Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Строительной и дорожной техники)↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (Оценка экономической эффективности Строительной и дорожной техники)
Методические указания к практическим занятиям и по курсовому проектированию
Составители С.С. Дероберти, М.П. Новицкая
Томск – 2014 Инновационный менеджмент (оценка экономической эффективности строительной и дорожной техники): методические указания к практическим занятиям и по курсовому проектированию / Сост. С.С. Дероберти, М.П. Новицкая – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2014. – 58 с.
Рецензент к.т.н., доцент кафедры экономики А.Т. Трофимова Редактор к.т.н., доцент кафедры экономики В.А. Камышников
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения бакалавров по направлениям 080200 «Менеджмент», 080100 «Экономика», 270800 Строительство, 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов,190100 Наземные транспортно-технологические комплексы по дисциплинам «Инновационный менеджмент», «Организация производства и менеджмент», «Экономика предприятия» при проведении практических занятий, курсовом проектировании, решении контрольных работ и выполнении выпускных квалификационных работ.
Рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры экономики. Протокол № 8 от 15.03.2014 г.
Срок действия с 01.02.2014 г. до 01.09.2017 г. Подписано в печать _______ Формат 60х90/16. Бумага офсет. Гарнитура Таймс, печать офсет. Уч.-изд.л. _____ Тираж 50 экз. Заказ №_____
Изд-во ТГАСУ, 634003, г.Томск, пл. Соляная, 2. Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ. 634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15. Содержание
Общие положения
Механизация строительства является одним из главных направлений технического прогресса, обеспечивает развитие производительных сил за счет повышения производительности труда и освобождения человека от выполнения трудоемких и утомительных операций, служит материальной основой для повышения эффективности строительного производства, развивающегося в настоящее время интенсивным путем. Развитие строительной организации в условиях рынка основано на использовании новой техники и технологии, передовых методов организации производства, то есть на комплексе инноваций. Инновационным процессом необходимо управлять, а в механизме управления одной из важных функций является расчет и обоснование экономической эффективности новой техники и технологии. Все проблемы менеджмента – распределение капитальных вложений по формам воспроизводства, выбор наилучшего варианта инновационного проекта, обоснование наиболее рациональных методов механизации строительных процессов, привлечение инвесторов, возврат инвестиций и получение прибыли – связаны с расчетами эффективности. Под эффективностью понимают соотношение эффекта и вызвавших его затрат. Эффект – результат научно-технической деятельности, который в теории эффективности отражается с физическим объемом чистого продукта (национальный доход, объем продукции, прибыль). Технический уровень строительной техники оценивают по совокупности параметров, определяющих производительность, грузоподъемность, мощность, безопасность, надежность, эргономичность и т.д. Высокий технический уровень в сочетании с экономичностью определяет потребительские свойства строительной машины, благодаря которым она становится конкурентоспособной на рынке. В связи с этим на стадии проектирования техники необходимо проводить технико-экономическое обоснование. В расчетах экономического эффекта реализуется комплексный подход, так как он служит залогом успешного решения сложных проблем, которые выдвигает практика строительного и дорожного машиностроения. Показатели экономической эффективности делятся на абсолютные, относительные, временные, статические и динамические. При выполнении курсовых и дипломных проектов следует использовать показатели приростной эффективности и метод расчета интегрального экономического эффекта новой строительной техники. Нормативно – справочный материал носит условный характер.
Расчет капитальных вложений
Капитальные вложения, связанные с механизацией строительного производства, включают затраты на изготовление и модернизацию техники или на приобретение машин и оборудования, а также на создание и расширение производственных баз технической эксплуатации машин и транспортных средств (сопутствующие капитальные вложения Кс). Капитальные затраты, связанные с созданием, производством, доставкой и монтажом техники у потребителя, вычисляются по формуле:
где Цм – оптовая цена техники, руб.; Кб – коэффициент затрат на доставку и монтаж техники (для всех типов машин). Этот коэффициент можно принять равным 1,2÷1,25. Оптовую цену машины можно определить исходя из укрупненных данных по средней себестоимости изготовления 1 кг массы техники
где С – средняя себестоимость изготовления машины, руб.; Рс – норматив рентабельности ( =0,3÷0,5). Затраты изготовителя, связанные с созданием, производством, доставкой техники, определяются по формуле:
где С – себестоимость изготовления техники, руб.; Кнк – затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, руб.; Кф – капитальные вложения в производственные фонды завода-изготовителя, руб.; Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности (0,15); Кб – коэффициент затрат на доставку и монтаж техники. При сопоставлении вариантов технических решений, внедрении новых видов техники, сравнивать новую технику (НТ) и базовую технику (БТ) по затратам на их производство нужно в равных условиях, для этого их необходимо отнести к одинаковому числу лет и одинаковому объему выпуска (к одинаковой серийности). Сопоставимость обеспечивается приведением разновременных затрат и результатов к одному моменту времени – году начала реализации нового технического решения. Себестоимость БТ в ее отчетном году, скорректированная на ее расчетный год по серийности и числу лет ее выпуска определяется по формуле:
где С01 – себестоимость БТ в отчетном году, принимаемая по данным завода-изготовителя, руб.; τ01 – коэффициент, вводимый для пересчета себестоимости БТ в ее отчетном году на расчетный год ее выпуска (см. табл.1); τ0 – коэффициент, вводимый для пересчета себестоимости БТ в ее расчетном году на расчетный год НТ (табл.1); δ01 – коэффициент, соответствующий изменению серийности БТ в ее отчетном году по сравнению с серийностью ее расчетного года (табл.3). Если увеличение серийности БТ за этот период не планируется, то δ01 = 1,0. Себестоимость базовой техники в отчетном году, рассчитанная методом удельных показателей, равна:
где Ск – себестоимость 1 кг массы в отчетном году, руб. (для ориентировочных расчетов при выполнении курсовых и дипломных проектов можно принять: для простых машин Ск = 8 – 145 руб.; для машин средней сложности 18 – 420 руб.; для сложных машин – Ск = 120 – 840 рублей); G – масса БТ, кг. Таблица 1 Эксплуатации СДМ Себестоимость эксплуатации строительных машин может быть определена по формуле: , (37) где – единовременные затраты (доставка на объект, перестановка машин, монтаж и демонтаж, переоборудование машин, устройство подкрановых путей и т.д.), руб.; – годовые затраты (амортизационные отчисления, содержание и ремонт вспомогательных устройств), руб.; – текущие эксплуатационные затраты, руб.; – накладные расходы, руб.
Единовременные затраты в общем виде можно представить зависимостью: , (38) где – заработная плата такелажников и экипажа машины за 1 перебазировку, руб.; – затраты на эксплуатацию автомобиля (автопоезда) и вспомогательного крана на 1 перебазировку, руб.; – затраты на монтаж техники, руб.; – затраты на демонтаж техники, руб.; – затраты на устройство, разработку и перевозку рельсовых путей, руб. Затраты на перебазировку строительных машин с объекта на объект зависят от степени их мобильности и способов перемещения. Заработная плата экипажа и такелажников на одну перебазировку машины с объекта на объект определяется: , (39) где – коэффициент доплат к тарифной ставке (к доплатам относятся премии 30-45%, прочие доплаты – 10-30%, районный коэффициент – 30% для Томска); – часовая тарифная ставка 1-го разряда, руб./час; – количество рабочих, занятых перебазировкой техники, чел.; – тарифный коэффициент, определяющий квалификацию i-го рабочего (табл. 10); – время перебазировки (общее время работы транспортных средств), ч.; – коэффициент, учитывающий отчисления в единый социальный налог (). При переезде машины с объекта на объект своим ходом затраты на перебазировку можно определить, используя данные о стоимости 1 км дальности переезда (табл. 9). Таблица 9
Для расчета заработной платы необходимо определить часовую тарифную ставку первого разряда исходя из принятой минимальной месячной ставки оплаты труда и среднемесячного фонда рабочего времени. В данном сборнике рекомендуется применять 40-часовую рабочую неделю со среднемесячным фондом рабочего времени 164 часа, а размер минимальной ставки оплаты труда выбрать по данным вашего предприятия (можно воспользоваться рекомендацией преподавателя). При отсутствии информации в качестве месячной заработной платы рабочего можно принять официально объявленный минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Таблица 10 Таблица тарифных коэффициентов по разрядам И внеразрядной части
Внеразрядные ставки применяются для оплаты труда машинистов по управлению и обслуживанию особо сложных и мощных машин. Следует иметь в виду, что при определении заработной платы необходимо учесть единый социальный налог в размере 30% от заработной платы. Затраты на перебазировку машин, перевозимых без разборки (или с частичной разборкой) в кузове бортового автомобиля, на буксире или на большегрузном прицепе-тяжеловозе, можно определить использованием таблиц 11, 12, 13, 14. Текущие затраты на одну перебазировку можно представить: , (40) где – расходы на эксплуатацию транспортного средства, руб.; – расходы на эксплуатацию вспомогательного крана, руб.; – расходы на эксплуатацию машины сопровождения, если в ней была необходимость, руб. Расходы на эксплуатацию автомобиля (автопоезда) или прицепа-тяжеловоза: , (41) где – общее время работы тягача, ч; – плата за 1 автомобиле-час использования, руб.; – среднее расстояние перебазировки, км; – плата за один км пробега, руб.(табл. 14). Общее время тягача зависит от расстояния перебазировки, скорости передвижения, времени погрузки и разгрузки и рассчитывается по формуле: , (42) где – скорость передвижения тягача, км/ч (табл.11); – время погрузки перевозимой техники на автотранспорт и ее разгрузки, ч. (табл.11); Затраты на эксплуатацию вспомогательного крана , (43) где – цена работы одного машино-часа вспомогательного крана, руб. (табл.12); – продолжительность работы вспомогательного крана, маш.-ч. (табл.11). Для машин, наименования которых отсутствуют в таблицах 9 и 11, затраты на заработную плату рабочих, занятых перевозкой техники, и текущие затраты на перевозку можно определить по нижеприведенным формулам: , (44) где – затраты на заработную плату при нормативном расстоянии перевозки (10 или 25 км), руб. (см. табл. 15 и 16); – нормативное расстояние перевозки, км; – фактическое расстояние перевозки, км; – дополнительные затраты на заработную плату на каждый последующий километр сверх норматива, руб. (см. табл. 15 и 16). , (45) где – текущие затраты на перевозку при нормативном расстоянии перевозки (10 или 25 км), руб. (см. табл. 15 и 16); – дополнительные текущие затраты на каждый последующий километр, руб. (см. табл. 15 и 16). Затраты на перевозку техники на трейлерах приведены в табл. 15. Затраты на перевозку башенных кранов приведены в табл. 16. При перевозке техники, требующей монтажа и устройства подкрановых путей, эти затраты можно определить по таблицам 17 и 18. При отсутствии норматива затрат на демонтаж их можно принять в размере 65% от затрат на монтаж. Таблица 11
Окончание табл. 11
Таблица 12
Таблица 13
Таблица 14
Годовые затраты можно определить по формуле: Г = АМ + СВСП, (46) где АМ – годовая сумма амортизационных отчислений, руб.; СВСП – затраты на содержание и ремонт вспомогательных устройств, руб. , (47) где ЗК – капитальные вложения в технику, руб.; НА – норма амортизационных отчислений, %. Затраты на содержание 1 звена рельсовых путей на 1 машино-час работы составляют 54,8 руб., в том числе заработная плата – 19,75 руб. При расчете заработной платы учесть единый социальный налог в размере 30 %. Текущие эксплуатационные затраты в общем виде на выполнение технологического процесса можно определить по формуле: , (48) где Зз n – заработная плата рабочих, занятых управлением машинами, руб.; Ззр – заработная плата рабочих, выполняющих технологи- ческие операции вручную, руб.; Зэр – затраты на техническое обслуживание (ТО), текущие (ТР) и капитальные (КР) ремонты, руб.; , Зэл – затраты на топливо для машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), электроэнергию и воздух для машин с электрическим или пневматическим приводами, руб.; Зсм – затраты на смазочные материалы, руб.; Змг – затраты на масло для гидросистемы машин с гидравлическим приводом, руб.; Зш – затраты на шины, руб.; Зо – затраты на сменную оснастку, руб. Заработную плату рабочих, занятых управлением машинами, можно определить Ззп = Кд · · · · Ксн, (49) где Кд – коэффициент доплат к тарифной ставке; – количество машино-часов работы техники в году; Зэр – затраты на техническое обслуживание (ТО), текущие (ТР) и капитальные (КР) ремонты, руб.; 1 – часовая тарифная ставка 1-го разряда, руб./час.; Бм – количество рабочих в экипаже машины, чел.; Т ki – тарифный коэффициент машиниста i -го разряда; Ксн – коэффициент, учитывающий отчисления в единый социальный налог (Ксн = 1,3). Заработная плата рабочих, выполняющих технологические операции вручную, определяется по единым нормам и расценкам, при отсутствии норм – методами технического нормирования с учетом действующих тарифных ставок или по формуле (49). Затраты на технические обслуживания, текущие и капитальные ремонты состоят из затрат на заработную плату ремонтных рабочих (Зэрз) и затрат на материалы и запасные части (Зэрм): Зэр = Зэрз + Зэрм. (50)
Таблица 15 Цены на пневмошины
Таблица 23
При заполнении таблицы необходимо провести ряд дополнительных расчетов. Прямые затраты в структуре себестоимости можно выразить: П = Е + Г + З Тэ. (61) Заработная плата (З nn), входящая в прямые затраты в общем виде, может быть представлена зависимостью: З nn = З nе + З nг + Зз n + Ззр + Зэрз. (62) Величину накладных расходов ориентировочно можно определить: НР = З nn × 0,4 + (П – З nn) × 0,2. (63) Годовые затраты на эксплуатацию машины: (64) Себестоимость 1 машино-часа эксплуатации техники: . (65) Планово-расчетная цена 1 машино-часа строительной машины при расчетах за эксплуатацию техники учитывает плановые накопления (ПН) или прибыль в размере 15-40% от суммы прямых затрат и накладных расходов, определенных при расчете себестоимости 1 машино-часа эксплуатации машины (Смч). (66) Цена единицы производимой продукции (1 м3 разрабатываемого грунта, 1 т монтируемых строительных конструкций и т.д.) определяется по следующей зависимости: (67) где – планово-расчетная цена 1 машино-часа эксплуата- ции техники, руб.; – количество машино-часов работы техники в году; – годовая эксплуатационная производительность строительной машины, ед. прод./год (формула 15). Прибыль от использования строительной машины в течение года определяется как разница между выручкой (доходом) и затратами на эксплуатацию техники и может быть представлена следующей зависимостью: . (68)
За жизненный цикл техники
Специфика показателей экономического эффекта за жизненный цикл машины (интегральный эффект) состоит в том, что он устанавливается по циклу, состоящему из трех стадий: разработка – производство – эксплуатация. Суммарный по годам расчетного периода экономический эффект рассчитывается по формуле: Эинт= Рт – Зт, (69) где Эинт – интегральный экономический эффект за расчетный период, руб.; Рт – стоимостная оценка доходов от работы строительной техники за расчетный период, руб.; Зт – стоимостная оценка затрат всех ресурсов за расчетный период, руб. Стоимостная оценка результатов за расчетный период осуществляется по формуле: (70) где – стоимостная оценка результатов в году t расчетного периода, руб.; – коэффициент приведения (дисконтирования), см. табл. 4; – начальный год расчетного периода (год начала финансирования работ по проекту); – конечный год расчетного периода (определяется нормативными сроками обновления техники). Затраты всех ресурсов за расчетный период включают затраты при производстве и использовании техники : . (71) Эти затраты рассчитываются единообразно по формуле: , (72) где – величина затрат всех ресурсов в году t расчетного периода, руб.; – капитальные затраты при производстве (эксплуатации) строительной техники в году t, без учета амортизационных отчислений, руб.; – текущие издержки (себестоимость) при производстве (эксплуатации) строительной техники в году t без учета амортизационных отчислений, руб.; – остаточная стоимость (ликвидационное сальдо) основных фондов, выбывающих в году t, руб.
Экономического эффекта
Интегральный экономический эффект за «жизненный цикл» инновационного проекта техники рассчитывается по табл. 24 с использованием результатов предыдущих расчетов.
Таблица 24
Окончание табл. 24
Среднегодовое количество машин в сфере использования. В соответствии с исходными данными новые машины начинают применяться сразу же по их поставке потребителю. В этой связи среднегодовое количество применяемых машин в каждом году расчетного периода может быть определено как количество этих машин на начало года, увеличенное на 50 % объема их производства и уменьшенное на 50 % годового объема списания. Стоимость производимой продукции. Полагая, что в течение нормативного срока службы экскаватора годовая производительность не меняется и цена единицы продукции постоянна, стоимостная оценка результатов в году t расчетного периода: (73) где Вг –
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.250 (0.015 с.) |