и новым языкам. Летом 1875 г. Б. поступил на церковно-историческое отд-ние С.-Петербургской ДА, где посвятил себя прежде всего изучению богословских и церковно-исторических дисциплин, лат., англ. и древних вост. языков: евр., эфиоп. (геэз) и др. По предложенной проф. И. В. Чельцовым теме «Учение Оригена о Святой Троице» Б. в июне 1878 г. защитил сначала кандидатскую, а затем 28 окт. 1879 г. магистерскую диссертацию. По рекомендации проф. И. Е. Троицкого он, еще будучи студентом 3-го курса академии, был намечен на замещение вакантной (после смерти проф. Чельцова 5 марта 1878) кафедры древней церковной истории, к-рую занимал вплоть до своей смерти в качестве сначала доцента (с 3 нояб. 1879), а затем экстраординарного (с 24 окт. 1884) и ординарного (с 19 сент. 1896) профессора. В 1896-1897 гг. временно замещал кафедру догматического богословия и читал курс исторического изложения догматов. В 80-90-х гг. Б. неоднократно был присяжным заседателем в суде; как консультант и переводчик участвовал в подготовке рус. экспедиций в Эфиопию. За переводы дипломатической переписки с эфиоп. языков, геэз и амхарского, Б. по представлению Мин-ва иностранных дел России получил досрочно чин действительного статского советника. 7 февр. 1890 г. за работы по церковной истории Эфиопии и Египта ему была присуждена полная премия митр. Макария (Булгакова), 21 мая 1896 г. по ходатайству проф. Троицкого за многочисленные капитальные труды Б. получил степень д-ра церковной истории honoris causa. Его научные заслуги были высоко оценены не только в духовных, но и в светских кругах: в дек. 1893 г. по инициативе акад. В. Г. Васильевского Б. был избран членом-корреспондентом Императорской АН по разряду историко-политических наук; был также награжден орденами св. Станислава 3-й и 2-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени. В последние годы жизни Б. страдал почечной и печеночной недостаточностью, развивавшейся на фоне хронического малокровия, что послужило причиной его преждевременной смерти. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в С.-Петербурге.

В научных трудах следовал изначально принятому правилу публиковать всегда что-либо новое, будь то поправки или добавления к старому и общеизвестному. Не ограничиваясь только изучением частных вопросов, Б. в исследованиях и лекциях достигал высот исторического обобщения, «одинаково разбираясь и в вопросах философии истории и вообще богословской и философской спекуляции» (Бриллиантов. Проф. В. В. Болотов. С. 15-16). В истории он усматривал «голос церкви, рассеянный не только в пространстве, но и во времени,- голос ничем не заменимый, к-рый всегда и повсюду составлял предмет веры для всех».

Талант Б. как популяризатора церковно-исторической науки и педагога раскрылся в лекциях по древней церковной истории, к-рые он читал в течение 20 лет в С.-Петербургской ДА. Курс был рассчитан на 4 семестра и охватывал историю Церкви до разделения на Вост. и Зап. в 1054 г. Что касается апостольского периода, то Б. рассматривал только те явления, к-рые находили развитие в последующее время. Излагая историю внешнего и внутреннего состояния Церкви, он уделял особое внимание истории богословской мысли как в доникейский период (гностицизм, богословские воззрения Оригена и т. п.), так и в эпоху Вселенских Соборов (арианство, христологические споры V-VII вв., иконоборчество). После смерти Б. помимо его автографов (относятся к нач. 80-х гг. XIX в.) и конспектов слушателей его лекций сохранились литографированные записи для студентов академии, причем нек-рые из них были проверены и даже собственноручно им написаны. Хотя Б. не собирался издавать свои лекции, в 1907-1918 гг. в качестве приложения к ж. «Христианское чтение» они были все же напечатаны под ред. проф. А. И. Бриллиантова, к-рый разобрал архив Б. и опубликовал еще неск. его работ.

13. Ива́н Его́рович Тро́ицкий (18 апреля 1832, село Красное Пудожского уезда Олонецкой губернии — 2 августа 1901, Лесное близ Санкт-Петербурга[1]) — российский историк Церкви, профессор, педагог. Действительный статский советник, доктор богословия.

Родился в семье причетника. Окончив Каргопольское Духовное училище и Олонецкую Духовную семинарию, поступил в Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1859 году со степенью магистра.

Преподавал в Олонецкой Духовной семинарии логику, психологию, патристику и латинский язык. С 1861 года преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии на кафедре греческого языка; 1863 года — на кафедре общей церковной истории. В 1875 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора богословия. С 1884 года до выхода в отставку занимал кафедру истории и разбора западных исповеданий. С 1874 года читал лекции по церковной истории в Петербургском университете.

В 1876—1891 годах ежегодно помещал в журнале «Церковный Вѣстникъ» историческое обозрение «Православный Восток и инославный Запад в минувшем году». Был членом Императорского Православного палестинского общества.

С 1880 года по 1890 был редактором и цензором журанала «Христианское Чтенiе».

С 1878 по 1898 год чрез него, как советника обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, проходила вся дипломатическая почта с Востока (Константинополь, Иерусалим и пр.), касающаяся церковных дел; все меры, предпринимавшиеся Святейшим Синодом в восточной политике, согласовывались (или разрабатывались) им[2]. Был одним из организаторов Русского археологического института в Константинополе (вопрос о его учреждении обсуждался с декабря 1888 года[3]). С 1878 года состоял в интенсивной переписке с Георгием Павловичем Беглери́ (1850—1923) — греком, родившимся в Константинополе и принявшим российское подданство; последний информировал Троицкого о состоянии дел и настроениях в Патриархии и других церковных, политических и научных новостях[4]. Большую часть писем от Беглери Троицкий перенаправлял Победоносцеву.

С 1892 года состоял членом Комиссии Святейшего Синода по старокатолическому вопросу.

В 1899 году вышел в отставку.

Скончался 2 августа 1901 года; 4 августа погребён на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.

 

 

Творчество и взгляды

С 1874 года читал лекции по церковной истории в Санкт-Петербургском университете, сначала в звании доцента, потом экстраординарного и с 1884 года, ординарного профессора.

Преобладающее большинство трудов Троицкого посвящено истории христианского Востока. Докторская диссертация — «Изложение веры армянския, начертанное Нарзесом, кафоликосом армянским, по требованию боголюбивого государя греков Мануила» (Санкт-Петербург, 1875). Некоторые из помещённых в журналах его статей представляют собой целые книги, например, «Арсений, патриарх никейский и константинопольский, и арсениты» (журнал «Христианское Чтенiе»: 1867, 1869, 1871 и 1872).

В течение ряда лет изучал греческие рукописи в московских книгохранилищах. Только некоторая часть извлечённых им оттуда материалов напечатана (например, «Автобиография императора Михаила Палеолога» в журнале «Христианское Чтенiе», 1885, — в подлиннике с русским переводом, и примечаниями). Для позднейшей эпохи истории Русской церкви особенно важны напечатанные им исторические материалы об олонецком архиепископе Аркадии (Лысом).

Считал синодальное устройство Российской Церкви оптимальным, а её фактическое положение во вселенском православии — первым[5]; в своих оценках и политической деятельности исходил из «тезиса о полной солидарности интересов церкви и государства в сфере международных отношений»[6]. Его отчёт[5] о поездке в Константинополь и на Афон в августе 1886 года был составлен как «апология русского церковного присутствия и русской политики на Востоке»[7]. Полемизировал с Тертием Филипповым, выступавшим с позиций необходимости солидарности с Вселенским Патриархатом в церковно-политических вопросах. В своих суждениях о греческой Церкви вообще, отличался крайней тенденциозностью и эллинофобией, имея при том весьма поверхностные и опосредованные знания и сведения о современной ему жизни православного Востока[8], где он кратко побывал впервые только в 1886 году. Некоторые его иллюстрации «крайнего расстройства церковных порядков и упадка церковной дисциплины» в греческой Церкви суть проекция особенностей русской церковно-богослужебной практики (например, необязательность у греков исповеди непосредственно пред причастием).

Труды

Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский и арсениты: (К истории Восточной Церкви в XIII в.). — СПб.: Тип. Деп. уделов, 1873.

Вероучение западных исповеданий: Курс лекций, читанных студентам III и IV курсов С.-Петербургской Духовной Академии ординарным проф. — Казань: Типо-лит. Яздовского, Ценз. 1886.

Очерк истории Восточной Церкви по разделении ее с Западной до настоящего времени (IX—XIX вв.). — СПб.: Лит. Транше-ля, [1877]

Церковная сторона болгарского вопроса. — СПб., 1888



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.198 (0.03 с.)