Раздел 1. Методика организационной работы в творческом коллективе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Методика организационной работы в творческом коллективе



Сущность и специфические особенности деятельности творческого коллектива (признаки коллектива, цели, задачи, формы)

Что такое коллектив?

Определение понятия коллектива по А.С. Макаренко: "Коллектив - это свободная группа людей, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности.

Признаки коллектива:

1. Коллектив художественной самодеятельности - добровольное объединение для совместного осуществления цели в свободное от основных занятий время.

2. Единая цель - осуществление максимальной самореализации личности через совместную художественно-творческую деятельность.

3. Организационное оформление группы - наличие руководителя, органов самоуправления.

Отличительные признаки творческого самодеятельного коллектива:

ü Функционирует в сфере свободного времени (осуществляется в часы досуга).

ü Деятельность добровольная.

ü Деятельность общедоступная.

ü Деятельность осуществляется в связи с внутренними потребностями личности.

ü Организуется под руководством специалиста (педагога, руководителя) определенного вида и жанра художественной деятельности.

ü Участники непосредственно включены в деятельность по созданию художественного произведения.

ü Коллектив является демократической организацией, т.к. руководитель учитывает интересы своих участников, наличие органов самоуправления.

ü Участники коллектива демонстрируют свои художественные ценности зрителям.

 

Коллектив самодеятельного творчества - демократическая саморазвивающаяся организация людей, основанная на общности интересов, принципах добровольности и общедоступности, объединенная относительно стабильной совместной деятельностью в сфере свободного времени.

 

В любом творческом коллективе проявляются два взаимосвязанных процесса воспроизводящий и творческий. Оба они необходимы как для получения практических результатов, так и для духовного развития личности.

Воспроизводящая деятельность не открывает принципиально новых способов решения задач и завершается производством продуктов уже известного качества. Эта деятельность способствует накоплению знаний, умений и навыков. (н-р, репетиция).

Творческий процесс не всегда эквивалентен профессиональному творчеству. Профессиональная творческая деятельность дает обществу принципиально новые материальные и духовные ценности. А плоды творческого коллектива обогащают его массой новых творческих личностей. (в профессиональной деятельности – используя способности творческой личность создаем шедевр, а участие в творческом коллективе раскрывает способности).

Специфика работы творческого коллектива заключается в двойственности его природы, характера (с одной стороны учимся, с другой раскрываем свои способности, создаем шедевры).

 

Любой коллектив может существовать только тогда, когда он развивается, неустанно двигаясь к общей цели. Специфика творческих коллективов заключается в том, что участники самодеятельности и работники культурно-досуговых учреждений сами выбирают перспективные цели и текущие задачи коллектива, сами определяют способы решения этих задач.

Цели творческого коллектива:

Технология создания коллектива самодеятельного творчества.

Лекция 4.1 Планирование как элемент организованной работы творческого коллектива

 

План лекции:

1. Планирование.

2. Виды планов.

Планирование - это обоснованная разработка приемов и результатов деятельности на определенный период.

Планы, разрабатываемые и используемые в сфере культуры, различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня принятия плановых решений, степени директивности и сроков, на которые они рассчитаны. В зависимости от уровня принятия планового решения планы делятся на:

ü федеральные,

ü региональные,

ü областные,

ü городские,

ü районные,

ü планы учреждений и организаций и их подразделений,

ü индивидуальные.

 

В зависимости от степени директивности, т.е. обязательности выполнения, различаются планы:

ü прогнозные - выражающие некоторые ориентировочные представление о планируемом периоде. Прогнозные планы представляют собой выявление наиболее вероятных тенденций развития сферы.

 

ü рекомендательные - содержащие установочные рекомендации; показатели рекомендательных планов носит контрольный характер.Это означает, что учреждение свою деятельность должно построить так, чтобы обеспечить достижение показателей не ниже контрольных.

 

ü директивные - подлежащие обязательному выполнению.В директивных планах содержится четкое определение заданий в цифровых показателях с указанием четких сроков выполнения.

 

В зависимости от сроков, на которые разрабатываются планы, они делятся на: перспективные (среднесрочные и долгосрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные).

Долгосрочные планы разрабатываются на срок не менее 5 лет. В сфере культуры такие планы разрабатываются на федеральном и региональном уровнях.

Среднесрочное планирование охватывает период от года до 5 лет и отличается обычно большей детализацией.

К краткосрочным относятся планы, разрабатываемые на срок до года, а также оперативные планы. В них конкретизируются задания перспективных планов на текущий год, квартал, месяц, неделю. Поэтому краткосрочные планы называются также планами текущей работы. Текущее планирование осуществляется на тех же уровнях, что и перспективное, а также на уровне отдельных учреждений и их подразделений (в том числе самодеятельных коллективов). Наиболее полно деятельность учреждений культуры выражается в годовых планах работы. Дальнейшая детализация и конкретизация плановых заданий достигается в квартальных, месячных, а также других оперативных планах работы. К оперативным относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день, а также оперативные индивидуальные планы.

 

В основе любого плана лежит выработка целей. Цели бывают близкие, достижимые, перспективные и далекие. Цели определяют задачи, которые следует решить для достижения поставленной цели.

 

Существуют несколько методик разработки целей на планируемый период, разработка любого плана предполагает последовательное прохождение следующей цепочки:

ü ЦЕЛИ - представление о желаемом результате

ü ЗАДАЧИ - которые необходимо решить для достижения каждой цели

ü ДЕЙСТВИЯ - которые необходимо выполнить для решения задач

ü ОБЕСПЕЧЕНИЕ - материальное, финансовое, кадровое и т.д., необходимое для выполнения плана.

 

Лекции 4.2 Годовой план учебной работы

План лекции:

1. Содержание и цели годового плана.

2. Примерная структура плана коллектива художественной самодеятельности

Планирование организует и дисциплинирует деятельность коллектива самодеятельного творчества. Руководитель, планируя свою деятельность и деятельность коллектива, может опираться на следующие источники:

ü планы предыдущего года;

ü планы учреждения культуры, в котором функционирует (как текущие, так и перспективные);

ü календари знаменательных дат (городского, федерального, мирового уровня);

ü социальные заказы;

ü положительный опыт аналогичного самодеятельного коллектива;

ü традиции коллектива или учреждения культуры;

ü информация о направленности досуговых интересов участников самодеятельности, и пожелания;

ü творческие планы самого руководителя.

 

Структура плана может варьироваться самим руководителем. Целесообразно всю творческо-производственную деятельность разделить на несколько блоков, такие, как организационно-методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеучебная работа, концертная деятельность. Каждый блок может наполняться, к примеру, таким содержанием:

Примерная структура плана коллектива художественной самодеятельности

 

Раздел I. Организационно-методическая работа

1. Дополнительный набор участников в коллектив

2. Подготовка помещений, аудитории (капитальный или косметический ремонт, оснащение, приобретение реквизита, учебных пособий, нотной и театральной литературы и т.д.)

3. Проведение собраний

4. Выбор нового актива, отчет актива о проделанной работе

5. Изменение устава

6. Изучение потребностей, запросов населения (проведение социологических исследований в этом направлении).

 

Раздел II. Учебно-воспитательная, творческая работа

1. Постоянное освоение разделов учебной программы от простого к сложному:

а) занятия по актерскому мастерству, технике речи и
художественному слову в драматическом кружке

б) занятия по музыкальной грамоте, сольфеджио, по постановке голоса, вокальному мастерству в хоровых коллективах

в) классический и характерный тренаж, знакомство с теорией и историей хореографии в хореографических коллективах

г) тренаж по физическому развитию и технике циркового искусства в цирковых коллективах

д) обучение навыкам игры на музыкальных инструментах в оркестрах и вокально-инструментальных коллективах и т.д.

2. Постановочная работа (балетмейстерская, режиссерская, дирижерская работа)

3. Репетиционная работа (отработка поставленных номеров, спектаклей, этюдов, композиций, музыкальных произведений и т.п.)

 

Раздел III. Внеучебная работа

1. Посещение учреждение культуры и искусства (концертов, спектаклей, выставок)

2. Встречи с деятелями культуры и искусства, профессиональными артистами, танцорами, музыкантами, профессиональными и самодеятельными творческими коллективами и т.п.

3. Проведение мероприятий внутри коллектива (празднование дней рождения участников, коллектива, встреча Нового года, посвящение новичков в участники коллектива и т.д.

 

Раздел IV. Концертная деятельность

1. Концерты на уровне учреждения культуры, района, города, области.

2. Гастрольная деятельность.

Участие в конкурсах, фестивалях, чемпионатах.

 

Обсуждение и утверждения графика работы творческого коллектива проходит на общем собрании всего коллектива. Планирование деятельности и график работы создаются с учетом пожеланий и возможностей членов коллектива.

 

Лекция 4.3 План выпуска спектакля

План лекции:

1. Период идеи

2.Подготовительный период.

3. Производственный период.

4.Репетиционный период.

5.Выпускной период.

6. Премьера.

1. Период идеи

ü Появление в долгосрочных планах театра новой постановки.

ü Специфика театра, художественный руководитель театра, прогнозы на зрителя. Формирование постановочной бригады (режиссер, балетмейстер, художник- оформитель и т.д.)

ü Появление спектакля в ближайших планах театра.

ü Заключение договоров с конкретными творческими исполнителями и приказ по театру о новой постановке.

 

2.Подготовительный период.

ü Изготовление макета спектакля.

ü Работа над планировками спектакля.

ü Обсуждение макета на техническом совете театра с приглашением специалистов, составление предварительного графика выпуска спектакля. Художественный совет театра. Создание габаритных чертежей.

ü Разработка проектно-расчетной документации.

ü Создание рабочих чертежей на декорацию, мебель, бутафорию.

ü Расчет силовых конструкций (станков, подвесных конструкций) на прочность и жесткость.

ü Составление предварительной сметы спектакля на декорацию, мебель, бутафорию, костюмы и др. затраты на спектакль.

ü Составление заявки на материалы.

ü Составление окончательного графика выпуска нового спектакля.

 

3. Производственный период.

ü Составление графика производства декораций, костюмов, бутафории. Формы контроля изготовления материального оформления спектакля.

ü Составление сметы затрат производства материального оформления.

ü Заявка на материалы. Определение трудозатрат и количества занятых на производстве специалистов. Приобретение материалов для производства спектакля.

ü Изготовление жесткой и мягкой декорации, бутафории, живописных завес, костюмов, головных уборов, париков.

ü Приобретение дополнительного оборудования.

ü Прием материального оформления нового спектакля под материальную ответственность начальниками эксплуатационных цехов.

 

4.Репетиционный период.

ü Составление плана сценического выпуска спектакля.

ü Репетиции спектакля в классах.

ü Составление выписки мебели и реквизита.

ü Подбор мебели, выгородок и костюмов для выгородочных репетиций.

ü Репетиции на малой либо репетиционной сцене в выгородках.

ü Репетиции в выгородках на основной сцене.

ü Приемка декораций на сцене по картинам.

ü Примерка костюмов на сцене.

ü Репетиции в выгородках на основной сцене с частичной подачей готовых элементов декораций и костюмов.

ü Монтировочные репетиции.

ü Световые репетиции.

ü Работа мебельно-реквизиторской группы.

ü Работа над гримом.

 

5.Выпускной период.

ü Календарный план выпуска спектакля.

ü Репетиции с актерами по актам.

ü Репетиции прогонные.

ü Генеральные репетиции.

 

6. Премьера.

 

Лекция 2.2 Содержание воспитательной работы

 

План лекции:

1. Компоненты содержания воспитательной работы.

2. Методы воспитания.

3. Выбор актива, распределение обязанностей среди его членов.

 

    Содержание воспитания является источником и условием формирования потребностей человека, его интересов и убеждений. Сюда входят пропагандируемы и усвояемые людьми занятия в форме фактов, понятий, принципов, законов. Для формирования ценностных установок личности исполнителя системы идей, норм, правил, образцы поведения в виде примеров из реальной жизни и художественных образов, событийная информации.

    Параллельно идет и регулируемое руководителем накопление личностью собственного опыта – этот опыт является компонентом содержания воспитательного процесса.

 

Методы воспитания

1. Внушение – система действий и операций, с помощью которых педагог стремиться передать участникам отношение к художественному произведению, явлениям и процессам жизни, фактам.

2. Убеждение – руководитель воздействует на сознание и мышление участников. Аргументы должны быть настолько документальны, чтобы участники поняли и почувствовали их убедительность.

3. Побуждение призыв к действию.

4. Поощрение – выделить и закрепить положительные действия участников.

    Формы: одобрение (правильно, молодец), похвала (более развернутое отношение к поступку).

5. Наказание – сдерживание негативных поступков. Форма: обсуждение, недовольство, замечания, предупреждение, наказание.

    Желательно, чтобы поощрение и наказание как бы исходили от самих участников, его актива, а не только от руководителя (это демократический тип руководителя).

Раздел 3. Учебная работа

 

Раздел 1. Методика организационной работы в творческом коллективе

Лекция  1.1 Место творческого коллектива в системе досуговой социальной деятельности учреждений культуры

 

План лекции:

1. Творческий коллектив как одна из форм досуговой деятельности учреждения культуры.

2. Сущность и специфические особенности деятельности творческого коллектива (признаки коллектива, цели, задачи, формы).

3. Цели творческого коллектива.

 

Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры.

Что такое учреждение культуры?

Учреждения культуры - российские государственные (в том числе ведомственные) и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры. Т. е. учреждения, где личность получает определенное эстетическое воспитание (культурное (ознакомление с традициями), историческое (постановка или просмотр исторических спектаклей, фильмов и т.д.). Процесс воспитания и образования личности в учреждении культуры происходит двумя путями:

1. Пассивного зрителя (н-р: театр, кино-театр, концерт и т.д.) (кинотеатр «Альянс»)

2. Активного участника (н-р: участник праздника, участник творческого коллектива). (ГДК)

Задача учреждений культуры – организация досуга населения. Досуг может быть как активным (участник), так пассивным (зритель) в зависимости от потребностей отдельных граждан или социальных групп.

Для того, чтобы организовать этот досуг нужен творческий коллектив. Творческий коллектив может быть маленьким, такой как кружок, студия, ансамбль и т.д., а может быть большим и сочетать в себе наличие и кружка и студии и т.д., т.е. творческий коллектив, например, дворца культуры.

Творческий коллектив как одна из форм досуговой деятельности учреждения культуры

 

Хорошо продуманная организация работы творческих коллективов – один из путей решения задач, стоящих перед учреждением культуры, а именно:

1. Способствовать всестороннему гармоническому развитию личности. Т.е. построить систему действий и отношений, стимулирующих человека к рациональному использованию свободного времени (т.е. досуга), к постоянному повышению его культурного уровня, к приобретению полезных навыков и привычек. 

 

2. Формированию полезных качеств личности. Через творчество человек не только осваивает в художественной форме явления действительности, поведенческие стереотипы, но и преобразует себя как личность с определенными нравственно-эстетическими установками.

 

3. Любая общественно-полезная деятельность содержит в себе определенные возможности. Но для того, что бы возможности проявились в полную силу, нужны специальные педагогические усилия. Участие в творческом коллективе может иметь локальное педагогическое значение (развитие художественных навыков и умений, расширение знаний по искусств и т.п.).Педагогический процесс можно рассматривать как самостоятельное направление (н-р, студии, кружки) и как всеохватывающий процесс, пронизывающий собой все аспекты деятельности коллектива, его руководителя. Требуется знание соответствующих форм и методов организации учебно-творческой, репетиционной и образовательной работы среди участников (н-р, хореографический коллектив, театральный коллектив (репетиции, постановка новых номеров и спектаклей, руководитель объясняет, учит)).

 

4. Творческий коллектив базируется и на системе общения, т.е. практическая деятельность включает в себя и отношение к людям. Это обстоятельство еще более увеличивает педагогический эффект занятий в творческом коллективе. (н-р, коллектив ДПИ (бабушки что-то мастерят и общаются друг с другом и с руководителем. И чему-то учатся, и общаясь проводят свой досуг).

 

5. В системе социальной досуговой деятельности работа творческого коллектива обладает высоким воспитательным потенциалом благодаря тому, что люди включаются в нее только по собственному желанию. Участники коллектива включаются в поиски новой информации, сравнивают, анализируют, открывают ранее неизвестное, принимают участие в создании и популяризации эстетических ценностей. Принимают активную жизненную позицию.

 

Таким образом, учреждение культуры выполняет свои задачи и воздействует на те или иные социальные группы через их участие в творческом коллективе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 2376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.078 с.)