Византийская Церковь при императоре Юстиниане 1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Византийская Церковь при императоре Юстиниане 1



Наибольшего могущества Византийская империя достигла при императоре Юстиниане I (527—565).

Юстиниан I происходил из бедной крестьянской семьи. Его дядя Юстин выслужился из простых солдат до звания полководца и, силой овладев престолом, стал императором. Юстин приблизил своего племянника ко двору, дал ему хорошее образование. После смерти дяди Юстиниан I унаследовал престол.

Император Юстиниан I обладал немалой политической мудростью и смелостью. Он значительно обновил жизнь империи реформами, оживил международную торговлю, ставшую не только средством пополнения государственной казны, но и источником благоденствия всего народа. В характере Юстиниана I рядом с энергией, волей и дальновидностью уживались и дурные черты, присущие многим великим политиком,— лицемерие, коварство, жестокость.

Его правление знаменует собой важный этап перехода от античности к Средневековью и, соответственно, перехода от римских традиций к византийскому стилю правления.

Воспринимая себя как наследника римских цезарей, Юстиниан считал своей обязанностью воссоздать Римскую империю, желая при этом, чтобы в государстве был один закон и одна вера. Исходя из принципа абсолютной власти, он полагал, что в хорошо устроенном государстве все должно было подлежать императорскому вниманию. Понимая важность церкви для государственного управления, он прилагал все усилия к тому, чтобы она исполняла его волю. Является дискуссионным вопрос о первичности государственных или религиозных интересов Юстиниана. Известно, по крайней мере, что император был автором многочисленных писем на религиозные темы, адресованных папам и патриархам, а также трактатов и церковных песнопений.

Император Юстиниан I, накопив большие богатства, строил по всей империи храмы, крепости, дворцы, заново благоустраивал целые города. Самой знаменитой постройкой Юстиниана I стал храм Святой Софии (т. е. Премудрости Божией) в Константинополе. Ныне Константинополь находится в пределах Турции. Турки называют его Стамбул, а Святая София (на турецкий лад Ая София) стала мечетью.

Эта грандиозная постройка долгое время оставалась непревзойденной ни в Европе, ни в Азии. Храм, построенный из кирпича, внутри был отделан редким мрамором и украшен мозаиками, которые изображали христианские символы и растительные узоры. Достопримечательностью храма является его огромный купол диаметром 31,5 м. В основании купола прорезаны многочисленные окна. Когда человек, стоя в храме, смотрит вверх на купол, то из-за света, льющегося из окон, и из-за большого расстояния до купола, тонкие проемы между окнами не видны, и кажется, будто купол парит над храмом без опоры. Когда-то даже поговаривали, что купол Святой Софии якобы подвешен на золотых цепях к самому небу. Когда храм освящали (537), император Юстиниан I воскликнул: «Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело! Соломон, я победил тебя!»

Вот что писал об отношении к церкви и христианской вере современник императора, Прокопий Кесарийский: «В христианской вере он, казалось, был тверд, но и это обернулось гибелью для подданных. В самом деле, он позволял священнослужителям безнаказанно притеснять соседей, и, когда они захватывали прилегающие к их владениям земли, он разделял их радость, полагая, что подобным образом он проявляет свое благочестие. И творя суд по таким делам, он считал, что совершает благое дело, если кто-либо, прикрываясь святынями, удалялся, присвоив то, что ему не принадлежало». (Прокопий Кесарийский «Тайная история» гл. ХIII, ч. 4,5).

В соответствии со своим стремлением, Юстиниан считал своим правом не только решать вопросы, связанные с руководством церкви и её собственности, но и устанавливать среди своих подданных определенную догму. Какого религиозного направления придерживался император, такого же направления должны были придерживаться и его подданные. Юстиниан регулировал быт духовенства, замещал по своему усмотрению высшие иерархические должности, выступал в качестве посредника и судьи в клире. Он покровительствовал церкви в лице её служителей, способствовал постройке храмов, монастырей, умножению их привилегий; наконец, император устанавливал вероисповедное единство среди всех подданных империи, давал последним норму правоверного учения, участвовал в догматических спорах и давал заключительное решение по спорным догматическим вопросам.

Подобная политика светского преобладания в религиозных и церковных делах, вплоть до тайников религиозных убеждений человека, особенно ярко проявленная Юстинианом, получила в истории название цезарепапизма, и этот император считается одним из наиболее типичных представителей такого направления.

Современные исследователи выделяют следующие фундаментальные принципы религиозных взглядов Юстиниана:

1.Верность оросу Халкидонского собора;

2.Верность идее православия св. Кирилла Александрийского, чтобы убедить его сторонников вернуться в лоно господствующей церкви;

«Неохалкидонизм», «Юстинианизм» — творческий синтез христологии Халкидонского собора и учения св. Кирилла Александрийского — Юстиниан и поддерживавшие его полемисты признали отвергнутые даже Эфесским собором «12 анафематизмов» Кирилла Александрийского, а расхождения христологии Кирилла и Халкидона объясняли терминологическими неточностями Кирилла в силу неразработанности терминологии в его время.

 

V Вселенский собор.

Пятый собор Вселенский был в Константинополе при Юстиниане, в 553 году. Случай, по которому созван этот собор, между прочим, научает нас, как опасно доверять во всем тем писателям, которые не приняты и не одобрены Церковью.

Слепая доверенность некоторых иноков в Палестине к знаменитому учителю Оригену была причиною новой ереси – Оригенизма, которым допускалось существование душ человеческих прежде соединения их с телами и отвергалась вечность будущих мучений для грешников и для самих демонов. Отсюда произошли споры между верующими, вражда и даже гонение оригенистов против правоверных. Другой камень преткновения были сочинения Феодора мапсуетского, учителя Несториева, Феодорита кирского, писавшего против св. Кирилла, и письмо Ивы едесского к Марию персу. Писания эти были благоприятны несторианам, но не были отвергнуты собором халкидонским, и потому давали еретикам повод отвергать этот собор Вселенский.

Для прекращения этих-то смятений в Церкви и для большего подтверждения собора халкидонского созван был 5-й Вселенский собор, на котором 165 епископов рассмотрели упомянутые писания, доказали их неправославие, и, наконец, произнесли осуждение как на прежние ереси – несториан и евтихиан, так и на новую ересь – оригенистов.

Председатель этого собора, св. Евтихий, патриарх цареградский, представляет собою пример твердости православного исповедания. На соборе, защищая истину, он действовал согласно с императором Юстинианом, осуждавшим еретические писания; но когда сам император стал защищать неправое мнение, будто плоть Иисуса Христа, и прежде смерти, не подлежала повреждению (а следовательно и страданию), и требовал от пастырей согласия на это мнение, ревнитель истины отверг учение, противное истине, и за то потерпел 12-летнее заточение в стране Амасийской. Сам Бог засвидетельствовал там святость исповедника, прославив его многими чудесами, а потом вразумил и самого императора, который пред кончиною своею познал собственное заблуждение и поручил племяннику своему Иустину возвратить святого пастыря из заточения.

Подобную твердость пастырского духа имел и блаженный Анастасий Синаит, патриарх антиохийский, который в послании к Юстиниану обличал его заблуждение и ни за что не хотел изменить истине. Заточен был и он; но уже вымыслили на него клеветники при императоре Иустине II. Когда, после 23-летнего изгнания, возвратили его на прежнее достоинство, то сам св. Григорий, папа римский, изъявлял ему свою радость и как с другом вел с ним духовную переписку.

Собор утвердил вероопределения всех прежних вселенских соборов и в том числе Халкидонского, никаких новых правил составлено не было.

Разделение в западных церквах из-за пятого Вселенского собора продолжалось до самого конца VI столетия, когда при папе Григории Великом, наконец, все признали его.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.005 с.)