Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекомендуемые темы рефератов

Поиск

- Особенности современной естественнонаучной картины мира.

- История и философия науки в современном образовательном пространстве.

- Концептуальный каркас философии науки.

- Направления самоопределения наук в исторической динамике.

- Специфика научной когнитосферы.

- Дефляционная теория истины: основания, суть, эпистемологические ограничения.

- Онтологические импликации квантовой физики.

- «Трудная проблема сознания» в современной философии и науке.

- Проблема типологии возможных миров в современной философии.

- Эпистемологическая проблематика в диалогах Платона.

- Аристотелевская физика: логико-методологический анализ.

- Средневековый дискурс об универсалиях и проблема референции.

- Галилео Галилей в трудах современных историков и философов науки.

- Исаак Ньютон в трудах современных историков и философов науки.

- А. Эйнштейн и Н. Бор: спор о природе реальности.

- Философия науки Б. Рассела и Л. Витгенштейна: сравнительный анализ.

- Т. Кун о генезисе научных теорий.

- Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

- К. Поппер о демаркации науки и метафизики.

- К. Поппер о фальсифицируемости и ее методологических импликациях.

- Анархистская методология П. Фейерабенда.

- Принцип Дюгема-Куайна: основания, суть, ограничения.

- Проблема индукции в метаметодологическом измерении.

- Проблема веритизма и достоверности в социально-гуманитарных науках.

- Эпистемические состояния и их анализ в неклассической логике.

- Проблема элиминации теоретических терминов в естественных науках.

- Доктринальная эпистемология: джастификационизм.

- Принцип дополнительности Н. Бора в физике и философии.

- Философский анализ копенгагенской интерпретации квантовой физики.

- ЭПР-парадокс: физический и философский смысл.

- Проблема оценки и сравнения массивов научных знаний.

- Л. Флек о генезисе научного факта.

- Гипотеза ad hoc в современной философии науки.

- Проблема ценностной нейтральности науки.

- Эдинбургская школа социальной эпистемологии.

- В поисках игровых аспектов науки.

- Социальные и культурные параметры научной рациональности.

- Роль религиозного знания в формировании научных парадигм.

- Философия науки в современной России.

 

5. Индивидуальные задания

 

На последних занятиях каждый студент выполняет индивидуальное задание – строит кластерную схему. Кластер (англ. cluster – скопление) – объединение понятий в систему, которая является относительно автономным семантическим целым и репрезентирует определенный сегмент знаний в его концептуальном единстве. Элементами кластера могут быть как совместимые, так и несовместимые понятия. Их когерентность обосновывается содержательно. Построение кластерной схемы является творческим заданием, решение которого предполагает не только знание конкретной темы (тем), но и активизирует логическое мышление, предполагает использование методологических принципов – системности, исто­ризма, точности, дополнительности. В качестве базиса, будет предложено понятие из подготовленного студентом глоссария. Если исходным понятием является «индукция», кластер, например, составят следующие группы понятий: 1) умозаключение, индуктивизм; 2) дедукция, аналогия, абдукция; 3) полная индукция, неполная индукция, популярная индукция, научная индукция, математическая индукция; 3) метод сходства, метод различия, объеди­ненный метод сходства и различия, метод остатков, метод сопутствующих изменений; 4) Ф. Бэкон, У. Уэвелл, Дж. С. Милль, Р. Карнап, К. Поппер; 5) открытие планеты Нептун, открытие витаминов и т. д.

Перед итоговой аттестацией преподаватель проводит индивидуальную беседу со студентом на предмет логико-методологических аспектов его магистерской квалифика­ционной работы. Должны быть продемонстрированы знания и навыки в области формули­ровки научной проблемы, объекта и предмета, цели и задач, гипотезы исследования. Магистр аргументирует наличие (отсутствие) онтологических допущений, характеризует понятийно-категориальный аппарат, объясняет, каким методологическим принципам он следует и почему, с какой целью и как использует те или иные теоретические и эмпирические методы.

6. Контрольные вопросы К МОДУЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ И ЗАЧЕТУ

 

1. История и философия науки: объект, предмет, функции, понятийно-категориальный аппарат, методологический арсенал.

2. Философия и наука: определения, функции, взаимоотношения.

3. Понятие картины мира. Особенности естественнонаучной картины мира.

4. Эпистемология: предмет, проблемные поля, направления.

5. Определения концептов «знание» и «познание». Знание и вера.

6. Комбинативная типология знания.

7. Существенные признаки научного знания. Классификация наук.

8. Вопрос об основаниях науки. Самоопределение наук в исторической динамике.

9. Истина как идеал знания и универсалия культуры. Основные теории истины.

10. Понятие «первой философии». Метафизика и наука.

11. Онтологические основания познавательных программ. Концептуальный каркас сов­ременной онтологии.

12. Типологии концепта «бытие». Техника как «бытие второй природы».

13. Концепт «материя» в истории философии и науки.

14. «Пространство», «время», «движение» как философские и научные категории.

15. Возможный мир как онтологическое допущение. Теории возможных миров.

16. Теория онтологической относительности У. Куайна.

17. Возникновение и закономерности развития науки. Интернализм и экстернализм.

18. Доклассический период античной философии. Начала естествознания.

19. Классический период античной философии. Основания аристотелевской физики.

20. Философия и естествознание в эллинистический период. Система Птолемея.

21. Философия и естествознание в эпоху Средневековья.

22. Наука и техника в эпоху Возрождения. Формирование новой мировоззренческой парадигмы.

23. И. Кеплер, Г. Галилей, И. Ньютон и становление науки современного типа. Развитие техники в XVII-XVIII вв.

24. Методологическая проблематика в философии XVII-XVIII вв. Теория познания И. Канта.

25. Научные открытия и технические инновации в XIX в. Первый позитивизм и ста­новление философии науки.

26. Научные открытия и развитие техники в первой половине XX в. Второй позитивизм (эмпириокритицизм).

27. Квантовая физика, теория относительности и формирование новой концепции мировидения.

28. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна и аналитическая философия науки.

29. Неопозитивистская философия науки. «Венский кружок».

30. Постпозитивистская философия науки. К. Поппер.

31. Философия науки П. Фейерабенда.

32. Наука и техника во второй половине XX – начале XXI вв. Синергетика.

33. Кумулятивная и парадигмальная модели роста научного знания. Т. Кун.

34. Определение, структура, типы, функции парадигмы.

35. Типология и история научных революций.

36. Проблема рациональности в философии науки. Критерии оценки и сравнения массивов научных знаний.

37. Непрерывная динамика и научный прогресс. Проблема несоизмеримости.

38. Методологические основания науки. Принципы научного познания: системность, историзм, актуализм.

39. Принципы научного познания: детерминизм, наблюдаемость, точность, простота.

40. Объект и субъект познания. Принцип объективности в естественных и социально-гуманитарных науках.

41. Верификация и фальсификация как принципы и процедуры. Фаллибилизм.

42. Принцип дополнительности Н. Бора. Дополнительность и релятивизм.

43. Эмпирические методы познания.

44. Теоретические методы познания.

45. Проблема индукции в метаметодологическом измерении.

46. Анализ понятий и их референтов – пропедевтика научного познания. Концептуальный каркас.

47. Классификация научных понятий: сущность, правила, виды, потенциал, ограни­чения.

48. Научный закон: определение, классификация, функции. Закон и принцип.

49. Научное объяснение: базис, типы. Дедуктивно-номологическая схема К. Гемпеля.

50. Научная проблема: определение, этапы постановки, требования.

51. Научный факт: определение, требования, структура, формально-логическое измерение.

52. Гипотеза: определение, классификация, функциональность, стадии работы, логико-методологические требования.

53. Научная теория: проблема дефиниции, классификация, структура, функции.

54. Научно-исследовательская программа И. Лакатоса: сущность, структура, функцио­нирование, альтернативы.

55. Наука как социальный институт. Институционализация науки как исторический процесс.

56. Этика и деонтология науки. Проблема ценностной нейтральности науки.

57. Наука и образование в исторической динамике. Основные проблемы современного образования.

58. Наука как элемент культуры. Техницизм и проблемы современной цивилизации.

59. Наука и искусство. Эстетическая оценка форм научного познания.

60. Особенности религиозной картины мира. Наука и религия.

Критерии оценивания

Распределение баллов, которые могут получить студенты в процессе изучения дисциплины, проводится по 100-балльной шкале согласно следующим критериям:

 

Вид работы Баллы
Организационно-учебная работа студента в аудитории 14
Самостоятельная работа (подготовка глоссария)   5
Самостоятельная работа (реферат) 5
Индивидуальное задание 10
Модульная контрольная работа в форме теста 36
Зачет 30
Итого 100


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.169 (0.009 с.)