Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По Электротехнике и электронике↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
По Электротехнике и электронике
Разработал Преподаватель А.И.Соколова
Г.
Методические рекомендации для самостоятельных работ по Электротехнике и электронике./А.И.Соколова – Канаш:2015г. – стр.51
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельного обучения студентов учреждений среднего профессионального образования по электротехническим и неэлектротехническим специальностям.
Методические рекомендации содержат варианты контрольных заданий и примеры их расчета.
Методические рекомендации могут быть рекомендованы к использованию студентами и преподавателями ГАПОУ «КанТЭТ» Минобразования Чувашии
Методическая разработка рассмотрена на заседании цикловой комиссии профессий и специальностей электроэнергетики и общетехнических дисциплин Протокол от «____»__________2015 г. №______ Председатель комиссии Л.Н.Уськина
Разработчик: преподаватель ГАПОУ «КанТЭТ» Минобразования Чувашии А.И.Соколова
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3 2. Содержательная часть 6 3. Задания для контрольной работы 10 4. Указания к решению задач 32 5. Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету 43 6. Перечень литературы, интернет-ресурсов 45
Введение Целью изучения учебной дисциплины «Электротехника и электроника» в системе среднего профессионального образования является теоретическая и практическая подготовка работников электротехнических и неэлектротехнических специальностей в области электротехники и электроники в такой степени, чтобы они могли выбирать необходимые электротехнические, электронные, электроизмерительные устройства, уметь их правильно эксплуатировать, рассчитывать параметры электрических и магнитных цепей, читать принципиальные, электрические и монтажные схемы. Данная дисциплина является общепрофессиональной. Программа дисциплины «Электротехника и электроника» предусматривает изучение физических процессов, происходящих в цепях постоянного и переменного тока, законов, которым подчинены эти процессы, методов расчета электрических цепей, устройства электроизмерительных приборов, автоматики и телемеханики, которые широко применяются в настоящее время. Большое значение для развития современной науки и техники имеет электроника. Автоматизация любого производства немыслима без широкого применения полупроводниковых, газоразрядных, фотоэлектронных и других приборов. Электротехнические устройства для получения, передачи и обработки информации с использованием средств автоматики и ЭВМ являются важнейшими элементами технических средств автоматизированных систем управления (АСУ), которые широко применяются в промышленности. Поэтому специалисту необходимо прочно овладеть знаниями основ электротехники и электроники. В процессе преподавания особое внимание уделено самостоятельной работе студента, которая организована на аудиторных занятиях и во внеурочное время. Планирование самостоятельной работы предполагает постепенный переход от относительно простых к более сложным видам занятий, что способствует систематическому освоению студентами новых знаний и умений, формированию профессиональных компетенций. Рабочая программа дисциплины «Электротехника и электроника» состоит из восьми разделов:
Раздел № 1. Электрические цепи постоянного тока. Раздел № 2. Электромагнетизм и электромагнитная индукция. Раздел №3. Электрические цепи переменного тока. Раздел №4. Электрические измерения и электроизмерительные приборы. Раздел №5. Трансформаторы. Раздел №6. Электрические машины. Раздел №7. Полупроводниковые приборы. Раздел №8. Электронные устройства. При подготовке к промежуточной аттестации рекомендуется ответить на вопросы для самопроверки, приведенные в приложении.
Содержание учебной дисциплины «Электротехника и электроника» Тема 2.1. Магнитное поле. Основные параметры, характеризующие магнитное поле в каждой его точке. Единицы магнитных величин. Магнитные материалы. Циклическое перемагничивание магнитных материалов (петля гистерезиса). Элементы магнитной цепи (источники магнитного поля, магнитопровод). Закон Ома для магнитной цепи. Аналогия между электрической и магнитной цепями. Расчет магнитной цепи. Воздействие магнитного поля на проводник с током. Сила взаимодействия проводников двухпроводной линии. Электромагниты и их применение.
Раздел №5. Трансформаторы. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Каждый студент выполняет вариант контрольной работы в зависимости от номера по списку в журнале.
Задача 1. Условные обозначения: I – сила тока, А (ампер); U – напряжение, В (вольт); R – активное сопротивление участка цепи (резистора), Ом.
Для цепи постоянного тока со смешанным соединением резисторов определить: 1) эквивалентное сопротивление цепи Rэкв. относительно зажимов АВ; 2) Ток или напряжение (U или I по варианту) 3) мощность, потребляемую всей цепью Р; 4) расход электрической энергии W цепи за 8 ч. работы. Номер рисунка и величина одного из заданных токов или напряжений приведены в табл.1. Индекс тока или напряжения совпадает с индексом, резистора, по которому проходит этот ток или на котором действует указанное напряжение. Например, через резистор RЗ проходит ток IЗ и на нем действует напряжение U3 Таблица 1
Задача 2. Цепь переменного тока содержит различные элементы (резисторы, индуктивности, емкости), включенные последовательно. Схема цепи приведена на соответствующем рисунке. Номер рисунка и значения сопротивлений всех элементов, а также один дополнительный параметр заданы в табл. 2. Условные обозначения: I – сила тока, А (ампер); U – напряжение, В (вольт); R – активное сопротивление участка цепи (резистора), Ом; XL – реактивное индуктивное сопротивление участка цепи (катушки), Ом; XС – реактивное емкостное сопротивление участка цепи (конденсатора), Ом; P – активная мощность цепи; Q – реактивная мощность цепи; S – полная мощность цепи.
Начертить схему цепи и определить следующие величины: 1. полное, сопротивление цепи Z; 2. напряжение U, приложенное к цепи; 3. ток I; 4. угол сдвига фаз cos φ (по величине и знаку); 5. активную Р, реактивную Q и полную S мощности цепи. Начертить в масштабе векторную диаграмму цепи и пояснить её построение. Таблица 2
Рис. 1 R1 = 12 Ом, XL1 = 4 Ом, XС1 = 12 Ом,
Рис. 2 R1 = 12 Ом, XС1 = 12 Ом, XС2 = 8 Ом, I = 5 А
Рис. 3 R1 = 12 Ом, R2 = 12 Ом, XL1 = 4 Ом, U = 40 В
Рис. 4 R1 = 12 Ом, R2 = 12 Ом, XL1 = 4 Ом, Рис. 5 R1 = 12 Ом, R2 = 12 Ом, XL1 = 4 Ом,
Рис. 6 R1 = 12 Ом, XL1 = 4 Ом, XL2 = 4 Ом,
Рис. 7 R1 = 12 Ом, XL1 = 4 Ом, XС1 = 12 Ом, U = 30 В
Рис. 8 R1 = 12 Ом, XL1 = 4 Ом, XL2 = 4 Ом, XС1 = 12 Ом,
Рис. 9 R1 = 12 Ом, R2 = 12 Ом, XL1 = 4 Ом, Рис. 10 R1 = 12 Ом, R2 = 12 Ом, XL2 = 4 Ом,
Рис. 11
R1 = 12 Ом, XL2 = 4 Ом, XС1 = 12 Ом,
Рис. 12 R1 = 12 Ом, XL1 = 4 Ом, XL2 = 4 Ом,
Рис. 13 R2 = 8 Ом, XL1 = 4 Ом, XL2 = 4 Ом, XС1 = 6 Ом, XС2 = 8 Ом, U = 50 В Рис. 14 R2 = 6 Ом, XL1 = 6 Ом, XL2 = 6 Ом,
Рис. 15 R2 = 12 Ом, XL1 = 4 Ом, XL2 = 4 Ом,
Рис. 16 R2 = 4 Ом, XL2 = 16 Ом, XС1 = 9 Ом, XС2 = 4 Ом, I = 10 А
Рис. 17 R2 = 8 Ом, XL1 = 5 Ом, XС1 = 9 Ом, Рис. 18 R2 = 12 Ом, XС1 = 10 Ом, XС2 = 6 Ом, I = 3 А
Рис. 19 R1 = 12 Ом, R2 = 12 Ом, XL2 = 4 Ом, U = 50 В
Рис. 20
R2 = 6 Ом, XL1 = 4 Ом, XС1 = 12 Ом, I = 5 А
Рис. 21
R2 = 8 Ом, XL1 = 5 Ом, XС1 = 2 Ом,
Рис. 22
R1 = 9 Ом, XL1 = 4 Ом, XС1 = 12 Ом, U = 40 В
Рис. 23
R1 = 10 Ом, R2 = 10 Ом, XL1 = 4 Ом,
Рис. 24
R2 = 8 Ом, XL1 = 8 Ом, XL2 = 6 Ом,
Рис. 25 R1 = 16 Ом, R2 = 12 Ом, XL2 = 8 Ом, U = 70В Задача 3. Разветвленная цепь переменного тока состоит из двух параллельных ветвей, содержащих различные элементы (резисторы, индуктивности, емкости). Условные обозначения: I – сила тока, А (ампер); U – напряжение, В (вольт); R – активное сопротивление участка цепи (резистора), Ом; XL – реактивное индуктивное сопротивление участка цепи (катушки), Ом; XС – реактивное емкостное сопротивление участка цепи (конденсатора), Ом; Z – полное сопротивление цепи, Ом; cosφ – коэффициент мощности; φ – угол отклонения вектора тока или напряжения от оси, находится по таблице Брадиса; P – активная мощность цепи, Вт (ватт); Q – реактивная мощность цепи, Вар; S – полная мощность цепи, В∙А (вольт-ампер). Номер рисунка, значения всех сопротивлений, а также один дополнительный параметр заданы в табл. 3. Индекс "1" у дополнительного параметра означает, что он относится к первой ветви; и индекс "2" - ко второй.
Начертить, схему цепи и определить следующие величины: 1. Полные сопротивления Z1, Z2 в обеих ветвях. 2. Токи I1, и I 2 в обеих ветвях; 3. Ток I в неразветвленной части цепи; 4. Напряжение U, приложенное к цепи; 5. Активную Р, реактивную Q и полную мощности S для всей цепи. Начертить в масштабе векторную диаграмму цепи.
Таблица 3
Рис. № 1 Рис. № 2 Рис. № 3
Рис. № 4 Рис. № 5 Рис. № 6
Рис. № 7 Рис. № 8 Рис. № 9
Рис. 10 Рис. № 11 Рис. № 12
Рис. № 13 Рис. № 14 Рис. № 15
Рис. № 16 Рис. № 17
Рис. № 18 Рис. № 19 Рис. № 20
Рис. № 21 Рис. № 22 Рис. № 23
Рис. № 24 Рис. № 25
Задача 4. Условные обозначения: I – сила тока, А (ампер); UН – номинальное напряжение сети, В (вольт); RА – активное сопротивление участка цепи по фазе А, Ом; RВ – активное сопротивление участка цепи по фазе В, Ом; RС – активное сопротивление участка цепи по фазе С, Ом; XА – реактивное сопротивление участка цепи по фазе А, Ом; XВ – реактивное сопротивление участка цепи по фазе В, Ом; XС – реактивное сопротивление участка цепи по фазе С, Ом. Z – полное сопротивление цепи, Ом; cosφ – коэффициент мощности; φ – угол отклонения вектора тока или напряжения от оси, находится по таблице Брадиса; P – активная мощность цепи; Q – реактивная мощность цепи; S – полная мощность цепи. A – фаза А; B – фаза В; C – фаза С; N – нулевой провод.
В трёхфазную четырехпроводную сеть с линейным напряжением Uн включили звездой разные по характеру сопротивления» Определить линейные токи и начертить в масштабе векторную диаграмму цепи. По векторной диаграмме определить числовое значение тока в нулевом проводе. Таблица 4
Определить: активную P, реактивную Q и полную S мощности потребляемые всей цепью.
Ra= 10 Ом; Xb= 4 Ом; Ra= 10 Ом; Rb= 8 Ом; Rb= 3 Ом; Xc= 10 Ом Xb= 6 Ом; Rc= 12 Ом
Xa= 20 Ом; Xb= 38 Ом; Ra= 16 Ом; Xa= 12 Ом; Rc= 38 Ом Rb= 12 Ом; Xb= 16 Ом Xc= 20 Ом
Xa= 8 Ом; Rb= 6 Ом; Xa= 10 Ом; Xb= 8 Ом; Xb= 4 Ом; Rc= 10 Ом Xc= 4 Ом; Rc= 8 Ом
Xa= 2 Ом; Rb= 2 Ом; Xa= 4 Ом; Rb= 6 Ом; Xb= 6 Ом; Xc= 6 Ом Xb= 4 Ом; Xc= 6 Ом
Xa= 6 Ом; Rb= 6 Ом; Ra= 6 Ом; Rb= 10 Ом; Xb= 2 Ом; Rc= 8 Ом; Xb= 6 Ом; Xc= 12 Ом Xc= 6 Ом
Ra= 10 Ом; Rb= 10 Ом; Ra= 10 Ом; Rb= 4 Ом; Xb= 2 Ом; Xc= 10 Ом Xb= 2 Ом; Rc= 8 Ом Xa= 2 Ом; Xb= 4 Ом; Ra= 8 Ом; Xa= 6 Ом; Rc= 4 Ом Rb= 6 Ом; Xb= 2 Ом; Xc= 4 Ом
Xa= 10 Ом; Rb= 8 Ом; Xa= 6 Ом; Xb= 6 Ом; Xb= 4 Ом; Rc= 8 Ом Rc= 8 Ом; Xc= 10 Ом
Xa= 8 Ом; Rb= 6 Ом; Xa= 10 Ом; Rb= 8 Ом; Xb= 4 Ом; Xc= 10 Ом Xb= 4 Ом; Xc= 8 Ом
Xa= 6 Ом; Rb= 6 Ом; Ra= 8 Ом; Rb= 6 Ом; Xc= 6 Ом
Задача 5. Условные обозначения: I – сила тока, А (ампер); UНОМ – номинальное напряжение сети, В (вольт); RАВ – активное сопротивление участка цепи между фазами А и В, Ом; RВС – активное сопротивление участка цепи между фазами В и С, Ом; RСА – активное сопротивление участка цепи между фазами С и А, Ом; XАВ – реактивное сопротивление участка цепи между фазами А и В, Ом; XВС – реактивное сопротивление участка цепи между фазами В и С, Ом; XСА – реактивное сопротивление участка цепи между фазами С и А, Ом. Z – полное сопротивление цепи, Ом; cosφ – коэффициент мощности; φ – угол отклонения вектора тока или напряжения от оси, находится по таблице Брадиса; P – активная мощность цепи; Q – реактивная мощность цепи; S – полная мощность цепи. A – фаза А; B – фаза В; C – фаза С.
В трёхфазную трёхпроводную сеть с линейным напряжением Uном включены треугольником разные по характеру сопротивления. Определить фазные и линейные токи, активную Р, реактивную Q и полную S мощности потребляемой всей цепью. Начертить векторную диаграмму цепи и по ней определить числовые значения линейных токов.
Таблица 5
Xab= 10 Ом; Rbc= 4 Ом; Rab= 10 Ом; Rbc= 8 Ом; Xab= 20 Ом; Xbc= 38 Ом; Xca= 10 Ом Xbc= 6 Ом; Rca= 12 Ом Rca= 38 Ом; Xca= 12 Ом
Rab= 16 Ом; Xab= 12 Ом; Xab= 8 Ом; Rbc= 6 Ом; Xab= 10 Ом; Rbc= 8 Ом; Xbc= 12 Ом; Rca= 16 Ом Xca= 4 Ом; Rca= 10 Ом Xca= 4 Ом
Rab= 2 Ом; Rbc= 2 Ом; Xab= 4 Ом; Xbc= 6 Ом; Xab= 2 Ом; Rab= 6 Ом; Xbc= 6 Ом; Rca= 6 Ом Rca= 4 Ом; Xca= 6 Ом Xbc= 2 Ом; Rca= 8 Ом
Xab= 6 Ом; Rbc= 10 Ом; Xab= 10 Ом; Rbc= 6 Ом; Rab= 10 Ом; Rbc= 4 Ом; Rca= 6 Ом; Xca= 12 Ом Xca= 10 Ом Xbc= 2 Ом; Rca= 8 Ом
Xab= 6 Ом; Xbc= 4 Ом; Rab= 8 Ом; Xab= 6 Ом; Xab= 10 Ом; Rbc= 8 Ом; Rca= 10 Ом; Xca= 4 Ом Xbc= 6 Ом; Rca= 2 Ом Xca= 4 Ом; Rca= 8 Ом;
Xab= 6 Ом; Rbc= 6 Ом; Rab= 8 Ом; Rbc= 6 Ом; Xab= 10 Ом; Xbc= 8 Ом; Xca= 10 Ом Xbc= 4 Ом; Rca= 10 Ом Xca= 4 Ом; Rca= 8 Ом Xab= 6 Ом; Rab= 6 Ом; Xab= 8 Ом; Rbc= 6 Ом;
Указания к решению задачи 1
Перед выполнением контрольной работы ознакомьтесь с общими методическими указаниями. Решение задач сопровождайте краткими пояснениями. Решение задач этой группы требует знания законов Ома для всей цепи и её участков, первого и второго законов Кирхгофа, методики определения эквивалентного сопротивления цепи при смешанном соединении резисторов, а также умения вычислять мощность и работу электрического тока.
Пример решения задачи 1. Для схемы, приведенной на рис..1 а, определить эквивалентное сопротивление цепи RАВ и токи в каждом резисторе, а также расход электрической энергии цепью за 8 часов работы. Рис. 1
Решение. Задача относится к теме «Электрические цепи постоянного тока. Проводим поэтапное решение, предварительно обозначив ток в каждом резисторе. Индекс тока должен соответствовать номеру резистора, по которому он проходит. 1. Определяем общее сопротивление разветвления CD, учитывая, что резисторы R3 и R4 соединены между собой последовательно, а с резистором R5 параллельно. 2. Определяем общее сопротивление цепи относительно зажимов CЕ. Так как резисторы RСD и R2 включены параллельно, то: 4. Определяем токи в сопротивлениях цепи. Так как напряжение UАВ приложено ко всей цепи, а RАВ = 10 Ом, то, согласно закону Ома:
так как UАВ приложено ко всей цепи, а не к участку R1. Для определения тока I2нужно найти напряжение на резисторе R2, т.е. UСЕ. Очевидно, UСЕ меньше UАВна величину потери напряжения врезисторе R1, т.е. UСЕ = UАВ - I1R1 = 300 -30 ∙ 8 = 60 В. Тогда Так как UСЕ = UАВ, то можно определить токи I3,4 и I5: ; С помощью первого закона Кирхгофа, записанного для узла С, проверим правильность определения токов: I 1 = I 2 + I 3,4 + I 5; 30 = 20 + 4 + 6 5.Расход энергии цепью за 8 ч работы: W = Pt = UAB * I1*t = 300*30*8= 72000 Вт*ч= 72 кВт*ч
Пример решения задачи 2.
В неразветвленной цепи переменного тока R1 = 20 Ом, R2 =4 Ом, Подведенное напряжение U = 40 В. Определить: полное сопротивление Z, ток I, коэффициент мощности cos φ полную мощность S, активную мощность Р, реактивную мощность Q. Построить в масштабе векторную диаграмму. Решение. 1. Полное сопротивление цепи определяется по формуле: где R = R1 + R2 = 2 + 4 = 6 Ом - суммарное активное сопротивление цепи. - сумма индуктивных и емкостных сопротивлений. Тогда: 3. Коэффициент мощности cos φ: 5. Активная мощность: Р = U*I*cosφ = 40*4*0,6 = 96 Вт 6. Реактивная мощность: Q= U*I*cosφ = 40x4x0,8 = 128 вар Для построения векторной диаграммы определим падение напряжения на сопротивлениях: UR1= I * R1 = 4 * 2 = 8 В UR2 = I * R2 = 4 * 4 = 16 В Для рассматриваемого примера задаемся масштабом: mI = 1 А/см по напряжению: mU = 4 В/см Длина векторов напряжений: ; ; ; ; Поскольку ток является одинаковой величиной для всех сопротивлений, диаграмму строим относительно вектора
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.89.130 (0.009 с.) |