Возникновение хороводных танцев. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение хороводных танцев.



Переход к более совершенным формам земледельческого труда, принятие единой христианской веры и другие процессы, происходящие в тот период, порождали ситуацию, при которой древние обряды уже не могли быть всеобщими регуляторами производственной и общественной жизни. Немалую роль в этом сыграл переход с подсечного земледелия к сошному, пашенному земледелию. Повысилась производительность труда. Землепашец начал осознавать ложность обрядового фетишизма (т.е. представления об обрядах как могучих средствах прямого воздействия человека на природу). Вера в магическую силу обряда, обрядовой пляски стали угасать. Обряд, пляска начали постепенно превращаться в развлечение. Эволюция обряда в игру, забаву, развлечение отразилось даже в языке. Так в древнерусской письменности слово «игрище» означает и обряд, игру, и то место, где собирается народ для увеселений, игр, плясок. Этому процессу сопутствовало еще и то, что с повышением производительности труда начал изменяться бытовой уклад землепашца. У него появилось больше свободного времени. Возникали предпосылки для появления новой обрядности, новых обычаев. Одним из таких обычаев стало совместное проведение досуга, «совместные увеселения».

Увеселения заняли свое определенное место в году. Они стали проводиться зимой и летом в те промежутки времени, когда все сложные и трудные сельскохозяйственные работы были окончены.

«игрища», «улица», «пятачок», «тырло», «вечерки», «товарочка» и т.п.). Зимой «гуляния» заменялись «посиделками» («поседки», «товарочки», «беседы», «братчины», «вечеринки» и т.п.). Зимние «посиделки», правда, не были чисто увеселительными мероприятиями. На них собиралась в основном женская часть населения для совместной работы (прясть, ткать, вышивать, вязать) Однако проводились и увеселительные «беседы». В народе так характеризовали разницу между весенне-летними и зимними увеселениями: «вешние игришечки, летние гульбишечки, зимние тихомерные беседушки».

Весенние игрища совпадали с выполнением троицко-семицких обрядов. Летние гуляния проводились в лоне купальского обряда. Святочные обряды сливались с увеселительными посиделками. Словом, на первых порах обрядовая сторона во всех древних увеселениях присутствовала. Однако постепенно из обрядов стали выделяться отдельные произведения (песни, игры, хороводы) и исполняться уже не с магической целью, а в качестве развлечения. К примеру, зимние святочные ряжения по-прежнему имели магический смысл, но молодежь видела в этом и увеселительную сторону. В троицко-семицких обрядах молодцы и девицы завивали березку, водили вокруг нее хороводы не только с магической целью, но и для развлечения.

«Включение народом элементов разбитого временем магического обряда в свои забавы, развлечения - это не отрицание обрядности вообще, а развитие народной обрядности, вытеснение ею магических обрядов, потому что сами народные игры, забавы, развлечения, вбиравшие в себя элементы разложившихся обрядовых форм, первоначально оставались в границах народного обряда. Превращение магического действия в средство народного развлечения - это верный признак того, что в общественном отношении, прежде сопровождавшимся этим действием, народ обрел свою силу и по праву победителя смеется над своей былой слабостью».

Угасанию древнерусской магической обрядности в значительной мере способствовало принятие христианской веры. Процесс христианизации проходил на Руси неоднозначно. Христианизация шла медленно из городов по весям и, проникая в глубину народа, сливалась со старым образом мыслей, чувств. Христианство было своеобразно усвоено русскими. Впрочем, как и все то, что попадало вовне к русскому народу.

К.Я. Голейзовский пишет, что развитие русской хореографии в IX-X веках отмечено «византийским влиянием, выразившемся прежде его в форме одежды, а, следовательно, и в плясовой жестикуляции, всегда находившейся в большой зависимости от покроя и формы платья и обуви». Иностранное влияние коснулось в основном одежды знати, а не простого народа.

В фольклоре разных народов часто встречаются общие или сходные явления. Так, в танцевальном фольклоре многих народов имеются хороводные формы. Но у каждого народа они имеют свои национальные специфические особенности. Отличается этим и русский хоровод.

Самобытность русского хоровода заключается в многообразии видов, в неразрывной связи его содержания с русской действительностью, в характере исполнения и бытования, в преемстве его с первобытными обрядами.

С обрядами хоровод связан тематикой. Справедливо считаются самыми древними те хороводы, в которых отражается трудовая деятельность народа. Связь с трудом, бытом, интересами народа в обрядах и в хороводах сохраняется до наших дней.

Связь русского хоровода с древними обрядами обнаруживается в характере действия. Как обряд, так и хоровод представляют из себя действо, игру. Во всех русских обрядах мы находим признаки игры. Не случайно их называют «игрищами», а свадьбу - «свадебной игрой». Игровые признаки выражены в них очень заметно. Во время масленицы спор между зимой и весной изображается в лицах. Похороны Костромы - в виде карнавального шествия. Здесь тоже наличествуют свои персонажи и роли - Весна и Кострома.

Хоровод, как и любой русский обряд, представляет из себя действие в миниатюре. Так, хороводы «Просо», «А кто с нами пашеньку пахати», «Бояре» построены в форме диалога. Под пение своих реплик группы танцующих то наступают одна на другую, то отступают назад. В хороводах «Ленок», «Конопелька», «Мак» представлен процесс выращивания и обработки этих культур.

Русскому хороводу присуща и театрализация. В хороводе «Мак» например, все участники показывают одному солисту или солистке как надо «пахать землю», «сеять», «полоть», «вязать», «складывать» «молотить», «веять мак».

Можно привести массу примеров русских хороводов, в основе которых лежат элементы театрализации. Не случайно академик Б. Астафьев дает определение русского хоровода как «драматического действа, в котором разыгрываются под песню, соответственно тексту, сцены, выявляющие наиболее яркие черты из бытового уклада».

В хороводах, как и в обрядах, наряду с изображаемыми предметами, наличествуют настоящие вещи (березки, венки, куклы). В центре весенних хороводов часто оказывается березка, масленичных - чучело Масленицы. А, например, у гребенских казаков в семицко-троицких хороводах в центр круга ставили специально изготовленный игрушечный корабль с куклами.

Преемство русского хоровода от обряда проявляется еще и в том, что, как в обряде, так и в хороводе, игра исполнителей обусловлена определенными традициями, сложившимися представлениями об отображаемом предмете. Элементы «первобытной пляски и первобытного театра сохраняются до самого последнего периода бытования хоровода». С появлением хоровода как самостоятельного вида русский народный танец можно сказать раздваивается. С одной стороны, в народе продолжает функционировать жанр обрядового танца. С другой стороны, появляются танцы, игры, основная функция которых - развлечение. То есть, наряду с обрядовой хореографией в народе возникает бытовая хореография.

Изменение ведущей функции обусловило изменение трактовки древних магических образов. Звери и птицы, изображавшиеся в обрядовой хореографии с магической целью, в бытовых танцах становятся персонажами бытовых сценок. Их характеры начинают соотноситься с характерами людей.

В большинстве дошедших до нашего времени хороводах и играх, в которых отображаются типичные бытовые персонажи и их взаимоотношения (старик, старуха, барин, холоп, муж, жена, красна девица, молодец и пр.) были созданы уже на игровой, а не магической основе.

Под влиянием изменения тематики происходит изменение видов хороводов. В русском народном танце наряду с игровыми хороводами, где отдельные группы исполнителей или солисты разыгрывали сюжет песни, появляются новые виды: «наборные», «разборные» или «разводные».

Надо сказать, что существует несколько классификаций русских хороводов. К. Голейзовский находил, что в лоне игрища зародились два вида организованного плясового действия. Это хороводы: «разомкнутый» и «сомкнутый». Н. Бачинская говорит, что основными элементами в русских хороводах являются: «хореографический - движение участников хоровода - и драматический - разыгрывание сюжета исполняемых песен. Из сочетания этих элементов создаются разнообразные виды хороводов». Т.В. Попова разделяет хороводы на два вида: круговые и некруговые, хороводы-игры и хороводы-шествия.

Все бытовые хороводы делятся по признаку характера игры песни на четыре вида. Это хороводы «наборные», «игровые», «разборные», «плясовые». Характер игры наборных хороводов - набор танцующих, приглашение в хоровод; игровых хороводов - драматизированное отображение сюжета песни; разборных - разбор танцующих, выход из хоровода; плясовых - отражение общего настроения песни без изображения того, о чем говориться в ней.

Русский хороводный танец,  представляет собой игру песни, которая бывает качественно разная в пределах двух крайних положений: 1) игра сюжетной стороны песни,  когда средствами пластики, движениями, жестами изображается то, о чем поется в ней; 2) игра эмоциональной стороны песни, когда сюжетная сторона не берется во внимание, а средствами пластики выражается ее общее эмоциональное настроение.

Таким образом, в бытовой хореографии человек начинает познавать себя и свои общественные отношения. Здесь он выступает уже в качестве социального типа, отделившегося от природы. Он выражает свои вкусы, думы, чаяния, симпатии и антипатии. В бытовой хореографии впервые не божество, не природа, а человек становятся «мерой всех вещей».

Орнаментальный хоровод

Хоровод - один из основных жанров русского народного танца. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца.

Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками.

Хоровод – это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно  связаны с песней. В далекие языческие времена хороводы носили культурно – обрядовый характер. Постепенно освобождаясь от языческих элементов, хоровод вообще утрачивает значение языческо – культурного действия. Появляются хороводы с новыми песнями, которые отражают социальную, бытовую и другие темы. Хоровод становится русским бытовым танцем, в котором существуют свои формы и правила исполнения, определенные отношения между участниками, подчиненному известному и выработанному ритуалу.

Хороводы весьма своеобразны в своих построениях, но все таки наиболее типичной, начальной формой построения большинства хороводов является круг. Часто можно встретить двойной круг – круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерки». Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название, например, «воротца», «колонна», «корзиночка», «карусель» и так далее.

Ведение хоровода - процесс творческий, и часто ведущие хоровод импровизируют во время его исполнения. В каждом хороводе чаще всего один руководитель – хороводник или хороводница, в редких случаях - два.

 Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все

Хоровод - танец массовый, в котором могли принять участие все желающие, но чаще всего основным участником и организатором была молодежь. же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек- «лебедушек», медленная, уверенная поступь парней – «ясных соколов» и разнообразные замысловатые рисунки.

На протяжении всей многовековой истории русского народа хоровод всегда имел большое значение в повседневной жизни русского человека. Песни, под которые водят хороводы, могут исполняться в различном темпе. Следовательно, хороводы разнообразны не только по своему построению и манере исполнения, но и по темпам. Исходя из содержания песни, хороводы с точки зрения хореографии делят на две основные группы, на два вида – орнаментальные и игровые.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей в основном лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни.

Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связано с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его батом. Эти песни отличаются от песен, сопровождающих игровые хороводы, более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. Песни, под которые исполняют орнаментальные хороводы, часто называют хороводными.

В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности – «заплетение плетня», «завивание капустки», «переплетение хмеля».

Изобретательности в построении фигур хоровода, его рисунка всегда придавалось большое значение. Часто хороводник или хороводница придумывали и сочиняли новые рисунки или фигуры хороводов, усложняя их, в ходе исполнения.

Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные. Рисунчатые, кружевные, узорчатые, а иногда и плясовые.

Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью формы и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются из одной в другую. Рассмотрим орнаментальный хоровод на примере песни «Рябина – рябина», записанной в селе Щетиновка Белгородского района.

РЯБИНА – РЯБИНА

1. РЯБИНА – РЯБИНА

ЗЕЛЕНА, КУДРЯВА

ОЙ. ЛЕЛИ. ЛЕЛИ,

ЗЕЛЕНА, КУДРЯВА.

2. ЗЕЛЕНА, КУДРЯВА

НЕ ПРЯМО СТОЯЛА

ОЙ. ЛЕЛИ. ЛЕЛИ,

НЕ ПРЯМО СТОЯЛА.

3. НЕ ПРЯМО СТОЯЛА

ВЕСНОЙ РАСЦВЕТАЛА.

ОЙ. ЛЕЛИ. ЛЕЛИ,

ВЕСНОЙ РАСЦВЕТАЛА.

4. КРАСНЫЕ ДЕВИЦЫ

РЯБИНУ ЛОМАЛИ.

ОЙ. ЛЕЛИ. ЛЕЛИ,

РЯБИНУ ЛОМАЛИ.

5. РЯБИНУ ЛОМАЛИ

ВЕНОЧКИ СПЛЕТАЛИ.

ОЙ. ЛЕЛИ. ЛЕЛИ,

ВЕНОЧКИ СПЛЕТАЛИ.

6. ВЕНОЧКИ СПЛЕТАЛИ

В РЕЧЕНЬКУ БРОСАЛИ.

ОЙ. ЛЕЛИ. ЛЕЛИ, В РЕЧЕНЬКУ БРОСАЛИ.

Рис. 1 Рис.2

С начала первой фразы 1- го куплета, участники хоровода, взявшись за руки, двигаются прямо по аванс сцене. Идущий первым участник хоровода, плавно заводит всех остальных участников в круговой хоровод.(рис.1)Движение идет на основе шага с прибивом.

На начале 2 - го куплета хороводница, выводя всех танцующих из кругового хоровода выстраивает всех участниц в ровную линию на заднем плане сцены. (рис.2)

С начала 3 – го куплета хороводница ведет за собой участниц от правой кулисы к левой, делая параллельную линию. Дойдя до нее поворачивается не разрывая рук идет в противоположном направлении делая параллельную линию от левой кулисы к правой. (рис.3)

Дойдя до линии аванс сцены на следующем куплете все участники хоровода поворачивают и идут по направлению от аванс сцены к заднику, затем еще раз поворачивают у центра сцена. Делая таким образом квадрат и выстраиваются в ровную линию, держась за руки и смотря друг другу в затылок. (рис.5)

Рис.5

На 6-ом куплете хоровод двигается вперед, поочередно, расходясь в разные стороны, образуя с двух сторон круговые хороводы. (рис.6)

Рис.6

На последнем куплете, заранее намеченные теперь уже две хороводницы выводят участников хоровода из двух кругов в ровную полосу на аванс сцене делая в центре при сближении участников «расческу» (рис.7)

Рис.7

1.4 Игровые хороводы  

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Иногда содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям, повадкам. Такие хороводы называются игровыми.

В игровых хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни – раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводными – игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, выбор жениха или невесты, взаимоотношения мужа и жены, любовная или сказочная темы, и так далее.

В игровой хоровод, в его действие органично входят платочек, плетка, лента, венок, палка, табуретка и многие другие предметы быта. Действующие лица в хороводе часто используют и такие выразительные средства, как пляска, игра на различных музыкальных инструментах, ряжение.

В отличие от орнаментальных хороводов в игровых хороводах рисунок построения проще, в нем нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиям, или парами. В центре круга - фигуры, наиболее распространенной в игровых хороводах.  Происходит действие, разыгрывается сюжет. Круг же движется или останавливается, приплясывая или подыгрывая. В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. В построении парами движение идет друг за другом «колонной 2 по полукругу, пары расходятся вправо и влево, выписывают «восьмерку». В игровых хороводах роль «хороводницы» и «заводилы» изменяется, поскольку главным фигур. Часто, в игровых хороводах содержание песни влияет на рисунок хоровода, его построение. в игровом хороводе становится раскрытие содержания песни, а не изобразительность

Для примера возьмем песню



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.031 с.)