Понятие «девиантное поведение», его признаки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «девиантное поведение», его признаки.



Девиантное, или «отклоняющееся» поведение (deviatio – по-латински «отклонение»).

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии.

Для изучения механизмов возникновения такого поведения у подростков используются знания, накопленные в психологии, психиатрии, педагогике и социологии.

Термин девиантное поведение употребляется представителями разных наук в нескольких значениях.

В психологии и педагогике девиантным поведением называют поступки и действия человека, не соответствующие нормам данного общества.

В социологии и правоведении девиантностью считают социальное явление, которое выражается в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих общественным нормам.

В психиатрии девиантность понимается как предболезненное состояние личности, как расстройство поведения, не достигшее в силу разных причин патологии, имеющейся при психических расстройствах и заболеваниях.

В отечественной коррекционной педагогике под девиантным поведением понимают отдельные поступки поведение в целом, которому свойственны отклонения от принятых в обществе моральных, социальных, правовых норм и правил. Девиантное поведение рассматривают также как трудности развития ребенка, неудачную форму адаптации его к среде (дезадаптацию), своеобразную задержку взросления личности с наличием искажений в проживании типичных возрастных кризисов. Общепризнанно также, что девиантное поведение чаще всего  является результатом ошибок в воспитании (например, чрезмерная опека или, наоборот, предоставление ребенка самому себе).

Среди большинства исследователей принято следующее определение:

Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социально-психологической дезадаптацией.

Девиантное поведение занимает среднюю позицию между нормой и патологией.

Норма (по В.Д. Менделевичу (современный психолог, автор самых известных работ в области психологии девиантного поведения) – это эталон поведения следования личности принятым в данном сообществе в данное время нравственным требованиям.

Социальная норма (по Клейбергу Ю.А.) - это совокупность требований и ожиданий, которую предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции отношений.

Виды социальных норм:

Духовно-нравственные – общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли (традиции, обычаи, образы, заповеди).

Морально-этические – ожидания-предписания определенной социальной группы в отношении ее членов.

Правовые – свод законов, предполагающий наказание при их нарушении.

Организационно-профессиональные – регулирующие жизнь в учебной или профессиональной среде (должностные инструкции, правила внутреннего распорядка, профессиональные традиции).

Эстетические – соответствие принятым в данном обществе в данное время эстетическим идеалам – представлениям о красивом, возвышенном, прекрасном.

Функции социальной нормы:

• контроля,

• ориентационная,

• регулирующая,

• санкционирующая,

• информационная.

Свойства нормы:

• объективность,

• однозначность,

• динамичность,

• оптимальность.

Критерии нормальности (по И. Кулку):

  • субъективная удовлетворенность
  • полоролевая идентичность
  • целостность, приобретаемая в период длительной социализации
  • автономность
  • адекватность восприятия реальности
  • толерантность к фрустрации
  • устойчивость к стрессу
  • социальная адаптация
  • оптимальное самоутверждение

Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

Признаки девиантного поведения:

• всегда имеет разрушительный характер, оно деструктивно («энергия разрушения» направлена на окружающих) или аутодеструктивно («энергия разрушения» направлена на собственную личность);

• является стойко повторяющимся – многократным или длительным;

• согласуется с общей направленностью личности, то есть достаточно предсказуемо и проявляется в повседневной жизни, а не вследствие нестандартных ситуаций – болезни, психотравмы или самообороны;

• рассматривается в пределах медицинской нормы (не должно отождествляться с психическим заболеванием или патологическим состоянием, хотя и может с ними сочетаться);

• имеет выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие – неодинаково проявляется у разных людей в разном возрасте. Индивидуальные различия затрагивают мотивы и формы поведения, динамику, частоту и степень выраженности девиантности;

• сопровождается различными проявлениями социально-психологической дезадаптации. В то же время верно и обратное: само по себе состояние дезадаптации, вызванное другими причинами (например, болезнью или психотравмой), может стать одной из причин девиантного поведения.

Термин "девиантное поведение" можно применять к детям не младше 5 лет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.006 с.)