Танок» – элемент хореографии Белгородско – Курского региона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Танок» – элемент хореографии Белгородско – Курского региона



В верхнем течении реки Псёл и ее притоков выделяется локальная традиция, которая охватывает несколько южных районов Курской области (Суджанский, Беловский, Обоянский, Больше-Солдатский, частично Медвенский и Пристенский), а также северо-западные районы Белгородской области - Ивнянский и Ракитянский, частично Прохоровский и Борисовский, которые ранее входили в состав Курской губернии. Яркая и самобытная культура Курско-Белгородского пограничья привлекает внимание исследователей на протяжении многих десятилетий. Отличительным признаком местной традиции является чрезвычайно развитая хореографическая культура, которая реализуется в двух традиционных жанрах: танок и хоровод (в местном произношении «карагод»). Хореографические жанры являются централизующим компонентом местной традиции, преобладают в репертуаре певцов и оказывают заметное влияние на всю систему музыкальных жанров, что проявляется как в структурной организации напевов, так и в исполнительской манере.

«Танки - это хороводы преимущественно плясового характера с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур. Танки исполняются только под пение.

Трудности в жанровой дифференциации танков в выделении в них классификационных признаков связаны с тем, что они представляют собой синтетическое явление, сочетающее в себе несколько видов искусств: музыку, поэзию, хореографию.

Танки неоднородны они имеют массу вариантов хореографических композиций, которые различаются от села к селу. Ограничимся перечислением основных принципов построения таночных композиций:

1. Исполняемые на месте: а) на основе круга (с включением орнаментальных движений); б) на основе нескольких рядов (два - с одновременным или поочередным движением навстречу друг другу; четыре - с различными комбинациями смены расположения рядов).

2. С перемещением в пространстве: а) танки-шествия параллельными шеренгами; б) орнаментальные танки колонной или двумя колоннами с мотивами завивания, заплетания, виляния («кривой танок» и ему подобные).

Танок водят, его основная идея - перемещение в пространстве, имеющее определенную конечную цель. Чаще всего это движение к месту карагода (гуляния). Круговые формы танков отличаются от карагода: в карагоде участники двигаются индивидуально, в танке -согласованно, круговой танок водят - по солнцу.

Обращает на себя иерархичность участников танков и карагодов, которая также различна. В «кривом» танке (а также в танках «вилёк», «журавль», «щука», «ворота», «поясок», «плетень») всегда выделяются ведущие («танководники, «танководницы», «хазуны») и ведомые. Вожатый выделялся из всей остальной группы участников танка, получал статус «ритуального специалиста»: от него требовалось умение «вести» танок, организовать его пространственное воплощение. Этот особый статус часто подчеркивался и половозрастными отличиями: танководниками были, как правило, мужчины, зачастую пожилые; участницами танка - исключительно девушки брачного возраста и молодки, еще не родившие детей

Оппозиция танков проявляется и в их календарной приуроченности, что неоднократно отмечалось исследователями. Время исполнения танков ограничено в календаре. Крайними точками их вождения в отдельных случаях являются масленица (с. Крупец Беловского р-на Курской области) и Троица (с. Бегичево Обоянского р-на Курской области). Но наиболее часто упоминаются «разрешенные» дни Великого поста - Благовещение и Вербное воскресенье, иногда воскресные дни с 3-ей недели поста. Это время вождения «постовых», или «говеенских» танков. Другой период, изобилующий упоминаниями о вождении танков -пасхальная неделя, как правило, не с первого, а со второго дня после Пасхи. В тех селах, где начало вождения танков было приурочено к Пасхе, они длились до Красной горки или до «маргосок» - дня жен-мироносиц, 2-го воскресенья после Пасхи. Концентрация танков в этом периоде календаря говорит об их особой обрядовой функции - они являлись знаком ранневесеннего периода, который ощущался как время перехода к новому аграрному циклу. То, что в основе приуроченности исполнения танков первоначально лежала ориентация не на церковные праздники, а на природные приметы, видно из частых определений вроде «танки водють - как только земля чуть падсохня».

Танки водили всегда в светлое время суток - по неоднократным упоминаниям, «днём, после обедни».

Бытование танков только в ранневесенний период, участие в них особо выделенной социо -возрастной группы - девушек и молодаек - говорит об обрядовом происхождении этого хореографического жанра. Обилие форм реализации танков в пределах одной традиции объясняется тем, что традиция курско-белгородского пограничья относится к традициям вторичного формирования. Сложные процессы заселения Курского края в 16-17 веках привели к тому, что на одной территории встретились переселенцы из разных мест, относящихся к коренным территориям поселения восточных славян. Танки, несущие функцию календарного обрядового действа, дольше сохраняли свою специфику, сопротивлялись тенденциям консолидации разрозненных переселенцев в единую традицию.

Рассмотрим «танок» на примере песни «Улица широкая», записанной в селе Кустовое Яковлевского района.

УЛИЦА ШИРОКАЯ

УЛИЦА, УЛИЦА, ДА УЛИЦА ШИРОКАЯ.

ПРИПЕВ:

ОЙ. ЛЕЛИ ОЙ. ЛЕЛИ ДА ЛЕЛИ, ЛЕЛИ ОЙ, ЛЕЛИ

ТРАВУШКА, ТРАВУШКА, ДА ТРАВУШКА ШЕЛКОВАЯ.

МУРАВКА, МУРАВА, ДА ЗЕЛЕНАЯ.

РОСУШКА. РОСУШКА, ДА РОСУШКА СТУДЕНАЯ.

КТО ТОПТАЛ, КТО ЛОМАЛ, У ВОРОТ ТРАВКУ ШЕЛКОВУЮ

ТОПТАЛИ, ЛОМАЛИ КРАСНЫЕ ДЕВКИ ТАНКАМИ.

ПРОМЕЖ ТЕХ ДЕВУШЕК КРАСНАЯ ВОТ ОЛЬГУШКА.

НАДЪЕЗЖАЛ, НАДЪЕЗЖАЛ ДА МОЛОДОЙ ИВАНУШКА.

Поющие, взявшись за руки, согнув их в локтях, становятся в два ряда (стенки) друг против друга на расстоянии трех – четырех метров. Первая линия одновременно с началом песни идет на встречу второй линии простым, мелким шагом. В конце фразы на слово «широкая» вся первая линия (одновременно все) кланяется перед второй линией и отходят на свое место на припеве. (рис.1)

Рис.1 Рис. 2

На 2-ом куплете вторая линия (аналогично первой) проходят вперед, кланяется и возвращается на место. (рис.2) Участники 1 – ой линии в это время слегка притаптывают правой ногой на месте.

На 3 – ем куплете обе линии идут на встречу друг другу, приблизившись на расстоянии метра обе линии подпрыгивают друг перед другом и на припеве возвращаются в исходную позицию. (рис.3)

Рис. 3 Рис. 4

В 4 – ом куплете линии снова движутся навстречу друг к другу, встретившись, одна из линий поднимает руки, образуя «воротца», а участники второй линии, разомкнув руки проходят под ними. И линии на припеве идут дальше, занимая место противоположной линии. Таким образом линии меняются местами. (рис.5)

На следующем куплете (аналогично предыдущему куплету) обе линии снова идут навстречу друг другу и меняются местами. (рис.6)

На 6 – ом куплете линии вновь приближаются друг к другу и берутся за руку стоящего, напротив участника линии, образуя «ручеек», стоящие сзади участники хоровода по очереди проходят под «ручейком», выйдя на аванс сцену участники линий расходятся в противоположные стороны, образуя общую стенку, лицом к зрителю. На припеве идут вперед, останавливаются, на последнем слоге делают точку ударом ноги.

Плясовые хороводы

Дальнейшее развитие и распространение получили хороводы «плясовые», не связанные с конкретным отображением сюжета песни. Песни, сопровождающие их, в разных местах назывались по-разному: «круговые», «ходовые», «гулевые», «уличные», «таночные» и др. Плясовой хоровод представлял собой большую группу танцующих людей. Его главная особенность в том, что все пляшущие поют песни и в такт ее выполняют различные композиционные перестроения с одновременным исполнением традиционных движений. Таким образом, хореографическое начало в плясовых хороводах складывается из двух компонентов: пространственной композиции (рисунков, переходов) и движений, па.

Основным построением плясовых хороводов был круг. Участники его держались за платочки. Круг двигался в ту или иную сторону на месте, либо двигался при этом по улице, иногда выворачиваясь. Во многих  хороводах ходили «колонной», делали «ручеек», «стенка на стенку», заплетали «плетень» и т.д. О подобных построениях рассказывает и Н. Бачинская. Видимо, они были распространены повсеместно.

Основная масса хороводов исполнялась на простых шагах. Но вот, например, о хороводе «Ленок» А.А. Фенютин пишет, что участники в нем «ходили по кругу почти бегом». При словах «чеботами приколачивала» молодые женщины «усердно топали ногами об пол». В каждой области, районе, и даже в каждом населенном пункте есть что-то свое особенное, что отличает местный танцевальный фольклор. Это свои варианты известных хороводных песен, свои композиционные и стилистические особенности танцев, своя манера исполнения. Пословица «Что ни город, то норов. Что ни деревня, то поверье» точно передает состояние русского народного танца.

«Каждая область и даже отдельные села и деревни окрашивали, толковали обряд, игру, хоровод, пляску и даже коленца по-своему», - пишет К. Голейзовский. Это - следствие разных местных экономических, географических, этнографических, социальных условий, в которых происходило формирование традиций. Становление местных традиций народного танца осуществлялось в единстве индивидуального и коллективного творчества. Коллективность творчества стояла в том, что создатели и исполнители народных танцев всегда опирались на общенародный опыт и традицию и, вместе с тем, вносили в них новые черты и детали, приспосабливая его образы, стиль, характер к местным конкретным условиям исполнения.

В хороводных песнях мы наблюдаем перенос действия в обстановку, близкую исполнителям. Взять, например, повсеместно известную хороводную песню «Я поеду во Китай-город гулять». Она распространена во множестве вариантов. И почти везде в ней вместо «Китай-город» упоминается местные города: «Москва-город», «Казань-город», «Нева-город», «Ярославль-город», «Кострома-город» и пр. В песнях часто фигурируют и другие местные географические приметы (море, горы, реки, названия ближних сел и т.п.).

В песнях отражается и местная социально-бытовая обстановка. В многочисленных вариантах хороводной песни «На печке сижу, заплаты плачу» фигурируют душегрейка, шубейка, кокошник, ожерелье, коты и прочие предметы старинного крестьянского туалета. А в Ярославском варианте, например, упоминаемые наряды и украшения (полонес, шляпка, галоши, прикрасочки) отличаются своим городским характером, что особенно типично для быта Ярославской губернии, тесно связанной с городами благодаря отхожим промыслам.

В любом уголке России найдется свой вариант общерусской хороводной песни, отразившей в себе особенности местной природы, местного быта, местной художественной и исполнительской традиции.

Кроме вышеуказанных разновидностей хороводов - наборных, разборных, игровых, плясовых - в некоторых местностях появились свои местные хороводных формы. Н. Бачинская, например, сообщает о «ходечах», которые бытовали на севере, в Архангельской губернии. Хороводная культура Курской и Белгородской областей складывалась из «танков» и «карагодов». На Урале и в Сибири бытовали так называемые «малые хороводы» (с малым количеством участников).

Помимо хороводных форм в русской народной хореографии продолжают развиваться и плясовые формы (пляски, переплясы).

Я. Штелин писал о русской деревенской пляске, что она «состоит не из скачков и прыжков, а заключается в изящном и медленном движении дамы и в частых, глубоких сгибаниях и выпрямлениях кавалера или в его приседаниях, при которых ноги в коленках быстро вытягиваются и снова сгибаются».

Таким образом, в плясовых хороводах на первый план выдвигается не драматическое (игровое), а хореографическое начало. Рассмотрим это на примере песни «Ой, со вечера, с полуночи», записанной в селе Б. Быково Красногвардейского района.

«ОЙ, СО ВЕЧЕРА, С ПОЛУНОЧИ»

1. Ой, со вечера, с полуночи

Ой, со вечера, с полуночи

Головка болела

Головка болела.

1. Ой, все головушка моя болела

Ой, все головушка моя болела

Гулять захотела

Гулять захотела.

1. Ой, как пойду ж я разгуляюсь

Ой, как пойду ж я разгуляюсь

В зеленую рощу

В зеленую рощу.

1. Я вырублю, я высеку,

Я вырублю, я высеку,

Угожее древо

Угожее древо.

1. Да сделаю с того древа,

Да сделаю с того древа,

Звончатые гусли,

Звончатые гусли.

1. Гусли – мысли поиграйте,

Гусли – мысли поиграйте,

Позабавьте гостя,

Позабавьте гостя.

1. Гостя, гостя дорогого,

Гостя, гостя дорогого;

Батюшку родного,

Батюшку родного.

На 2 – ом куплете участники хороводов поворачиваются и двигаются с угла по диагонали на встречу друг другу, при встрече делая легкий поклон головой (рис.2)

На 3 – ем куплете участники выходят из диагонали и образуют два круга (рис.3)

На 4 – ом куплете оба хоровода объединяются круг и идут в обратном направлении, взявшись за руки (рис.4)

5 –ый куплет: хоровод делится на четыре круга по четыре человека (рис.5)

Следующий куплет участники снова объединяются в один хоровод и идут в правую сторону (рис.6)

1. Он не часто в гости ездя,

Он не часто в гости ездя,

Не долго гостюя,

Не долго гостюя.

1. Он не долго гостюя,

Он не долго гостюя,

Одну ночь ночуя,

Одну ночь ночуя.

Перед началом первого куплета песни все участники хоровода поделены на две части, одни стоят в правом углу возле аванс сцены, а вторые в левом углу около задника. На 1 – ом куплете оба хоровода двигаются по направлению к противоположному углу (рис.1). При движении используется шаг с прибивом.

Рис.6

На 7 –ом и 8 – ом куплетах хоровод делится на тройки и идут по диагоналям делая «расческу», дойдя до противоположного угла они становятся в ровные линии и идут с двух сторон делая, в глубине сцены две полосы (рис.7), (рис.8)

Рис.7

Рис.8

На последнем куплете все участники двигаются вперед к авансцене, на последнем слоге участники делают акцент ударом ноги.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.046 с.)