Методическая разработка экскурсионного маршрута «бульвар пушкина» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическая разработка экскурсионного маршрута «бульвар пушкина»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА «БУЛЬВАР ПУШКИНА»

Педагог-организатор: Усенко Л. И.

СВЕДЕНИЯ ОБ ЭКСКУРСИИ

Тема экскурсии — бульвар Пушкина.

Продолжительность экскурсии — 2 часа.

Протяжённость маршрута — около 1,5 км.

Содержание экскурсии: история возникновения бульвара; современный бульвар.

 

Маршрут экскурсии:

- г. Донецк, Ворошиловский район, пересечение проспекта 25-летия РККА и улицы Кобозева (начало экскурсии);

- памятник стратонавтам;

- дворец спорта «Шахтер»;

- донецкий Монмартр;

- скульптуры «Украинская степь»;

- структурная композиция «Лукоморье»;

- Многопрофильный лицей №1;

- уникальные фонтаны;

- памятник Пушкину;

- памятная доска приме балерине Донецкого оперного театра Горчаковой Елене Петровне;

- муниципальные часы на бульваре;

- скульптура-фонтан «Реки Донбасса»;

- скульптурные композиции, олицетворяющие основные промышленные отрасли региона;

- пальма Мерцалова (конец экскурсии).

 

Вид экскурсии:

по содержанию — обзорная;

по составу — групповая;

по месту проведения — городская;

по способу передвижения — пешеходная;

по форме проведения — экскурсия-прогулка.

 

Количество объектов экскурсии —13.

Состав группы — обучающиеся ДЮК «Белая ладья»

Цель экскурсии — ознакомление с объектами, расположенными на бульваре; расширение кругозора; мотивация к изучению краеведческого материала; стимулирование познавательной активности; приобщение к культуре родного края

Сезонность — на протяжении всего года, оптимальные сроки проведения

– весна, лето, начало осени.

 

Коммуникационные возможности:

• со стороны Южного автовокзала пешком пройти одну остановку до дворца спорта «Шахтер». Транспортом: троллейбус № 10, 17; автобус № 73; маршрутное такси № 37, 77, 25, 26 до остановки «Парк им.Щербакова»;

• со стороны железнодорожного вокзала — по ул. Университетской автобусами № 26, 37 до остановки «Парк им. Щербакова»; по ул. Артема троллейбусом № 2 до остановки «Торговый комплекс«Москва».

• от АВ «Крытый рынок» — маршрутное такси № 77 остановка «Парк им. Щербакова».


 

КАРТА-СХЕМА МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ

 

1 – памятник стратонавтам;

2 – дворец спорта «Шахтер»;

3 – донецкий Монмартр;

4.1–4.2 – скульптуры «Украинская степь»;

5 – структурная композиция «Лукоморье»;

6 –Многопрофильный лицей № 1;

7– украшение бульвара — его фонтаны (фонтан-труженик);

8 – памятник Пушкину;

9 – украшение бульвара - его фонтаны (фонтан-одуванчик);

10 – памятная доска приме балерине Донецкого оперного театра Горчаковой Елене Петровне;

11 – муниципальные часы на бульваре;

12 –скульптура-фонтан «Реки Донбасса»;

13 –скульптурные композиции, олицетворяющие основные промышленные отрасли региона;

14 – пальма Мерцалова

 

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

Маршрут

Объекты Время основные вопросы

Методические указания

Организационные указания

Пересечение проспекта 25-летия РККА и бульвара Пушкина

1. Памятник Стратонавтам. 2. Дворец спорта «Шахтер» 30 минут 1. История возникновения бульвара от создания до современности. 2. Памятник Стратонавтам. 3. Дворец спорта «Шахтер». 4. Мемориальные доски дворца спорта «Шахтёр». 5. Донецкий Монмартр

1. Экскурсионная справка (этот прием целесообразно использовать в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования).

2. Описание (для этого приема характерны точность, конкретность сообщаемых событий, дат, фактов).

3. Объяснение (раскрываются сущность и причины, вызвавшие историческое

событие, которому посвящен памятник).

4. Показ портфеля экскурсовода (используя прием контраста, который построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации)

(Приложения 1–9)

1. Знакомство с группой. 2. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения. 3. Сообщение о продолжительности экскурсии. 4. Предложить группе стать полукругом возле памятника. 5. Рассказать об истории строительства дворца спорта «Шахтер». 6. Предложить группе стать так, чтобы был виден вход в здание и мемориальные доски. 7. Показ места где обычно выставляют свои работы художники.

Часть бульвара Пушкина от проспекта 25-летия РККА до проспекта Гринкевича

1. Скульптурные композиции «Украинская степь». 2. «У Лукоморья». 3. Многопрофильный лицей №1. 4. Уникальный фонтан 30 минут 1. Скульптуры «Украинская степь». 2. Структурная композиция «Лукоморье». 4. Скульптуры парка. 5. Здание многопрофильного лицея №1. Фонтан

1. Экскурсионная справка (используя прием новизны материала, рассказать о том, что далеко не во всех крупных

городах имеются группа скульптурных композиций по определенной тематике).

2. Показ по ходу движения (использование приема предварительного осмотра, который позволит экскурсантам провести

первоначальное наблюдение объектов).

3. Показ портфеля экскурсовода (используя прием демонстрации наглядных пособий)

(Приложения 10-11).

4. Используя прием реструктуризации, рассказать о «Фонтане мира», который находился здесь до начала 70-х годов прошлого века. (Приложение 12).

1. Правила поведения при посещении памятных мест. 2. Беглый осмотр объектов. 3. Предложить группе наиболее эффектные места для фотографирования. 4. Расположить экскурсантов на некотором расстоянии от фонтана, чтоб шум воды не заглушал экскурсовода

Часть бульвара Пушкина от проспекта Гринкевича до Театрального проспекта

1. Памятник Пушкину. 2. Памятная доска Горчаковой Е.П. 3.Муниципальные часы. 4. Скульптура- фонтан «Реки Донбасса» 30 минут 1. История создания. 2. Технические возможности

1. Использовать прием описания памятника Пушкину.

2. Используя прием персонификации, рассказать о Горчаковой Е. П. (Приложение 17).

3. Используя прием рассказа отметить уникальность часов.

4. Показ портфеля экскурсовода (рассказывая о скульпторе Науме Гинзбурге использовать прием демонстрации наглядных пособий)

(Приложения 14–16)

1. Предложить группе стать полукругом возле памятника. 2. Группу расположить вокруг часов. 3. Предложить выполнить групповое фотографирование у фонтана. 4. Расположить экскурсантов на некотором расстоянии от фонтана, чтоб шум воды не заглушал экскурсовода
  Часть бульвара Пушкина от проспекта Театрального до пальмы Мерцалова 1. Скульптурные композиции олицетворяющие основные отрасли промышленности региона. 2. Пальма Мерцалова 30 минут 1. История открытия скульптурных композиций. 2. История пальмы Мерцалова 1. Используя прием описания оказать помощь в правильном отображении объектов в сознании экскурсантов. 2. Показ портфеля экскурсовода (использовать прием демонстрации наглядных пособий) (Приложения 19–23)

1. Группу расположить так, чтобы хорошо просматривались структурные композиции.

2. Предложить группе стать полукругом возле пальмы.

3. Предложить выполнить групповое фотографирование.

               

 

 


История рождения бульвара

Если Артема - это главная улица города Донецка, то бульвар Пушкина - самая умиротворенная и самая респектабельная. Бульвар Пушкина тянется через всю центральную часть Донецка, располагаясь между двумя транспортными артериями города — улицами Артема и Университетской.

Первые попытки заложить на этом месте бульвар появились в 1925 году. Так как население города Сталино (так назывался современный Донецк до 1961 года) постоянно росло и к этому году насчитывало уже 35000 человек, необходимо было удовлетворить потребность горожан в жилье, что предполагало большое строительство. Представителями отдела местного хозяйства был разработан проект застройки центральных частей города по типу города-сада. В проекте большое внимание уделялось застройке центральных районов города и отведению мест отдыха для трудящихся.

В центре города на месте современного бульвара тогда был Сенной рынок, существовавший с начала XX века. Этот рынок служил центром всей торговли и местом проведения Вознесенской ярмарки, которая была значимым для горожан событием и длилась несколько дней (Приложение 1). В ходе реализации разработанного проекта, растянувшейся до 1936 года, Сенной рынок был снесен и вместо него появились первые дома. Место активной торговли было перенесено в район современного Крытого рынка.

Одновременно со строительством жилья для трудящихся начали, облагораживать будущий бульвар. Заканчивался он в то время на Комсомольском проспекте, поскольку к 40-м годам XX века большую часть современного бульвара Пушкина занимали станция «Товарный двор», кирпичный завод (на месте Дворца спорта «Шахтер») и гвоздильный завод (на месте Донецкого музыкально-драматического театра). Склады, пакгаузы и многочисленные, хаотично расположенные базы вокруг станции, образовали крупный промышленный узел прямо в центре современного города. Старожилы вспоминали, что пробраться через переплетение путей, шлагбаумов, рытвин и насыпей без риска для жизни было невозможно (Приложение 2).

С началом Великой Отечественной войны в 1941 году строительство бульвара остановилось.

Практически сразу же после освобождения города Сталино, в 1943 году, специалисты Гипрограда (в советские времена это была система проектных институтов с центральным институтом в городе Киеве и рядом филиалов в областных центрах Украины) приступили к разработке мероприятий по восстановлению города. Реконструкцию центральной части города начали только в 1948 году. Было решено одним из первых озеленить сквер имени Кобозева (сейчас бульвар Пушкина), площадью два гектара. Интересно, что до начала пятидесятых годов по центру современного бульвара на участке от Комсомольского до Театрального проспектов все еще стояли разбитые танки, причем, советские отдельно от немецких.

В 1949 году начали ликвидацию станции Товарный двор и постепенный перенос складов и базы, находившихся рядом с улицей Артема. Ликвидация станции и складской инфраструктуры позволила приступить к закладке улицы Университетской и дальнейшему формированию бульвара.

В 1952 году железнодорожную станцию удалось ликвидировать полностью (Приложение 3).

Продвижение бульвара к областной библиотеке им. Н. К. Крупской, происходило медленно. К северу от Театрального проспекта бульвар был расчищен, весьма относительно. Сквозная дорожка по всему протяжению бульвара уже имелась, но еще долго убирали остатки складского прошлого. Прошло еще пару лет, которые унесли с собой старый облик местности.

Привычное дончанам и гостям города название «бульвар Пушкина» появилось только в 1955 году. В начале пятидесятых использовались разные названия: улица бульварного типа имени Кобозева, затем просто бульвар Кобозева и потом — бульвар имени Шевченко.

До 1955 года бульваром Пушкина называли часть улицы от библиотеки им. Крупской до реки Кальмиус. 8 сентября 1955 года на нем установили памятник украинскому поэту Тарасу Григорьевичу Шевченко. Появление этого памятника внесло изменения в названия улиц, ведь памятник Кобзарю должен был стоять на бульваре только его имени. Поэтому, за два месяца до открытия памятника, бульвар А. С. Пушкина переименовали в бульвар имени Шевченко, а бульваром Шевченко стали называть бывший бульвар Пушкина  (Приложение 4).

К середине 1960-х годов на бульваре появились фонтаны, скамьи для отдыхающих, пешеходные дорожки.

В 1960 году градоначальник Алексей Бахаев в книге «Сталино сегодня и завтра» писал: «Одной из красивейших улиц нашего города справедливо считается бульвар Пушкина. Он утопает в зелени. Вдоль всего бульвара протянулись газоны, пламенеющие крупными цветами. В жаркие дни жители города любят отдохнуть, присев на скамью в тени деревьев. Людно на бульваре и вечерами» (Приложение 5).

Современным видом бульвар Пушкина обязан ХХІ веку, когда асфальт сменился брусчаткой и плиткой, а зеленую зону разнообразили всевозможными растениями, детскими развлекательными площадками и скульптурными группами, связанными с историей города.


 

Памятник Стратонавтам

Начинается бульвар Памятником Стратонавтам, который установили 26 апреля в 1953 году. Поставлен он на могиле четырех героев-стратонавтов, погибших при падении стратостата 18 июля 1938 года над Донецком, в районе парка имени Щербакова. Авторы памятника: скульпторы Белостоцкий А. Е., Фридман Э. И., Пивоваров Г. Л.; архитектор Иванченко Н.К.

Памятник представляет собой двухметровую скульптуру стратонавта, который смотрит в бесконечный простор воздушного океана. Под скульптурой пятиконечная звезда и мемориальная доска. В центре мемориальной доски венок и надпись: «Слава героям-стратонавтам (18.VII.1938 г.)» по обе стороны от него четыре бронзовых барельефа стратонавтов. Постамент изготовлен из лабрадорита, а скульптура — из бронзы.

Волевые лица четырех мужчин на обелиске не дают забыть об отваге и силе воли первооткрывателей космоса. Этот памятник — напоминание потомкам о том, какой дорогой ценой, порой, платило человечество за прогресс.

Тайна, которой окутана смерть Якова Украинского, Серафима Кучумова, Петра Батенко и Давида Столбуна, до сих не дает покоя людям, интересующимся космонавтикой.

События происходили так: в небо над Звенигородом (Подмосковье) поднялся субстратостат ВВА-I предназначенный для исследования нижних слоев атмосферы под командой Кучумова. После продолжительного полета

18 июля 1938 года аппарат начал неуправляемое снижение над городом Сталино (современный Донецк) и налетел на линию электропередач в районе колбасного завода. Во время столкновения с ЛЭП шар, наполненный водородом, взорвался. Из упавшей на землю капсулы извлекли команду стратонавтов с признаками удушения угарным газом.

Официальная комиссия по расследованию причин катастрофы вынесла вердикт об отказе индивидуального кислородного оборудования и смерти экипажа субстратостата от кислородного голодания. Но, даже после объявления официального заключения, еще полгода продолжался анализ имеющихся образцов (часть оборудования, обнаруженная при вскрытии капсулы, исчезла) в нескольких лабораториях.

Неясность причин катастрофы подтверждает так же тот факт, что в отличие от своих предшественников, которые были упокоены с почестями возле Кремлевских стен, команда стратонавтов Кучумова была захоронена в кратчайшие сроки на территории Сталино. А памятник на их могиле появился лишь в 1953 году (Приложение 6).

 

Дворец спорта «Шахтер»

В 1951 году рядом с остатками кирпичного завода по совместному проекту Терзяна О. К. и Навроцкого Г. И. приступили к сооружению первого в УССР крытого спортивного зала, который принадлежал добровольному спортивному обществу «Шахтер».

Донецкий архитектор Георгий Иванович Навроцкий, вместе с сотрудниками института «Гипроград», принимал участие в разработке схем развития центральных районов Донецка. По его проектам построены цирк «Космос»(1969 год), стадион«Шахтёр» (1936 год).

Для своего времени спортзал стал сооружением нового типа. Главный зал(30 х 30 метров) с трибунами, рассчитан на 600 зрителей. В комплекс также входят залы для занятий тяжелой атлетикой, фехтованием и боксом. Раздевалки и душевые, массажные и судейские находятся в под трибунном пространстве. В 1953 году вокруг здания соорудили спортивные площадки: две волейбольные и одну баскетбольную площадки и теннисный корт. Планировали построить фонтан (Приложение 7).

В ДСО «Шахтер» тренировалась Олимпийская чемпионка 1956 года по спортивной гимнастике Полина Астахова.

Полина Астахова — легендарная гимнастка, которая за свою спортивную карьеру завоевала десять олимпийских наград, пять из которых— «золотые». На стене Дворца спорта «Шахтер» лет 10 висела мемориальная доска, сообщающая, что в этом здании тренировалась Полина Астахова. Затем ее сняли для реставрации. Оказывается, все эти годы на мемориальной доске была ошибка в датах. Было написано, что Астахова здесь тренировалась с 1952 года, а Дворец спорта ввели в эксплуатацию в 1953 году (Приложение 8).

Внесли корректировку и возвратили доску на законное место.


 

Мемориальная доска работы донецкого художника Геннадия Грибова.


Мемориальная доска Полине Астаховой

В 1973 году во время чемпионата СССР по боксу дворец спорта«Шахтер» стал и киносъемочной площадкой. Одесская киностудия здесь снимала сцены детектива «Ринг» с Александром Пороховщиковым в главной роли.

Дворец спорта «Шахтер» славится и другими своими воспитанниками. Так, 26 ноября 2016 года в честь памяти погибших защитников Донбасса на здании Дворца спорта «Шахтер» были открыты мемориальные доски

спортсменам Федору Муштранову и Радомиру Гусеву. Право открытия было предоставлено сослуживцам погибших (Приложение 9).

В настоящее время здание является памятником архитектуры и охраняется государством.

 

Донецкий Монмартр

Во время реконструкции бульвара в 2005 году для мастеров различных ремёсел выделили часть бульвара. Теперь Донецк — один из немногих городов, который может похвастаться своим Монмартром. Так дончане называют часть бульвара Пушкина, которая находится в самом его начале, рядом с Памятником стратонавтам и дворцом спорта «Шахтер». Проведена параллель с одноименным 130-метровым холмом на севере Парижа неслучайно. Там с конца XIX века начали селиться бедные художники, творчество которых в последствие принесло Франции славу родины нового искусства. (Ван Гог, Дега, Пикассо, Модильяни, Виктор Гюго, Жорж Санд идр.).

На Донецком Монмартре художники, скульпторы, вязальщицы не только представляют свои творения, но и творят новые произведения прямо на глазах у прохожих. Для более смелых посетителей уличных галерей творческие люди с кистью пишут шаржи. Здесь собрано все лучшее от ремесел и полета творческой мысли.

Там же в выходные дни, вокруг примыкающего к бульвару здания дворца спорта «Шахтер», собираются коллекционеры, идет торговля предметами антиквариата и разнообразными диковинами.

Иностранцы с удовольствием посещают эту часть бульвара и покупают сувениры на память о нашем городе.

Многопрофильный лицей № 1

Школу №1 построили в 1938 году. Но до войны она имела номер 24. Перед войной обучение было смешанным. В 1943 году в школах ввели отдельное мужское и женское обучение, которое отменили только в 1954году.

В оккупацию здание пострадало и требовало ремонтных работ (Приложение 11).

В зиму 1943-44 годов 1-я школа функционировала в подвале дома № 154 по ул. Горького, потом учащихся переводили на занятия в третью смену в уцелевшие школы.

Продолжительное время средняя школа № 1 оставалась одной из ведущих школ города. В 1993-м году детский сад № 60 и средняя школа № 1 объединились в учебно-воспитательный комплекс. Сейчас данное образовательное учреждение называется «Многопрофильный лицей № 1», однако многие местные жители всё ещё употребляют старые названия: общеобразовательная школа № 1 города Донецка или учебно-воспитательный комплекс № 1. Многопрофильный лицей № 1 можно отнести к одним из достаточно обеспеченных и лучших образовательных учреждений города Донецка.

 

Памятник Пушкину

На бульваре находятся два памятника великому русскому поэту: у ресторана «Пушкинъ», установленный в 2012 году (Приложение 13) и бюст Пушкину, установленный в 1969 году.

Остановимся подробнее на памятнике, установленном 14 июня 1969 года у Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра. Авторы памятника — скульптор Гинзбург Н. А. и архитектор Томилло Я.И.

Памятник представляет собой бронзовый бюст, высота которого — 1,2 м. Бюст был отлит на Рутченковском рудоремонтном заводе горного оборудования. Бюст поэта был установлен на четырёхугольном постаменте из четырех прямоугольных блоков, облицованных плитами черного гранита. Размеры постамента — 3,0 × 0,2 × 0,8 м (Приложение 14). После реконструкции бульвара, постамент заменили на другой в виде колонны, а рядом с памятником построили небольшой амфитеатр,где

выступают творческие молодёжные коллективы и проходят мероприятия, приуроченные ко Дню русского языка. На лицевой стороне постамента расположено факсимиле — это точная копия подписи Пушкина и даты его жизни. Открытие памятника было приурочено к 170-летию со дня рождения поэта и 100-летию Донецка.

Донецкий скульптор Наум Абрамович Гинзбург создал ряд скульптур и памятников Донецка (Приложение 15), поэтому хочется немного рассказать онем.

В звании старшего лейтенанта он прошел Великую Отечественную войну. После войны поселяется в Сталино. Начинает заниматься скульптурой. В должности мастера выполняет скульптурные работы по рабочим нарядам, но не расстается с мечтой вылепить надгробие для жены и дочери, расстрелянных немцами в 1942 году. Над этим надгробием он работал на протяжении 25 лет. Установлено оно было на Мушкетовском кладбище в 1972 году (Приложение16).

Скульптурные композиции,

Пальма Мерцалова

Завершает бульвар Пушкина одна из главных достопримечательностей города — пальма Мерцалова (вернее, одна из ее многочисленных копий), которая к тому же является символом Донецка.

17 августа 1999 года был утверждён герб Донецкой области, разработанный авторским коллективом рекламного агентства «Кардинал» под руководством Константина Петровича Воробьёва и включающий в себя пальму Мерцалова. Пальма Мерцалова символизирует на этом гербе чёрную металлургию и угольную промышленность. Пальма является символом успеха для тех, кто хочет достичь вершин в своем деле. Выбор ее в качестве основного символа герба Донбасса не случаен. Символика имеет философский смысл. Еще с античных времен пальма считалась символом успеха и первенства: в древней Греции победителей увенчивали не только лаврами, но и пальмовыми ветвями. Даже в более поздних изображениях богинюпобедыНику изображали с пальмовой ветвью. В Древнем Риме победителям также вручали пальмовые ветки. Листья пальмы Мерцалова, означающие успехи в разных сферах человеческой деятельности, соединяются в ствол — символ единства, который уходит в землю — источник богатства (Приложение19).

Интересна история создания первой донецкой пальмы. Оригинал пальмы был изготовлен в 1896 году на Юзовском металлургическом заводе Алексеем Мерцаловым и его помощником, молотобойцем Филиппом Шпариным. Кузнец Мерцалов был родом из села Кураховка и проработал на Юзовском заводе около 40 лет. Молотобоец Шкарин работал на заводе с 17-и лет (с 1895 года) до конца пятидесятых годов XX-го столетия.

Изначально пальма выставлялась как рекламный экспонат «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств» на XVI-й Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896 год), а затем была отправлена в Париж на Международную промышленную выставку (1900 год). На обеих выставках пальма получила Гран-при. Отличительная особенность и оригинальность железного дерева в том, что изготовлено оно без единого сварного шва (Приложение 20).

Сейчас пальма Мерцалова находится в музее Горного института в Санкт- Петербурге. Когда руководство этой организации отказалось передать ее Донецку, мастера кузнечного дела решили изготовить ее копию (Приложение21).

В 2007 году рассматривались разные варианты изготовления копии пальмы Мерцалова. Глава «Гефеста» Виктор Бурдук предложил, бывшему на тот момент мэру Донецка, Александру Алексеевичу Лукьянченко сделать пальму не из рельса, а из дамасской стали. С секретной технологией дамасской стали работает потомственный донецкий кузнец Евгений Ермак, поэтому пальму было предложено выковать ему. Изготовляя дамасскую сталь, используют разные добавки: хром, никель, молибден. При помощи специальной сварки металлы «сваривают» в многослойный «пакет», который и становится листом дляизделия.

Евгений Ермак делился секретами своей работы. Он рассказал, что на один дамасский листок пальмы уходит 20 килограммов металла и неделя работы. В результате ковки получается узорный художественный рисунок с шестью оттенками металла (от черного до чисто-белого) на одном пальмовом листочке. Узорный красавец-листок весит 15 килограммов и имеет 120 металлических слоев. Всего таких листьев на пальме — 11штук.

Копия пальмы Мерцалова была установлена у здания Донецкой облгосадминистрации в рамках празднования 75-летия Донецкой области летом 2007 года. Сейчас это здание Народного Совета Донецкой Народной Республики.

Пальма Мерцалова располагается на месте фундамента старого, могучего пакгауза, который оказался настолько прочным, что в конце 1950-х годов, при перепланировке города, его пытались, но так и не смогли взорвать. Поэтому, просто засыпали землей и разровняли. Стоит символ Донецка между двумя чашами фонтанов. Вес данной копии около 500 килограммов. Поверхность пальмовых листьев покрыта лаком.

Это не единственная копия пальмы Мерцалова в Донецке. Кузнец Сергей Каспрук изготовил копию по собственной технологии, поскольку мерцаловская ему была неизвестна в деталях. Но, как и Мерцалов, Каспрук работал без сварки, и точно так же создал пальму из цельного рельса, причем рельса не современного, а производства 1901 года. Сейчас пальма стоит под колпаком напротив выставочного комплекса «Экспо- Донбасс» (Приложение22).

На сегодняшний день в мире установлено более 10 Пальм Мерцалова.

«Железное дерево» можно увидеть в разных городах: Киеве, Харькове, Львове, Москве, Оттаве, Иерусалиме, Ганновере, Риме, Багдаде (Приложение23).

Существует проект «Донбасс на высочайших точках планеты Земля», в рамках которого, донецкие альпинисты, совершая восхождение, устанавливают пальму на вершинах гор во время своих экспедиций, например, на Эльбрусе, Эвересте, Килиманджаро и других.

Аквалангисты установили пальму под водой у мыса Тарханкут в Крыму (Приложение 24). Когда копию пальмы Мерцалова подарили Москве, то столица России в ответ подарила Донецку копию Царь-пушки.

 

Наша экскурсия подошла к концу. Пройдя по бульвару Пушкина, вы увидели многолетнее творение сотен людей, что сделало его одним из любимейших мест дончан, местом заслуженной гордости. Надеюсь, вы еще не раз вернетесь в этот красивейший уголок нашего шахтерского города. Благодарю за внимание!

 


ПОРТФЕЛЬ ЭКСКУРСОВОДА

Приложение 1

Вознесенская ярмарка

 

 


Сенной рынок. Вид на торговые помещения

Сенной рынок. Торговля гончарными изделиями


Сенной рынок существовал в Сталино (тогда Юзовке) с начала ХХ века. Подразумевалось, что на нем будет вестись торговля живностью и кормами. Рынок использовали для проведения ярмарок. Одной из значимых для Юзовки была Вознесенская ярмарка. Она длилась несколько дней.

В 1926 году границы Сенного рынка определялись площадью между Первой линией и Марьинской улицей (скорее, продолжением линий улицы на юг, поскольку Марьинская заканчивалась на Комсомольском проспекте) и от Донбасского горного института до лесных складов. Лесные склады находились на месте управления Донецкой железной дороги и, согласно архивным документам, перед ними существовала Марьинская площадь.

В планах горсовета на 1931-й год есть указание: «Передать Донецкому горному институту Сенную площадь в пределах между Институтским (современный 25 лет РККА) и Комсомольским проспектами для дальнейшего расширения в пределах строительства Дома профессуры не позднее февраля 1931 года снести на площади рынок. Застроить Сенную площадь в течение 3‑х лет». За обещанные три года со строительством не управились. Сенной рынок продолжал существовать


После принятия «Проект строительства социалистического города Большое Сталино» в связи с перепланировкой города и неудобствами, которые доставлял Сенной рынок в центре города, горсовет решил его закрыть с 1 июня 1935 года. Сенной рынок перенесли на новое место и назвали Новоколхозным.

Расположение Сенного рынка и Лесных складов

на современном спутниковом снимке (территория начала бульвара)


Приложение 2

В 1932 году в Одесском филиале Гипрограда (в советские времена это была система проектных институтов с центральным институтом в городе Киеве и рядом филиалов в областных центрах Украины) разработали проект генерального плана Сталино под руководством архитектора Петра Авсентьевича Головченко он назывался «Проект строительства социалистического города Большое Сталино». Это первый в истории Донецка документ, регулирующийстроительство.


Генеральный план г. Сталино, 1932 год

В Генплане немало внимания уделялось озеленению города, «что дает возможность мощного развития культурно-бытовых условий всех трудящихся Сталино, что идут путем генеральной линии партии» (из протокола № 56 заседания Президиума Сталинского горсовета 21.11.1932 года (ГАДО, Ф-Р279, оп. 1, д. 679 на 50листах).


 


На фото — территория, заключенная между сегодняшним бульваром Пушкина, улицей Артема, проспектом Маяковского и проспектом Комсомольским. Стрелками показано место расположения гвоздильного завода.

 

Насыпи путей товарной станции в сторону бани

В сторону улицы Складской, был кирпичный завод с глиняным карьером, за ним в северном направлении прилепилось несколько хибар.

Кирпичный завод находился в ложбине и, пересекая территорию современной Университетской, подходил погрузочной площадкой к железнодорожной ветке.

Улица Вокзальная начиналась где-то в районе будущего драмтеатра, шла по промзоне, далее возле Комсомольского проспекта и заканчивалась на Институтском проспекте. Протяженность улицы всего два-три квартала.


Поселок, окружавший кирпичный завод

Хибары у кирпичного завода. Вид на дома № 3, 5, 7 по б-ру Пушкина Период оккупации (фото Кашкаха А.)

Дом 13 на б-ре Пушкина до войны


Приложение 3


В газете «Социалистический Донбасс» за 1953-й год была заметка о строительстве бульвара: «От проспекта 25-летия РККА, где кончаются улицы Кобозева и Красноармейская, начинается зеленая полоса нового бульвара Шевченко (современный бульвар Пушкина). С каждым годом он продвигается все дальше в северную часть города. В этом году закончено сооружение его отрезка между проспектами Комсомольским и Гурова. Начаты работы по его продолжению до Пушкинского проспекта (современный бульвар Шевченко)».

Ул. Кобозева, 1950 год


Приложение 4

Переименование бульваров



Приложение 5

Справочник- путеводитель, 1956 год

В справочнике-путеводителе за 1956 год бульвар Пушкина описывается так: «Его ширина 102 метра. Он начинается у проспекта имени 20-летия Октября и, протянувшись на полтора километра, завершается у областной библиотеки имени Крупской, где примыкает к бульвару имени Шевченко. Зеленый массив бульвара обнесен оградой чугунного литья. Красивые многоплафонные светильники-торшеры установлены на постаментах из розового гранита».

В Государственном архиве есть решение исполкома Сталинского горсовета (ГАДО, Ф-Р279, оп. 3, д. 1217, л. 34), вынесенное 13 июля 1955 года. Докладывал по этому вопросу главный архитектор города Лев Берберов. «В связи с сооружением памятника народному революционному поэту Шевченко Т. Г. на бульваре Пушкина в городе Сталино исполком горсовета решил: переименовать бульвар имени Пушкина в бульвар им. Т. Г. Шевченко; переименовать бульвар Шевченко в бульвар Пушкина». Под документом о переименовании бульваров стоят подписи председателя исполкома Алексея Бахаева и секретаря БрежневаС.



Приложение 6

Памятник стратонавтам в Сталино (Донецке). 1950-е гг.




Приложение 7

ДОС «Шахтер». 1958год


ДОС «Шахтер», 1960год



Приложение 8

Мемориальная доска Полине Астаховой до реставрации

Приложение 9

Открытие мемориальных досок спортсменам Федору Муштранову и Радомиру Гусеву

Почтить память погибших пришли депутаты Народного Совета ДНР Олег Степанов, Мирослав Руденко, Сергей Цыплаков, Анастасия Селиванова, Дмитрий Дезорцев и Виктор Неер.


Панихиду по павшим защитникам Отечества служил отец Киприан, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина. Депутат Народного Совета Олег Степанов выступил перед собравшимися и почтил память спортсменов, которые отдали свою жизнь, защищаяДонбасс.

 


«Сегодня мы собрались здесь, чтобы увековечить память наших спортсменов, которые ушли из спортивного зала воевать. Они были еще молоды и полны сил, но сделали свой выбор и отдали свои жизни за нас и наших близких. Теперь люди, приходя сюда и глядя на мемориальные доски, будут вспоминать героев нашего времени. Слава защитникам Донбасса!», — сказал в своем выступлении Олег Степанов.

Собравшиеся почтили память погибших минутой молчания, а затем

возложили цветы к мемориальным доскам.

Депутат Мирослав Руденко: «Я был лично знаком с Федором Муштрановым. Он был одним из первых, кто вступил в Народное ополчение Донбасса. Он активно принимал участие в становлении власти Донецкой Народной Республики. Когда была попытка со стороны украинских властей зачистить здание Донецкой городской администрации, Федор Муштранов принимал непосредственное участие в предотвращении этой провокации. Это было в конце апреля 2014 года. Когда начались активные боевые действия, он в первых рядах ушел на фронт. Это был настоящий патриот и настоящий герой. Есть такая народная мудрость: «Вечны только звезды и память о героях». Для нас очень важно чтить память о таких, как Федор Муштранов и Радомир Гусев, потому что благодаря их подвигам существует Донецкая НароднаяРеспублика».


 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.157 с.)