Попытки смягчить японо-американские противоречия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Попытки смягчить японо-американские противоречия



 

Новое правительство возглавил отставной генерал Абэ Нобуюки. При вступлении в должность 4 сентября 1939 г. он заявил, что главной задачей правительства будет разрешение китайского конфликта. При этом было подчеркнуто, что новое правительство будет проводить политику невмешательства в европейские дела.

Заключив соглашение с Советским Союзом о прекращении военных действий на границе с Монголией, правительство Абэ обратилось к Соединенным Штатам с предложением о «восстановлении дружественных отношений». Начались переговоры между японским министром иностранных дел Номура Китисабуро̄ и американским послом в Токио Дж. Грю.

В ответ на японское предложение Грю передал японскому правительству послание президента США Ф.Рузвельта, в котором Вашингтон требовал от Японии извинений, а также возмещения ущерба, вызванного многочисленными случаями посягательств на американские права в Китае, в чем, по мнению американской стороны, были виновны японские армия и флот. Кроме того, американское правительство потребовало гарантий, что подобные инциденты больше не повторятся, и в Китае вновь будут соблюдаться международные договоры и принцип «открытых дверей и равных возможностей». Только после выполнения всех этих требований американское правительство было согласно возобновить торговый договор 1911 г. Невыполнение их, как заявил Грю, повлечет за собой экономические санкции в отношении Японии со стороны США.

Практически выполнение американских требований означало для Японии отказ от всех завоеванных позиций в Китае, ликвидацию «дружественных» режимов, а также многочисленных государственных трестов, созданных на оккупированной территории, что было с японской точки зрения неприемлемым. Однако на долю США приходилось около 35 % всего японского импорта и 70 % импорта военно-стратегических материалов, так что невозобновление торгового договора было бы весьма чувствительным ударом по японской экономике. К тому же начавшаяся в Европе война сильно сужала возможности внешнеторговой переориентации. Поэтому в ходе переговоров японские дипломаты стремились найти компромиссное решение.

 

* * *

 

Правительство Абэ провело реорганизацию командования в Китае. Главнокомандующим японскими вооруженными силами там был назначен генерал Нисио Тосидзо̄, а его начальником штаба — бывший военный министр Итагаки Сэйсиро̄. Тем не менее, положение на фронтах Китая было неутешительным. Начавшееся в конце сентября 1939 г. наступление японских войск на г. Чанша не увенчалось успехом. Развернувшееся в конце ноября наступление в пров. Гуанси и последующий захват г. Наньнин было остановлено контрнаступлением китайских войск.

«Китайский инцидент» тянулся уже около трех лет и повлек за собой потери около 1 млн. убитыми и ранеными. За это время военные расходы составили около 18 млрд. иен. Военный бюджет страны на 1939/1940 фин. г. увеличился в 15 раз по сравнению с бюджетом 1931/1932 г. Государственный долг вырос с 10 до 24 млрд. иен. В стране стали наблюдаться сложности с продовольственным обеспечением. Несмотря на нормирование основных продуктов питания, имели место перебои в снабжении рисом промышленных районов, что вызывало социальное недовольство.

Другой большой проблемой кабинета Абэ были претензии армии на установление контроля над внешней торговлей. Такие планы возникли еще при кабинете Хирота (1936–1937), но не были реализованы из-за сильных возражений со стороны министерства иностранных дел. На заседании правительства в сентябре 1939 г. было, наконец, принято решение создать министерство, внешней торговли, после чего военные стали полностью игнорировать дипломатов.

В результате поставленный перед лицом всеобщей забастовки сотрудников министерства иностранных дел Абэ Нобуюки был вынужден подать в отставку, о которой было объявлено 14 января 1940 г. На смену ему пришел адмирал Ёнаи Мицумаса, сформировавший кабинет 16 января 1940 г.

 

Ёнаи Мицумаса

Кабинет Ёнаи был компромиссным и опирался, в основном, на поддержку двора. Новый премьер-министр продолжил политику неучастия в европейской войне своего предшественника, как и попытки восстановить отношения с США и Великобританией. На пост министра иностранных дел был возвращен Арита, поддерживавший курс премьера в отношении Китая.

Этот курс подвергался резкой критике со стороны военных, которые, считая, что Япония не должна «упустить свой шанс», требовали расширения экспансии в сторону Индокитая и скорейшего подписания договора с Германией. Ёнаи же считал весьма опасным, не завершив «китайский конфликт», начинать новую агрессию. Он считал также, что договор с Германией, памятуя ее отношение к своим обязательствам по предыдущему «антикоминтерновскому пакту», преждевременен.

В июне 1940 г. в Европе уже капитулировали Франция и Голландия. Японские военные спешили оккупировать Французский Индокитай и Голландскую Индию (Индонезию), пока там не высадились британские или американские войска. Но премьер-министр Ёнаи, довольно последовательно проводя свою линию, игнорировал требование военного командования отдать приказ японским войскам, сосредоточенным у границ Индокитая, вступить на территорию этой французской колонии.

В такой ситуации военные пришли к выводу о необходимости смены премьер-министра. Узнав о таких настроениях, Ёнаи вызвал военного министра Хата и потребовал у него объяснений. Хата, в конце концов обмолвился, что он также придерживается мнения, что кабинету было бы лучше уйти в отставку. Дело завершилось тем, что начальник генерального штаба отдал письменное распоряжение генералу Хата покинуть пост военного министра. На двукратное обращение Ёнаи рекомендовать новую кандидатуру военное руководство ответило отказом. 16 июля 1940 г. все правительство было вынуждено уйти в отставку.

 

 

«Новая политическая структура» Коноэ

 

После отставки Ёнаи формирование кабинета было вторично поручено Коноэ. Состав нового кабинета был объявлен 22 июля 1940 г. Пост министра иностранных дел (и по совместительству министра колоний) занял Мацуока Ёсукэ, военного министра — То̄дзё̄ Хидэки, морского — Ёсида Дзэнкити, которого позже (5 сентября) сменил Оикава Косиро̄.

На заседании 26 июля была принята «Основная программа национальной политики», в которой перед кабинетом в области внешней политики ставились задачи пресечь помощь, оказываемую Чан Кайши, и завершить «китайский инцидент», и затем, обеспечив за Японией район Южных морей, построить «великую восточно-азиатскую сферу совместного процветания».

Правительство понимало, что такой курс вызовет противодействие Великобритании и США. Поэтому намечалось укрепить связи с Германией и Италией вплоть до заключения военного соглашения. Границы района Южных морей определялись в пределах «к востоку от Индии и к северу от Австралии и Голландской Индии». Для обеспечения господства Японии в этом регионе предусматривалось применение вооруженной силы.

Во внутренней политике ставилось целью завершить построение «обороноспособного государства» путем «создания сильной новой политической структуры для органического объединения всех сфер государственной политики».

Сразу же после формирования своего второго кабинета, 23 июля 1940 г. Коноэ выступил по радио с разъяснением основных принципов «новой политической структуры». Он заявил, что она призвана обеспечить «сотрудничество и единство действий власти и народа… самоотверженное служение государству каждого подданного на своем рабочем месте». По словам Коноэ, «общественные позиции партий как либерального, так и демократического или социалистического направлений уже несовместимы с новой государственной структурой».

С лета 1940 г. политические партии, готовясь к созданию «новой политической структуры», стали заявлять о своем самороспуске. 6 июля была распущена Сякайтайсю̄то̄ (Социалистическая массовая партия), к концу того же месяца было заявлено о самороспуске партии Сэйю̄кай, 15 августа последней была распущена партия Минсэйто̄.

Лидеры распущенных партий создали Инициативный комитет сторонников новой структуры (Синтайсэй сокусин до̄сикай) и 17 августа опубликовали «Программу новой структуры». В ней заявлялось, что создаваемая структура предусматривает «полное уничтожение существовавшей в прошлом системы индивидуализма в политической, экономической и культурной областях и базируется на единой государственной идеологии, помогающей народу целиком посвятить себя служению императору».

По мнению членов Инициативного комитета, воплощением «новой политической структуры» должна была стать «новая партия», которая будет играть роль «руководящей силы народа, органически объединяющей воедино правительство и военные круги», и «выполнять роль посредника, доводящего мнение верхов до низов и мнение низов до верхов, органически объединяя их». Предполагалось, что инструментом проведения такого курса станут создаваемые повсеместно «соседские организации», которыми «партия» будет руководить.

Таким образом, бывшие лидеры партий стремились насколько возможно сохранить свое политическое влияние в государственной системе. Но уже на первом заседании созданного правительством Комитета по подготовке новой структуры (28 августа) Коноэ в своем выступлении разбил их надежды. Он заявил:

 

«Движение носит… политический характер в самом высоком значении этого слова. Однако оно ни в коем случае не представляет собой так называемого партийного движения… Нельзя допустить, чтобы это движение приняло форму движения по так называемому принципу «в одном государстве — одна партия». Нужно прямо заявить, что, как бы ни были хороши результаты такого положения в других государствах, немедленное перенесение этого принципа в Японию нарушило бы характер нашего национального государственного строя, при котором император и народ едины. В нашей стране народ должен посвятить себя служению трону, и ни в коем случае нельзя допустить, чтобы какой-либо человек или партия, используя власть, монополизировали выполнение этого долга».

 

Для реализации плана «новой политической структуры» 27 сентября 1940 г. было создано Движение помощи трону, ядром и руководящим органом которого стала Ассоциация помощи трону (Тайсэй ёкусан кай). Официально она была учреждена 12 октября 1940 г. Примечательно, что одним из первых актов, принятых Ассоциацией, стало выработанное совместно с правительством решение «О запрещении заниматься политической деятельностью культурным и идеологическим организациям».

Будущие отношения между Ассоциацией и государственными бюрократическими структурами были предметом долгих дискуссий и завершились тем, что министерство внутренних дел взяло все в свои руки, опубликовав 11 сентября решение об учреждении поселковых и городских собраний и «соседских групп» в качестве низовых организаций создаваемой структуры. Ввиду столь высокой ответственности, возлагаемой на министерство внутренних дел, 6 декабря 1940 г. в состав кабинета был введен барон Хиранума, который несколько позже возглавил это министерство. Поменялись и некоторые другие члены кабинета.

Перемены в составе правительства повлекли за собой изменения в расстановке политических сил. Ассоциация помощи трону оказалась у правительства в роли пасынка. Постепенно Ассоциация лишилась почти всех прав, которыми была вначале наделена. На заседании бюджетной комиссии палаты представителей Хиранума заявил, что Ассоциация является не политической, а общественной организацией. После этого заявления 27 марта 1941 г. все члены управления Ассоциации подали заявление об отставке. Ассоциация помощи трону была реорганизована и окончательно превратилась во вспомогательный орган государственно-бюрократической системы. К тому же она финансировалась из бюджета; в первый год ее существования правительство выделило на нее 8 млн. иен.

7 декабря 1940 г., на другой день после введения в кабинет Хиранума, правительство приняло «Основные принципы организации новой экономической структуры». Были созданы контрольные ассоциации по различным видам производства, которые, действуя от имени государства, осуществляли функции надзора, снабжения, регулирования и др. Председателями этих ассоциаций были назначены представители крупнейших концернов. По сути дела, это означало введение государственного регулирования экономики страны в рамках ее перевода на рельсы подготовки к «большой войне».

«Новая политическая» и «новая экономическая» структуры стали основными столпами политической и экономической жизни Японии военного времени. В их рамках позднее были созданы Общества служения отечеству на производстве (Дайниппон сангё̄ хо̄коку кай), Союз помощи трону депутатов парламента (Со̄нэндан) при Ассоциации помощи трону и др.

 

* * *

 

Появление политических парламентских партий в любом обществе связано с потребностью различных социальных групп в защите и выражении своих интересов. В Японии «отцы» японской парламентской системы — Ито̄ Хиробуми и др. — видели в партийно-парламентской системе противовес политическому сепаратизму феодальных кланов. В дальнейшем ведущие дзайбацу, такие как «Мицуи», «Мицубиси», «Ясуда» и др., действуя через парламентские партии, добились для себя доли участия в руководстве страной, которое ранее было исключительно военно-бюрократическим.

По мере постепенного вползания Японии в большую войну появилась необходимость все большего государственного вмешательства в экономику с целью эффективной мобилизации ресурсов. Одновременно в условиях развития торгового протекционизма произошла частичная переориентация дзайбацу с основанной на свободной торговле внешнеэкономической деятельности на экономическую эксплуатацию колоний.

Все это, наряду со все более укреплявшимися прямыми связями дзайбацу с военными через производство современного вооружения, уменьшило интерес концернов к политическим партиям. Поэтому когда после разгрома февральского путча военные, отодвинув внутренние противоречия, встали на путь полного устранения политических партий с политической сцены, этот процесс прошел относительно безболезненно и завершился дисциплинированным самороспуском партий.

Вплоть до настоящего времени в научной литературе обсуждается вопрос: можно ли охарактеризовать политический режим, сложившийся в Японии к началу 40-х годов, как фашистский? В целом, различные точки зрения по этой проблеме можно свести к двум концепциям.

Согласно первой из них, после целого ряда попыток фашистского переворота «снизу», со стороны фашистского движения, в Японии был сформирован фашистский режим «сверху». Другими словами, правящие круги Японии вкупе с военными создали режим фашистской диктатуры. Эта позиция широко представлена в советской, а также в японской историографии, где она доминирует и по сей день.

Согласно другой точке зрения, сложившийся в предвоенной Японии политический режим нельзя считать фашистским, поскольку в нем отсутствовали едва ли не все основные признаки, присущие фашистскому режиму (внедрение новой идеологии, создание массовой партии и т. п.). Такая точка зрения наиболее широко представлена в западной историографии.

По-видимому, вторая точка зрения находится ближе к истине. В 30-е годы в Японии под влиянием изменений во внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации произошла реставрация системы военно-бюрократического управления, находившейся в целом в рамках мэйдзийской традиции. К ней добавились элементы государственно-экономического регулирования, характерные для любой воюющей страны.

В сочетании с многочисленными реверансами в сторону нацистской Германии и фашистской Италии это действительно создавало впечатление фашизации Японии. Однако смысл событий был несколько иным. Если раньше японская правящая элита искала эффективную модель управления современным государством в странах Запада с сильными либеральными традициями, то теперь она увидела перед собой новую, тоталитарную модель, добившуюся в Европе больших успехов. Поскольку германский или итальянский опыт гораздо лучше соответствовал реалиям японской политической жизни того времени, чем либеральные институты и процедуры, попытки его заимствования были для Японии совершенно естественными. Однако при этом правящая элита продолжала сохранять свою преемственность, и традиционалистское ядро правящего режима осталось незатронутым.

 

 

Заключение «тройственного пакта»

 

В начале 1938 г. Япония, Германия и Италия начали переговоры о заключении нового договора, в развитие «антикоминтерновского пакта». Ставилась задача конкретизировать союзные отношения между тремя государствами.

Уже в марте 1939 г. правительство Хиранума предложило германскому правительству заключить военный союз, направленный против СССР. В ходе переговоров выяснилось, что Германия представляет себе такой союз несколько иначе, — не только против Советского Союза, но и против Великобритании, Франции и США. Переговоры были прерваны, поскольку партнеры не смогли прийти к общему мнению.

К лету 1940 г. ситуация в мире сильно изменилась. Уже шла война в Европе, уже капитулировали Франция и Голландия, и акценты политических интересов как Японии, так и Германии, стали другими. Предыдущие японские правительства балансировали между желанием заключить военный союз с Германией и попытками избежать столкновения с Великобританией и США. Теперь позиции Японии в глобальном соперничестве держав определились гораздо яснее. В русле реализации правительственной программы второго кабинета Коноэ переговоры о заключении военного союза с Германией были возобновлены. Если «антикоминтерновский пакт» был в первую очередь антисоветским, то будущий договор должен был быть направлен прежде всего против Великобритании и США как реальных противников в настоящий момент.

Наиболее активными сторонниками японо-германского договора были творцы «антикоминтерновского пакта» — бывший японский посол в Берлине О̄сима Хироси и советник японского министерства иностранных дел Сиратори Тосио, а также министр иностранных дел Мацуока Ёсукэ. Сразу же после своего назначения на пост министра иностранных дел он предложил германскому министру иностранных дел Риббентропу продолжить прерванные переговоры.

В то же время определенные сомнения в целесообразности подписания пакта с Германией продолжали существовать. На императорском совещании 14 сентября 1940 г., посвященному вопросу обеспеченности Японии стратегическими материалами, заместитель начальника главного морского штаба выразил сомнение в победе Японии в случае войны с Соединенными Штатами. Тем не менее, в конечном счете верх одержало мнение, что ухудшения отношений с Америкой можно будет избежать.

Специальный посол Германии Г.Штаммер, прибыв в Токио, 9 и 10 сентября встречался с Мацуока. На этих встречах были определены основные цели военного союза. Процедура подписания «тройственного пакта» проходила в Берлине, в имперской канцелярии 27 сентября 1940 г. Документ содержал 6 статей, в которых стороны признавали «руководящее положение» Германии и Италии в Европе и Японии в Азии; предусматривалось оказание взаимной помощи, «если одна из трех договаривающихся сторон подвергнется нападению» со стороны какой-либо державы, не участвующей в настоящее время в военных действиях. Отдельная статья была посвящена Советскому Союзу, который выводился за рамки данного пакта.

Таким образом, подписав «тройственный пакт», Япония окончательно противопоставила себя Великобритании и Соединенным Штатам. В ответ на этот шаг правительство США 25 сентября ввело запрет на вывоз в Японию металлов и лома, а Великобритания вновь открыла 10 августа бирмано-китайскую дорогу. Кроме того, в октябре 1940 г. обе страны подписали соглашение о совместной обороне западного полушария и тихоокеанских владений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.022 с.)