Получение основных средств безвозмездно 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Получение основных средств безвозмездно



 

Если организации основные средства переданы безвозмездно, определяем их стоимость исходя из рыночной цены на подобные основные средства.

Оприходуем полученные основные средства с помощью проводки:

Дебет 08 Кредит 98-2

получены основные средства безвозмездно.

При вводе их в эксплуатацию сделаем запись:

Дебет 01 Кредит 08

основные средства введены в эксплуатацию.

Безвозмездная передача и получение имущества (сделки дарения) на сумму более 5 базовых сумм (то есть более 500 руб.) между коммерческими организациями запрещены (ст. 575 ГК РФ).

Таким образом, безвозмездно получить основные средства организация может только от физических лиц, некоммерческих организаций, а также государственных и муниципальных органов.

 

Содержание и ремонт основных средств

 

Основные средства необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии, что требует определенных затрат.

Расходы на обслуживание (технический осмотр, уход и т.п.) и все виды ремонтов (текущий, средний, капитальный) основных средств включаются в себестоимость продукции:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44,...)

Кредит 10 (60, 69, 70,...)

отражены затраты на обслуживание и ремонт основных средств.

Расходы на ремонт учитываются при налогообложении прибыли в размере фактических затрат. Эти расходы включаются в себестоимость продукции в том отчетном периоде, в котором они возникли (ст. 260 НК РФ).

 

Выбытие основных средств

 

Если организация продала, ликвидировала или передала другому предприятию объект основных средств, мы должны списать его стоимость с баланса организации.

Как известно, на балансе основные средства числятся по остаточной стоимости, которая определяется так:

 

Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость - Сумма начисленной амортизации

 

При списании с баланса объекта основных средств сначала спишем сумму начисленной амортизации.

Для этого сделайте проводку:

Дебет 02 Кредит 01

списана сумма начисленной амортизации объекта основных средств.

Таким образом, на дебете счета 01 будет сформирована остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств. Эту сумму вы должны отнести в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы":

Дебет 91-2 Кредит 01

списана остаточная стоимость основного средства.

Для учета выбытия объектов основных средств вы можете открыть к счету 01 отдельный субсчет "Выбытие основных средств".

Если организация решила использовать субсчет "Выбытие основных средств", при списании с баланса объекта основных средств мы должны сделать проводки:

Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01

списана первоначальная стоимость объекта основных средств;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"

списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"

списана остаточная стоимость объекта основных средств.

 

Продажа основных средств

 

Если организация решила продать объект основных средств, сделаем проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1

отражены доход от продажи объекта основных средств и задолженность покупателя;

Дебет 51 (50,...) Кредит 76

поступили денежные средства от покупателя;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

начислен НДС;

Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01

списана первоначальная стоимость объекта основных средств;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"

списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"

списана остаточная стоимость объекта основных средств;

Дебет 91-2 Кредит 23 (20, 25,...)

списаны расходы, связанные с продажей объекта основных средств (например, расходы на демонтаж оборудования, разборку здания и т.п.).

 

Ликвидация основных средств

 

Если организация решила ликвидировать объект основных средств (например, вследствие его физического или морального износа), сделаем проводки:

Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01

списана первоначальная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"

списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"

списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;

Дебет 91-2 Кредит 23 (20, 25,...)

списаны расходы, связанные с ликвидацией объекта основных средств (например, расходы на демонтаж оборудования, разборку здания и т.п.);

Дебет 10 Кредит 91-1

оприходованы материалы, лом, утиль, полученные при ликвидации объекта основных средств.

Документальное оформление движения основных средств

Поступление основных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1), к которому прилагается техническая документация на данный объект. После постановки бухгалтерией объекта основных средств на учет техническая документация передается в подразделения по месту эксплуатации.

Поступление на предприятие оборудования, требующего монтажа, оформляется актом о приемке оборудования (ф. № ОС-14). Если в процессе приемки оборудования обнаружены какие-либо недостатки, они регистрируются в акте о выявленных дефектах оборудования (ф. № ОС-16). При передаче оборудования в монтаж выписывается акт приемки-передачи оборудования в монтаж (ф. № ОС-15).

Каждому вновь поступившему объекту присваивается инвентарный номер.

Аналитический учет основных средств организуется с помощью инвентарных карточек учета основных средств (ф. № ОС-6). Инвентарные карточки регистрируются в описи инвентарных карточек учета основных средств (ф. № ОС-7).

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются и требуют периодического ремонта. Если ремонтные работы осуществляются за пределами подразделения, осуществляющего эксплуатацию, то его движение оформляется с помощью акта (накладной) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1) и акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3). При этом на время ремонта инвентарные карточки переставляются в группу "Основные средства в ремонте".

Для определения непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности восстановления, для оформления документов на списание приказом руководителя создается постоянная комиссия. Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств (ф. № ОС-4) или актом на списание автотранспортных средств (ф. № ОС-4а). Акты утверждаются руководителем. На основе акта в инвентарной карточке производится отметка о выбытии. Инвентарные карточки хранятся в течение срока указанного руководителем.

Реализация основных средств на сторону, передача по договору дарения, в обмен на другой товар оформляется актом (накладной) приемки передачи основных средств (ф. № ОС-1). На основании акта бухгалтерия производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает указанную карточку к акту. Об изъятии карточки на выбывший объект делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта (инвентарной книге).

 

Начисление амортизации

 

Амортизация - это постепенное перенесение стоимости объекта основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг).

Начислять амортизацию по каждому объекту основных средств необходимо ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем, когда был введен объект основных средств в эксплуатацию, то есть после того, как мы сделали проводку:

Дебет 01 Кредит 08

объект основных средств введен в эксплуатацию.

Расходы на ликвидацию основных средств уменьшают налогооблагаемую прибыль организации (п. 1 ст. 265 НК РФ).

В конце месяца вы должны определить финансовый результат от ликвидации объекта основных средств (как правило, убыток):

Дебет 99 Кредит 91-9

отражен убыток от ликвидации объекта основных средств.

Амортизацию по каждому объекту основных средств мы должны начислять только в пределах его стоимости, учтенной на счете 01 "Основные средства".

Если оборудование полностью самортизировано, но организация продолжает его использовать, остаточная стоимость такого оборудования равна нулю, то есть на балансе организации такое оборудование числится по нулевой стоимости. Начислять амортизацию на такое оборудование не нужно.

Начисление амортизации в учете мы должны отражать по кредиту счета 02 и дебету соответствующего счета затрат (расходов):

Дебет 08 (20, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 97) Кредит 02

начислена амортизация основных средств.

Существует 4 способа начисления амортизации основных средств:

· линейный;

·   способ уменьшаемого остатка;

·   способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

·   способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Чтобы начислить амортизацию, все основные средства организации необходимо разделить на однородные группы объектов, объединенных общими признаками.

По объектам одной группы основных средств можно использовать только один из перечисленных способов.

Выбранный способ начисления амортизации должен применяться в течение всего срока полезного использования (то есть срока службы) объекта основных средств.

Примерный срок службы основных средств приведен в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1).

Если же в Классификации срок полезного использования для приобретенного объекта не указан, можно установить его на основании рекомендаций изготовителя, которые должны быть в технической документации к основному средству (паспорте, техническом описании, инструкции по эксплуатации и т.д.). Если их и там нет, то придется обратиться к изготовителю с соответствующим запросом. Устанавливать срок полезного использования самостоятельно фирма не вправе.

Линейный способ начисления амортизации предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств.

При начислении амортизации способом уменьшаемого остатка годовая норма амортизации определяется так же, как и при линейном способе. Однако начисление амортизации производится исходя не из первоначальной, а из остаточной стоимости объекта основных средств на начало каждого отчетного года.

Выбранный метод начисления амортизации для целей бухгалтерского учета должен быть закреплен в учетной политике, метод начисления амортизации для целей налогового учета - в учетной политике для целей налогообложения.

Проще всего закрепить в обеих учетных политиках единый и для бухгалтерского, и для налогового учета линейный метод амортизации - это позволит избежать двойной работы.

С другой стороны, выбрав для налогового учета нелинейный метод, мы сможем списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли в первые годы эксплуатации основного средства амортизацию в большей сумме.

 


Учет материальных ценностей

 

Производственные запасы (сырье, материалы, топливо) являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации, в котором они используются однократно. Себестоимость их полностью передается на вновь созданный продукт, занимая при этом довольно высокий удельный вес.

Данные бухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм расхода, обеспечения надлежащего хранения материалов, их сохранности.

Стоимость материалов, сырья, топлива, запасных частей и других подобных ценностей учитывают на счете 10.

Также на счете 10 (субсчет 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности") учитываем:

канцелярские принадлежности (ручки, блокноты и т.п.), офисные принадлежности (компьютерные дискеты, урны для бумаг и т.п.) со сроком службы менее 1 года;

расходные материалы (писчую бумагу, бумагу для факсов, картриджи для принтеров и ксероксов и т.п.);

прочие хозяйственные принадлежности и инвентарь со сроком службы менее 1 года.

Комплектующие, стоимость которых не включается в себестоимость продукции, учитываются на счете 41 субсчет "Покупные изделия".

 

Покупка материалов

 

Учитывать материалы можно либо по фактической себестоимости, либо по учетным ценам (с последующей корректировкой возникающих отклонений между учетными ценами и фактической себестоимостью).

Порядок учета материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

Учет материалов по учетным ценам организуют с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

Если учитывать материалы по фактической себестоимости, все затраты, связанные с их приобретением, отражаем непосредственно на счете 10.

Фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, складывается из всех затрат по их покупке. К таким затратам, в частности, относятся:

суммы, уплаченные в соответствии с договором продавцу;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с покупкой материалов (например, НДС по материалам, используемым в производстве продукции, не облагаемой этим налогом);

расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию (расходы по доработке и обработке материалов, не связанные с производственным процессом);

транспортно-заготовительные расходы.

Суммы, уплаченные поставщику, мы должны учесть по дебету соответствующего субсчета счета 10 "Материалы":

Дебет 10 Кредит 60 (76,...)

оприходованы материалы по фактической себестоимости (без НДС);

Дебет 19 Кредит 60 (76,...)

учтен НДС (на основании счета-фактуры поставщика).

После того как материалы будут оплачены, сделайте записи:

Дебет 60 (76,...) Кредит 51 (50,...)

выплачены деньги поставщику материалов;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

НДС принят к вычету.

При оприходовании материалов составляют следующие документы:

приходный ордер (форма N М-4) - если качество и количество материалов соответствуют документам поставщика;

акт о приемке материалов (форма N М-7) - если выявлены расхождения.

Материалы приходуют в тех единицах измерения, которые указаны в товаросопроводительных документах поставщика (тоннах, штуках, погонных метрах и т.д.). Однако зачастую в документах поставщика указаны более крупные единицы измерения (например, тонны), чем те, что используются в организации (килограммы). В этом случае материалы можно приходовать в тех единицах измерения, которые используются в организации.

Если на склад поступили материалы без соответствующих документов (счетов-фактур, накладных), составляют акт по форме N М-7 в двух экземплярах. Первый экземпляр акта передают в бухгалтерию, второй - направляют поставщику.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.054 с.)