Конспект урока сообщения нового материала по лексике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект урока сообщения нового материала по лексике



Конспект урока сообщения нового материала по лексике

(5 класс)

Тема урока: Лексическое значение слова

Тип урока: Сообщение нового материала

Цели урока:

Познавательные:

ознакомление учащихся с понятиями лексикологии, лексики, лексического и грамматического значений слова, толкового словаря, словарной статьи;

формирование представлений учащихся о лексике как о словарном запасе языка, а также о богатстве слова как языковой единицы;

практические:

формирование у школьников умений определять лексическое значение слова (с помощью словаря и без него), разграничивать лексическое и грамматическое значение слова, определять лексическое и грамматическое значение слова в предложении; определять сочетаемость слов и исправлять лексические ошибки, нахождение в тексте слов с указанным значением; определять контекстуальное значение слова в тексте;

личностные:

формировать логическое мышление, воспитывать интерес к родному слову, формировать у школьников понимание эстетических свойств русского слова.

Средства обучения: учебник русского языка для 5 класса, словари.

Литература:

Бойнова Т.М. Изучение лексики на материале пословиц и поговорок //РЯШ. 2002. № 3.

Подгаецкая И.М., Постникова И.И. Необъятный мир слова. М.,1995.

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 5-6 классы. СПб.,1998.

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Синтаксис. Фонетика. Лексика. Морфология: 5 класс. М., 2001. (Дидактические материалы).

План урока

I. Оргмомент (0,5 м.)

II. Объяснение нового материала (10 м.)

III. Формирование умений и навыков (закрепление) (5 м.)

IV. Объяснение нового материала (5 м.)

V. Формирование умений и навыков (15 м.)

VI. Подведение итогов урока (2 м.)

VII. Задавание на дом (2 м.).

 

Ход урока:

I. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Кто отсутствует на уроке?

 Сегодня мы начинаем изучение раздела науки о языке, который называется «Лексикология». В течение нескольких уроков вы будем узнавать о новых лингвистических понятиях и открывать для себя удивительный и неповторимый мир родного слова.

 

II. Объяснение нового материала

Восприятие нового материала

Ответы на вопросы

- Вспомните, какие разделы науки о языке вы уже знаете. Что они изучают?

Осознание существенных признаков языкового явления

Сообщение учителя

- Сегодня мы начинаем знакомиться с разделом науки о языке, который называется лексикологией.

Лексикология изучает словарный запас языка, или лексику. Что такое лексика?

Лексика (от гр. Lexikos – словесный, словарный) – это словарный запас или состав слов. Лексикой называют словарный запас какого - нибудь языка, например, русская лексика, французская лексика. Лексикой можно назвать и словарный запас человека. Если человек владеет большим запасом слов, то у него богатая лексика, если он использует мало слов, то и лексический запас слов у него бедный, однообразный и скудный.

Богатство языка определяется в первую очередь количеством и разнообразием слов. Русский язык – один из самых богатых языков мира. В нем огромное число слов, но количество слов не бесконечно. Можно ли подсчитать, сколько слов в русском языке?

Сообщение ученика

Обратимся к помощи толковых словарей, в которых собраны и объясняются слова родного языка. Познакомимся с некоторыми из словарей. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова содержит 57 тысяч слов. «Словарь современного русского литературного языка» в 4 томах включает 82159 слов. Самый большой словарь «Словарь русского литературного языка», который состоит из 17 томов, содержит 120480 слов. И это не вся лексика русского языка. Каждый год и каждый день в языке появляются новые слова, которые не вошли в словари. Сегодня ученые-лингвисты предполагают, что в русском языке более 500 тыс. слов.

А сколько слов знает человек – взрослый, ребенок или подросток? Вот это задача сложная. Существует только один словарь, отражающий лексику конкретного человека – великого русского поэта А.С. Пушкина. Этот словарь называется «Словарь языка Пушкина», он состоит из 4-х томов и включает 21290 слов. Таким запасом слов владел А.С. Пушкин.

Сегодня предпринимаются попытки создать и словарь детской речи. Возможно, в скором времени ученые смогут сказать, сколько слов и какие слова знает ученик, к примеру, 5 класса.

Слово учителя

Богатство языка связано с тем, что слово дает название предметам, признакам и действиям, которые окружают человека. Слово способно называть все предметы, признаки, действия, которые необходимы человеку, для того чтобы общаться друг с другом. Послушайте, как об этом написал поэт А. Шибаев.

Сообщение учителя

Стихотворение начиналось со слов «Всему название дано…». Действительно, каждое слово называет окружающие нас предметы. Это главная роль слова в языке. Когда мы произносим слово, то мы представляем себе эти предметы. Например, мы скажем солнце и представляем себе небесное светило, раскаленное небесное тело, а для кого-то это свет, тепло, а кто-то так ласково называет близкого  человека или ребенка. Значит, любое слово что-то обозначает. То, что обозначает слово, называется его лексическим значением. Лексическое значение слова называет определенный предмет, признак и действие окружающего мира.

Слово учителя

- Раскрыть лексическое значение слова помогает нам толковый словарь.

Сообщение учителя

Это значение слова называется грамматическим значением, т.е. обозначает значение части речи и ее признаков. При изучении «Лексикологии» мы будем изучать лексическое значение слова, а грамматические значения будем изучать в другом разделе науки о языке - в «Морфологии».

Слово учителя

В любом языке слова не существуют сами по себе. Они вступают в связи друг с другом и образуют словосочетания. Но в языке существует свой порядок сочетаемости слов. Нарушение сочетаемости слов вызывает ошибки. Можно сказать трескучий мороз, но нельзя трескучий лес.

 

5) Определение лексической сочетаемости слов. Составление словосочетаний.

Цель: формирование умения определять сочетаемость слов.

Задание. На доске в три столбика записаны слова. Составьте словосочетания «прилагательное + существительное» так, чтобы они сочетались друг с другом. При составлении словосочетаний согласуйте прилагательные в роде, числе и падеже.

Зеленый                Виноград   Слово

Спелый                 Молодежь Рука

Грустный             Яблоко      День

Золотой               Дождь       Осень

Проверка. Зеленый виноград, зеленая молодежь, зеленое яблоко, спелое яблоко, грустный день, грустное слово, грустный дождь, золотая осень, золотые руки, золотое слово, золотой дождь.

- Какие слова не сочетаются друг с другом? (Зеленый дождь, спелое слово).

 

VI. Подведение итогов урока

- Какие значения имеет слово? (Лексическое и грамматическое.)

- Что такое лексическое значение слова? Чем оно отличается от грамматического? (Лексическое значение называет определенный предмет, признак или действие, а грамматическое – общее значение предмета, признака или действия)

- Какую роль выполняет слово в языке? (Оно называет предметы окружающего мира.) Для чего оно служит человеку? (Слово помогает общаться, выражать свои чувства и мысли.)

 

VII. Задавание на дом

Выполните упр. 331. Выучить теорию на с. 312.

Индивидуальное задание. Найдите имя прилагательное, которое может сочетаться со словами нож, слово, взгляд, ум. (Острый)

Подберите глагол, который может управлять существительными часы, дождь, урок, зима. (Идет)

Урок окончен. До свидания.

 

Конспект урока сообщения нового материала по лексике

(5 класс)

Тема урока: Лексическое значение слова

Тип урока: Сообщение нового материала

Цели урока:

Познавательные:

ознакомление учащихся с понятиями лексикологии, лексики, лексического и грамматического значений слова, толкового словаря, словарной статьи;

формирование представлений учащихся о лексике как о словарном запасе языка, а также о богатстве слова как языковой единицы;

практические:

формирование у школьников умений определять лексическое значение слова (с помощью словаря и без него), разграничивать лексическое и грамматическое значение слова, определять лексическое и грамматическое значение слова в предложении; определять сочетаемость слов и исправлять лексические ошибки, нахождение в тексте слов с указанным значением; определять контекстуальное значение слова в тексте;

личностные:

формировать логическое мышление, воспитывать интерес к родному слову, формировать у школьников понимание эстетических свойств русского слова.

Средства обучения: учебник русского языка для 5 класса, словари.

Литература:

Бойнова Т.М. Изучение лексики на материале пословиц и поговорок //РЯШ. 2002. № 3.

Подгаецкая И.М., Постникова И.И. Необъятный мир слова. М.,1995.

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 5-6 классы. СПб.,1998.

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Синтаксис. Фонетика. Лексика. Морфология: 5 класс. М., 2001. (Дидактические материалы).

План урока

I. Оргмомент (0,5 м.)

II. Объяснение нового материала (10 м.)

III. Формирование умений и навыков (закрепление) (5 м.)

IV. Объяснение нового материала (5 м.)

V. Формирование умений и навыков (15 м.)

VI. Подведение итогов урока (2 м.)

VII. Задавание на дом (2 м.).

 

Ход урока:

I. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Кто отсутствует на уроке?

 Сегодня мы начинаем изучение раздела науки о языке, который называется «Лексикология». В течение нескольких уроков вы будем узнавать о новых лингвистических понятиях и открывать для себя удивительный и неповторимый мир родного слова.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.016 с.)