Контроль работоспособности PЛC 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль работоспособности PЛC



Контроль готовности локатора к работе производится в соответствии с заводской инструкцией по эксплуатации и согласно технологии технического обслуживания данного типа РЛС. С методической точки зрения в работе с локатором при предполетном обслуживании необходимо произвести:

1. Оценку окружающей обстановки с точки зрения возможности наблюдения местных объектов и отсутствия крупных близко расположенных препятствий;

2. Внешний осмотр блоков, имеющих свободный доступ;

3. Подготовку к включению источников питания;

4. Установку органов включения и управления станцией в исходное положение;

5. Соблюдение правил техники безопасности в секторе возможного облучения и непосредственно на самолете перед включением РЛС;

6. Включение источников питания;

7. Проверку работоспособности РЛС;

8. Отыскание неисправного блока или узла, если обнаружено нарушение работы РЛС.

При проверке работоспособности локатора без помощи специальной аппаратуры заключение об исправности отдельных устройств и в целом станции делается по внешним признакам.

Такими признаками являются:

1. По передатчику: наличие контрастного изображения на экране ЭЛТ, а при отсутствии возможности наблюдать изображение— наличие линии развертки, свидетельствующее о существовании импульсов запуска, а значит, и об исправности модулятора;

2. По приемнику: наличие качественного изображения на экране ЭЛТ, изменение качества «картинки» при вращении ручки «Контраст» в режиме «Земля», а при отсутствии возможности наблюдать изображение — наличие шумов на линии, развертки;

 

3. По каналу развертки: наличие линии развертки по всей: длине нулевой азимутальной линии на шкале, возможность регулировки яркости линии развертки, вращение линии развертки синхронно с антенной, правильность формы масштабных полуколец, равенство расстояний между масштабными полукольцами, соответствие количества масштабных полуколец выбранному масштабу;

 

4. По каналу масштабных меток: наличие масштабных меток на линии развертки, возможность регулировки яркости масштабных меток, непрерывность масштабных полуколец при сканировании антенны, соответствие числа масштабных меток выбранному масштабу;

 

5. По каналу синхронизации: наличие линии развертки и масштабных меток на экране;

 

6. По схеме включения РЛС — возможность включения: любого рабочего режима через 4 мин после подключения источника питания;

 

7. По схеме управления антенной: сканирование антенны во всех рабочих режимах, кроме режима «Снос»; вращение антенны в режиме «Снос» при нажатии любой из кнопок и изменении скорости этого вращения при повороте ручки «Контраст»;

 

8. Изменение качества изображения ближних и дальних объектов при вращении ручки «Наклон»;

 

9. По схеме ВАРУ наличие затемненной полуокружности на экране ЭЛТ при включении соответствующих режимов и масштабов;

 

10. По схеме АПЧ качественное изображение на экране ЭЛТ.

Предполетная проверка должна производиться в определенной последовательности, для этого необходимо:

1. Убедиться, что в секторе обзора РЛС в пределах дальностей 1000—5000 м имеется отражающий ориентир, а в пределах 100 м нет крупных отражающих объектов. Невыполнение последнего условия может привести к ухудшению чувствительности приемника сильным отраженным сигналом.

2. Произвести внешний осмотр блоков, имеющих свободный доступ, убедиться в их чистоте, в отсутствии механических повреждений, в надежности крепления, в наличии металлизации и пломб.

3. Установить органы управления в исходное положение:

а) на блоке индикатора:

- нажать клавишу «Откл.»;

- переключатель «Режим» установить в положение «Готов»;

- ручку «Частота» установить в крайнее левое положение,

- ручку «Яркость» — в среднее положение,

- ручку «Наклон» — в положение «0»,

- ручку «Контраст» — в среднее положение,

- ручку «Метки» — в среднее положение,

- переключатель масштабов — в положение «30»;

б) на верхнем щитке пилота переключатели «Гроза Стабилиз.» и «Резервн. ПРД» установить в положение «Выключено».

4. Подготовить к работе источники и цепи электропитания, проверить номиналы напряжений бортсети + 27 В, 115 В 400 Гц и 36 В 400 Гц; убедиться, что АЗС ГК-5 «Гроза» на левой панели АЗС находятся в положении «Пит.», «Обдув», а A3 ЗК-5 и A3 ЗК-2 в положении «Гроза».

5. Убедиться в соблюдении правил техники безопасности.

Внимание! При установке переключателя режимов в любое рабочее положение (кроме «Готов») радиолокатор начинает излучать колебания СВЧ.

6.Включить станцию, для чего следует: на блоке индикатора нажать клавишу «РЛС»; включить самолетную гировертикаль, с которой связан радиолокатор;прогреть станцию в течение 3—5 мин, в зависимости от температуры окружающей среды; проверить наличие свечения сигнальной лампочки в нижней части экрана индикатора; переключатель режимов установить в положение «Земля»; убедиться, что на экране появляется линия развертки, а лампочка подсвета шкалы индикатора гаснет; проверить наличие линии развертки и отсутствие подсвета в режимах «Метео» и «Контур», а в режиме «Снос» наличие линии развертки и подсвета шкалы.

7. Проверить исправность каналов развертки, меток и синхронизации:

а) отрегулировать линию развертки и метки: ручкой «Яркость» получить на экране развертку в виде мерцающей линии толщиной0,1—0,2 мм; ручками «Метки» и «Яркость» отрегулировать на экране масштабные метки так, чтобы они хорошо, но не слишком ярко, наблюдались на линии развертки. После чего следует убедиться, что масштабные метки описывают на экране правильные полуокружности в пределах ±100° относительно нулевой азимутальной риски;

б) проверить развертку на соответствие масштабов и на линейность, для чего поочередно установить масштабы 30, 50, 125, 250, 375 и убедиться в:

1. Наличии масштабных колец, форма которых должна иметь вид правильных полуокружностей, а расстояния между кольцами не должны отличаться более чем на 20%;

2. В Соответствии количества масштабных колец установленному масштабу, которое должно быть: на масштабе 30 — три кольца (по 10 км); на масштабе 50 — пять колец (по 10 км), на масштабе 125 — пять колец (по 25 км); на масштабе 250 — пять колец (по 50 км); на масштабе 375, т. е. 200—375 км — три-четыре кольца (по 50 км), допускается более яркое и даже сдвоенное изображение последнего кольца. На всех масштабах, кроме 375, последнее кольцо должно располагаться далее последней горизонтальной риски, нанесенной на линии нулевого азимута экрана, в то же время оно должно быть не ближе первой горизонтальной риски. 8. Проверить исправность приемника и передатчика: а) в режиме «Земля»:

3. На масштабе 30 км, при установке ручки «Наклон» в положение «0» проверить оптимальность настройки приемника, для чего:

- плавным медленным (1 оборот за 10 с) вращением ручки «Частота» из крайнего левого положения добиться появления на экране яркостных отметок известных для данного аэродрома ориентиров и местных предметов. Если получить изображения не удается, то необходимо выключить излучение установкой режима «Готов» и уточнить положение ручки «Наклон»;

 

- на блоках с ручной регулировкой частоты захвата вернуть ручку «Частота» в крайнее левое положение и снова, включив режим «Земля», повторить настройку приемника, плавно повернув ручку «Частота» до получения изображения на экране;

- на станциях, укомплектованных блоком с автоматическим захватом частоты, после небольшой выдержки повторно включить режим «Земля». Не более чем через 25 с изображение должно появиться;

- установить минимальную для данных условий освещенности яркость радиолокационного изображения;

- вращением ручки «Контраст» до упора вправо и влево убедиться в изменении качества изображения на экране. Поворот ручки вправо приводит к исчезновению отметок от отдельных отражающих объектов или изменению их конфигурации. В отдельных случаях этого может не произойти, однако при приближении к крайнему положению яркость элементов радиолокационного изображения должна уменьшаться;

- проверить эффективность действия регуляторов «Яркость» и «Метки»;

б) в режиме «Метео» проверяется работоспособность высокочастотной части антенны, для чего необходимо: ручкой «Наклон» поднять антенну на 5°, при этом изображение местных невысоких объектов должно исчезнуть с экрана, что свидетельствует о работе антенны узким лучом; установить режим «Земля», что должно сопровождаться восстановлением изображения на экране ЭЛТ, это свидетельствует о работе антенны с веерной диаграммой направленности;

в) в режиме «Контур» проверяется работоспособность схемы контурной индикации. С этой целью необходимо: добиться четкости изображения местных предметов регулятором «Наклон», что удобно сделать в режиме «Метео»; включить режим «Контур» и убедиться в появлении на месте ярких изображений затемненных участков, что свидетельствует о нормальной работе видеоусилителя контурной индикации; проверить действие схемы ВАРУ. Для этого в режиме «Контур» перейти с дальности 30 км на дальность 50км. При этом затемненная часть линии развертки должна уменьшаться примерно до половины ее длины;

г)  в режиме «Снос» проверяется работоспособность схемы ручного управления вращением антенны, для этого следует: включить режим «Снос» и убедиться по линии развертки, что антенна остановилась, а шкала индикатора подсвечивается; убедиться, что нажатие любой из двух клавишей с индексом ДЛАА сопровождается поворотом антенны в плоскости азимута со скоростью меньшей, чем в других режимах; повернуть ручку «Контраст» вправо, это должно вызывать возрастание скорости поворота антенны;

д) в режимах «Земля» и «Контур» с резервным передатчиком, для чего: на верхнем щитке пилота включить переключатель «Ре-зервн. ПРД»; выполнить операции пунктов 8, а и 8, в (в части, касающейся проверки ВАРУ).

9. Выключить PЛC, для чего: нажать клавишу «Откл.»; установить органы управления на блоке индикатора и на верхнем щитке пилота в исходное положение; установить АЗСы питания МГВ и PЛC в исходное положение.

 

Поиск неисправности

 

При обнаружении нарушения работы локатора необходимо:

1. Убедиться в отсутствии простейших неисправностей. Для этого следует проверить исправность и соответствие номиналу предохранителей в блоках PJIC, наличие питающих напряжений сети ~ 115 В, ~ 36 В, = 27 В;

2. Произвести инструментальную проверку РЛС.

Подготовку к работе РЛС следует проводить в следующей последовательности:

1. При помощи специального кабеля подключить блок контроля Гр11 к разъему «Контроль», расположенному слеваот монтажной рамы блоков Гр2Б и Гр7Б;

2. Последовательно выполнить операции пунктов 3, 4, 5 предполетной проверки (см. 9.4); включить РЛС нажатием клавиши «РЛС» на блоке индикатора и. прогреть станцию в течение 3—5 мин.

Для подготовки к работе блока контроля Гр11 все галетные переключатели на блоке нужно установить в крайнее левое положение и проверить в кабельном отсеке наличие волноводной головки.

 

Примечание. Волноводная головка контрольного блока при всех проверках, кроме особо оговоренных, должна находиться в специальном креплении кабельного отсека.В противном случае блокировочный микровыключатель прибора окажется разомкнутым и проверка РЛС с включением передатчика окажется невозможна;

1. Включить блок контроля, переводя левый переключатель из позиции «Выкл.» в следующее положение;

2. Проверить работоспособность блока контроля, для чего поочередно нажать две клавиши «Самоконтроль». При исправном блоке стрелка прибора должна переместиться в сектор на шкале, цвет которого соответствует цвету нажатой клавиши. Нарушение этого условия свидетельствует о том, что блок контроля неисправен.

Для контроля основных параметров РЛС необходимо:

а) нажать клавишу, расположенную над левым галетным переключателем, и убедиться в свечении левой сигнальной лампочки. Поочередно устанавливая левый галетный переключатель во все положения, кроме положений «Выкл.», «7», «8», наблюдать за показаниями стрелки индикаторного прибора. Если контролируемый параметр не нарушен, то стрелка прибора должна оказаться в пределах сектора такого же цвета, как и цвет точки на лицевой панели прибора, против которой установлена ручка переключателя.

По таблице, расположенной выше нажатой клавиши по порядковому номеру, соответствующему позиции переключателя, можно определять, какой параметр контролируется и в каком блоке надо искать неисправность, если стрелка прибора выходит за пределы нужного сектора;

б) проверить работоспособность системы гиростабилизации антенны, для чего:

- установить левый переключатель в положение «7», при этом стрелка индикатора должна оказаться левее риски «Г.СТ.»;

Примечание. На шкале стрелочного прибора пульта контроля нанесены две риски «Г. СТ»,для контроля гидростабилизации радиолокаторов с малым и большим входными сопротивлениями СУМПа.

Проверка производится относительно той риски, ниже которой зафиксированы показания прибора для подачи принудительного сигнала с помощью ручки «Наклон».

0резким поворотом ручки «Наклон» на блоке Гр4Н на угол 5— 8° в любую сторону подать на сервоусилитель наклона произвольный входной сигнал. При исправной системе гиростабилизации стрелка индикатора броском должна отклониться вправо за риску «Г.СТ.» с последующим возвратом ее примерно в исходное положение. Отсутствие реакции стрелки на поворот ручки «Наклон»при исходном положении ее левой риски «Г.СТ.» свидетельствует о неисправности антенного блока. Если в исходном положении стрелка оказалась правее риски или отсутствует возврат ее после броска, то неисправность может быть или в блоке Гр1 или в блоке Гр7. Для уточнения этого переключатель ставится в позицию «8». Если при этом стрелка оказалась правее риски «Г.СТ.», то неисправен блок Гр1, а левое положение стрелки указывает на дефект в блоке Гр7.

После завершения проверки параметров левым переключателем необходимо установить его в исходное положение;

в) произвести проверку параметров основного блока приемопередатчика, для этого следует:

1. Нажать среднюю клавишу и убедиться в свечении средней сигнальной лампочки;

2. Поочередно установить средний переключатель в позиции «9—16». При этом в каждом из положений за исключением «12» и «15» стрелка прибора должна находиться в пределах сектора соответствующего цвета;

3. В позиции «12» переключателя проверяется мощность основного передатчика. Если стрелка прибора устанавливается на риску «Р», то мощность соответствует ТУ. Если стрелка прибора оказывается левее риски «Р», то контролируемый блок подлежит замене;

4. В  позиции «15» переключателя проверяется наличие напряжения на выходе схемы АПЧ (при включении передатчика PЛC). Для этого ручку «Частота» на блоке Гр4Н медленно (1 поворот за 10 с) поворачивать из левого положения по часовой стрелке. При этом на приборе Гр11 должен наблюдаться вначале бросок стрелки, а затем она должна «следить» за вращением ручки «Частота». Отсутствие такого «слежения» свидетельствует о неисправности и требует замены контролируемого блока. После завершения проверки параметров средним переключателем установить его в исходное положение;

г)  проверить параметры резервного блока приемопередатчика с помощью третьего переключателя. Методика проверки такая же, как при проверке основного блока (п.в);

д) проверить чувствительность приемного канала основного приемопередатчика, для этого:

1. Извлечь генератор шума из-под лючка на задней стенке прибора Гр11 и подключить его к волноводному фланцу PЛC, расположенному рядом с разъемом «Контроль»;

2. Нажать среднюю клавишу на приборе Гр11, при этом должна загореться сигнальная лампа над клавишей;

3. Установить средний переключатель в положение «17» (суммарные шумы), затем медленным вращением по часовой стрелке из крайнего левого положения ручки «Частота», размещенной на лицевой панели блока Гр4Н, добиться максимальных показаний прибора Гр11, которые необходимо запомнить;

4. Перевести переключатель в положение «18» и сравнить показания прибора с показаниями в положении «17». Чувствительностьприемного тракта соответствует ТУ, если показания прибора Гр11 при переключении из положения «17» в положение «18» останутся неизменными или уменьшатся. Допускается увеличение показаний в положении «18» по сравнению с положением «17» не более чем на 3 м к А.

Если чувствительность приемника не соответствует требуемой, то следует заменить основной приемопередатчик;

е)  проверить чувствительность резервного приемопередатчика, для этого необходимо: нажать крайнюю правую клавишу пульта Гр11 (при этом должна загораться сигнальная лампа над нажатой клавишей); установить правый переключатель в положение «27», а затем «28» и по методике, описанной выше для среднего переключателя, произвести измерения;

 

ж) обесточить аппаратуру, для чего следует:

- выключить пульт контроля поворотом левого переключателя в положение «Выкл.»;

- выключить PJIC нажатием клавиши «Откл.»;

- отсоединить от волноводного фланца радиолокатора генератор шума, поставить его на место в кабельном отсеке блока ГР11 и закрепить прижимной планкой;

- отсоединить от разъема «Контроль» кабель пульта контроля и уложить его в кабельном отсеке пульта;

- на контрольный разъем и волноводный фланец установить специальные заглушки;

- установить органы управления на блоке индикатора и на верхнем щитке пилота в исходное положение;

- АЗСы питания PJIC установить в исходное положение.

3. Если с помощью блока контроля место неисправности определить не удается, то направление поиска надо перенести на электропроводку. Путем тщательной проверки необходимо убедиться в отсутствии обрывов в цепях и попадания влаги в разъем.

4. Следующий этап контроля связан с проверкой состояния обтекателя антенны. При этом важно установить отсутствие причин нарушения радиопрозрачности и механических повреждений обтекателя.

5. При обнаружении неисправности того или иного блока он направляется в лабораторию, где подвергается тщательной проверке и ремонту.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.037 с.)