Преподаватель: А.В. Часовникова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподаватель: А.В. Часовникова



КОНСПЕКТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Преподаватель: А.В. Часовникова

Семестр

Задание 1. а. Переписать в тетрадь введение и темы 1 - 4. Переписываем текст полностью, без сокращений. Где это необходимо, вставляем текст в таблицу.

                   б. После изучения темы 4 будет интернет-тестирование по материалам введения и темам 1-4.

Введение

Философия, ее смысл, предмет и функции

Философия – это форма духовной деятельности человека, направленная на изучение окружающего мира, места человека в нем, смысле его жизни и духовных ценностях.

Философия в переводе с греческого языка означает «Любовь к мудрости».

Философия родилась в Древней Греции. Датой рождения философии считается 585 год до н.э., когда Фалес Милетский предсказал солнечное затмение.

Основной вопрос философии:

1) Что такое человек?

2) В чем смысл его существования?

3) Существует ли Бог?

Структура философии (элементы):

1) Онтология (учение о бытии)

2) Гносеология (учение о познании)

3) Человек

4) Общество.

Предмет философии – это вопросы, которые она изучает. Например:

1) Сущность и происхождение окружающего мира.

2) Материя и ее формы

3) Сознание и его природа

4) Бессознательное

5) Человек, его душа и духовный мир

6) Человек, общество и природа

7) Экология

8) Глобальные проблемы человечества и др.

 

Функции философии (ее роль в жизни):

1) Мировоззренческая (дает представление об окружающем мире)

2) Методологическая (устанавливает методы познания)

3) Мыслительная

4) Критическая

5) Социальная (влияет на общество)

6) Воспитательная

7) Прогностическая (предсказывает будущее).

 

Тема 1. Мировоззрение и его роль в современном мире

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека и окружающие его действительности и к самому себе. Термин впервые установил Иммануил Кант в конце 18 века.

 

Субъекты мировоззрения:

1. личность, то есть мыслящий индивид;

2. социальная группа, класс или слой (рабы, дворяне, студенты);

3. общество в целом, например, русская интеллигенция второй половины 19 века.

Структура мировоззрения:

1. знания (обыденные и научные)

2. убеждения - жизненная позиция человека

3. идеалы – это модель или образец для подражания

4. вера, надежда, любовь

5. принципы – правила, которыми человек руководствуется в жизни

6. духовные ценности: честь, долг, достоинство, доброе имя, сострадание, милосердие.

 

Мировоззрение и его тройная сущность:

1. Мироощущение – это чувства, ощущения человека, которые не объясняются. Например, какое-то явление нравится человеку или не нравится.

2. Мировосприятие – целостный образ мира, менталитет в целом.

3. Миропонимание - рациональное объяснение своего отношения и поступков.

 

Функции мировоззрения (роль мировоззрения):

1. Мировоззрение является духовной основой личности человека.

2. Мировоззрение рационально объясняет все поступки человека.

3. Мировоззрение - источник культурного творчества и основа культуры народа.

 

Темы 3 - 4. Античная философия.

Древняя Греция и Древний Рим. Время: 6 век до нашей эры – 5 век нашей эры.

В темах 3-4 рассматриваются следующие вопросы:

О познании:

а) Гераклит открыл новое понятие – «логос». «Логос единый, общий для всего существования закон, который везде всем правит». Гераклит считал, что логос - это космический разум, который правит миром.

б) все явления относительны, например одному человеку вода кажется теплой, а другому холодной.

 

Вопрос 4. Парменид Элейский (540 – 480) годы до нашей эры.

О бытии:

а) Учение Парменида полностью противоположно Гераклиту. Парменид утверждал, что ничего в мире не изменяется, он выступал за устойчивость, сохранение вещей. Только Бытие есть, небытия нет (жизнь есть, смерти нет). У бытия нет прошлого, есть только настоящее.

 б) Первооснова всего сущего – мысль.

2) О познании:

а) Парменид написал философский трактат в стихах «О природе». В этом произведении он доказывал, что разум имеет превосходство над чувствами.

б) Свою книгу «О природе» Парменид разделил на две части 1) "Путь мнения". Об изучении мира органами чувств. 2) «Путь истины» - изучение реальности возможно только разумом.

 

Вопрос 5. Сократ Афинский (469 - 399 годы до нашей эры). Учитель Платона.

1) Идеи этического рационализма Сократа.

Сократ является основателем этики, так как он первым пытался найти определение нравственных понятий: добро, зло, добродетель, честь, долг, благо. Сократ считал, что добродетель проистекает из разума, то есть чем образованней человек, тем он добрее.

2) Диалектический метод познания Сократа.

а) Сократ - родоначальник диалектики, то есть способа нахождения истины с помощью бесед и споров. Диалектика происходит от слова «диалог».

б) " Я знаю, что я ничего не знаю": Сократ читает, что истины достичь невозможно, можно только двигаться к ней.

в) "Познай самого себя" – главный принцип диалектики Сократа.

г) Сократ изобрел новый метод познания - «майевтика» - в переводе «искусство повивальной бабки». Сократ при помощи наводящих вопросов помогал собеседнику "родить" истину.

 

Формы правления у Сократа:

Сократ считал, что править должны знающие и мудрые. Правитель должен быть философом на троне.

Сократ разделял формы правления на:

а) правильные: царство, аристократия (власть знатных, благородных), правильная демократия (власть мудрых).

б) неправильные: тирания, олигархия (власть богатых), неправильная демократия (власть черни, толпы, хаос).

Сократ был единственным из философов античности, кто выступал против рабовладельческого строя. Идеальным государством Сократ считал Спарту.

 

Вопрос 6. Платон (427-347 годы до нашей эры). Ученик Сократа, учитель Аристотеля. Написал труд "Диалоги"- три трилогии, т.е. 9 книг.

Учение об идеях

а) Платон - основатель идеализма, так как для него первооснова всего сущего идея.

б) идея - истинный смысл и сущность любой вещи. Управляет Вселенной. Идеи божественные сущности.

в) мир по природе является двойственным: чистая идея - образец находится в космосе, а то, что видят люди - тени идей, их слабые, искаженные копии.

г) учение Платона о душе: разделял тело и душу. Тело - темница души, оно смертно и неразумно, душа - бессмертная сущность, несущая идеи. Платон первый среди философов вводит понятие греха.

Закон тождества

Каждая мысль должна быть равна самой себе, не должна иметь больше одного значения.

Закон противоречия

Высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными.

Закон исключённого третьего

Два противоречащих суждения об одном и том же предмете в одно и то же время и в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными и не могут быть одновременно ложными.

 

Философия эпикуреизма.

Эпикур развил и дал научное обоснование атомистической теории Демокрита. Считал, что счастье человека заключается в наслаждении, а цель счастливой жизни - в «безмятежности души». Эпикур материалист. В сфере гносеологии Эпикур отдавал предпочтение чувственному познанию. Главный принцип его философии - «живи незаметно».

Эпикурейство-течение в философии, согласно которому счастье человека заключается в наслаждении, а главной задачей философии является помощь человеку в преодолении страха смерти.

 

Древняя Греция:

Зенон Китионский (336-264 гг. до н.э.); Клеанф, Хрисипп.

Древний Рим:

Марк Туллий Цицерон (106г. до н.э.- 43 г. до н.э.)

Сенека (4-65 гг. н.э.)

Эпиктет (50-135 гг. н.э.)

Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.)

Философия стоицизма.

Стоики считали, что жизнь стоит посвятить самосовершенствованию и избегать излишеств и политики. Единственное благо – добродетель. Главная цель человека – жить согласно природе. В мире существует четыре добродетели – разумность, умеренность, справедливость и доблесть.

Сенека считал, что все подчинено власти Бога. Логос (разум) есть высшее благо.

Основа общества - братство и любовь.

Смысл жизни - достичь абсолютного душевного спокойствия.

 

КОНСПЕКТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Преподаватель: А.В. Часовникова

Семестр

Задание 1. а. Переписать в тетрадь введение и темы 1 - 4. Переписываем текст полностью, без сокращений. Где это необходимо, вставляем текст в таблицу.

                   б. После изучения темы 4 будет интернет-тестирование по материалам введения и темам 1-4.

Введение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.02 с.)