Профильно-ориентированная историография 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профильно-ориентированная историография



Профильно-ориентированная историография

 

Историография — в узком смысле слова это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе, или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении.

В более широком смысле слова историография — это специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Церковная историография

Под именем Церковной историографии разумеются опыты более или менее связного изложения жизни Церкви по историческим источникам и собственным наблюдениям. Появление таких опытов свидетельствует о том, что Церковь стала уже историческою силою, и таковое её положение в мире начинает ясно сознаваться.

Первым историографическим памятником является книга Деяний апостольских, принадлежащая святому Луке, изображающая рождение Церкви Христовой в мире и первые десятилетия её существования. Затем следует упомянуть "‘Υπομνήματα" (Достопамятности) Егезиппа, сочинение, появившееся около 170 г., отличавшееся впрочем, более полемическим, чем историческим характером. — В первой половине III в. Юлий Африкан первый указал в своей хронике главнейшие даты христианской церковной истории и поставил в соотношение к событиям светской истории. К этому времени приблизительно относится и хроника Ипполита.

Церковную историю принято делить на два периода: первый от начала до появления лютеранства, второй от лютеранства и до наших дней. Первый период, вообще говоря, время собирания церковно-исторического материала, а второй — обработки его.

 

Евсевий Кесарийский

Евсевий Кесарийский (ок. 275 – 339), так же известный как Евсевий Памфил, выдающийся церковный писатель и ученый, с 311 г. епископ Кесарии Палестинской. Евсевия называют отцом церковной истории из-за проделанной им гигантской работы по собиранию материалов об истории ранней церкви и систематизации их.

До нас не дошли точная дата и место рождения Евсевия, и очень мало известно о его ранних годах. Он сблизился с пресвитером Дорофеем в Антиохии и вероятно был наставляем им в изучении Святого Писания. В 296 г он был в Палестине, где видел будущего имп-ра Константина, который посетил ее вместе с Диоклетианом. Он жил в Кесарии, когда там епископом был Агапий, и подружился с Памфилом, с которым он, похоже, при помощи Гексагеп Оригена и различных комментариев, собранных Памфилом, совместно изучал текст Библии с целью подготовки выправленной версии ее.

В 307 г Памфил был арестован, но Евсевий продолжил работу над их проектом. После смерти Памфила он заканчивает их совместный труд в защиту Оригена, и отправляет его исповедникам, сосланным в рудники в Египте. После этого Евсевий переезжает в Тир, а затем в Египет, где он в первый раз подвергся гонениям за Христа.

Следующее что нам известно о Евсевии, это его избрание епископом Кесарии Палестинской вскоре после 313 года. В 325 г был созван I Вселенский Собор в Никее, Евсевий играет в нем одну из ведущих ролей. Хотя он не был известным богословом или праведником, но как известный церковный автор и глубоко образованный человек, пользующийся к тому же особым расположением имп-ра Евсевий, выдвинулся на передний план в созванном соборе. Так предложенный им текст был взят за основу Никейского Символа Веры.

Евсевий продолжал участие в арианской смуте и после Никейского Собора. Так, на созванный им в 325-328 гг. Поместный Собор в Кесарии поддержал Ария и сторонников его ереси.

Кроме того, в ходе спора с Евстафием Антиохийским, который выступал против увеличения влияния учения Оригена и его практики аллегорических толкований Библии, видя в богословии Оригена корни арианства, Евсевий, поклонник Оригена, был обвинен Евстафием в отходе от Никейского Символа Веры. После победы над Евстафием, Евсевий вместе с другими сторонниками Ария повел атаку против Афанасия Великого, одного из столпов Православия и лидера борцов против арианства. В 334 г по приказу имп-ра Евсевий созвал Поместный Собор, на котором рассматривалось обвинение святого Афанасия Великого в магии и в убийстве некоего мелетианского епископа Арсения. Доказательств не нашлось, а "убиенный" еп.был найден живым, однако уже в следующем г свт. Афанасий был низложен Тирским Собором. Вместе с Афанасием арианам удалось свалить Маркелла, епископа Анкирского, другого видного борца с арианством, и отправить его в изгнание.

22 мая 337 г. имп-р Константин умер, Евсевий ненадолго пережил имп-ра и, потеряв былое влияние, скончался около339 г.

Работы Евсевия

Из огромного письменного наследия Евсевия, до нас дошла достаточно большая часть его трудов. Хотя проарианская позиция Евсевия скомпрометировала его как богослова, он остается для нас бесценным церковным писателем благодаря своему стилю: Евсевий снабжал свои работы обильными и аккуратными цитатами источников, существенно облегчаю задачу писателям боле позднего периода. Многие произведения, дошли до нас только в виде цитат из книг Евсевия (и следовательно благодаря ему).

Литературное творчество Евсевия в целом отражает путь его жизни. Вначале, под влиянием Памфила и, вероятно, Дорофея, он посвятил себя задаче библейской критики. Позже гонения Диоклетана привлекли его внимание к мученикам и составлению их житий. Это привело его к изучению и написанию истории Церкви, и наконец к всемирной истории, которая для него была лишь подготовкой к истории Церкви.

Наступившее время арианской смуты заставило его сконцентрироваться на догматических вопросах. Так же пришедшее признание империей Христианства, требовало создания апологических работ касающихся самых разных вопросов. Под конец своей жизни, Евсевий, придворный писатель и богослов, написал серию хвалебных речей прославляющих имп-ра Константина.

Библейская критика. Памфил и Евсевий совместно работали над критическим анализом текстов Ветхого и особо Нового Заветов в Септуагинте.

Хроника. «Хроника» одна из двух основных исторических работ Евсевия, состоит из двух частей. Первая «Анналы» (греч. Chronographia), была задумана как краткое изложение мировой истории, сгруппированное по странам. Вторая «Хронологический канон» должна была дополнять первую, представляя материал первой части в виде хронологической таблицы.

Многие апологетичекие и догматические работы Евсевия оказались полностью утерянными. Ниже приведенны основные его работы из этой категории, которые хотя бы частично сохранились.

Евсевий является историографом эпохи Константина Великого; но именно благодаря его искусству наводить свет и тени мы до сих пор не знаем много важного о жизни имп-ра и о процессе превращения христианства из религии гонимой в государственную. О том и другом вместо портрета он оставил нам икону.

В «Церковной Истории» Евсевий согласно его же собственным словам, намеревался описать историю Церкви от апостолов, до своего времени, уделяя при этом особое внимание следующим областям:

преемственности епископов на важных кафедрах;

истории христианских учителей;

истории ересей;

истории евреев;

отношениям с язычниками;

мученикам.

Евсевий закончил «Церковную историю» где-то между концом 323 и серединой 324 года.

Главное достижение Евсевия — создание жанра церковной историографии. Тем самым он положил начало одному из ведущих направлений в средневековом историописании.

Евсевий придерживался умеренных арианских взглядов и, кроме того, был оригенистом. Необходимо принимать во внимание и то, что он был придворным историографом имп-ра Константина и писал, как подобает придворному историку. Евсевий был высокообразованным человеком и очень любил демонстрировать свою образованность. Итак, читая Евсевия, необходимо делать скидку на все эти характерные особенности историка и, учитывая их, определять ту степень доверия, с которой следует относиться к его сочинениям.

 

Феодорит Киррский

Последняя история этого периода принадлежит перу блаж. Феодорита Киррского. Он был представителем антиох-й богословской школы и, следовательно, весьма критически относился к Александрии.

Феодорит (393 - ок. 458), епископ Киррский, блаженный, один из знаменитейших учителей и писателей Церкви V века, ярчайший представитель Антиохийской школы богословия

Родился в Антиохии в 393 г/ в благородном и благочестивом семействе. Получил прекрасное образование в Антиохийском богословском училище. Мать его, в продолжение тринадцати лет быв неплодною, получила этого сына по молитвам пустынника Македония Критофага, почему и наименовала его Феодоритом, то есть Богодарованным, и от самой колыбели посвятила на служение Богу. Согласно с этим обетом благочестивой матери, Феодорит с юных лет был в сношениях с местными подвижниками. Потом, лишившись родителей, он роздал бедным оставленное себе значительное богатство и в том же самом монастыре вступил на степень чтеца. Здесь проходил он служение и вместе дополнял свое воспитание изучением еврейского и сирийского языков. Так он продолжал до 423 г., когда по рекомендации Феодота Антиохийского был взят оттуда против воли и рукоположен Александром Иерапольским в еп. Киррского.

В то время небольшой городок Кирр был центром военного управления на Востоке в провинции Евфратисия. Здесь блаженный Феодорит обнаружил самую широкую деятельность как администратор и пастырь. В личных своих средствах он настолько был скромен, что кроме одежды у него ничего не было.

Для утверждения и распространения Православия он неукоснительно проповедовал чистое учение веры и пастырскими наставлениями привлек в Церковь более десяти тысяч маркионитов, целые поселения евномиан и ариан, так что в его епархии еретиков наконец не оставалось. Все это он совершил с опасностию для жизни, так как еретики иногда преследовали его с намерением забить камнями. По высокому своему значению среди тогдашних светильников Православия, блаженный Феодорит также участвовал в соборном управлении Церковью и вместе с прочими блюстителями Веры обличал новые ереси.

Феодориту пришлось вести борьбу с двумя деятелями александрийской церкви — св. Кириллом Александрийским и преемником его Диоскором. Св. Кирилл выступил против учения Нестория. Главным вопросом, волновавшим церковь в V в., был вопрос о природе Спасителя: родила ли дева Мария человека или Бога, и если она родила и того, и другого, то в каком отношении находятся эти две природы в лице Христа.

Несторий учил, что Деву Марию следует называть «христотокос» (Христородица), а не «теотокос» (Богородица), то есть она родила Христа: совершенного Бога и совершенного человека. Это учение и вызвало к полемике св. Кирилла, защищавшего учение о том, что Спаситель — это воплотившийся сам Бог Слово, а не два Сына, поэтому необходимо использовать термин "Богородица". Кирилл пользовался формулой Аполлинария: "Единая природа Бога Слова воплощенная". Против толкования св. Кирилла выступил Феодорит, защищавший учение Нестория, но учивший о том, что нельзя отрицать использования термина "Богородица". Феодорит защищал учение о двух естествах в одном лице, причём центр тяжести полагал в различении двух естеств, в то время как св. Кирилл настаивал на единой природе воплотившегося Бога Слова. Еще до Эфесского собора Несторий согласился с доводами Феодорита на использование термина "Богородица". На Ефесском соборе 431 г., созванном для суда над Несторием, произошло разделение епископов: противники Нестория объединились вокруг св. Кирилла, а противники св. Кирилла, поддержавшие Нестория, составили свой собор, во главе с Антиохийским епископом Иоанном и Феодоритом. Результаты работы обоих соборов не были утверждены императором, однако впоследствии именно собор св. Кирилла был признан «Вселенским».

Спор Феодорита с Кириллом продолжался до весны 433 г., когда произошло примирение. После Эфесского собора Несторий ради прекращения вражды оставил кафедру и ушел в монастырь, поэтому вопрос о его осуждении был снят в споре между антиохийцами и александрийцами, осталось только согласовать вероучение между враждующими партиями. Главным итогом Эфесского собора стало Согласительное исповедание 433 г.. Однако, Феодориту не суждено было наслаждаться долгое время мирной жизнью в своей епархии. В Константинополе появилось новое христологическое заблуждение, которое распространял архимандрит одного столичного монастыря Евтихий. В противоположность Несторию, Евтихий настаивал на реальности только божественной природы во Христе. Он отказывался говорить, что Христос един «в двух природах», говоря, что Христос «из двух природ» — до воплощения, а по воплощении в нём усматривается только одна реальная природа его божества. Диоскор, преемник св. Кирилла, стал на сторону Евтихия; Домн, епископ антиохийский, донёс в Константинополь о ереси Евтихия; донос этот был написан по указаниям Феодорита.

Спор из-за Евтихия с Диоскором вёлся последним непристойно; против Феодорита были пущены в ход все средства; в результате ему было приказано императором Феодосием безвыездно пребывать в Кире. Однако Диоскор желал не административного, а соборного осуждения Феодорита; он достиг этого на т.н «разбойничьем» соборе в Эфесе в 449 г., на котором Феодорит был низложен. Феодорит удалился в Апамейский монастырь и обратился к римскому папе Льву I с апелляцией. По смерти Феодосия, в 450 г., император Маркиан восстановил Феодорита в его правах, а Халкидонский собор 451 г. принял Феодорита после того, как он с явной неохотой был вынужден произнести «анафему» на Нестория (9-я сессия собора 26-го октября 451 г.).

Феодорит учит, что христианство заключает в себе абсолютное совершенство, а язычество есть мрак, долженствующий исчезнуть с появлением истины. В философских построениях Феодорит видит лишь тень истины. Самый важный труд Феодорита, без сомнения — его «История церкви», написанная в 449 г. и состоящий из 5 книг. История церкви схватывает период от 324 до 429 г. Источниками для Феодорита служили сочинения Евсевия, Руфина, Филосторгия, Евстафия, творения св. Афанасия и некоторые другие. Второй по значению труд Феодорита, служащий дополнением к истории церкви — «Еретические басни»; подлинность этого труда оспаривалась, но без достаточного основания. Источниками Феодорита служили сочинения Иустина Философа, Иринея, Климента, Оригена, Евсевия и др. Сочинение Феодорита написано спокойным тоном, без полемического задора; оно чуждо нетерпимости.

Он исторический материал начинал использовать для назидания.

Более красива речь, чем у Евсевия и Созомина.

 

4.Церковные историки   Евагрий Схоластик,Захарий схоластик и Иоанн Эфесский

Евагрий схоластик (537—594), антиохийский юрист, автор "Церковной истории" обнимающей время с 431 по 594 г. и отличающейся беспристрастием в отзывах о еретиках.

«Церковная история» была завершена в 594 г. в Антиохии, вероятно незадолго до смерти. Сочинение состоит из 6 книг, охватывает более 160 лет, от возведения Нестория на К-польский престол в 428 г. до 593/4 г., и представляет собой продолжение «Церковной истории» блж. Феодорита, еп. Кирского, написанной в 50-х гг.

Источники, использованные в сочинении Е. С., многочисленны. Он опирался как на устную традицию, так и на письменные памятники, в т. ч. на исторические произведенияПрокопия Кесарийского, Приска Панийского, Зосима; на истории Церкви Сократа Схоластика, Захарии Ритора; на хроники Иоанна Малалы, Евстафия Епифанийского; на Жития прп. Симеона Столпника (Младшего), мц. Голиндухи Персидской; на многочисленные офиц. послания церковных деятелей (напр., св.Кирилла, архиеп. Александрийского, св. Льва I Великого, папы Римского, Нестория, Петра III Монга, патриарха Александрийского, Севира, патриарха Антиохийского); на постановления имп-ров (Льва I, Василиска Флавия, Зинона, Юстина II); на акты Соборов (в т. ч. Вселенских III, IV и V).

Е. С. считал себя продолжателем многовековой традиции античной и ближневост. историографии, основателем к-рой, по его мнению, был прор. Моисей (V 24). В рамках этой традиции он особо выделял историков Церкви. Основную цель своей работы Е. С. видел в том, чтобы раскрыть главные направления жизни Церкви в Византийской империи за 150 лет, с 30-х гг. V в. до совр. ему событий. Наибольшее внимание он стремился уделять жизни христианских общин империи, важнейших церковных кафедр, наиболее известных подвижников и богословов. Однако в отличие от более ранних церковных историков Е. С. подробно описывал и общеполитическую историю, деятельность имп-ров, их личные качества, войны, политическую борьбу и т. п. Интерес Е. С. к светской истории столь велик, что совр. исследователями его сочинение оценивается как свидетельство секуляризации церковной истории, означающее частичный разрыв с традицией, основанной Евсевием Кесарийским.

У Евагрия наблюдается сильное стремление подражать античным писателям (философам-языку Фукинида). Вообще была проблема между литературным языком и разговорным, который как более динамичный всегда упрощался (современный язык уже не понимал возвышенного филосовского).

Захарий схоластик.

Захарий Ритор (470-е — ранее 553) — церковный историк-монофизит.

Подлинник «Церковной истории», охвативший период от 450 до 491 и, по предположению Ланда, написанный на греческом, не сохранился. До наших дней дошёл сокращённый и изменённый сирийский её перевод. Имя автора перевода, жителя сирийского города Амида, неизвестно, в историографии его называют Псевдо-Захарий. Псевдо-Захарий называет разные даты написания своего труда, из которых наиболее достоверной выглядят: 28-й год царствования Юстиниана и 866 г. селевкидского исчисления, 333-я олимпиада. Это соответствует 555 г.

Писал именно о Египте (мало, кто писал об этом). Полимизировал с манихеями (Манихейство (кит. Маницзяо — в основном, составленное изхристианско-гностических, опиравшихся на специфически гностическое понимание иудейской Библии, представлений с заимствованием некоторых иранских (зороастризм) элементов синкретическое религиозное учение перса Мани, Учение Мани — это дуалистическое учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. Беря свои истоки из гностицизма, оно требовало от определённого круга последователей строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. Манихейские миряне, всегда составлявшие большую часть верующих, соблюдали лишь часть необходимых правил, что не отвергало возможности их спасения.).

Писал на устной традиции.

Иоанн Эфесский

Иоанн Эфесский (ок. 507 — ок. 586) — епископ Асийский, последовательный сторонник миафизитской христологии, один из лидеров антихалкидонской оппозиции в Византийской империи, представитель параллельной сирийской иерархии, созданной Иаковом Барадеем. Один из наиболее ранних и значительных историков, писавших на сирийском языке. В большинстве русскоязычных источников считается «монофизитом» или, согласно более современной терминологии, «нехалкидонитом»(англ. non-Chalcedonian

Отношение к государству – негативное.

Проявление презрительного отношения к соседям.

У Иоанна православные плохие.

Сам ход истории – борьба Бога с дьяволом.

«Церковная история» Иоанна Эфесского является старейшим произведением в этом жанре[47], дошедшим до нашего времени от сирийских яковитов. Иоанн разделил своё произведение на три части. Первые две книги охватывают период от Юлия Цезаря до седьмого года правления Юстина II, третья часть заканчивается на 585 г. Первая часть, к сожалению, полностью утрачена. Фрагменты второй части сохранились в двух манускриптах, датированных 875 годом, хранящихся в Британском музее и опубликованных Яном Ландом во втором томе Anecdota Syriaca. В хронике Михаила Сирийца описания ряда исторических эпизодов ранней церковной истории, таких как обращение Константина Великого папой Сильвестром I, отмечены, как заимствованные из «Истории» Иоанна Эфесского. На основании проведённого анализа, А. Дьяконов сделал вывод, что вероятными источника первой части «Истории» начиная с эпохи Константина Великого были Феодор Чтец (англ.)русск. и Иоанн Малала[48].

Третья часть «Истории» сохранилась с многочисленными и существенными лакунами в в единственной пергаментной рукописи № 14640, также хранящейся в Лондоне. Законченный в марте 688 года манускрипт был закончен писцом по имени Сергуна.

Писал «Жития восточных святых».

 

5.Изучение истории церкви в Европе XV-XVI в. МАГДЕБУРГСКИЕ ЦЕНТУРИИ

Начиная с 40-х гг. XVI в. в Италии начинает складываться культура Возрождения. В эпоху торгово-промышленного и финансового предпринимательства аскетизм церковной морали серьёзно расходился с реальной жизненной практикой горожан, их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой к богатству. Следовательно, росли светские настроения, интерес к земным деяниям человека – настоящим и прошлым.

Именно в эпоху Возрождения человеку впервые открылась историческая ретроспектива, т. е. глубина исторического времени. В средние века христианскому видению истории были чужды элементы историзма.

Античное наследие стало для гуманистов зеркалом, дававшим возможность взглянуть на себя и одновременно увидеть меру совершенства, к которому должно стремиться. Античность – это культурно-исторический эталон, бесценная сокровищница выверенных просвещённым разумом норм, необходимых новому времени для рационализации новых форм бытия. Историческая дистанция, отделяющая «новый век», настоящее от его культурно-исторического идеала и была выражена в понятиях «пробуждение», «воскресение», «возрождение», которыми оперировали гуманисты XIV – XVI вв. Поэтому и стали собираться библиотеки греческой мысли. Видим их в большом количестве в Венеции.

Интерес к Восточному христианству.

Византийскую империю хотели включить в историю империй.

Крупнейшим историком неаполитанского государства и, можно сказать, вообще крупнейшим итальянским историком первой половины XV в. был знаменитый гуманист Лоренцо Валла (1407—1457). «Трактат о подложности Константинова дара». Был написан в 1440 г., но при жизни Лоренцо Валла не была опубликована, так как заключала в себе слишком опасный для папской курии материал. Как известно, одним из оснований для притязаний пап на светскую власть в средние века являлась знаменитая фальшивка — «Константинов дар». Критика Валлой этого документа в значительной мере ведется с точки зрения неаполитанской политики XV в. Дело в том, что Государство обеих Сицилии, впоследствии ставшее Неаполитанским королевством, еще со времени норманнов и потом, особенно в годы малолетства Фридриха II Гогенштауфена, находилось в вассальной зависимости от 'пап, и папы даже в XV в. никогда не забывали напомнить о своих притязаниях на вмешательство в дела неаполитанского государства. Критика документа, на котором паны основывали свои притязания на светскую власть в Западной Европе и в Италии, выросла в трактате Баллы в общую критику тех основ, на которых держалась светская власть itarl, Вполне понятно, что опубликование такой работы угрожало личной безопасности Лоренцо Баллы.
При жизни Лоренцо Баллы это его сочинение распространилось в сравнительно небольшом числе списков, но все же это создала для него угрозу со стороны папской курии. Во время пребывания в Риме Валла подвергся преследованию, едва спасся, бежал в Испанию, но затем он примирился с папами и в последние годы жизни даже служил в папской курии.

МАГДЕБУРГСКИЕ ЦЕНТУРИИ

Со смертью Мартина Лютера в 1546 году деятельность протестантских идеологов в Германии утратила свой догматический характер и приобрела характер исторический. В 1559 - 1574 годах в Магдебурге было издано протестантское сочинение, именуемое «Магдебургские центурии» - история христианской церкви с точки зрения лютеран. Магдебургские центурии делятся на тринадцать частей, или тринадцать столетий (центурий), в них история христианской церкви доведена до 1298 года. Составляли это сочинение лютеранские богословы города Магдебурга, получившие прозвание «Центуриаторы». Идеологом центуриаторов был лютеранский богослов Матвей Флаций Иллирик.

Идеологической платформой Магдебургских центурий была идея преемственности церкви (многие протестанты того времени вообще ударились в реставрационизм – то есть идею полного отхода от Христа в период Папства). Идея преемственности послужила опорой для консолидации протестантского учения. Другим плюсом Магдебургских центурий является то, что их составители пользовались только первостепенными источниками (а не второ- и третьестепенными, как многие католические богословы). Для этого центуриаторам пришлось провести серьёзную исследовательскую работу, посетив книгохранилища в различных уголках Европы. Между тем, у Центурий есть и серьёзные недостатки. Так, с целью дискредитации папства в них рассказывается малодостоверная легенда о папессе Иоанне.

Идеологической базой Магдебургских центурий является критика папства. В них приводятся высказывания, направленные против папской власти, принадлежащие 400 авторитетам христианской церкви. В числе процитированных отцов церкви – папа Григорий I и Фома Аквинский. Недаром центуриаторы назвали свой труд «каталогом достоверных свидетелей, до нас обличавших папство». В Магдебургских центуриях впервые в истории приводятся доказательства подложности Лжеисидоровых декреталий (положений, используемых Католической церковью, которые на самом деле были сфабрикованы от имени видного отца церкви – архиепископа Исидора Севильского, 6 век).

Благодаря радикально обновлённому философско-критическому подходу и изобилию цитат из первоисточников, Магдебургские центурии вызывают интерес многочисленных историков церкви и в наши дни.

 

Вопрос не надо

10. ЛЕБЕДЕВ Алексей Петрович (1845–1908), рус. правосл. историк Церкви. Род. в семье сел. священника Моск. губернии; окончил МДА (1870); ученик прот.Горского. Докторская диссертация Л. посвящена истории Вселенских соборов 4 и 5 вв. и их связи с  александрийской и антиохийской школами (М., 19043, ч.1). Работа вызвала острую полемику как в русской, так и в зарубежной печати; рецензию на нее написал Адольф фон Гарнак(немецкий лютеранский теолог либерального направления, церковный историк, автор фундаментальных трудов по истории раннехристианской литературы и истории догматов).

Основные церк. — историч. труды Л. составили 8–томный цикл, охватывающий историю Древней Церкви и Восточных церквей. Это уникальное в отечеств. лит–ре произведение отмечено печатью таланта и большой эрудиции. С 1870 по 1895 Л. преподавал в МДА, потом перешел на кафедру церк. истории в Моск. университет. «У проф.Лебедева, — пишет один из совр. богословов, — нет биографии в общепринятом смысле. История его жизни — это история его лекций и книг. Его внутренняя жизнь отличалась богатством содержания, но внешне выглядела однообразной и ничем не примечательной». Хотя взгляды Л. часто подвергались критике и его необоснованно обвиняли в приверженности к идеям тюбингенской школы(евангелическая (лютеранская) школа экзегетики, существовавшая в рамках Тюбингенской семинарии. Основана Ф.Х. Бауром. Эта школа впервые попыталась применить исторический подход к изучению Библии), он был одним из самых популярных профессоров МДА. К числу его учеников принадлежали такие выдающиеся церк. историки как АНДРЕЕВ и ГЛУБОКОВСКИЙ.

Ряд исследований Л. посвятил раннехрист. и новозав. тематике. Наиболее важное среди них — «БРАТЬЯ ГОСПОДНИ» (М., 1905). В нем поднимается трудный вопрос евангельской истории, к–рый едва ли когда–нибудь будет решен окончательно: кем были люди, названные «братьями Господними» (см. ст. Родословия Христа и братья господни). Л. рассмотрел две гипотезы, одна из к–рых утверждает, что братья Господни были детьми Иосифа Обручника от умершей жены, а другая считает братьев Господних детьми сестры Девы Марии, к–рую тоже звали Мария. Разобрав недостатки этих гипотез, Л. предложил собственную. По его мнению, Мария Клеопова была женой брата Иосифа и поэтому называлась «сестрой» Девы Марии, а ее дети «братьями» Иисуса. Свою гипотезу Л. назвал «антиохийской», т. к. нашел ей подкрепление в трудах экзегетов антиохийской школы.

Л. считал своим долгом знакомить рус. публику c зап. богосл. и церк. — историч. литературой. Он стремился преодолеть схоластич. методы исследования и подготовить почву для дальнейшего развития отечеств. богословия.

11. ГОРСКИЙ Александр Васильевич ( 16.08.1812, Кострома - 11.10.1875, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.), прот., ректор МДА, церковный историк, филолог, археограф. Из семьи протоиерея костромского кафедрального Успенского собора, старший брат В. В. Горского. В 1820 г. Г. поступил в Костромское ДУ, затем в Костромскую ДС; до окончания им полного курса, в июле 1828 г., ревизор из МДА иером. Афанасий (Дроздов; впосл. архиепископ Астраханский) признал его наиболее способным учеником и направил в МДА. В академии Г. проявил интерес к гражданской и церковной истории, ревностно посещал лекции Ф. А. Терновского, сблизился с Д. Г. Гумилевским (впосл. Черниговский архиеп. Филарет) и прот. Ф. А. Голубинским, к-рый покровительствовал Г. В 1832 г. окончил МДА 3-м магистром, 29 авг. того же года по ходатайству Голубинского был назначен профессором МДС по церковной и гражданской истории, а 19 авг. 1833 г. переведен в МДА бакалавром на кафедру церковной истории. С 19 янв. 1837 г. экстраординарный, с 9 сент. 1839 г. ординарный профессор, а с 1864 - ректором. С 1849 с помощью К. И. Невоструева начал работу над "Описанием рукописей Моск. синодальной библиотеки" (тт. 1-5, М., 1855-69; т. 6-й издан в 1917), содержащим много ценных справочных сведений и открытий по истории слав., греч. лит-ры. Г. - один из основателей и редакторов выходившего с 1843 журн. "Прибавления к творениям св. отцов в рус. переводе", в к-ром опубл. свои лекции по ранней истории христианской церкви и биографии рус. митрополитов - Кирилла II, Петра, Алексея, Киприана, Фотия, Ионы и др. Выдержанные в клерикальном духе, они, однако, содержат ценные факты. Г. опубл. в "Творениях" важные памятники др.-рус. лит-ры, в т. ч. впервые напечатал под назв. "Памятники духовной литературы времен великого кн. Ярослава I" знаменитое "Слово о законе и благодати митрополита Илариона" и доказал, что оно принадлежит Илариону (кн. 2-я, М., 1844).

 Научные заслуги Г. получили признание при его жизни. В 1850 г. он был избран членом-корреспондентом Московского археологического об-ва, в 1856 г.- С.-Петербургской АН, в 1871 г.- Югославянской АН и искусств в Загребе, в 1858 г.- членом Общества любителей российской словесности, в 1863 г.- Общества любителей духовного просвещения, в 1864 г.- почетным членом Общества истории и древностей российских. 1 окт. 1864 г. избран почетным доктором истории Московского ун-та, в 1867 г.- С.-Петербургского ун-та. С 1865 г. почетный член КДА, с 1872 г.- КазДА и Петра митрополита братства. Награжден орденами, в частности св. Анны 1-й степени (1872).

14 окт. 1875 г. Г. был похоронен на кладбище Троице-Сергиевой лавры близ Смоленской ц. Панихиду и отпевание совершил его ученик Дмитровский еп. Леонид (Краснопевков) в сослужении духовенства. В советский период, после уничтожения кладбища, место захоронения утеряно, имя Г. было увековечено на памятнике почившим наставникам МДА, установленном в 1958 г.

СПАССКИЙ Анатолий Алексеевич (1866–1916), рус. правосл. историк Церкви и патролог. Окончил МДА (1890), после чего преподавал в Каменец–Подольской ДС. С 1893 перешел в МДА. За труд «Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского» (Серг.Пос., 1895) был удостоен степени магистра богословия и получил звание проф. общей церк. истории. Редактор «Богословского Вестника» (1898–1911). Одна из ранних работ С. «Отношение пророков к обрядовому закону Моисея» (ЧОЛДП, 1889, № 3) была посвящена острой в то время библ. проблеме. Школа Велльхаузена(нем. востоковед и исследователь Библии), противопоставляя Пророков и ЗАКОН, утверждала, что история ВЗ шла по пути деградации и что дух профетизма(историческое движение пророков, так и их учение) был вытеснен «религией Торы». С. выступил с критикой этой т. зр. и показал, что между Пророками и Законом не было непримиримого антагонизма (позднее к такому же выводу пришли представители скандинавской библеистики). «С начала до конца ветхозаветной теократии, — писал С., — пророчество и закон идут рука об руку, в полном гармоническом согласии, преследуя одну общую цель воспитания народа и подготовления его к принятию Искупителя, и пришедший Мессия подтвердил эту гармонию, указавши единогласную цель Закона и Пророков в Своем Лице». Один из важных вопросов новозав. исагогики С. рассмотрел в монографии «Св.Иустин и СИНОПТИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ» (ПО, 1889, № 5–6). В ней он тщательно проанализировал ссылки Иустина Философа на апостольские ПИСАНИЯ о жизни Христа и пришел к выводу, что святому были известны все три синоптических ЕВАНГЕЛИЯ. С. принадлежит также сокр. пер. книги Гарнака о христианском миссионерстве в первые три века (Харьков, 1907) и исследование о полемике между ранним христианством и язычеством («Эллинизм и христианство», Серг.Пос., 1913).

12. БОЛОТОВ Василий Васильевич (31.12.1853, с. Кравотынь Осташковского у. Тверской губ.- 5.04.1900, С.-Петербург), богослов, историк Церкви, востоковед. Род. в семье причетника Троицкого собора в г. Осташкове Василия Тимофеевича, погибшего незадолго до рождения сына, воспитывался матерью Марией Ивановной, урожденной Вишняковой, к-рая оказала большое влияние на духовное формирование личности Б. Как сын младшего клирика Б. воспользовался правом получения за казенный счет среднего духовного образования; учился в Осташковском ДУ (1863-1869) и в Тверской ДС (1869-1875). Преподаватели и однокашники Б. обращали внимание на его блестящие способности и прилежание, особенно к древним и новым языкам. Летом 1875 г. Б. поступил на церковно-историческое отд-ние С.-Петербургской ДА, где посвятил себя прежде всего изучению богословских и церковно-исторических дисциплин, лат., англ. и древних вост. языков: евр., эфиоп. (геэз) и др. По предложенной проф. И. В. Чельцовым теме «Учение Оригена о Святой Троице» Б. в июне 1878 г. защитил сначала кандидатскую, а затем 28 окт. 1879 г. магистерскую диссертацию. По рекомендации проф. И. Е. Троицкого он, еще будучи студентом 3-го курса академии, был намечен на замещение вакантной (после смерти проф. Чельцова 5 марта 1878) кафедры древней церковной истории, к-рую занимал вплоть до своей смерти в качестве сначала доцента (с 3 нояб. 1879), а затем экстраординарного (с 24 окт. 1884) и ординарного (с 19 сент. 1896) профессора. В 1896-1897 гг. временно замещал кафедру догматического богословия и читал курс исторического изложения догматов. В 80-90-х гг. Б. неоднократно был присяжным заседателем в суде; как консультант и переводчик участвовал в подготовке рус. экспедиций в Эфиопию. За переводы дипломатической переписки с эфиоп. языков, геэз и амхарского, Б. по представлению Мин-ва иностранных дел России получил досрочно чин действительного статского советника. 7 февр. 1890 г. за работы по церковной истории Эфиопии и Египта ему была присуждена полная премия митр. Макария (Булгакова), 21 мая 1896 г. по ходатайству проф. Троицкого за многочисленные капитальные труды Б. получил степень д-ра церковной истории honoris causa. Его научные заслуги были высоко оценены не только в духовных, но и в светских кругах: в дек. 1893 г. по инициативе акад. В. Г. Васильевского Б. был избран членом-корреспондентом Императорской АН по разряду историко-политических наук; был также награжден орденами св. Станислава 3-й и 2-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени. В последние годы жизни Б. страдал почечной и печеночной недостаточн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.045 с.)