Консультирование о выходе и депрограммирование 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультирование о выходе и депрограммирование



Единственно важное различие между консультированием о выходе и депрограммированием заключается в том, что при последнем культиста запирают, по крайней мере, на начальном этапе, дома, в комнате отеля, в хижине или в каком-то другом подходящем уединенном месте. Это различие, однако, приводит к тому, что вызывает три других отличия между консультированием о выходе и депрограммированием.

Во-первых, консультанты по выходу должны обладать способностью быстро устанавливать взаимопонимание с культистом; иначе человек просто уйдет. Даже если некоторые депрограммисты так же уважительны и вежливы, как консультанты по выходу, ситуация депрограммирования не требует, чтобы они вели себя подобным образом. Следовательно, некоторые депрограммисты могут быть излишне конфронтационными.

Во-вторых, из-за физического ограничения культисты, вовлеченные в депрограммирование, гораздо более склонны приходить в ярость, чем это с ними случалось бы во время консультирования о выходе. Они могут проклинать и оскорблять депрограммистов и своих родителей. Они могут угрожать местью. Они могут прибегнуть к физическому насилию. Они даже могут попытаться совершить самоубийство или нанести себе физический вред, чтобы попасть в больницу, откуда они могут позвонить своим культовым лидерам. Такое поведение может подвергнуть испытанию терпение депрограммиста с самыми мягкими манерами, а в случаях со склонным к конфронтации депрограммистом может привести к деструктивной эскалации резких слов и поведения. В самом деле, хотя большинство депрограммирований могут быть успешными в том, что культист уходит из группы (Langone, 1984), психотерапевты, которые работают с экс-культистами, отмечали многие случаи, когда “успешное” депрограммирование имело вредные последствия.

В-третьих, некоторые, но не все, депрограммисты действуют так, словно культисты находятся под таким глубоким воздействием культов, что физическое ограничение необходимо, чтобы убедить их выслушать информацию, недоступную в культе. Хотя эта точка зрения иногда может быть верной, успех консультирования о выходе предполагает, что часто дело обстоит не так. Можно прийти к выводу, следовательно, что ситуация депрограммирования имеет тенденцию к преувеличению власти и недоброжелательности культов. Это, особенно в сочетании с эмоциями, порождаемыми депрограммированием, выливается в результате в тенденцию депрограммистов гораздо больше сосредотачиваться на нападках на группу и лидера группы, чем это делают консультанты по выходу. Это также имеет своим результатом склонность депрограммистов требовать, при любых намерениях и целях, чтобы культист пришел к принятию предположения депрограммиста о мощном контроле сознания; иначе физическое ограничение культиста не было бы оправдано. Хотя этот процесс может напоминать некоторым образом тот контроль сознания, который он стремится уничтожить, он отличается в двух важных отношениях: Депрограммисты не стремятся убедить культиста принять личную систему убеждений депрограммиста, не стремятся они также и контролировать поведение культиста после того, как депрограммирование закончено. Как это выразил один депрограммист: “Я не верю в вегетарианство, но я не собираюсь заставлять [культиста] есть мясо” (Dubrow-Eichel, 1989, p. 25).

Хотя большинство консультантов по выходу отвергают депрограммирование по этическим и практическим соображениям, многие признают, что в некоторых особых случаях депрограммирование может быть этическим последним спасительным средством для родителей. Иногда семьи могут не верить, что консультирование о выходе сработает и чувствуют, что депрограммирование является их единственным жизненным вариантом выбора для помощи близкому, который, как они полагают, находится в непосредственной физической опасности.

Білет №19

1. Зробіть короткий огляд основних психологічних теорій, що пояснюють агресивну поведінку. 3 отличных друг от друга похода отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени. ТЕОРИЯ ВЛЕЧЕНИЙ (психоэнергетическая модель): З. Фрейд — в человеке существует 2 наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти (несет в себе энергию разрушения, злоба, ненависть, деструктивность). Возникновение и дальнейшее становление агрессивности связывается со стадиями детского развития — фиксация на оральной стадии развития может привести к формированию наклонности к сарказму и сплетням, на анальной — упрямства, гневу и мстительности. К. Лоренц: агрессивный инстинкт много значил в процессе эволюции, выживания и адаптации человека, но научно–технический прогресс обогнал биологическое и психологическое созревание человека, развитие тормозных механизмов агрессии. Внутреннее напряжение накапливается и создает "давление" внутри организма, пока не приведет к вспышке неконтролируемого поведения (принцип выпускания пара из паровозного котла — "психогидравлическая модель") — остается направлять ее по нужному руслу: конкуренция, различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнования. Однако большинство психологов не разделяют такого фатального взгляда на человеческое поведение. Впоследствии даже многие психоаналитики стали рассматривать не только биологическую, но и социальную сторону агрессии. А. Адлер: агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организуюшим его деятельность — соревновательность, борьба за первенство, стремление к превосходству в контексте социального интереса. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает и другие символические формы (ритуалы, обряды), а также иные виды социальной активности. Ответная агрессия является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из стремления каждого индивида ощущать себя субъектом, а не объектом. Э. Фромм: 2 совершенно разных вида агрессии — оборонительная, "доброкачественная" агрессия (выживания, имеет биологические корни и затухает как только исчезает опасность или угроза жизни) и "злокачественная" агрессия (деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами). ФРУСТРАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (гомеостатическая модель) — противопоставление концепциям влечений: агрессивное поведение — ситуативный, а не эволюционный процесс. Дж. Доллард: агрессия – не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. 4 основных понятия: 1) агрессия (намерение навредить другому своим действием), 2) фрустрация (помеха осуществлению условной реакции, величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия к достижению цели и количества целенаправленных действий (попыток)), 3) торможение (тенденция ограничить или свернуть действия из–за ожидаемых отрицательных последствий — прямо пропорционально силе ожидаемого наказания, дополнительная фрустрация, вызывает агрессию против человека, воспринимаемого чиновником торможения и усиливающая побуждение к другим формам агрессии)), 4) замещение (стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого–либо другого лица, а не истинного источника фрустрации).Катарсис — процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения, физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному либо длительному облегчению, снижают вероятность проявления агрессивности в дальнейшем, а в ряде случаев, наоборот, повышает.Сторонники фрустрационной теории несколько видоизменили свою позицію, Л. Берковитц: фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям. С. Розенцвейг: 3 типа причин, вызывающих фрустрацию: 1) лишения (privation)– отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности; 2) потери (deprivation)– утрата предметов или объектов ранее удовлетворяющих потребности; 3) конфлікт – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ (бихевиоральная модель) — агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление. Изучение человеческого поведения, ориентированного на образец как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование (изменение) отношений или способа действий человека, и влияния первичных посредников социализации — родителей, на обучение детей агрессивному поведению (может выступать в качестве модели агрессии, у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети). Человек научается и более эффективным агрессивным действиям: чем чаще он их использует, тем совершенней становятся эти действия: достижение успеха при проявлении агрессии может заметно повысить силу ее мотивации. Социальное подкрепление — неосязаемое подкрепление, словесное и несловесное обращение, контролируемое другими людьми (похвала и выговор, улыбка и насмешка, дружеские и враждебные жесты). Положительное — любой стимул, который следуя за реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне. Отрицательное — стимул, устранение которого усиливает реакцию. 4 разновидности подкрепления: 1) вслед за реакцией следует положительное подкрепляющее средство – положительное поощрение; 2) положительное подкрепление устраняется – отрицательное наказание; 3) за реакцией следует отрицательное подкрепление – положительное наказание; 4) отрицательное подкрепляющее средство устраняется после реакции – отрицательное поощрение. Если ребенок ведет себя агрессивно и получает при этом положительное подкрепление, то вероятность агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное подкрепление определенных агрессивных актов сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители — высокую степень агрессивности как личностной черты. Наблюдение и подкрепление неагрессивного поведения развивает низкую степень враждебности. В настоящее время эта теория является одной из наиболее эффективных в предсказании агрессивного поведения.

2. Дайте визначення деструктивним культам. Які ознаки культової залежності ви знаєте? «Культ» — це релігійне служіння божеству і пов’язані з цим обряди, тобто якась релігійна практика поклоніння і обожнювання. Ще одне визначення культу (окрім релігійної пратики, богослужіння) — невелике або вузьке коло людей, об’єднаних сильною прихильністю до деякої художньої чи інтелектуальної програми, тенденції або фігури (яка має обмежену популярність). Культи можуть бути благочинними і навіть позитивними за своєю сутністю, однак деструктивні культи (секти) — це будь—які авторитарні й ієрархічні організації (релігійні, політичні, психотерапевтичні, освітні або комерційні), які практикують наступне, що й визначає їх деструктивний характер впливу на особистість: 1) облудне вербування; 2) використання контролю свідомості, щоб зберегти своїх послідовників залежними і покірними лідеру й доктрині.

Деструктивний культ (секта) — це релігійна громада, або група, що відкололася від панівної церкви і релігії та підтримує специфічний культ, характеризується ізоляцією від «ворожого» соціального середовища і наявністю харизматичного лідера (фіксована, базується на лідері і його доктрині, повністю підкоряється йому — тоталітарна) — релігійні, неорелігійні та інші групи і організації, що завдали шкоди (матеріальної, психологічної чи фізичної) суспільству або своїм членам (для багатьох сект характерна тоталітарна структура з тенденцією до групового примусу і повного підпорядкування членів аж до скоєння масового самогубства), а також є підозрюваними у потенційній небезпеці заподіяння такої шкоди.

Деструктивний культ — це поклоніння, служіння певному божеству (або особі) деякою ієрархізованою тоталітарною спільнотою (групою, об’єднанням, організацією — сектою), погляди (вірування) якої відрізняються від панівних, поширених у суспільстві, які сприймаються нею як ворожі, тому вона прагне будь—якими (іноді незаконними і негуманними) способами і засобами ізолювати своїх членів від соціального середовища, тотально підкоривши їх волю, поведінку, особистість та життя в цілому впровадженим нею (лідером) догмам, доктринам, що наносить фізичну, економічну та психологічну шкоду особистості члена секти, руйнує його соціальну адаптацію поза межами секти та можливості здійснення ним самостійної діяльності поза межами культу. Таким чином, залежність від деструктивного культу можна визначити як прагнення особистості покладатися на секту та/або на її лідера в отриманні задоволення або адаптації (досягненні психологічного комфорту) через здійснення культу в межах цієї секти, чим залежний наносить собі збиток (особистість саморуйнується).

Змановська відносить залученість до деструктивно—релігійного культу до категорії аутодеструктивної (саморуйнівної) поведінки, що відхиляється від медичних і психологічних норм та загрожує цілісності і розвитку особистості самого залежного. В сучасному світі залежність від деструктивних культів виступає однією з форм саморуйнування на рівні із суїцидальною поведінкою, харчовою, хімічною залежностями (зловживанням психоактивними речовинами) та фанатичною поведінкою (і релігійною зокрема).

Результатами впливу деструктивних культів на особистість є дестабілізація основних її сфер (аж до психопатологій): мислення, поведінки, емоцій, внаслідок чого суттєво знижується психологічна стійкість члена культу, його здатність до захисту, супротиву негуманним та / або протиправним діям культу. Інтенсивна й безперервна діяльність, до якої залучається член секти, введення його у трансоподібні стани (інформаційне й сенсорене перевантаження), загальне фізичне й емоційне виснаження через депривацію основних потреб, психологічний, фізичний та економічний груповий тиск, експлуатація, залякування, культивування почуття власної глобальної провини й сорому, тотальний контроль, дезінформація й ізолювання від реального світу, колишніх зв’язків — всі ці засоби мають на меті зниження уваги та полегшення навіюваності, пригнічення мислення, ослаблення інтелектуальних та вольових здатностей, недопущення критичної оцінки нового оточення, сумнівів, прийняття самостійних рішень. Поза межами секти (культу), в реальному (а не ілюзорному, яке малював культ) житті людина із такими порушеннями виявляється вже нездатною відчувати психологічний, фізичний та економічний (матеріальний) комфорт, благополуччя, оскільки сам культ вже позбавив її цього, непомітно для неї самої, тому така особистість змушена лишатись у деструктивному культі, перебуваючи у тотальній залежності від нього.

Найбільш характерні зміни поведінки залежного від деструктивних культів:

— відчуження від близьких (аж до втечі з дому, його полишання), друзів, осіб протилежної статі;

— втрата колишніх інтересів, різка переоцінка цінностей і зміна світогляду;

— відмова від навчання або роботи, формальне ставлення до них з повним зануренням у релігійну діяльність (більшу частину часу проводить в організації);

— різка зміна звичного способу життя (перестає читати газети, журнали, книги, дивитися і слухати передачі нерелігійною змісту, у всьому прагне слідувати правилам, які диктує релігійне навчання);

— аскетизм, зміна режиму харчування з системтичним недоїданням, відмова від вживання деяких продуктів, різке обмеження сну, зневага до здоров’я, зовнішності і матеріальних благ;

— зміни поведінки (зникають або стають нечастими жарти, сміх; голос, міміка, емоції стають занадто «рівними», спокійними);

— надцінні ідеї — непохитна і повна переконаність у нових світоглядних позиціях, безмежна довіра до організації, ідеалізація релігійного керівника.

3. Охарактеризуйте основні форми психокорекції та терапії сексуальних девіацій. Индивидуальная психотерапия оказалась недостаточно эффективной в лечении парафилий. Трудно за 1-2 часа беседы преодолеть годы обусловливания и сформированных в результате этого мощных побуждений продолжать парафилическое поведение. Об определенном ограниченном успехе в лечении парафилий сообщали психологи, практикующие когнитивную терапию — продемонстрировать клиенту связь его нарушений с искаженными или иррациональными мислями, помочь изменить эти когниции на более адекватные.Очень трудно изменить искаженные идеи или когниции, которые люди привыкли использовать для оправдания своего парафилического поведения. Кроме сильного желания продолжать свои чрезвычайно приятные занятия, считают, что проблемы происходят от нетерпимости общества к таким видам поведения, а не от их фундаментальной неадекватности. Терапия поведения (бихевиоральная терапия): неадекватное поведение является результатом обучения, избавиться от него можно путем отучения. Сосредоточивается на текущих поведенческих стереотипах, не интересуются ни реструктурированием личности, ни поиском подавленных конфликтов. Вводят соответствующие изменения в характер взаимодействия между пациентом и его окружением: аверсивное обусловливание (заменить положительную реакцию на неадекватную стимульную ситуацию отрицательной, аверсивной, нежелательное сексуальное поведение неоднократно сопровождается аверсивным стимулом — болезненный, но безопасный для здоровья удар током, или вызывающий тошноту препарат, или очень неприятный запах — может предъявляться во время просмотра фотографий или цветных слайдов, изображающих парафилическое поведение), систематическая десенсибилизация (Дж. Вольпе) — расслабляющий тренинг систематически сочетается с рядом вызывающих беспокойство ситуаций, упорядоченных по возрастанию их интенсивности — мышечная релаксация неоднократно сочетается с мысленным представлением каждой ситуации из этого возрастающего ряда. Из-за сильного чувства собственной неполноценности и плохо развитых коммуникативных навыков такие люди часто испытывают большие трудности с установлением удовлетворительных сексуальных отношений с партнерами — преодоление тревожности в отношениях с другими людьми путем выработки условной реакции расслабления в социосексуальных ситуациях может способствовать замене неадекватного поведения более здоровыми проявлениями сексуальности. Расслабление также несовместимо и с сексуальным возбуждением — возбуждение замещается расслаблением. Оргазменное переобусловливание — увеличивать сексуальное возбуждение и ответ на адекватные стимулы путем сочетания образов/фантазий социально нормативного или приемлемого сексуального поведения с подкреплением в виде удовольствия от оргазма (заниматься мастурбацией, представляя в уме типичные парафилические образы или фантазии. Однако когда он почувствует, что оргазм неизбежен, он должен переключиться на более приемлемые в социальном отношении образы и целиком сосредоточиться на них во время оргазма. Постепенно сдвигать эти более адекватные образы к более ранним стадиям вызванного мастурбацией сексуального возбуждения и реакции). Терапия пресыщением — клиент достигает первого оргазма путем мастурбации, одновременно представляя адекватные стимулы. После оргазма он продолжает заниматься мастурбацией, но представляет уже парафилические образы, неадекватные стимулы перестанут возбуждать, даже могут стать раздражающими. Медикаментозное лечение (антиандрогенные препараты радикально понижают уровень тестостерона) комбинируется с психотерапией. Склонные к парафилиям часто испытывают большие трудности при формировании социальных и сексуальных отношений с другими людьми, здоровые формы сексуального выражения им могут быть попросту недоступны — тренинг социальных навыков для обучения навыкам, необходимым для инициирования и поддержания удовлетворительных отношений с потенциальными интимными/сексуальными партнерами (в комбинации с другими терапевтическими вмешательствами): инициировать социальное взаимодействие с предполагаемыми партнерами, вести диалог, договариваться о свидании и правильно реагировать в случае получения отказа.

Білет №20

1. Розкрийте поняття співзалежність. Поясніть на прикладі наркотичної залежності. В соответствии с современными взглядами семья играет существенную роль не только в происхождении, но и.в поддержани и зависимого поведения. Родственники сами могут иметь различные психологические проблемы, в силу чего они нередко провоцируют срыв аддикта, хотя и реально страдают от него. В случае же длительного сохранения аддиктивного поведения у кого-либо из членов семьи у родственников аддикта, в свою очередь, могут появляться серьезные проблемы и развиваться состояние со-зависимости — негативные изменения в личности и поведении родственников вследствие зависимого поведения кого-либо из членов семи (взаимоотношения между зависимым членом семьи и родственниками, родителями, которые вызывают выраженные травматические изменения в психологическом состоянии последних). Это в свою очередь препятствует не только эффективному разрешению конфликтной ситуации в семье, но и самому процессу преодоления зависимости. Со-зависимость поддерживает зависимость — замкнутый круг семейных психологических проблем. Например, родители наркозависимого подростка оказываются втянуты в процесс употребления наркотиков. Вся их семейная жизнь неизбежно крутится вокруг цикла приема наркотиков ребенком. Семья живет мифами, взаимными поочередными обещаниями и иллюзиями. После очередного срыва подросток искренне раскаивается. Он готов загладить свою вину и дает щедрые обещания. Родители готовы обманывать себя вновь и вновь, что все самое страшное позади, получая взамен надежду и ощущение близости с «беспомощным» подростком.Семья выстраивает самые разнообразные защитные системы (семейные мифы, проекцию, отрицание, замалчивание проблемы, усиливающуюся изоляцию и др.). В период «неупотребления» в семье постепенно нарастают напряжение, тревога, усиливаются придирки и подозрения. Наконец, напряжение становится таким высоким, что кто-то не выдерживает — провоцирует конфликт, означающий срыв. Все повторяется сначала.Парадоксально, но аддикция сплачивает семью в борьбе с объектом зависимости, дает иллюзию близости.Всегда нарушено распределение ролей и ответственности. Аддикт очень редко берет ответственность за свои поступки на себя, стремится свалить всю вину за происходящее на других. В конце концов, родственники принимают на себя всю ответственность за жизнь аддикта. Ситуация негласного «взаимного договора» — «я закрываю глаза на твое употребление, а взамен ты делаешь то-то и то-то» (всякий раз что-то получает за свою лояльность, например подарки или деньги). Отношения по типу «параллельного существования»: все делают вид, что каждый живет своей жизнью и в проблемы друг друга абсолютно не вмешиваются (в дистанцированных семьях, в которых четко соблюдаются условия отдельного, автономного проживання).Или члены семьи живут как в общежитии — одна общая задача — не выносить сор из избы. Независимо от типа отношений неизбежно ухудшается самочувствие членов со-зависимой семьи: собственное Я теряется, происходит фиксация на употреблении; поведение аддикта фактически полностью определяет эмоциональное состояние других членов семьи; аффекты ярости, вины, отчаяния;   резко падает самооценка и самоуважение, «мы плохие, мы виноваты во всем»; усиливаются лже-роли жертвы («за что мне такие мучения») и спасателя («я спасу его, чего бы мне это ни стоило»); эмоциональное отупение и апатия; изоляция; на фоне хронического стресса неуклонно ухудшается здоровье: обостряются соматические болезни, развивается депрессия (снижает работоспособность и может вызвать суицидальное поведение).

2. Охарактеризуйте основні причини та прояви розладів статевої ідентифікації. Формирование гендерной идентичности представляет собой очень сложный процесс, подверженный влиянию множества факторов — соответствие биологического пола и гендерной идентичности никоим образом не является гарантированным. Транссексуализм — расстройство, при котором люди постоянно чувствуют, что они не соответствуют своему полу, их гендерная идентичность противоположна их биологическому полу (DSM-IV), чувствуют себя загнанными в тело «не того» пола и хотели бы избавиться от своих первичных и вторичных сексуальных признаков и приобрести характеристики другого пола. Часто впадают в депрессию и могут думать о суициде. Чувствуют дискомфорт, когда носят одежду своего собственного пола, и вместо этого одеваются в одежду противоположного пола. Трансвестизм — переодеваются для того, чтобы прийти в состояние сексуального возбуждения. У людей, подверженных транссексуализму, есть гораздо более глубокие причины для переодевания — это нарушение гендерной идентификации, кроме того, транссексуалы играют роли и занимаются деятельностью, традиционно ассоциирующейся с другим полом. Транссексуальные взрослые в детстве могли иметь нарушение гендерной идентификации, однако большинство детей с нарушением гендерной идентификации не превращаются во взрослых-транссексуалов. У многих транссексуалов ощущение собственного несоответствия своей генитальной анатомии развивается еще в раннем детстве (5,6,7 лет). Некоторые взрослые, страдающие транссексуализмом, не проявляют никаких симптомов до наступления среднего возраста. Большинство транссексуалов до перемены пола испытывают влечение к людям, подобным им по своим анатомическим признакам, но не по своей гендерной идентичности (транссексуалы преимущественно гетеросексуальны). Большинство транссексуалов являются биологически нормальными индивидами, обладающими здоровыми половыми органами, неповрежденными внутренними репродуктивными структурами и нормальным набором хромосом. Транссексуализм, как правило, является самостоятельным отклонением, а не частью более общего психопатологического расстройства, такого как шизофрения или глубокая депрессия. В настоящее время среди ученых нет ясного понимания этиологии транссексуализма и наиболее адекватных клинических стратегий преодоления этой аномалии. Некоторые авторы утверждают, что решающую роль могут играть биологические факторы. Согласно одной из теорий, пренатальное воздействие избыточного количества гормонов другого пола может вызывать нарушения дифференциации мозга. Другая теория гласит, что развитию транссексуализма способствует опыт социального научения (обусловливающих факторов, подкрепляющих формы поведения, традиционно приписываемые другому полу, тесные отношения, вызывающие иную идентификацию, с родителем другого пола). Медицина традиционно рассматривала только 2 возможных пути преодоления гендерной дисфории для транссексуалов: изменение гендерной идентичности в соответствии с физическим телом, либо изменение тела в соответствии с гендерной идентичностью. Некоторые неоперированные транссексуалы могут достичь психологического удовлетворения благодаря включению в свой репертуар ролей другого пола и ношению одежды другого пола (трансвестизму). Наилучшим вариантом остается приведение своего тела в соответствие со своей психикой путем хирургического или гормонального изменения генитальной анатомии и физиологии организма.

3. Поясніть механізми виникнення дитячої агресивності. Розробіть психологічні рекомендації для батьків, діти яких поводять себе агресивно. Причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально–психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско–родительских отношений, особенности стиля воспитания). Детская агрессивность появляется на свет вместе с рождением ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей реализации "принципа удовольствия". В дальнейшем развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней родителей и ближайших родственников ребенка, а позднее — успешности и скорости процессов поло–ролевой идентификации и социализации. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, не поддающихся управлению взрослых, вспышках злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий (состояния дискомфорта, фрустрации или беспомощности — у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим).В более позднем возрасте на первый план выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, игрушками (1,5 года), использование физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными, реакция нападения. Конфликты между “обладать” и “отдавать” могут вести либо к враждебным, либо к доброжелательным ожиданиям и установкам (деструктивный и грубый захват может превращаться в способ заботы: иметь и сохранять, а отпускание может давать волю разрушительным страстям или же становиться пассивной готовностью оставлять “все как есть”, полагаться на естественный ход событий). Большинство детей 1,5-2 лет добровольно не отдают собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой, обидой или плачем (включает собственные вещи, грушки во внутренние границы “Я” и рассматривает их как части самого себя).В дальнейшем ребенок постепенно научается контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявления агрессивности зависят от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности (нытьё, фырканье, упрямство, непослушание, сопротивление). Значительно расширяются социальные контакты ребенка, сталкивается с целой системой новых для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между ненасытной любознательностью, спонтанным интересом ко всему новому и необычному и родительским "нельзя", ребенок испытывает сильнейшую депривацию и воспринимает ее как акт отвержения со стороны родителей (злость, отчаяние, агрессивные тенденции). Однако, если раньше родители нa aгрессивность ребенкa реaгировaли лaской, отвлечением внимaния, попыткaми свести все дело к шутке, то теперь они чaще прибегaют к угрозaм, лишениям удовольствий, изоляции (теряет aппетит, перестaет проситься нa горшок, тревожно спит). В дальнейшем проявления агрессивности во многом связаны с процессами поло–ролевой идентификации ребенка или особенностями “Эдиповой ситуации” в семье. Игра мальчиков отличается большей агрессивностью, чем игра девочек. Мальчики, имеющие отца, проявляют больше агрессивности, чем мальчики, выросшие без отца (основы мужских черт возникают медленее и мальчики более зависимы).В 2–лет. возрасте в арсенале средств проявления агрессивности мальчиков и девочек примерно в одинаковой пропорции встречаются плач, визг и взаимные шлепки, к 4 г. мальчики большей частью дерутся, а девочки визжат. В первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности отрицательных эмоциональных реакций у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек — убывают (к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно). С возрастом происходит смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более "социализированных" форм — оскорбление или соперничество. Девочки используют в основном непрямые способы агрессивного поведения (формируются к 11 годам — влияние социализации). У мальчиков младшего подросткового возраста тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей, чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем девочки того же возраста. С возрастом агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску. Если в процессе развития ребенок не научается контролировать свои агрессивные импульсы, то в дальнейшем это "грозит" преимущественной ориентацией на сверстников – в подростковом возрасте и склонностью к разгульному поведению – в юношеском. Важную роль в формировании агрессивности играет стиль семейного воспитания: от методов поощрения–наказания, стиля руководства ребенком, характера взаимодействия и конгруэнтности педагогических взглядов родителей до "непрожитых" детских проблем самих родителей, нетождественности семейных (воспитательных) сценариев отца и матери и др., присутствие других людей (в особенности значимых, референтных) и их оценка поступков ребенка, способности самого ребенка оценить и понять причины агрессии другого, гностические возможности ребенка и уровень развития его нравственности. Выходцы из семей с неустойчивым стилем воспитания, с резкой сменой методов воздействия на ребенка, противоречивостью требований, запретов и санкций — высокая агрессивность у детей из семей с типами воспитания: "эмоциональное отвержение" ("Золушка" — минимальное внимание к ребенку сочетается с чрезмерностью запретов, строгостью санкций–наказаний) и "гипопротекция" (ребенок предоставлен сам себе, родители не интересуются им и не контролируют его поведение), с "жестоким обращением" (применение чрезмерно строгих наказаний даже за незначительные нарушения поведения) и "доминирующей гиперпротекцией" (ребенку уделяют слишком много внимания и тем самым лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты). Негативизм — результат "потворствующей гиперпротекции" (семья уделяет большое внимание ребенку, но только в части удовлетворения его личных потребностей, и не формирует навыки социализации). Необходимо создание психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобретения родителями нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков: переосмысление роли и позиции родителя; взаимопонимание и взаимоуважение прав и потребностей друг друга (родителей и детей); снижение тревожности и приобретение уверенности в себе; формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье; выработка эффективного стиля взаимодействия с детьми. Рекомендации для родителей агрессивных детей. Прежде чем пытаться корректировать агрессивное поведение ребенка, попробуйте разобраться в его причинах.Нередко агрессивность ребенка является формой проявления протеста против действий и отношений взрослых. Подумайте, достаточно ли времени вы ему уделяете, много ли общаетесь с ним. Может быть, ребенок чувствует недостаток вашего внимания и пытается привлечь его доступными ему способами?Подумайте о том, как вы сами ведете себя в присутствии ребенка, часто ли в вашем доме возникают ссоры между членами семьи. Значительная часть поведени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.007 с.)