Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Гигиена занятий физическими упражнениямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С оздоровительной целью, гигиена закаливания Аудиторная работа Лекция. Физическое развитие и физическая подготовленность как критерии здоровья. Физиологические основы гигиенического действия физических упражнений; укрепление мышечной системы и профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата; повышение функционального резерва аэробной системы и профилактика заболевании сердечно-сосудистой и дыхательной систем; стимуляция нейроэндокринной и иммунной систем как профилактика нервно-психических, обменных, инфекционных и аллергических заболеваний; влияние физических упражнении на биологическое созревание и физическое развитие. Структура и содержание занятий физическими упражнениями с оздоровительной целью. Общие требования – непрерывность и преемственность, комплексность и адекватность. Гигиеническая направленность физических нагрузок при занятиях с оздоровительной целью, достижение нормативною уровня физической подготовленности: подготовительно-стимулирующая и восстановительная направленность (активный отдых – рекреация). Гигиенические нормативы физической подготовленности, общей выносливости, силовой выносливости, других физических качеств. Гигиенические требования к формам оздоровительной физической культуры (урок физкультуры, тренировка в спортивной секции, группе здоровья, клубе любителей бега и т.д.). Гигиенические требования к структуре одного занятия: подготовительной, основной, заключительной частям. Нормирование нагрузок для достижения нормативного уровня общей выносливости, других качеств на одном занятии, в течение дня, недели. Двигательная активность как гигиенический фактор, ее должный объем (количество локомоций в течение дня). Подготовительные и стимулирующие формы оздоровительной физической культуры (зарядка, занятие перед началом уроков, работы). Восстановительные (рекреационные) формы оздоровительной физической культуры (физкультурная минутка, пауза, прогулки, туризм). Значение закаливания. Виды закаливания. Методические принципы закаливания. Закаливание холодом (физиологические основы закаливания холодом). Закаливание воздухом и водой. Нормирование закаливания холодом. Закаливание солнечным излучением (физиологические основы), нормирование солнечных ванн. Искусственные источники ультрафиолетового излучения (ртутно-кварцевые лампы, эритемные люминесцентные лампы). Закаливания разряженным воздухом и его физиологические основы. Гигиенические требования к местам проведения закаливающих процедур (солярии, пляжи и т.д.). Предупреждение и первая помощь при ожоге солнцем, тепловых ударах. Первая помощь утопающим. Оценка эффективности закаливания воздухом, водой и солнцем. Лабораторная работа. Определение уровня физического развития и физической подготовленности (с применением методов антропометрии, соматоскопии, перцентильного метода и нагрузочных тестов). Составление программ гигиенического обеспечения подготовки спортсменов (в избранном виде спорта – режим тренировок, питания, сна, восстановительные мероприятия, гигиена одежды, обуви, спортивного оборудования и т.д.). Оценка устойчивости (резистентности, толерантности) к температурному фактору (закаленности) по результатам регионарной холодовой пробы. Внеаудиторная работа Самостоятельная работа. Нормирование нагрузок при занятиях туризмом. Предупреждение травматизма, перегреваний, переохлаждений при занятиях оздоровительной физической культурой. Предупреждение травм, заболеваний, перетренированности, перенапряжений в спорте. Основная литература 1. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / Под ред. С. Н. Попова, Н. М. Валеева, Т. С. Гарасева. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 46 с. 2. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В. И.Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с. 3. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / В. И. Дубровский. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 512 с.
Дополнительная литература 1. Бараненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие. [Текст] / В. А. Бараненко, Л. А. Раппопорт. М.: Альфа, Инфра-М. 2006. 352 с. 2. Белая, Н. А. Лечебная физическая культура и массаж: Учебно-методическое пособие для медицинских работников [Текст] / Н. А. Белая. Минздрав РФ. 2-е изд. М.: Советский спорт, 2004. 270 с. 3. Бирюков, А. А. Лечебный массаж: Учебник для студентов высших учебных заведений. Доп. ГК РФ по физкультуре и спорту. [Текст] / А. А. Бирюков. М.: Академия, 2004. 362 с. 4. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие [Текст] / А. А. Дмитриев. М.: Академия, 2002. 176 с. 5. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. [Текст] / В. И. Дубровский. 2-е изд., доп. М.: ВЛАДОС, 2002. 511 с. 6. Климова, А. И. Организация физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем: Учебное пособие [Текст] / А. И. Климова. Утв. научно-методическим советом КРАГСиУ. Сыктывкар, 2005. 112 с. 7. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов факультетов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова / Под ред. С. А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с. 8. Кузнецов, В. С. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста: Методическое пособие. М.: ЭНАС, 2002. 197 с. 9. Лечебная физическая культура: Справочник [Текст] / Под ред. В. А. Епифанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 2001. 592 с. 10. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / Под ред. С. Н. Попова, Н. М. Валеева, Т. С. Гарасева. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 46 с. 11. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры [Текст] / Н. Л. Литош. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 140 с. 12. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений [Текст] / Л. П.Матвеев. 4-е изд., стереотип. М.: Издательство «Лань», 2004. 160 с. 13. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л. Д. Назаренко. М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. 240 с. 14. Полиевский, С. А. Общеразвивающие упражнения [Текст] / С. А. Полиевский, А. Н. Глейберман, И. П. Залетаев. М.: Физкультура и спорт, 2002. 120 с. 15. Роженцов, В. В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст] / В. В. Роженцов, М. М. Полевщиков. М.: Советский спорт, 2006. 290 с. 16. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб.. изд. 2-е, испр. и доп. М.: Олимпия Пресс, 2005. 528 с. Тема 7. Гигиенические требования к занятиям Отдельными видами спорта Аудиторная работа Лекция. Гигиена гимнастики, гигиенические требования к одежде, обуви занимающихся, гимнастическому залу, спортивному инвентарю. Профилактика травм и заболеваний при занятиях гимнастикой. Гигиена легкой атлетики. Гигиенические требования к местам занятий легкой атлетикой (беговые дорожки, места для метаний, прыжков, легкоатлетических манежей); одежде, обуви. Профилактика травм и перенапряжений при занятиях легкой атлетикой. Гигиена лыжного спорта. Гигиенические требования к местам занятий лыжным спортом (трассы, лыжные базы); к одежде, обуви лыжников; профилактика травм и переохлаждений при занятиях лыжным спортом. Гигиена спортивных игр. Гигиенические требования к местам занятий спортивными играми (игровые залы, площадки); к одежде, обуви занимающихся. Профилактика травм, заболеваний при занятиях спортивными играми. Гигиена плавания. Гигиенические, требования к естественным и искусственным бассейнам, профилактика травм и заболеваний при занятиях плаванием. Гигиена тяжелой атлетики, борьбы, бокса. Лабораторная работа. Хронометрия, пульсометрия тренировочных занятий при решении различных педагогических задач (на примере собственного вида спорта). Овладение навыками нормирования физических нагрузок, необходимых для достижения нормативного уровня общей выносливости, силовой выносливости и других физических качеств. Внеаудиторная работа Самостоятельная работа. Гигиенические требования к местам занятий, одежде, обуви занимающихся различными видами спорта. Профилактика травм и «профессиональных» заболеваний. Основная литература 1. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В. И.Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с. 2. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / В. И. Дубровский. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 512 с. Дополнительная литература 1. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. [Текст] / В. И. Дубровский. 2-е изд., доп. М.: ВЛАДОС, 2002. 511 с. 2. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н. Г. Озолин. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. 864 с. 3. Полиевский, С. А. Общеразвивающие упражнения [Текст] / С. А. Полиевский, А. Н. Глейберман, И. П. Залетаев. М.: Физкультура и спорт, 2002. 120 с. 4. Роженцов, В. В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст] / В. В. Роженцов, М. М. Полевщиков. М.: Советский спорт, 2006. 290 с. 5. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб.. изд. 2-е, испр. и доп. М.: Олимпия Пресс, 2005. 528 с.
Тема 8. Гигиена питания Аудиторная работа Лекция. Значение питания для здоровья человека – обеспечение энергозатрат, пластических процессов, ферментативных систем. Основные компоненты питания: белки, углеводы, жиры, минералы, микроэлементы, витамины. Белки, их состав, заменимые и незаменимые аминокислоты. Продукты, содержащие белки; животные и растительные белки; нормы потребления белков. Недостаточность и чрезмерное потребление белков. Белок – пластический материал для роста детей и подростков; для формирования мускулатуры при занятиях физической культурой и спортом; для формирования рельефной мускулатуры. Углеводы, их состав, моносахара, дисахара, полисахара и их значение для организма. Продукты, содержащие углеводы. Нормы потребления углеводов. Преобразование углеводов в организме. Сахар крови, гликоген печени и мышц. Значение резерва углеводов в мышцах для физической работоспособности. Способы питания и структуры нагрузок для увеличения и снижения запасов углеводов в мышцах. Жиры, их состав; растительные и животные жиры и их значение для организма. Жировой обмен при физической нагрузке. Запасы жира в организме для энерготрат. Нормы потребления жиров. Минералы, микроэлементы, витамины и их значение для организма, нормы потребления. Пищевые рационы. Питание и профилактика заболеваний различной нозологии. Режимы питания. Гигиенические условия приема пищи. Содержание пищевого рациона спортсмена. Особенности питания в отдельных видах спорта. Питание юного спортсмена. Питание в различные периоды тренировочного процесса. Режим питания спортсмена в течение дня. Питание спортсмена на дистанции. Практическая работа. Белки, их состав. Продукты, содержащие белки; нормы потребления белков. Недостаточность и чрезмерное потребление белков. Белок – пластический материал для роста детей; для формирования мускулатуры. Жиры, их состав и значение для организма. Запасы жира в организме для энерготрат. Нормы потребления жиров. Углеводы, их состав и значение для организма. Продукты, содержащие углеводы. Нормы потребления углеводов. Преобразование углеводов в организме. Значение резерва углеводов в мышцах для физической работоспособности. Минералы, микроэлементы, витамины и их значение для организма, нормы потребления. Питание и профилактика различных заболеваний, гиповитаминозов, авитаминозов. Пищевые рационы в зависимости от возраста и энерготрат. Питание и профилактика ожирения, диабета, гастритов, колитов, язвенной болезни желудка, онкологических заболеваний, аллергических болезней, гиповитаминозов. Режимы питания. Лабораторная работа. Определение суточного энергорасхода и энергопотребления таблично-хронометражным способом. Питание спортсмена (студента), расчет энерготрат в течение суток в зависимости от видов различной деятельности. Составление дневного меню для лиц различного возраста. Определение основных (доминантных) компонентов питания в зависимости от занятий определенным видом спорта и специализации.
Внеаудиторная работа Самостоятельная работа. Нормы потребления высокомолекулярных биологических соединений (белков, жиров, углеводов). Энергетический (катаболический, диссимиляционный) и пластический (анаболический, ассимиляционные) метаболические пути в организме человека. Основная литература 1. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В. И.Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с. 2. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / В. И. Дубровский. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 512 с.
Дополнительная литература 1. Бараненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие. [Текст] / В. А. Бараненко, Л. А. Раппопорт. М.: Альфа, Инфра-М. 2006. 352 с. 2. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. [Текст] / В. И. Дубровский. 2-е изд., доп. М.: ВЛАДОС, 2002. 511 с. 3. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры [Текст] / Н. Л. Литош. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 140 с. 4. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений [Текст] / Л. П.Матвеев. 4-е изд., стереотип. М.: Издательство «Лань», 2004. 160 с. 5. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л. Д. Назаренко. М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. 240 с. 6. Роженцов, В. В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст] / В. В. Роженцов, М. М. Полевщиков. М.: Советский спорт, 2006. 290 с. 7. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб.. изд. 2-е, испр. и доп. М.: Олимпия Пресс, 2005. 528 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.61 (0.007 с.) |