Методические указания по тестированию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по тестированию



 

Преподавание дисциплины связано с усвоением студентами целого ряда фундаментальных проблем и большого числа понятий. Тестовая форма самоконтроля знаний предполагает целенаправленное приобретение знаний и включает в себя такие основные стадии, как реальный опыт участника тестирования и практика самостоятельного освоения учебного материала.

Тестовые задания – это единичный элемент теста, состоящий из инструкции, задания и эталона ответа и имеющий оценочный показатель. Инструкция к тесту содержит указания, каким образом необходимо выполнять задания.

Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов. При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:

а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;

б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.

в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;

г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.

д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце. е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок

Как готовиться к рубежным тестовым работам.

К каждой рубежной тестовой работе готовьтесь целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней изучения нового раздела учебной дисциплины. В самом начале изучения нового раздела:

1) Познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:

- семейно-правовой терминологией;

- тематическими планами лекций и практических занятий,

- учебником, учебными пособиями по дисциплине семейное право.

2) Изучите и проанализируйте нормативно-правовую и эмпирическую базу.

После этого у вас должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по изучаемому разделу.

Примерные тесты по разделу «Усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей»

1 Какой орган принимает решение об усыновлении:

а) суд;

б) орган опеки и попечительства;

в) орган внутренних дел;

г) органы ЗАГСа

д) директор детского дома.

5 Методические указания по подготовке к опросу

 

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

Для проведения практического семинара преподаватель будет формировать программные вопросы по соответствующей теме, но которые доступны для понимания лишь специалистам.

Опрос может быть групповым и индивидуальным; устным и письменным.

Беседа– это один из методов опроса, представляющий собой относительно свободный диалог между преподавателем и студентом (ми) на определенную тему предпринимательского права, т.е. метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. В беседе можно определить уровень знаний, понимания вопросов темы и т.п.

Интервью – это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы в форме «вопрос-ответ». В интервью «навязывается» темп и план разговора, преподаватель более жестко держится в рамках обсуждаемых вопросов. В процессе интервью до некоторой степени ослаблена обратная связь – преподаватель сохраняет нейтральную позицию, лишь фиксирует ответы, высказывания и студенту часто трудно бывает понять отношение со стороны опрашивающего к его ответам.

Анкетирование – это проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор структурно организованных вопросов (анкета). Преимущество данного метода заключается в возможности проведения исследования большой группы студентов одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных.

6 Методические указания по подготовке к коллоквиуму

Основной устной формой контроля за самостоятельной работой студентов является коллоквиум.

Коллоквиум (от лат. собеседование)

1) одна из разновидностей учебных занятий, проводимых в форме беседы преподавателя со студентами с целью определить уровень их знаний;

2) научное собрание собсуждением докладов на определенную тему.

Коллоквиум является эффективной формой контроля за таким видом самостоятельной работы, как изучение монографии. Для чего преподаватель заранее предлагает вопросы по выносимой на обсуждение работе. Другим видом коллоквиума является итоговое занятие по какому-либо разделу изучаемого курса. Здесь могут быть заслушаны доклады на базе лучших, с точки зрения преподавателя, рефератов по данному разделу изучаемого курса. Также коллоквиум может проведен в форме студенческого конкурса рефератов, где лучший рефератбудет выбран в ходе обсуждения. Такие занятиявырабатывают у студентовнавыки защиты курсовых и дипломных работ, умение выступатьна научных конференциях ит.п. Коллоквиум подобного типа не только является инструментом проверкизнаний студентов,но и предлагает комплексный подход к контролю усвоения учебного материала -как в ходе аудиторных занятий, так и самостоятельных. Для подготовки к коллоквиуму студенты заблаговременно получают у преподавателя, ведущего соответствующий предмет, задания, изучают рекомендованные и самостоятельно выявленные литературные источники и нормативные акты, а при возможности –и практический материал.

Ответственный этап: конспектирование источников, запись основных принципиальных положений изучаемых текстов, цитирование наиболее значимых мыслей автора.

Важная часть - анализ журнальных статей, которые вышли в свет после того, как основная библиография уже была составлена. Здесь открываются возможности для самостоятельного выбора студентов.

 Коллоквиум может быть проведен как в форме беседы с отдельными студентами и с группой в целом, так и в форме ответов на вопросы билета.

Или же как третий вариант: обсуждение научных сообщений, сделанных студентами данной группы.

Конкретные формы проведения коллоквиума определяет преподаватель. Аналитический обзор литературы проводится как в устной, так и в письменной форме.

Текущий контроль осуществляется в ходе проведения семинарских и практических занятий по следующим критериям: посещаемость занятий, наличие конспектов лекций, учебного материала, выступления на семинарских и практических занятиях.

В начале сентября студентам объявляются вопросы для самостоятельной подготовки к коллоквиуму, указывается литература (следует указать, что литература не носит исчерпывающего характера), объявляются критерии оценки. Дополнительно доводятся до сведения утвержденные кафедрой дни консультации преподавателя. Коллоквиум проводится на практическом занятии. От него никто не освобождается, задействованы все студенты. По каждому вопросу выслушивается основной докладчик. Правильная организация обсуждения позволит заинтересовать присутствующих, вовлекая в творческий мыслительный процесс. Неудовлетворительная подготовка считается академической задолженностью.

На самостоятельную подготовку к коллоквиуму студенту отводится 1-3 недели. Подготовка включает в себя изучение рекомендованной литературы и составление конспекта.

Критерии оценки коллоквиума:

-глубокое и прочное усвоение программного материала, относящегося к рассматриваемой проблеме;

-полные, последовательные, грамотные и логически излагаемые ответы;

-степень добросовестности работы с литературой;

-наличие составленного конспекта по проблематике коллоквиума;

-уровень понимания проблемы (умеет раскрыть рассматриваемую проблему и высказать свое отношение к проблеме, отстаивать правоту своих суждений, умение аргументировать свое мнение);

-знание различных точек зрения, высказанных в учебной и научной литературе, по соответствующей проблеме, умение сопоставлять их между собой;

-своевременность подготовки к коллоквиуму.

 

7 Методические рекомендации по решению задач и заданий.

Решение любой задачи – процесс сложной умственной деятельности. Реальные объекты и процессы в задаче бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение и исследование модели как мощного орудия познания.

Характеристика решения заданий и задач:

1) предварительный анализ материала;

2) перевод словесной информации в модель;

3) преобразование модели;

4) соотнесение результатов с реальностью (текстом).

После ознакомления с условиями задачи (задания) студент должен внимательно изучить рекомендованную литературу и соответствующее законодательство. Для того чтобы успешно справиться с поставленными задачами, важно, прежде всего, уяснить их содержание. Внимательно прочитав условие, проанализировать обоснованность доводов спорящих сторон, оценить правомерность применения той или иной нормы права, указанной в условии задачи. Выявите нарушение, если условие предполагает данный вывод или сформируйте процессуальный документ, если задание на это направлено. Ответы на вопросы задач должны быть обоснованы конкретными нормативно-правовыми актами и аргументированы.

8 Методические рекомендации по написанию эссе

 

Эссе (с французского еssai — «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ.

Жанр эссе предполагает свободу творчеству. Эссе — это размышление над какой-нибудь проблемой. Поэтому в эссе допускается полемика с другими авторами (их точкой зрения). Цитировать других авторов можно, но умеренно и к случаю. Эссе — это абсолютно самостоятельная работа, написанная собственным стилем и языком, поэтому, чем меньше цитат, тем лучше.

На первом плане эссе — личность автора – студента. Его мысли, чувства, отношения к миру становятся основой для сочинения. При написании эссе могут возникнуть трудности. Это и подборка темы, и стиль написания, и нестандартный взгляд на какую-нибудь проблему.

Кроме этого, чтобы написать эссе, надо знать отличия в стиле эссе:

- образность;

- афористичность;

- парадоксальность.

 Для передачи личного восприятия, освоения мира автор эссе:

- привлекает многочисленные примеры;

- проводит параллели;

- подбирает аналогии;

- использует всевозможные ассоциации.

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

- метафоры;

- аллегорические и притчевые образы;

- символы;

- сравнения.

 Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

- непредсказуемые выводы;

- неожиданные повороты;

- интересные сцепления.

Специфика жанра эссе:

- заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого;

- свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон;

- если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция;

- Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль — требование жанра.

   Так, например, при написании эссе на тему «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей» студент может указать, что устройство ребенка, который по каким либо причинам остался без своих законных представителей является важным направлением деятельности государства. Она включает в себя множество государственно-правовых аспектов, что свидетельствует о постоянной актуальности исследуемой проблемы.

Дело в том, что в основе проблема социального сиротства является наиболее острой в настоящее время и забота государства о таких детях является наиболее первостепенной. В настоящее время имеется ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Согласно данному закону в РФ существует несколько банков данных.........................

Однако такой подход не решает ряд как правовых проблем, так и социальных. А именно....................................................

В связи с изложенным представляется актуальным и обоснованным создание....................................................................................................................................

9 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Учебным планом предусмотрено написание контрольных работ, целью которых является закрепление и расширение полученных теоретических и практических знаний по специальности, применение этих знаний при решении конкретных задач и вопросов.

Выполнение письменных работы способствует углублению знаний, полученных во время лекционных и семинарских занятий, формированию умения корректно и аргументировано обосновать свою точку зрения, развивает мышление и речь. Эти умения и навыки необходимы студенту в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Выполнение контрольной работы способствует углублению знаний, полученных во время лекционных и семинарских занятий, формированию умения корректно и аргументировано обосновать свою точку зрения, развивает мышление и речь. Эти умения и навыки необходимы студенту в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на следующие этапы:

а) выбор темы и составление предварительного плана работы;

б) сбор научной информации, изучение литературы;

в) анализ составных частей проблемы, изложение темы;

г) обработка материала в целом.

Общими требованиями к контрольным работам являются:

1) целевая направленность;

2) четкость построения;

3) логическая последовательность;

4) убедительность аргументации;

5) краткость и ясность формулировок;

6) творческий подход к написанию работы;

7) правильность и обоснованность выводов;

8) стиль изложения;

9) грамотное оформление.

4 Исходя из общих требований, контрольная работа должна:

- представлять самостоятельное исследование одной из актуальных проблем семейного права;

- показать умение студента делать теоретические обобщения и практические выводы в избранной теме;

- отличаться логичностью, аргументированностью, достоверностью фактов, проблемным творческим подходом, научной объективностью;

- быть правильно оформленной (научный аппарат, язык, стиль, четкость структуры, аккуратность исполнения и т.д.) и представленной в надлежащие сроки;

- полностью раскрывать тему, основываясь на источниках и интерпретации исследовательской литературы.

Контрольная работа по дисциплине «Семейного право» должна соответствовать современному состоянию и перспективам развития законодательства в сфере предпринимательства. В связи с чем, студент, при ее написании, должен учитывать все последние изменения законодательной базы. Контрольная работа заключается в подробном письменном ответе на вопросы на основе самостоятельно обработанной информации. Все ответы на вопросы должны быть обоснованы ссылками на современное законодательство и правоприменительную практику.

Контрольная работа должна быть написана правильным литературным языком, не должна содержать орфографических ошибок.

Текст выполняется на листах формата А4 (210х297 мм) по ГОСТ 2.301.

Текст выполняют одним из следующих способов:

– с применением печатающих устройств вывода ЭВМ (ГОСТ 2.004);

– рукописным способом;

– машинописным способом.

Контрольная работа по дисциплине «Семейное право» должна соответствовать современному состоянию и перспективам развития семейного законодательства. В связи с чем, студент, при ее написании, должен учитывать все последние изменения законодательной базы. Контрольная работа заключается в подробном письменном ответе на вопросы на основе самостоятельно обработанной информации. Все ответы на вопросы должны быть обоснованы ссылками на современное законодательство и правоприменительную практику.

Контрольная работа должна быть написана правильным литературным языком, не должна содержать орфографических ошибок.

Текст выполняется на листах формата А4 (210х297 мм) по ГОСТ 2.301-68.

Варианты контрольных работ подразделяются в зависимости от первой буквы фамилии следующим образом:

 

Вариант 1 - от А до В

Вариант 2 - от Г до Д;

Вариант 3 - от Е до З;

Вариант 4 - от И до К;

Вариант 5 - от Л до Н

Вариант 6 - от О до Р;

Вариант 7 - от С до У;

Вариант 8 - от Ф до Ц;

Вариант 9 - от Щ до Э;

Вариант 10 - от Ю до Я.

 

Пример решения контрольной работы

 

Содержание

 

1 Понятие и значение брачного договора. Содержание брачного договора……………….….3

2 Правовое регулирование усыновление при наличии иностранного элемента…………….10

3 Задача № 2………………………………………………......…………………………..………..19

Список использованных источников.......................………………….....................................…25

 

 

Понятие и значение брачного договора. Содержание брачного договора

                     

Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и(или) в случае его расторжения.

Основная цель брачного договора - определение правового режима имущества супругов или лиц, вступающих в брак, включая возможность изменения законного режима и иных имущественных взаимоотношений.

Предмет брачного договора - это совокупность имущественных прав и обязанностей супругов, подпадающих под законный режим общего имущества супругов, а также любых иных имущественных прав и обязанностей супругов, которые принадлежат или будут принадлежать супругам в силу норм гражданского законодательства

В юридической науке высказана точка зрения, согласно которой существенным условием брачного договора является изменение «правового режима имущества супругов по сравнению с установленным законом режимом общности приобретений»[1].

В СК РФ говорится о лицах, «вступающих в брак». Таким образом, заключить брачный договор имеют право не только супруги, но и лица, которые только собираются зарегистрировать брак, то есть подавшие заявление о заключении брака в ЗАГС.

Договор должен быть заключен в письменной форме и удостоверен нотариусом. Брачный договор удостоверяет как государственный нотариус, так и нотариус, занимающийся частной практикой. За удостоверение брачного договора нотариусом лица, заключающие договор, обязаны заплатить государственную пошлину - 500 руб. (подп. 10 п. 1 ст. 333.24 НК РФ). Государственная пошлина уплачивается лицами, вступающими в брак, или супругами в равных долях (п. 2 ст. 333.18 НК РФ) до обращения к нотариусу (подп. 3 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Брачным договором супруги вправе определить:

1 Режим имущества супругов. Супруги вправе установить, что их имущество является совместной собственностью, долевой или раздельной. Любое из этих решений может быть принято в отношении всего имущества либо его отдельных видов, как в отношении уже имеющихся вещей, так и тех, что появятся в будущем. СК РФ предусмотрена также возможность изменения брачным договором правового режима имущества, принадлежащего каждому из супругов (в том числе, очевидно, добрачного имущества; имущества, приобретенного каждым из супругов в результате принятия в дар или перешедшего ему по наследству).

 Следует помнить, что в отношении имущества, не названного в брачном договоре, будет сохраняться его законный правовой режим - режим общей совместной собственности.

А.В. Слепакова, анализируя положения СК РФ, приходит к выводу, «что законодатель разрешил мужу и жене вносить изменения в законный режим: предусмотреть права и обязанности по управлению и распоряжению совместным имуществом, отличные от закрепленных в ст. 35 СК РФ, - предоставить одному из них право совершать некоторые сделки без согласия другого или, наоборот, закрепить необходимость получения письменного согласия для безвозмездных отчуждений и т.д.»[2]. Схожие, но более осторожные мнения о возможности изменения установленного СК РФ содержания правового режима общей совместной собственности высказаны М.В. Антокольской. Она считает возможным предусмотреть в договоре, что все сделки свыше определенной суммы будут совершаться каждым из супругов только с письменного согласия другого[3]. Ее позицию в целом поддерживает О.Н. Низамиева[4]. Более того, в п. 5.6 Информационного письма Московской областной регистрационной палаты от 1 ноября 2002 г. № РП-ИСХ1769 «О порядке применения ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации при проведении государственной регистрации» регистрационным органам указано на то, что в заключенном между супругами брачном договоре может быть предусмотрена возможность отчуждения недвижимого имущества без согласия другого супруга[5].

 2 Свои права и обязанности по взаимному содержанию друг друга, как в период брака, так и в случае его расторжения[6].  При этом супруги вправе отступить от законного порядка алиментирования, поскольку речь идет о предоставлении содержания, а не об алиментах, которые являются его разновидностью. То есть супруги вправе устанавливать права и обязанности по взаимному содержанию друг друга вне зависимости от таких категорий, как нуждаемость, нетрудоспособность, уход за общим несовершеннолетним ребенком и т.д.

3 Способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов.

 Под доходами понимаются поступления, полученные в результате физического и интеллектуального труда, денежные поступления от вещей, обусловленные их участием в гражданском обороте. В более широком смысле под доходами понимаются не только денежные, но и натуральные поступления от имущества, а именно плоды (урожай с приусадебного участка, приплод домашних животных и т.п). В качестве примера участия в доходах друг друга можно привести следующее условие: «проценты по вкладу, принадлежащему одному из супругов, являются собственностью второго либо 1/5 от зарплаты мужа является личной собственностью жены».

Супруги вправе определить и порядок несения каждым из них семейных расходов. Это могут быть как обычные повседневные семейные расходы (на питание, одежду, приобретение медикаментов, транспортные расходы, оплата жилья и коммунальных услуг и т.п.), так и расходы, связанные с обучением и содержанием детей, улучшением общего имущества или имущества каждого из супругов, расходы на организацию отдыха.

4 Имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака.

При этом следует отличать брачный договор от соглашения о разделе имущества, поскольку:

- субъектами брачного договора являются лица, вступающие в брак, и супруги, а субъектами соглашения о разделе имущества – супруги и бывшие супруги;

 - имеет место разнонаправленность: при заключении соглашения о разделе имущества бракоразводная ситуация уже существует, а в брачном договоре говорится об этом в будущем времени;

 - различны требования законодателя к форме соглашений;

 - предметом соглашения о разделе имущества только существующее имущество, а предметом брачного договора может быть и имущество, которое возможно будет приобретено в будущем.

5 Другие положения, касающиеся имущественных отношений супругов. К таким положениям можно отнести, например, условие о предоставлении членам семьи в пользование жилой площади, принадлежащей на праве собственности одному супругу, обязательство по оказанию материальной помощи родителям другого супруга и др.

Однако свобода брачного договора не безгранична.

Семейным законодательством РФ запрещено включать в содержание брачного договора следующие условия:

1) ограничивающие правоспособность или дееспособность супругов (будущих супругов). Так, ничтожными будут следующие положения брачного договора:

- запрет на трудовую деятельность («обязуюсь оставить работу и всецело посвятить себя служению семье»);

 - запрет на проживание отдельно от супруга;

 - запрет на заключение гражданско-правовых сделок (например, договоры дарения) и т.д;

2) об отказе на право обращения в суд за защитой своих нарушенных прав. Такое ограничение логически вытекает из общего правила процессуального законодательства, закрепленного в ст. 3 ГПК РФ, согласно которому отказ от права на обращение в суд ничтожен. Так, ничтожным согласно п. 2 ст. 44 СК РФ будет положение брачного договора, обязывающее одного из супругов не обращаться в суд с заявлением о взыскании алиментов на том основании, что по брачному договору в его собственность перешла квартира другого супруга;

3) регулирующие личные неимущественные отношения между супругами. Нельзя обязать любить, уважать, хранить верность, поскольку они не могут быть исполнены принудительно. Кроме того, в данном случае будут нарушены права на неприкосновенность частной жизни и личную тайну. В практике встречаются брачные договоры, в содержание которых включены обязательства супругов хранить друг другу супружескую верность, отказаться от каких-либо вредных привычек, повысить свой общеобразовательный и культурный уровень, не допускать совершения противоправных или просто неуважительных поступков по отношению друг к другу и т.п. Подобные условия не могут быть включены в брачный договор. Несмотря на то, что супруги имеют право установить в брачном договоре обязанность одного из супругов передать то или иное имущество, они не вправе увязывать возникновение таких обязанностей с примерным поведением супругов в браке. Включение такого условия в договор, на наш взгляд, должно расцениваться как попытка урегулировать неимущественные отношения. 

Таким образом, личные взаимоотношения супругов, хотя бы и соответствующие общепринятым нормам морали и нравственности, предметом брачного договора быть не могут;

4) регулирующие права и обязанности супругов в отношении детей. Во-первых, субъектами договора являются лица, обладающие статусом супругов, а не родителей. Во-вторых, недопустимо приравнивать ребенка к вещи[7]. Дети являются самостоятельными субъектами семейных отношений, поэтому все вопросы, касающиеся их прав, должны решаться с учетом их мнения (ст. 57 СК РФ) и только в их интересах, которые определяются в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела и именно на момент рассмотрения вопроса;

5) ограничивающие право нетрудоспособного, нуждающегося супруга на получение содержания. Согласно ст. 89 СК РФ супруги обязаны материально поддерживать друг друга. В случае отказа от такой поддержки и отсутствия между супругами соглашения об уплате алиментов, нетрудоспособный нуждающийся супруг имеет право требовать предоставления алиментов от другого супруга в судебном порядке. Алиментные обязательства могут быть предметом соглашения между супругами, но в брачном договоре нельзя установить размер алиментов ниже гарантированного по закону;

6) которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение. Термин «крайне неблагоприятное положение» - оценочное понятие, не раскрытое законодателем. Данное положение включено законодателем для защиты прав и законных интересов супруга, который под воздействием личных мотивов, чувства привязанности, личной зависимости, чрезмерного доверия другой стороне - подпишет договор, который в дальнейшем приведет к существенному нарушению его прав. Судебная практика признает крайне неблагоприятным положением условия брачного договора, согласно которому «один из супругов полностью лишается права собственности на имущество, нажитое супругами в период брака»[8].

При включении данного условия брачный договор будет иметь некоторое сходство с кабальной сделкой. Разница состоит в том, что согласно ст. 179 ГК РФ для признания сделки кабальной потерпевшему необходимо будет доказать невыгодность условий сделки, стечение тяжелых обстоятельств и умысел контрагента, воспользовавшегося сложившимися обстоятельствами, в то время как для признания ничтожными положений брачного договора, ставящих одного из супругов в крайне неблагоприятное положение, достаточно самого факта такого «поставления»[9];

7) противоречащие основным началам семейного законодательства. Недопустимость противоречий брачного договора общим началам семейного законодательства открывает широкий простор для судебного усмотрения. Основными началами семейного законодательства, которые могут быть учтены в данном случае, указаны ст. 1 СК РФ;

8) содержащие элементы завещания[10], то есть устанавливающие возможность распорядиться имуществом на случай смерти кого-либо из супругов. Завещание является односторонней сделкой, носящей исключительно личный характер; на составление завещания не требуется согласие других лиц, и тем более недопустимо взаимное согласование условий завещания двумя и более лицами. К тому же отношения, складывающиеся при включении данного условия, являются предметом наследственного, а не семейного права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.078 с.)