Византийская церковь на рубеже 13-14 вв. Правление патриарха афанасия 1. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Византийская церковь на рубеже 13-14 вв. Правление патриарха афанасия 1.



Социальная ситуация, сложившаяся в Византии в конце XIII — начал XIV в., являлась критической как для важнейших государственных институтов, так и для церкви. В условиях нарастания турецкой экспансии, усиления зависимости экономики от итальянских республик и упадка ремесленного производства, в условия назревания новой агрессии с Запада. Исключительно важное место в системе общественных связей занимали отношения между церковью и государством, персонифицированные в данном конкретном случае в фигурах патриарха Афанасия I (1289—1293, 1303—1309) и императора Андроника II Палеолога (1282—1328). Активное участие обоих иерархов в политической жизни Византии приводило к тому, что взаимодействие их в различных делах или же расхождение во взглядах оказывали серьезное влияние на решение многих вопросов, стоявших перед обществом. Традиционным является признание патриархом божественного происхождения власти императора.

Полагая, что власть вручена императору Богом, патриарх считал, что и пользоваться ею он должен образом, угодным Всевышнему. Власть императора настолько всеобъемлюща, что простирается даже на византийскую церковь. Это положение патриарха прослеживается прежде всего в посланиях, касающихся внутри церковных проблем. Поднимает вопрос о бегстве архиерее из епархии в столицу, Афанасий пишет, что положить этому конец может только самодержец. Афанасий решительно вменял в обязанности императора заботу о благолепии храмов и о духовном богатстве его подданных. Особенно четко выразил патриарх свой взгляд на отношения василевса(императора) к церкви в следующих словах: «Насколько ценнее тело души и земного небесное, настолько о управлении церковью более чем управление государством каждый православный и особенно василевсы во время жизни всегда должны заботиться». Патриарх стремился добиться практически официального статуса советника при особе государя, что узаконило бы его влияние. Среди других форм воздействия следует назвать настойчивые требования, имевшие место в период критических ситуаций,таких как голод 1306—1307 гг. Затем важны различные острые постановки проблем, выдвигавшие в качестве альтернативы уход патриарха в разгар церковного кризиса. Кроме того, Афанасий указывал в письмах на то, что может принимать ответственные решения без участия императора, как это было в момент изгнания архиереев из Константинополя.Архипастырь позволят себе наказывать василевса, не включая его в свои молитвы, как это было по традиции, идущей с апостольских времен. Отношения патриарха и императора не являли собой дорогу с односторонни движением. Письма показывают, что самодержец также оказывал воздействие на Афанасия, имея главной целью смягчение суровых и непримиримых действий владыки, что прекрасно осознавалось последним, особенно, когда возникла широко известная ситуация, сложившаяся после обнаружения в храме Святой Софии патриаршего отлучения всей правящей верхушки.

Еще одна сторона писем позволяет воссоздать частично идеальный образ правителя, сложившийся в сознании Афанасия, а также определить некоторые черты характера Андроника II Палеолога. Осыпая императора просьбами и советами, патриарх указывает в письмах на те черы личности Андроника II, которые, по его мнению, являются залогом успешного претворения в жизни просимого. Явно льстя самодержцу, архипастырь упоминает его мудрость, остроту ума и трудолюбие, прекрасную душу «Могущественный, боговенчанный, боговосславленный, богоруководимый господин мой, святой василевс».

Противоречия между идеальным образом василевса и настоящим характером Андроника II Палеолога сказывалось на отношениях последнего с Афанасием, являясь веской основойй конфликтов. Связи между иерархами не были постоянными. Современники высоко оценивали степень влияния Афанасия на императора. Григора сообщает об оскорбительном рельефе, изображавшем АндроникаII с уздой во рту, тогда как конец уздечки был в руках патриарха.

Патриарх пользовался влиянием для того, чтобы сделать василевсасвоим сторонником и активным помощником, что давало бы возможность с двух сторон наносить удар по тем объектам, которые Афанасий признавал достойными уничтожения или переустройства во имя спасения государства. В крайне тяжелый для государства момент истории светская и церковная власть империи стремились сделать шаг навстречу, достичь взаимопонимания и союза с целью преодоления внутриэкономического кризиса и спасения от внешней опасности. Поиск новых форм отношений был необходим в равной степени им обоим, поскольку сулил новые возможности в сфере внеэкономической  идеологической эксплуатации.

 

Святитель Афанасий I, Патриарх Константинопольский (1289-1293; 1303-1311), в миру Алексий, был родом из Адрианополя. Еще в юности, преуспев в познании мудрости Христовой, он покинул дом и ушел в Фессалоники, где в одном из монастырей принял постриг с именем Акакий. Оттуда он скоро удалился на Святую Гору Афон и вступил в братство Есфигменской обители, где три года служил трапезарем. В трудах и подвигах он стяжал дар слез, а своими добродетелями снискал всеобщее расположение братии. Боясь похвал, смиренный Акакий ушел с Афона сначала к святыням Иерусалима, а затем на Патрийскую гору, где долгое время подвизался в отшельничестве. Оттуда подвижник перешел на Авксентиеву, а потом на Галантийскую гору в монастырь блаженного Лазаря, где принял великий ангельский образ с именем Афанасий, получил священный сан и стал экклесиархом. Здесь святой удостоился Божественного откровения: от распятия он слышал глас Господень, призывавший его к пастырскому служению. Спустя 10 лет, желая еще более укрепить свой дух в безмолвии и молитве, святой Афанасий вновь поселился на Афонской горе. Однако из-за возникших там нестроений возвратился на Галантийскую гору. Но и здесь ему недолго пришлось оставаться в уединении. Множество народа стекалось к нему за пастырским наставлением. Так на месте этом образовался женский монастырь. В то время кафедра Константинопольской Церкви пустовала после потрясений и смут времен Патриарха Иоанна Векка. По предложению благочестивого императора Андроника Палеолога, Собор архиереев и клириков в 1289 году единодушно избрал святого Афанасия на кафедру Вселенской Церкви.

     Патриарх Афанасий с усердием стал исполнять новое послушание и много сделал для укрепления Церкви. Строгость его обличений вызвала недовольство влиятельного духовенства, и в 1293 году он был вынужден покинуть кафедру и удалился опять в свой монастырь, где подвизался в уединении. В 1303 году ему вновь был вручен жезл патриаршего служения, которое он достойно нес еще 7 лет. В 1308 году святитель Афанасий поставил в митрополита Киевского и всея Руси святителя Петра, Предстоятеля Русской Церкви (память 21 декабря). И вновь из-за начавшегося недовольства, не желая быть причиной церковной смуты, святой Афанасий в 1311 году оставил управление Церковью и ушел в свою обитель, всецело посвятив себя иноческим подвигам. К концу жизни святой вновь удостоился видеть Христа: Господь укорил его, что свой пастырский долг Афанасий исполнил не до конца. Обливаясь слезами, святой покаялся в своем малодушии и получил от Господа прощение и дар чудотворения. Преставился святитель Афанасий в возрасте 100 лет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.005 с.)