Методика организации логопедических занятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика организации логопедических занятий.



Коррекционное обучение на первом этапе, в частности, в 1 классе, осуществляется преимущественно в процессе устной речи. Поэтому первые 10-12 занятий условно можно назвать подготовительными. На данных занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению).

Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять её по ориентирам. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создаётся база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения навыками чтения и письма.

В течение подготовительного периода ведётся работа по уточнению и постановке дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствование фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практическое представление о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном. Эти занятия имеют следующую структуру:

- 15 минут – фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, привлечение их внимания к звуковой стороне речи и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к дальнейшему полноценному обучению;

- 5 минут – подготовка артикуляционного аппарата;

- 15 минут – уточнение и постановка неправильно произносимых звуков индивидуально и по подгруппам.

Количество таких занятий по необходимости можно увеличить до 20.

На последующих занятиях I этапа осуществляется автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве в группе детей с дефектами произношения большая часть времени отводится фронтальной работе, в ходе которой формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. У детей, имеющих ОНР, методом устного опережения уточняется и активизируется словарный запас и модели простых синтаксических конструкций.

Фронтальная часть остальных занятий складывается из работы по:

 - развитию фонематических процессов;

- формированию навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слов;

- закреплению звуко-буквенных связей;

- автоматизации поставленных звуков;

- формированию готовности к восприятию отдельных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.

ИТОГ ПРОГРАММЫ I ЭТАПА.

К завершению I этапа коррекционно-развивающего обучения у детей должны быть:

 - сформирована общая направленность внимания на звуковую сторону речи;

- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

- поставлены и отдифференцированы все звуки (исключение может составить группа детей с ЗПР);

- уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.

 

Далее в программе приведено планирование логопедических занятий для 1 (1 раз в неделю) и 2 класса (2 раза в неделю).

 

№ занятия тема грамматические понятия, используемые на занятиях

1 класс

1,2   3 4 5 6,7   8 9   10   11 12 13 14 15,16   17 18   19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Обследование речи. Знакомство с логопедическим кабинетом. Речь. Предложение. Предложение, слово. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. Ударение. Выделение гласных из удобных позиций (начало конец слова). Выделение согласных из удобных позиций. Сравнение гласных и согласных. Согласные твёрдые и мягкие. Самостоятельная работа. Согласные звонкие и глухие. Тренировка в звуко-буквенном анализе слов. Дидактические игры на развитие навыка звуко-буквенного анализа. Контроль за развитием навыка. Повторение знаний о характеристиках согласных звуков. Согласные звуки и изученные буквы. Звуки [П],[П`]. Буква П. Звуки [Б], [Б`]. Буква Б. Дифференциация [П]-[Б], [П`]-[Б`]. Тренировочные упражнения. Звуки [Т],[Т`]. Буква Т. Звуки [Д],[Д`]. Буква Д. Дифференциация [Т]-[Д], [Т`]-[Д`]. Тренировочные упражнения. Звуки [К],[К`]. Буква К. Звуки [Г],[Г`], Буква Г. Дифференциация [К]-[Г],[К`]-[Г`]. Тренировочные упражнения. Звуки [С], [С`]. Буква С. Звуки [З], [З`]. Буква З. Дифференциация [С]-[З], [С`]-[З`]. Итоговое занятие.     Речь. Предложение. Слово. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Ударение. Комплекс-слияние. Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Двойные согласные.

2 класс

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11     12   13 14   15   16,17 18,19 20,21 22 23,24 25,26 27-29 30-32 33,34 35,36 37,38 39-41 42,43 44-46 47,48 49-51 52-54 55,56 57-59 60 -62 63-65 66 67 68 Обследование речи. Обследование речи. Речь. Наши знания о речи. Звуки речевые и неречевые. Звуки речи. Гласные звуки. Гласные 1 и 2 ряда, их функции. Слогообразующая роль гласных. Тренинг – деление слов на слоги. Предложение. Дифференциация понятий «предложение – слово», правила оформления предложения на письме. Тренинг – восстановление деформированных предложений. Контроль за развитием навыка (диктант). Виды предложений по цели высказывания. Работа со сплошным текстом. Творческая работа «Я сам придумываю предложения!» Сравнение гласных и согласных. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. Самостоятельная работа Звук [Ш] и буква Ш. Звук [Ж ]и буква Ж. Дифференциация [Ш]-[Ж]. Дифференциация [С]-[Ж]. Дифференциация [Ж]-[З]. Звуки [Р], [Р`]. Буква Р. Звуки [Л], [Л`]. Буква Л. Дифференциация [Р]-[Л], [Р`]-[Л`]. Звук [Ч] и буква Ч. Дифференциация [Ч]-[Т`]. Звук [Щ ]и буква Щ. Дифференциация [Щ]-[С]. Дифференциация [Щ]-[Ч]. Звук [Ц], буква Ц. Дифференциация [Ц]-[С]. Дифференциация [Ц]-[Т]. Дифференциация [Ц]-[Ч]. Контроль за развитием навыков. Диктант Итоговое занятие. Речь. Предложение. Слово. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Ударение. Комплекс-слияние. Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Двойные согласные. Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные.

 

ПРОГРАММА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.008 с.)