V. Формирование умений и навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Формирование умений и навыков



3) Разграничение лексического и грамматического значения

Цель: формирование умений разграничивать лексическое и грамматическое значение слова.

Задание. Определите, какое значение дано в задании – лексическое или грамматическое. Если лексическое значение, то запишите слово, которое имеет это значение, если грамматическое, то запишите, к какой части речи относится слово.

Большая круглая площадка посредине цирка, на которой дают представления. (Арена.)

1 скл., ж.р., ед. ч., Им.п. (сущ-ное)

Делать взмахи, движения по воздуху чем- нибудь, например, платком. (Махать.)

Четвертый месяц года. (Апрель.)

Наст. вр., 1 лицо, ед. ч. (глагол)

6. Делающий добро другим, отзывчивый. (Добрый.)

М.р., ед.ч., И.п. (прилагательное).

- Какое значение помогло вам восстановить само слово? (Лексическое.)

 

4) Выразительное чтение. Определение лексического значения при помощи словаря. (Работа может быть распределена по вариантам).

Цель: формирование умения определять лексического значения слова при помощи толкового словаря и без него.

Задание. Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского о русском языке и русском слове. Какие чудеса, по мнению писателя, способно передавать русское слово? Определите лексическое и грамматическое значение выделенных слов. Выпишите слово и запишите по образцу лексическое и грамматическое значение слова.

Разбор образца:

Блеск. лексич. зн-е – Яркий искрящийся свет, отсвет. Гр. значение – сущ. 2 скл., м.р., ед.ч., И.п.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Г. Паустовский.)

 Выполнение.

  Шепот – Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок. Гр. зн-е – сущ., м.р., ед.ч., Им. п. Шорох – Глухой звук от трения, легкого соприкосновения чего-н. с чем-н. Гравий – Горная порода в виде мелких камешков. Гр. зн-е – сущ., м.р., ед. ч., р.п.

 

У. - Словом названо все, что окружает нас. Оно помогает нам общаться, выражать свои мысли и чувства. Но слово не только играет огромную роль в нашей жизни, но и само вызывает чувство восхищения. О силе слова, его красоте и его роли в нашей жизни сложено немало пословиц и поговорок.

Слово учителя

В любом языке слова не существуют сами по себе. Они вступают в связи друг с другом и образуют словосочетания. Но в языке существует свой порядок сочетаемости слов. Нарушение сочетаемости слов вызывает ошибки. Можно сказать трескучий мороз, но нельзя трескучий лес.

 

5) Определение лексической сочетаемости слов. Составление словосочетаний.

Цель: формирование умения определять сочетаемость слов.

Задание. На доске в три столбика записаны слова. Составьте словосочетания «прилагательное + существительное» так, чтобы они сочетались друг с другом. При составлении словосочетаний согласуйте прилагательные в роде, числе и падеже.

Зеленый                Виноград   Слово

Спелый                 Молодежь Рука

Грустный             Яблоко      День

Золотой               Дождь       Осень

Проверка. Зеленый виноград, зеленая молодежь, зеленое яблоко, спелое яблоко, грустный день, грустное слово, грустный дождь, золотая осень, золотые руки, золотое слово, золотой дождь.

- Какие слова не сочетаются друг с другом? (Зеленый дождь, спелое слово).

 

VI. Подведение итогов урока

- Какие значения имеет слово? (Лексическое и грамматическое.)

- Что такое лексическое значение слова? Чем оно отличается от грамматического? (Лексическое значение называет определенный предмет, признак или действие, а грамматическое – общее значение предмета, признака или действия)

- Какую роль выполняет слово в языке? (Оно называет предметы окружающего мира.) Для чего оно служит человеку? (Слово помогает общаться, выражать свои чувства и мысли.)

 

VII. Задавание на дом

Выполните упр. 331. Выучить теорию на с. 312.

Индивидуальное задание. Найдите имя прилагательное, которое может сочетаться со словами нож, слово, взгляд, ум. (Острый)

Подберите глагол, который может управлять существительными часы, дождь, урок, зима. (Идет)

Урок окончен. До свидания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.005 с.)