Тема 4 надзор за строительством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4 надзор за строительством



Контроль и управление качеством строительных процессов

ПЛАН

1. Качество строительной продукции как объект управления.

2.Международные стандарты качества и их применение в строительстве.

3.Комплексная система управления качеством строительства и строительно-монтажных работ.

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Повышение качества строительной продукции является важнейшим условием интенсивного развития строительной отрасли в целом. Качество оказывает влияние на все слагаемые эффективности общественного производства: ускорение научно-технического прогресса, улучшение использования основных производственных фондов и капитальных вложений, снижение затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов, совершенствование технологии, организации и управления производством. Под качеством строительства следует понимать не только качество конструкций, деталей, материалов, из которых возводят здания и сооружения, и не только качество строительно-монтажных работ, но и качество проектно-сметной документации, повышение надежности, долговечности и эксплуатационных характеристик строящихся объектов, комплексность застройки и др. Таким образом, качество — понятие сложное, оно имеет как техническое и экономическое, так и огромное социальное значение. Задача повышения качества может быть успешно решена в условиях действующей комплексной системы управления качеством строительной продукции (КС УК СП). Эта система является комплексной, поскольку она базируется на подсистемах управления качеством проектных, строительно-монтажных работ и промышленной продукции. Каждая из подсистем имеет общность с комплексной системой в том, что их действия направлены на достижение главной цели — повышение качества строительной продукции в целом. Система управления качеством строительной продукции входит составной частью в общую систему управления строительным производством в генподрядном тресте. Целью КС УК СП является постоянное обеспечение соответствия качества строительной продукции требованиям нормативной документации и повышение на этой основе организационно-технологического уровня строительного производства. Комплексная система должна разрабатываться в соответствии со следующими основными принципами: принцип стандартизации. Заключается в том, что все функции системы и требования, предъявляемые к качеству строительной продукции, должны регламентироваться и обеспечиваться государственными стандартами, нормативной документацией, стандартами предприятий; принцип системного подхода. Предусматривает распространение процессов управления качеством на все уровни и на все стадии производственного цикла;
принцип обратной связи. Заключается в систематическом контроле качества строительно-монтажных работ, изучении информации о результатах контроля и принятии решений исходя из этих результатов; В этом случае на такую службу возлагают обязанности по координации деятельности подразделений треста, сбор информации о функционировании системы, подготовку предложений по совершенствованию системы управления качеством и др. Каждое подразделение треста с учетом специфики его деятельности и степени влияния на качество строительно-монтажных работ должно разрабатывать мероприятия, которые в совокупности обеспечат повышение качества строительной продукции. Эти мероприятия предусматривают: эффективное функционирование службы подготовки производства; своевременное обеспечение объектов качественной и комплектной проектно-сметной документацией, а также строительными конструкциями и деталями в требуемой технологической последовательности и комплектно; внедрение новой высокопроизводительной строительной техники и эффективных строительных материалов и конструкций; повышение уровня малой механизации, внедрение прогрессивного инструмента и монтажной оснастки; внедрение передовой технологии, методов производства работ и повышение культуры производства; внедрение прогрессивных форм и методов организации строительного производства и труда; обеспечение кадрами, внедрение передовых методов обучения и повышения квалификации рабочих и инженерно-технических работников; совершенствование производственной и организационной структуры управления, методов и стиля руководства. Одним из эффективных мероприятий является моральное и материальное стимулирование, которое предусматривает выбор и совершенствование наиболее эффективной системы морального поощрения, оплаты труда и премирования рабочих, служащих и инженерно-технических работников за высокое качество работ, внедрение действенных санкций за низкое качество, организация эффективной претензионной работы. Важную роль в решении проблемы качества строительно-монтажных работ играет внедрение метода бригадного подряда. Такая форма организации труда непосредственно влияет на повышение качества выполняемых работ. При этом размеры вознаграждения поставлены в зависимость от качества работ. Перед началом внедрения комплексной системы управления качеством необходимо разработать ряд мероприятий, направленных на психологическую перестройку коллективов, воспитание у каждого работника чувства высокой ответственности за качественное выполнение порученной работы. Решению этих задач способствует широкое развертывание социалистического соревнования между отдельными работниками, бригадами и производственными подразделениями за высокие качественные показатели, изучение и распространение передового опыта отдельных исполнителей, бригад, участков, передовых строительных организаций.Эффективной формой непосредственного воздействия на результаты деятельности строительной организации, в том числе и на качество строительно-монтажных работ, являются хозяйственные советы — новые органы самоуправления. Важная роль в оценке качества принадлежит контролю. С точки зрения функционального назначения и характера проведения контроль может быть классифицирован по следующим видам: статистический и производственный, технический и экономический, активный и пассивный, приемочный (входной, выходной) и инспекционный, периодический и постоянный, визуальный (зрительный) и инструментальный, операционный, выборочный и сплошной. На уровне строительной организации осуществляют входной, операционный и приемочный контроль. Входному контролю подлежат проектно-сметная документация, а также конструкции, детали, изделия, материалы, поступающие непосредственно на приобъектные склады или склады строительной организации от предприятий-поставщиков или с баз УПТК. Операционный контроль применяется в процессе производства строительно-монтажных работ и является основным звеном в системе управления качеством строительной продукции. При операционном контроле проверяют соблюдение технологии выполнения строительно-монтажных работ, соответствие выполняемых работ чертежам, строительным нормам и стандартам. Помимо контроля, осуществляемого строительными организациями, периодический контроль ведут проектные организации в порядке авторского надзора, аппарат заказчика и представители специальных организаций, осуществляющих инспекционные функции. Авторский надзор проектных организаций осуществляется в процессе строительства или реконструкции объектов. Задачей авторского надзора является контроль за соответствием возводимых сооружений и отдельных конструктивных элементов их проектным размерам, виду используемых материалов, прочности, архитектурному оформлению. Представители авторского надзора участвуют в составлении актов на скрытые работы при возведении особо ответственных частей зданий, контролируют соблюдение технологии производства работ, имеют право специальными записями в журнале авторского надзора или предписаниями приостанавливать работы, ведущиеся с отступлениями от проектов или строительных норм и правил, а также требовать переделки некачественно выполненных работ. Авторский надзор осуществляет генеральный проектировщик в соответствии с согласованным с заказчиком планом-графиком в течение всего периода строительства по всем видам общестроительных, а также специальных работ: санитарно-технических, электромонтажных, по монтажу оборудования, автоматики, слабым токам и др. Проектные организации принимают на себя не только контроль за качеством и соответствием выполняемых работ проектным решениям, но и согласование возникающих в процессе строительства изменений в проектах, а также участие в рассмотрении рационализаторских предложений строителей, направленных на улучшение проектных решений, снижение стоимости отдельных конструктивных элементов или трудоемкости их выполнения.

Международные стандарты по обеспечению качества продукции. Возросшая в мире конкуренция привела к ужесточению требований, предъявляемых потребителям к качеству продукции. Требования потребителя включают в технические условия. Однако сами по себе технические условия не могут быть гарантией качества, если в организационной системе, включающей снабжение продукцией и ее обслуживание, имеются какие-либо несоответствия. Поэтому были разработаны стандарты на системы качества и руководящие указания, дополняющие соответствующие требования к продукции, приведенные в технических условиях. Международные стандарты серии ИСО 9000 предназначены для обеспечения общего руководства качеством в основных отраслях промышленности и экономики. Международные стандарты серии ИСО 9000 описывают элементы, которые должны включать системы качества, а не способы их внедрения в конкретной отрасли промышленности (экономики) или конкретной организацией. Методические указания по выбору и применению конкретного международного стандарта для данных условий обеспечения качества и общего руководства качеством приведены в стандарте ИСО 9000-1-94 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению". Систему обеспечения качества и общего руководства качеством создает, поддерживает в рабочем состоянии и улучшает организация-поставщик продукции с помощью сети процессов. Исполнительное руководство этой организации осуществляет оценку состояния и адекватности системы качества, включая политику в области качества применительно к требованиям заинтересованных лиц. Проверки системы качества может проводить первая сторона, т.е. сама организация-поставщик продукции или кто-то от ее имени, вторая сторона, которой являются потребители продукции, и третья сторона - независимые органы по сертификации. Проверка, проводимая первой стороной, является, как правило, более глубокой и всесторонней. Проверка второй или третьей сторонами является более объективной. Внутренние проверки качества первой стороной предоставляют сведения эффективного анализа со стороны руководства, а также корректирующего, предупреждающего или улучшающего действия.

Проверки качества второй стороной проводят потребители или другие лица от имени потребителя, если рассматривается контракт или серия контрактов. Эти проверки обеспечивают уверенность в поставщике.

Проверки качества третьей стороной проводят компетентные органы по сертификации с целью осуществления сертификации или регистрации, обеспечивая таким образом уверенность потенциальным потребителям. Проверка качества может осуществляться на различных этапах жизненного цикла продукции. Основные требования к системам качества содержатся в стандартах ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003. Части 1, 2 и 3 стандарта ИСО 10011 содержат методические указания по проверкам. В зависимости от вида деятельности и этапов жизненного цикла продукции, на которых внедряется система качества, организации-поставщику рекомендуется использовать соответствующие международные стандарты серии ИСО 9000. В состав указанной серии входят следующие стандарты:

- ИСО 9000-1-94 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества.       Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению".

На ИСО 9000-1 должна делать ссылку любая организация, занимающаяся разработкой и внедрением систем качества.

Чтобы быть конкурентоспособными и поддерживать хорошие экономические показатели, организации-поставщики нуждаются в применении все более эффективных систем.

- ИСО 9000-2-93"Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества.        Часть 2. Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003".

Стандарт содержит методические указания по применению разделов стандартов, посвященных обеспечению качества, и особенно полезен в процессе первоначального применения.

- ИСО 9000-3-91"Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества.        Часть 3. Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, постановке и обслуживании программного обеспечения".

(ИСО 9000-3 имеет отношение исключительно к программному обеспечению ЭВМ).

- ИСО 9000-4-93"Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества.        Часть 4.Руководство по управлению программной надежности".

ИСО 9000-4 следует использовать при необходимости обеспечения надежности (т.е. безотказности, ремонтопригодности и готовности) характеристик продукции.

- ИСО 9001-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании".

ИСО 9001 следует применять, когда необходимо подтвердить способность компании-поставщика к управлению процессами при проектировании, а также при производстве соответствующей продукции. Установленные требования направлены, главным образом, на достижение удовлетворенности потребителя посредством предупреждения несоответствий продукции на всех стадиях от проектирования до обслуживания.

- ИСО 9002-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании".

ИСО 9002 следует применять при необходимости подтверждения способности компании-поставщика к управлению процессами при производстве соответствующей продукции.

- ИСО 9003-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

ИСО 9003 следует применять, когда необходимо подтвердить способность поставщика к отбору и управлению утилизацией любой несоответствующей продукции в процессе окончательного контроля и испытаний.

- ИСО 9004-1-94 "Общее руководство качеством и элементы системы качества.                     Часть 1.Руководящие указания".

На ИСО 9004-1 должна делать ссылку любая организация, собирающаяся разрабатывать и внедрять систему качества.

ИСО 9004-1 дает описание обширного перечня элементов системы качества, относящихся ко всем этапам и видам деятельности жизненного цикла продукции, с тем, чтобы оказать помощь организации в выборе и применении элементов, соответствующих ее потребностям.

- ИСО 9004-2-91"Общее руководство качеством и элементы системы качества.                     Часть 2. Руководящие указания по услугам".

На ИСО 9004-2 должны делать ссылки организации, предоставляющие услуги или организации, чья продукция включает элемент услуги.

ИСО 9004-2 дополняет методические указания ИСО 9004-1, касающиеся продукции в сфере услуг, описывает концепции, принципы и элементы системы качества, применяемые ко всем формам предоставляемых услуг.

- ИСО 9004-3-93"Общее руководство качеством и элементы системы качества.                      Часть 3.Руководящие указания по перерабатываемым материалам".

На ИСО 9004-3 должны делать ссылки организации, чья продукция (конечная или промежуточная) производится путем переработки и состоит из твердых веществ, жидкости, газов или комбинаций из них.

ИСО 9004-3 дополняет методические указания ИСО 9004-1, касающиеся продукции из разряда перерабатываемых материалов.

- ИСО 9004-4-93 "Общее руководство качеством и элементы системы качества.                     Часть 4. Руководящие указания по улучшению качества".

На ИСО 9004-4 должна делать ссылку любая организация, желающая повысить свою эффективность (независимо от внедрения официальной системы качества). ИСО 9004-4 описывает основные концепции и принципы, административные руководящие указания и методологию (средства и методы) улучшения качества.

- ИСО 10011-1-90 "Руководящие указания по проверке систем качества.                                  Часть 1. Проверка".

ИСО 10011-1 следует использовать при организации, планировании, проведении и оформлении проверок систем качества. Стандарт содержит руководящие указания по проверке существующих и внедряемых элементов системы качества, а также по проверке способности системы достичь определенных целей в области качества.

- ИСО 10011-2-91 "Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2.Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества".

ИСО 10011-2 следует использовать при отборе персонала и подготовке экспертов-аудиторов для проведения проверок систем качества.

Стандарт содержит методические указания по квалификационным критериям для экспертов-аудиторов по проверке систем качества. Они касаются образования, подготовки, опыта, личных качеств и способности к руководству, требуемых для осуществления проверки.

- ИСО10011-3-91"Руководящие указания систем качества. Часть3. Руководство программой проверок".

ИСО10011-3 следует применять при планировании руководства программой проверки. Он содержит основные руководящие указания по управлению программой проверок систем качества. Стандарт согласуется с другими частями ИСО10011.

- ИСО 10012-1-92 "Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования.     Часть 1.Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования".

ИСО 10012-1 следует использовать, когда качество продукции или процесса в значительной степени зависит от способности точного измерения. Он устанавливает основные показатели системы подтверждения пригодности измерительного оборудования, которое будет использоваться компанией-поставщиком. Стандарт содержит требования к обеспечению качества измерительного оборудования компании-поставщика, гарантирующие, что измерения выполнены с преднамеренной точностью и последовательностью. Он также содержит более подробные требования по сравнению с приведенными в ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 и предоставляет методические указания по применению.

Международные стандарты ИСО серии 9000 используются для построения общих основ системы контроля качества продукции. Конкретный ее механизм применительно к данной стране и отрасли промышленности (экономики) разрабатывается непосредственным исполнителем.

В частности, механизм проверки системы качества в строительстве России приведен в "Руководящих документах по сертификации в строительстве" (РДС).

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Качество строительной продукции как объект управления.

2. Перечислить Международные стандарты качества и их применение в строительстве.

3.Задачи комплексной системы управления качеством строительства и строительно-монтажных работ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.036 с.)