Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рекомендуемые темы рефератовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
- Особенности современной естественнонаучной картины мира. - История и философия науки в современном образовательном пространстве. - Концептуальный каркас философии науки. - Направления самоопределения наук в исторической динамике. - Специфика научной когнитосферы. - Дефляционная теория истины: основания, суть, эпистемологические ограничения. - Онтологические импликации квантовой физики. - «Трудная проблема сознания» в современной философии и науке. - Проблема типологии возможных миров в современной философии. - Эпистемологическая проблематика в диалогах Платона. - Аристотелевская физика: логико-методологический анализ. - Средневековый дискурс об универсалиях и проблема референции. - Галилео Галилей в трудах современных историков и философов науки. - Исаак Ньютон в трудах современных историков и философов науки. - А. Эйнштейн и Н. Бор: спор о природе реальности. - Философия науки Б. Рассела и Л. Витгенштейна: сравнительный анализ. - Т. Кун о генезисе научных теорий. - Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. - К. Поппер о демаркации науки и метафизики. - К. Поппер о фальсифицируемости и ее методологических импликациях. - Анархистская методология П. Фейерабенда. - Принцип Дюгема-Куайна: основания, суть, ограничения. - Проблема индукции в метаметодологическом измерении. - Проблема веритизма и достоверности в социально-гуманитарных науках. - Эпистемические состояния и их анализ в неклассической логике. - Проблема элиминации теоретических терминов в естественных науках. - Доктринальная эпистемология: джастификационизм. - Принцип дополнительности Н. Бора в физике и философии. - Философский анализ копенгагенской интерпретации квантовой физики. - ЭПР-парадокс: физический и философский смысл. - Проблема оценки и сравнения массивов научных знаний. - Л. Флек о генезисе научного факта. - Гипотеза ad hoc в современной философии науки. - Проблема ценностной нейтральности науки. - Эдинбургская школа социальной эпистемологии. - В поисках игровых аспектов науки. - Социальные и культурные параметры научной рациональности. - Роль религиозного знания в формировании научных парадигм. - Философия науки в современной России.
5. Индивидуальные задания
На последних занятиях каждый студент выполняет индивидуальное задание – строит кластерную схему. Кластер (англ. cluster – скопление) – объединение понятий в систему, которая является относительно автономным семантическим целым и репрезентирует определенный сегмент знаний в его концептуальном единстве. Элементами кластера могут быть как совместимые, так и несовместимые понятия. Их когерентность обосновывается содержательно. Построение кластерной схемы является творческим заданием, решение которого предполагает не только знание конкретной темы (тем), но и активизирует логическое мышление, предполагает использование методологических принципов – системности, историзма, точности, дополнительности. В качестве базиса, будет предложено понятие из подготовленного студентом глоссария. Если исходным понятием является «индукция», кластер, например, составят следующие группы понятий: 1) умозаключение, индуктивизм; 2) дедукция, аналогия, абдукция; 3) полная индукция, неполная индукция, популярная индукция, научная индукция, математическая индукция; 3) метод сходства, метод различия, объединенный метод сходства и различия, метод остатков, метод сопутствующих изменений; 4) Ф. Бэкон, У. Уэвелл, Дж. С. Милль, Р. Карнап, К. Поппер; 5) открытие планеты Нептун, открытие витаминов и т. д. Перед итоговой аттестацией преподаватель проводит индивидуальную беседу со студентом на предмет логико-методологических аспектов его магистерской квалификационной работы. Должны быть продемонстрированы знания и навыки в области формулировки научной проблемы, объекта и предмета, цели и задач, гипотезы исследования. Магистр аргументирует наличие (отсутствие) онтологических допущений, характеризует понятийно-категориальный аппарат, объясняет, каким методологическим принципам он следует и почему, с какой целью и как использует те или иные теоретические и эмпирические методы. 6. Контрольные вопросы К МОДУЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ И ЗАЧЕТУ
1. История и философия науки: объект, предмет, функции, понятийно-категориальный аппарат, методологический арсенал. 2. Философия и наука: определения, функции, взаимоотношения. 3. Понятие картины мира. Особенности естественнонаучной картины мира. 4. Эпистемология: предмет, проблемные поля, направления. 5. Определения концептов «знание» и «познание». Знание и вера. 6. Комбинативная типология знания. 7. Существенные признаки научного знания. Классификация наук. 8. Вопрос об основаниях науки. Самоопределение наук в исторической динамике. 9. Истина как идеал знания и универсалия культуры. Основные теории истины. 10. Понятие «первой философии». Метафизика и наука. 11. Онтологические основания познавательных программ. Концептуальный каркас современной онтологии. 12. Типологии концепта «бытие». Техника как «бытие второй природы». 13. Концепт «материя» в истории философии и науки. 14. «Пространство», «время», «движение» как философские и научные категории. 15. Возможный мир как онтологическое допущение. Теории возможных миров. 16. Теория онтологической относительности У. Куайна. 17. Возникновение и закономерности развития науки. Интернализм и экстернализм. 18. Доклассический период античной философии. Начала естествознания. 19. Классический период античной философии. Основания аристотелевской физики. 20. Философия и естествознание в эллинистический период. Система Птолемея. 21. Философия и естествознание в эпоху Средневековья. 22. Наука и техника в эпоху Возрождения. Формирование новой мировоззренческой парадигмы. 23. И. Кеплер, Г. Галилей, И. Ньютон и становление науки современного типа. Развитие техники в XVII-XVIII вв. 24. Методологическая проблематика в философии XVII-XVIII вв. Теория познания И. Канта. 25. Научные открытия и технические инновации в XIX в. Первый позитивизм и становление философии науки. 26. Научные открытия и развитие техники в первой половине XX в. Второй позитивизм (эмпириокритицизм). 27. Квантовая физика, теория относительности и формирование новой концепции мировидения. 28. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна и аналитическая философия науки. 29. Неопозитивистская философия науки. «Венский кружок». 30. Постпозитивистская философия науки. К. Поппер. 31. Философия науки П. Фейерабенда. 32. Наука и техника во второй половине XX – начале XXI вв. Синергетика. 33. Кумулятивная и парадигмальная модели роста научного знания. Т. Кун. 34. Определение, структура, типы, функции парадигмы. 35. Типология и история научных революций. 36. Проблема рациональности в философии науки. Критерии оценки и сравнения массивов научных знаний. 37. Непрерывная динамика и научный прогресс. Проблема несоизмеримости. 38. Методологические основания науки. Принципы научного познания: системность, историзм, актуализм. 39. Принципы научного познания: детерминизм, наблюдаемость, точность, простота. 40. Объект и субъект познания. Принцип объективности в естественных и социально-гуманитарных науках. 41. Верификация и фальсификация как принципы и процедуры. Фаллибилизм. 42. Принцип дополнительности Н. Бора. Дополнительность и релятивизм. 43. Эмпирические методы познания. 44. Теоретические методы познания. 45. Проблема индукции в метаметодологическом измерении. 46. Анализ понятий и их референтов – пропедевтика научного познания. Концептуальный каркас. 47. Классификация научных понятий: сущность, правила, виды, потенциал, ограничения. 48. Научный закон: определение, классификация, функции. Закон и принцип. 49. Научное объяснение: базис, типы. Дедуктивно-номологическая схема К. Гемпеля. 50. Научная проблема: определение, этапы постановки, требования. 51. Научный факт: определение, требования, структура, формально-логическое измерение. 52. Гипотеза: определение, классификация, функциональность, стадии работы, логико-методологические требования. 53. Научная теория: проблема дефиниции, классификация, структура, функции. 54. Научно-исследовательская программа И. Лакатоса: сущность, структура, функционирование, альтернативы. 55. Наука как социальный институт. Институционализация науки как исторический процесс. 56. Этика и деонтология науки. Проблема ценностной нейтральности науки. 57. Наука и образование в исторической динамике. Основные проблемы современного образования. 58. Наука как элемент культуры. Техницизм и проблемы современной цивилизации. 59. Наука и искусство. Эстетическая оценка форм научного познания. 60. Особенности религиозной картины мира. Наука и религия. Критерии оценивания Распределение баллов, которые могут получить студенты в процессе изучения дисциплины, проводится по 100-балльной шкале согласно следующим критериям:
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.169 (0.009 с.) |