От военно-бюрократических к «партийным» кабинетам (1912–1918) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От военно-бюрократических к «партийным» кабинетам (1912–1918)



 

 

Отставка 3 декабря 1912 г. второго кабинета Сайондзи из-за обструкции со стороны военного министерства вызвала необычное возбуждение в стране. Японская общественность больше не хотела мириться с тем, что национальная политика делалась за ее спиной. В Токио и других крупных городах по инициативе парламентских партий состоялись многочисленные митинги. На первый план выдвинулось требование создания правительства, ответственного перед парламентом.

В широких кругах общественности росли враждебные настроения против гэнро̄  и военной верхушки, в частности против Ямагата, который, как считалось, фактически управлял страной. Общество больше не устраивала ситуация, когда, по выражению современника, люди, облеченные ответственностью, не имели власти, а люди, облеченные властью, не несли никакой ответственности.

Требования создания ответственного перед парламентом правительства, расширения избирательных прав, ликвидации негласного правления гэнро̄ стали особенно часто выдвигаться после смерти в 1912 г. императора Мэйдзи, чей непререкаемый авторитет освящал существовавшую политическую систему. Это ознаменовало собой наступление важного этапа становления гражданского общества в Японии, получившего название «демократия Тайсё̄».

 

«Демократия Тайсё̄»

 

После смерти императора Мэйдзи императорскую власть наследовал его сын Ёсихито, годы правления которого получили название Тайсё̄ (1912–1926). В отличии от отца, он не принимал активного участия в политической жизни страны. Слабое здоровье (он страдал душевным недугом) было причиной того, что большую часть времени он проводил вне столицы на императорской вилле, а в 1921 г. передал власть сыну — наследному принцу Хирохито, ставшему регентом (сэссё̄) при отце. Тем не менее, именно годы Тайсё̄ заняли особое место в истории Японии XX в., в формировании ее политической культуры, дав имя феномену, известному как «демократия Тайсё̄».

 

 

Император Тайсё̄ восхищался Вильгельмом II и стремился даже внешне походить на него

Правда, жизнь самого императора Тайсе была наполнена разнообразными нововведениями, затронувшими порядки в императорском дворце. После того, как в 1887 г. Ёсихито стал наследным принцем, традиционная система дворцового воспитания претерпела значительные изменения. За всю многовековую историю императорского дома он первым из наследных принцев получил открытое образование в Школе пэров (ныне университет Гакусюин), изучал «западные науки», равно как японскую и китайскую классическую литературу и историю, среди его учителей и воспитателей были англичане, французы и американцы.

Реформирован был и строгий регламент жизни императорской семьи. С 1905 г. дети императора получили возможность жить вместе с отцом. В 1924 г. для императорского дома была принята форма моногамной семьи и отменен институт наложниц.

Но эти новшества были лишь незначительной частью разнообразных изменений, характеризовавших общую атмосферу того периода.

 

 

Перемены в японком обществе

 

Термин «демократия Тайсё̄», был введен с японскими историками после второй мировой войны для обозначения политической ситуации, как бы промежуточной между мэйдзийским «абсолютизмом» и современной демократией. При этом речь шла о демократических тенденциях в рамках существовавшей политической системы, а не о каких-либо кардинальных ее реформах. Ее суть заключались в расширении участия различных социальных слоев в политической жизни, включении их в решение насущных общественных проблем, в стремлении к воплощению общественных идеалов, включавших в себя расширение избирательных прав, вплоть до введения всеобщего избирательного права для мужчин, легализацию деятельности рабочих и крестьянских союзов, борьбу за повышение общественного статуса женщины. В этом смысле «демократия Тайсё̄» вполне точно отражала значение понятия «демократия», как оно понималось в то время.

Проявившиеся в годы Тайсё̄ демократические тенденции коренились в глубоких изменениях, происходивших в японском обществе. Глубокие изменения в сфере образования, культуры, развитие новых средств массовой коммуникации, таких как радио и кино, расширили интеллектуальный и культурный горизонт японцев. Процесс модернизации, расширяясь и захватывая все новые сферы, вызывал сдвиги в общественном сознании. В результате наметилось нарастающее стремление широких слоев населения к участию в общественных движениях и в политической жизни.

Развитие процесса урбанизации, создание новых промышленных центров, рост индустрии и появление деловых кварталов в традиционной городской застройке — все это быстро меняло облик страны. Крупные города концентрировали значительную долю активного молодого поколения — управленческого персонала различных торговых и промышленных компаний, инженеров, техников, высококвалифицированных рабочих, а также многочисленных учителей, юристов, врачей, журналистов, писателей, художников и др. — интеллигенции, составлявшей творческую элиту общества. К 1925 г. в стране действовали 34 университета, 29 высших и 85 профессиональных школ. В течение периода Тайсё̄ число средних школ для мальчиков увеличилось с 218 в 1900 г. до 491 в 1924 г, и для девочек — с 52 до 576.

Представители именно этих социальных слоев были создателями и активными участниками становления духовного потенциала страны в период ее вступления в ряды влиятельнейших мировых держав.

 

 

Развитие индивидуализма

 

Период «демократии Тайсё̄» характеризовался развитием широкого общественного движения, основывавшегося на совершенно новых для Японии ценностях. Речь шла о нетрадиционной постановка вопроса о взаимоотношении индивидуума и общества, о самоценности бытия человека, о почти закономерном противостоянии интересов личности и государства.

Вопрос об индивидууме как социальном явлении впервые был поднят под воздействием мэйдзийских преобразований. До этого в Японии основой общественной жизни было коллективное начало, и, как и в других традиционных обществах, человек был вписан в многовековую практику строго регламентированных отношений. Главным в его характеристике была принадлежность к большой традиционной семье, не было даже специального слова для обозначения индивидуальности. Термин кодзин («индивидуум», «частный», «личный») появился в японских словарях лишь в конце XIX в. (1890 г.).

В период Тайсё̄ проблема индивидуальности и общественной позиции личности затронула самые различные социальные слои. Возникали разнообразные по своему составу и программам организации и группы, среди которых можно было встретить как анархистские, так и крайне националистические. Однако характерным было то, что большинство из них отстаивало свои интересы, противопоставляя их политике государства. Это и было тогда самым важным: множество японцев почувствовало и осмыслило (хотя, подчас, довольно причудливым образом) свою личную ответственность за судьбу страны, превратившись, в результате, в граждан.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.007 с.)