Описание экскурсионного маршрута 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание экскурсионного маршрута



История рождения бульвара

Если Артема - это главная улица города Донецка, то бульвар Пушкина - самая умиротворенная и самая респектабельная. Бульвар Пушкина тянется через всю центральную часть Донецка, располагаясь между двумя транспортными артериями города — улицами Артема и Университетской.

Первые попытки заложить на этом месте бульвар появились в 1925 году. Так как население города Сталино (так назывался современный Донецк до 1961 года) постоянно росло и к этому году насчитывало уже 35000 человек, необходимо было удовлетворить потребность горожан в жилье, что предполагало большое строительство. Представителями отдела местного хозяйства был разработан проект застройки центральных частей города по типу города-сада. В проекте большое внимание уделялось застройке центральных районов города и отведению мест отдыха для трудящихся.

В центре города на месте современного бульвара тогда был Сенной рынок, существовавший с начала XX века. Этот рынок служил центром всей торговли и местом проведения Вознесенской ярмарки, которая была значимым для горожан событием и длилась несколько дней (Приложение 1). В ходе реализации разработанного проекта, растянувшейся до 1936 года, Сенной рынок был снесен и вместо него появились первые дома. Место активной торговли было перенесено в район современного Крытого рынка.

Одновременно со строительством жилья для трудящихся начали, облагораживать будущий бульвар. Заканчивался он в то время на Комсомольском проспекте, поскольку к 40-м годам XX века большую часть современного бульвара Пушкина занимали станция «Товарный двор», кирпичный завод (на месте Дворца спорта «Шахтер») и гвоздильный завод (на месте Донецкого музыкально-драматического театра). Склады, пакгаузы и многочисленные, хаотично расположенные базы вокруг станции, образовали крупный промышленный узел прямо в центре современного города. Старожилы вспоминали, что пробраться через переплетение путей, шлагбаумов, рытвин и насыпей без риска для жизни было невозможно (Приложение 2).

С началом Великой Отечественной войны в 1941 году строительство бульвара остановилось.

Практически сразу же после освобождения города Сталино, в 1943 году, специалисты Гипрограда (в советские времена это была система проектных институтов с центральным институтом в городе Киеве и рядом филиалов в областных центрах Украины) приступили к разработке мероприятий по восстановлению города. Реконструкцию центральной части города начали только в 1948 году. Было решено одним из первых озеленить сквер имени Кобозева (сейчас бульвар Пушкина), площадью два гектара. Интересно, что до начала пятидесятых годов по центру современного бульвара на участке от Комсомольского до Театрального проспектов все еще стояли разбитые танки, причем, советские отдельно от немецких.

В 1949 году начали ликвидацию станции Товарный двор и постепенный перенос складов и базы, находившихся рядом с улицей Артема. Ликвидация станции и складской инфраструктуры позволила приступить к закладке улицы Университетской и дальнейшему формированию бульвара.

В 1952 году железнодорожную станцию удалось ликвидировать полностью (Приложение 3).

Продвижение бульвара к областной библиотеке им. Н. К. Крупской, происходило медленно. К северу от Театрального проспекта бульвар был расчищен, весьма относительно. Сквозная дорожка по всему протяжению бульвара уже имелась, но еще долго убирали остатки складского прошлого. Прошло еще пару лет, которые унесли с собой старый облик местности.

Привычное дончанам и гостям города название «бульвар Пушкина» появилось только в 1955 году. В начале пятидесятых использовались разные названия: улица бульварного типа имени Кобозева, затем просто бульвар Кобозева и потом — бульвар имени Шевченко.

До 1955 года бульваром Пушкина называли часть улицы от библиотеки им. Крупской до реки Кальмиус. 8 сентября 1955 года на нем установили памятник украинскому поэту Тарасу Григорьевичу Шевченко. Появление этого памятника внесло изменения в названия улиц, ведь памятник Кобзарю должен был стоять на бульваре только его имени. Поэтому, за два месяца до открытия памятника, бульвар А. С. Пушкина переименовали в бульвар имени Шевченко, а бульваром Шевченко стали называть бывший бульвар Пушкина  (Приложение 4).

К середине 1960-х годов на бульваре появились фонтаны, скамьи для отдыхающих, пешеходные дорожки.

В 1960 году градоначальник Алексей Бахаев в книге «Сталино сегодня и завтра» писал: «Одной из красивейших улиц нашего города справедливо считается бульвар Пушкина. Он утопает в зелени. Вдоль всего бульвара протянулись газоны, пламенеющие крупными цветами. В жаркие дни жители города любят отдохнуть, присев на скамью в тени деревьев. Людно на бульваре и вечерами» (Приложение 5).

Современным видом бульвар Пушкина обязан ХХІ веку, когда асфальт сменился брусчаткой и плиткой, а зеленую зону разнообразили всевозможными растениями, детскими развлекательными площадками и скульптурными группами, связанными с историей города.


 

Памятник Стратонавтам

Начинается бульвар Памятником Стратонавтам, который установили 26 апреля в 1953 году. Поставлен он на могиле четырех героев-стратонавтов, погибших при падении стратостата 18 июля 1938 года над Донецком, в районе парка имени Щербакова. Авторы памятника: скульпторы Белостоцкий А. Е., Фридман Э. И., Пивоваров Г. Л.; архитектор Иванченко Н.К.

Памятник представляет собой двухметровую скульптуру стратонавта, который смотрит в бесконечный простор воздушного океана. Под скульптурой пятиконечная звезда и мемориальная доска. В центре мемориальной доски венок и надпись: «Слава героям-стратонавтам (18.VII.1938 г.)» по обе стороны от него четыре бронзовых барельефа стратонавтов. Постамент изготовлен из лабрадорита, а скульптура — из бронзы.

Волевые лица четырех мужчин на обелиске не дают забыть об отваге и силе воли первооткрывателей космоса. Этот памятник — напоминание потомкам о том, какой дорогой ценой, порой, платило человечество за прогресс.

Тайна, которой окутана смерть Якова Украинского, Серафима Кучумова, Петра Батенко и Давида Столбуна, до сих не дает покоя людям, интересующимся космонавтикой.

События происходили так: в небо над Звенигородом (Подмосковье) поднялся субстратостат ВВА-I предназначенный для исследования нижних слоев атмосферы под командой Кучумова. После продолжительного полета

18 июля 1938 года аппарат начал неуправляемое снижение над городом Сталино (современный Донецк) и налетел на линию электропередач в районе колбасного завода. Во время столкновения с ЛЭП шар, наполненный водородом, взорвался. Из упавшей на землю капсулы извлекли команду стратонавтов с признаками удушения угарным газом.

Официальная комиссия по расследованию причин катастрофы вынесла вердикт об отказе индивидуального кислородного оборудования и смерти экипажа субстратостата от кислородного голодания. Но, даже после объявления официального заключения, еще полгода продолжался анализ имеющихся образцов (часть оборудования, обнаруженная при вскрытии капсулы, исчезла) в нескольких лабораториях.

Неясность причин катастрофы подтверждает так же тот факт, что в отличие от своих предшественников, которые были упокоены с почестями возле Кремлевских стен, команда стратонавтов Кучумова была захоронена в кратчайшие сроки на территории Сталино. А памятник на их могиле появился лишь в 1953 году (Приложение 6).

 

Дворец спорта «Шахтер»

В 1951 году рядом с остатками кирпичного завода по совместному проекту Терзяна О. К. и Навроцкого Г. И. приступили к сооружению первого в УССР крытого спортивного зала, который принадлежал добровольному спортивному обществу «Шахтер».

Донецкий архитектор Георгий Иванович Навроцкий, вместе с сотрудниками института «Гипроград», принимал участие в разработке схем развития центральных районов Донецка. По его проектам построены цирк «Космос»(1969 год), стадион«Шахтёр» (1936 год).

Для своего времени спортзал стал сооружением нового типа. Главный зал(30 х 30 метров) с трибунами, рассчитан на 600 зрителей. В комплекс также входят залы для занятий тяжелой атлетикой, фехтованием и боксом. Раздевалки и душевые, массажные и судейские находятся в под трибунном пространстве. В 1953 году вокруг здания соорудили спортивные площадки: две волейбольные и одну баскетбольную площадки и теннисный корт. Планировали построить фонтан (Приложение 7).

В ДСО «Шахтер» тренировалась Олимпийская чемпионка 1956 года по спортивной гимнастике Полина Астахова.

Полина Астахова — легендарная гимнастка, которая за свою спортивную карьеру завоевала десять олимпийских наград, пять из которых— «золотые». На стене Дворца спорта «Шахтер» лет 10 висела мемориальная доска, сообщающая, что в этом здании тренировалась Полина Астахова. Затем ее сняли для реставрации. Оказывается, все эти годы на мемориальной доске была ошибка в датах. Было написано, что Астахова здесь тренировалась с 1952 года, а Дворец спорта ввели в эксплуатацию в 1953 году (Приложение 8).

Внесли корректировку и возвратили доску на законное место.


 

Мемориальная доска работы донецкого художника Геннадия Грибова.


Мемориальная доска Полине Астаховой

В 1973 году во время чемпионата СССР по боксу дворец спорта«Шахтер» стал и киносъемочной площадкой. Одесская киностудия здесь снимала сцены детектива «Ринг» с Александром Пороховщиковым в главной роли.

Дворец спорта «Шахтер» славится и другими своими воспитанниками. Так, 26 ноября 2016 года в честь памяти погибших защитников Донбасса на здании Дворца спорта «Шахтер» были открыты мемориальные доски

спортсменам Федору Муштранову и Радомиру Гусеву. Право открытия было предоставлено сослуживцам погибших (Приложение 9).

В настоящее время здание является памятником архитектуры и охраняется государством.

 

Донецкий Монмартр

Во время реконструкции бульвара в 2005 году для мастеров различных ремёсел выделили часть бульвара. Теперь Донецк — один из немногих городов, который может похвастаться своим Монмартром. Так дончане называют часть бульвара Пушкина, которая находится в самом его начале, рядом с Памятником стратонавтам и дворцом спорта «Шахтер». Проведена параллель с одноименным 130-метровым холмом на севере Парижа неслучайно. Там с конца XIX века начали селиться бедные художники, творчество которых в последствие принесло Франции славу родины нового искусства. (Ван Гог, Дега, Пикассо, Модильяни, Виктор Гюго, Жорж Санд идр.).

На Донецком Монмартре художники, скульпторы, вязальщицы не только представляют свои творения, но и творят новые произведения прямо на глазах у прохожих. Для более смелых посетителей уличных галерей творческие люди с кистью пишут шаржи. Здесь собрано все лучшее от ремесел и полета творческой мысли.

Там же в выходные дни, вокруг примыкающего к бульвару здания дворца спорта «Шахтер», собираются коллекционеры, идет торговля предметами антиквариата и разнообразными диковинами.

Иностранцы с удовольствием посещают эту часть бульвара и покупают сувениры на память о нашем городе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.011 с.)