Острые и хронические заболевания полости носа (риниты) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Острые и хронические заболевания полости носа (риниты)



Насморк, или ринит, относится к числу наиболее час­тых форм поражения верхних дыхательных путей и харак­теризуется воспалением (острым или хроническим) слизи­стых оболочек носа.

Ринит может иметь инфекционную и неинфекционную природу. В первом случае он возникает как самостоятель­ное заболевание в результате влияния болезнетворных (па­тогенных) микроорганизмов и является симптомом таких заболеваний, как грипп, ОВРИ, корь, дифтерия и др. Во втором — в связи с воздействием различных термических (переохлаждение), химических или аллергических факто­ров.

К числу веществ, которые могут вызвать аллергический насморк, относятся аллергены ингаляционного типа (пыльца растений, домашняя пыль, шерсть домашних животных и др.), а также пищевые продукты, к которым наблюдается повышенная чувствительность (ягоды, фрукты, овощи, имеющие оранжевую, желтую или красную

Острый насморк в первой стадии заболевания сопро­вождается чувством напряжения, сухостью и зудом.

Риниты подразделяются на острые и хронические. Мак­симальная продолжительность острых ринитов составляет в среднем 7—10 дней, а хронических — значительно боль­шее время и может наблюдаться годами.

Первая стадия заболевания проявляется раздражением слизистой по­лости носа, рефлекторным чиханием, иногда на фоне не­значительного повышения температуры. Во второй ста­дии болезни появляются жидкие прозрачные выделения из носа, затруднение дыхания, гнусавость, снижается обо­няние. Слизистая оболочка носа становится гиперемированной и отечной. В третьей стадии — выделения из носа принимают слизисто-гнойный характер, их количество уменьшается.

У детей первого года жизни острый ринит чаще всего протекает по типу ринофарингита, когда в воспалитель­ный процесс помимо носа вовлекаются слизистые оболоч­ки носоглотки. Вследствие набухания слизистых оболочек Ребенок не может дышать нос, при этом нарушается процесс вскармливания, ребенок недоедает, теряет в весе, плохо спит.

К числу осложнений острого ринита относятся катаральный или гнойный отит, фарингит, ларингит, синусит, бронхит. Возможен переход в хроническую форму заболевания.

Хронический ринит может развиваться при аденоидах, частых воспалениях слизистых оболочек носа, воздействи­ях неблагоприятных факторов внешней среды. Очень час­то хронический ринит является одной из причин возник­новения заболеваний слезных путей и конъюнктивы, что сопровождается головной болью. Вследствие нарушения функции дыхания у детей могут наблюдаться изменения со стороны работы головного мозга (нарушение памяти, процессов концентрации внимания).

При остром рините ребенка изолируют от окружающих детей. Лечение включает в себя сухое тепло на область носа. Капли в нос назначает только врач с учетом клинических проявлений заболевания.

При лечении хронического насморка, прежде всего, не­обходимо устранить причины, его вызывающие (хроничес­кие очаги инфекции, аденоиды, синуситы, аллергены).

Острый ларингит

Это заболевание чаще встречается у детей старшего дошкольного возраста. Как правило, ост­рое воспаление гортани сочетается с поражением выше- и нижележащих дыхательных путей. Причиной заболевания может быть перенапряжение голоса, вдыхание холодного, пыльного воздуха через рот, холодное питье во время под­вижных игр. В начале заболевания ребенка беспокоит першение, жжение, затруднения при глотании.

Ложный круп — одна из форм острого ларингита, характеризующаяся периодически наступающими спазмами в области гортани, отеком слизистой и подслизистой оболо­чек, подсвязочного пространства. Наиболее часто возни­кает в первые пять лет жизни. Как правило, чаще всего встречается у детей, страдающих экссудативно-катаральным диатезом, а также на фоне ОВРИ, гриппа, кори.

Провоцирующими круп факторами являются сухой воз­дух, табачный дым, загрязненный воздух, резкие колеба­ния погоды.

При оказании первой доврачебной помощи следует обес­печить приток свежего воздуха с его увлажнением (разве­шивание мокрых простынь).

Ребенку можно дать теплое молоко с минеральной во­дой (боржоми), провести отвлекающие процедуры (теплые ванны). В ряде случаев помогает использование ножных горячих ванн, горчичников на грудь и спину.

Ложный круп начинается чаще всего ночью, внезапно, в виде приступа удушья (асфиксии). Ребенка беспокоит першение, а затем наступает нарушение дыхания, оно стано­вится поверхностным, учащенным (30—40 вдохов и выдохов в минуту). На фоне этих явлений усиливается беспокойство ребенка, бледность, появляется испарина на кожных покро­вах, цвет губ и кончиков пальцев становится синюшным. Приступ сопровождается напряжением мышц шеи, груди, живота. Голос при ложном крупе, в отличие от истинного, при дифтерии, не теряется. Нередко отмечается повышение температуры на фоне возбуждения ребенка.

Отит

Отит – воспаление уха. Различают наружный, средний и внутренний отит.

Наружный отит. Существуют две формы – ограниченная (фурункул наружного слухового прохода) и диффузная. Ограниченный наружный отит возникает в результате внедрения инфекции в волосяные фолликулы и сальные железы наружного слухового прохода, чему способствуют мелкие травмы при манипуляции в ухе спичками, шпильками и пр. Диффузный наружный отит развивается при хроническом гнойном среднем отите вследствие внедрения в кожу и подкожную клетчатку слухового прохода различных микробов и грибов. Воспалительный процесс нередко переходит и на барабанную перепонку.

Клиника. Боли в ухе, усиливаются при надавливании на козелок, при потягивании за ушную раковину. При остром диффузном наружном отите больные жалуются на зуд и боли в ухе, гнойные выделения с неприятным запахом. Слух почти не страдает.

Острый средний отит. Различают катаральную и гнойную формы. Развивается в результате проникновения инфекции главным образом через слуховую трубу в среднее ухо при остром или обострении хронического воспаления слизистой оболочки носа и носоглотки (острый ринит, грипп и пр.).

Симптомы и течение зависят от стадии воспалительного процесса. В 1 стадии – сильная боль в ухе, высокая температура тела, значительное понижение слуха. Во второй стадии определяется гноетечение в результате прободения барабанной перепонки, боль стихает. Общее состояние улучшается, температура тела нормализуется. В Ш стадии после прекращения гноетечения ведущей жалобой может быть понижение слуха.

Синусит

Синусит – острое или хроническое воспаление придаточных пазух носа.

Гайморит острый – часто возникает во время острого насморка, гриппа, кори, скарлатины и других инфекционных заболеваний, а также вследствие заболевания корней четырех верхних зубов.

Симптомы и течение: ощущение напряжения или боль в пораженной пазухе, нарушение носового дыхания, выделения из носа, расстройства обоняния на пораженной стороне, светобоязнь и слезотечение.

Фронтит. Причины те же, что и при воспалении гайморовых пазух. Протекает значительно тяжелее. Боль в области лба, особенно по утрам, нарушение носового дыхания и выделения из соответствующей половины носа. Боль нередко невыносимая, приобретает неврологический характер. В тяжелых случаях наблюдается боль в глазах, светобоязнь и нарушение обоняния.

Профилактика отитов и синуситов должна быть направлена на лечение основного заболевания (грипп, острый насморк,   инфекционные заболевания, поражение зубов). Важную роль играет правильная гигиена наружного слухового прохода, а также систематическое закаливание организма.

Миндалины представляют собой скопление лимфоидной ткани. Они участвуют в защитной реакции организ­ма в глотке. Различают небные миндалины (тонзиллы), которые расположены между двумя складками слизистой оболоч­ки (передняя и задняя небные дужки). Они обычно име­ют бледно-розовую окраску, а по форме напоминают мин­дальный орех. Видимая часть миндалины имеет обычно неровную, как бы складчатую или изрытую поверхность, что также придает им сходство со скорлупой миндально­го ореха. Кроме небных миндалин у человека есть дру­гие аналогичные образования. Одно из таких образований находится в верхнем отделе глотки — носоглотке: это носоглоточная миндалина; у корня языка расположена язычная миндалина. Вместе с лимфатическими фол­ликулами, находящимися в гортани, они образуют барь­ер, называемый лимфаденоидным глоточным кольцом. Все, что поступает в организм — воздух, пища, микро­организмы, — в той или иной степени входит в контакт с миндалинами.

При возникновении неблагоприятных условий, ослаб­ляющих защитные свойства организма ребенка, микробы и вирусы, попавшие в небные миндалины, могут вызвать болезненную реакцию с воспалительными изменениями в них, то есть разовьются ангина или острый тонзиллит. Наиболее распространенными являются следующие фор­мы ангин: катаральная, фолликулярная, лакунарная и флегмонозная. Для всех форм ангин общими симптома­ми являются повышение температуры, боль при глота­нии, головные боли. В зависимости от вида ангины про­исходят изменения в области миндалин — от их покрас­нения до появления на них гнойных образований. При этом необходимо помнить, что ангина может сопровож­дать ряд детских инфекционных заболеваний (скарлати­на, дифтерия и др.). Во всех случаях при подозрении на ангину заболевшего ребенка необходимо изолировать и направить к врачу для назначения своевременного и пра­вильного лечения.

Хронический тонзиллит.

При хроническом тонзиллите имеется целый ряд характерных изменений небных мин­далин — расширение щелей (лакун) в толще миндалин, образование в них гнойных пробок или жидкого гноя. В лакунах, как правило, можно обнаружить большое количе­ство микроорганизмов. К появлению хронического тон­зиллита приводят частые ангины, хроническое воспаление носоглотки, наличие кариозных зубов и т.д. Течение хро­нического тонзиллита может сопровождаться увеличением миндалин (гипертрофией) различной степени. У детей, стра­дающих хроническим тонзиллитом, наблюдается вялость, быстрая утомляемость, периодическое повышение темпе­ратуры. Будучи хроническим очагом инфекции, тонзиллит может привести к появлению ряда других болезней: оти­там, ревматизму, болезням органов пищеварения, мочевыводящей системы и др.

Вопросы, связанные с оперативным лечением хрони­ческого тонзиллита, решаются строго индивидуально, толь­ко в случаях неэффективности консервативного лечения с учетом возраста ребенка и частоты рецидивов заболевания в течение года.

Большую роль в профилактике заболевания играет по­вышение сопротивляемости организма ребенка к воздей­ствию неблагоприятных факторов внешней среды путем проведения закаливающих процедур, соблюдения режи­ма дня, гигиенических требований к одежде и обуви ре­бенка.

Аденоиды

Аденоидами называют патологическое увели­чение глоточной миндалины, которая располагается на сво­де глотки, позади носовых отверстий. Она развивается рань­ше остальных образований, входящих в состав лимфати­ческого глоточного кольца. Наиболее часто ее разрастание (гиперплазия) наблюдается у детей дошкольного возраста, начиная с первых лет жизни. Аденоиды обычно располага­ются в своде носоглотки на широком основании, распро­страняясь до устья слуховых труб.

К числу причин, вызывающих образование аденоидов, относятся частые и длительные воспалительные процессы верхних дыхательных путей, однообразное питание.

Аденоиды в зависимости от их размеров подразделяют­ся на три степени. При первой степени они закрывают 1/3 задненосовых отверстий, при второй — 2/3, при третьей — выход из полости носа почти полностью закрыт разраста­ниями лимфоидной ткани.

Наиболее ранним симптомом заболевания является зат­руднение у детей носового дыхания преимущественно в ночные часы. Дети обычно спят с открытым ртом. При значительном увеличении размеров аденоидов носовое ды­хание затрудняется и в дневные часы, часто сопровождается выделениями из носа, которые приводят к раздражению кожных покровов преддверия носа и верхней губы. Посто­янное проглатывание детьми отделяемого из носа может привести к неблагоприятным изменениям в работе желудочно-кишечного тракта.

Длительное нарушение носового дыхания ведет к изме­нению формирования лицевого черепа. У детей наблюда­ется аденоидное лицо, при котором нижняя челюсть как бы отвисает, рот постоянно полуоткрыт, носогубные складки сглажены. Верхняя челюсть удлинена, клинообразна, твер­дое небо становится высоким и узким. У детей затрудняет­ся формирование правильного прикуса, наблюдается бес­порядочное расположение верхних резцов.

Аденоиды, закрывая устья слуховых (евстахиевых труб), способствуют развитию воспаления среднего уха (отита). Инфицирование аденоидного разрастания вызывает в ряде случаев частые респираторные заболевания, конъюнкти­виты, заболевания почек и других органов. Иногда адено­иды являются одной из причин, вызывающих ночное недержание мочи.

Лечение аденоидов осуществляется консервативными и оперативными методами. Оперативное вмешательство в большинстве случаев проводится у детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Заболевания органов дыхания у детей раннего и до­школьного возраста занимают одно из ведущих мест в струк­туре общей заболеваемости.

Заболевания органов дыхания

Из каждых трех заболевших детей, которым необходима медицинская помощь, у двоих наблюдаются болезни, свя­занные с поражением органов дыхания. Такой высокий уро­вень заболеваемости обусловлен анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания, функциональной не­зрелостью их защитных механизмов, влиянием неблагопри­ятных изменений в экологической обстановке, несоблюде­нием гигиенических требований к воздушному и темпера­турному режиму, игнорированием эффективных методов закаливания и др. В связи с этим работникам дошкольных учреждений необходимо иметь представления об основных причинах возникновения тех или иных заболеваний орга­нов дыхания с целью их предупреждения и своевременного выявления. При этом следует учитывать, что некоторые за­болевания органов дыхания относятся к числу первых про­явлений целого ряда детских инфекционных заболеваний (грипп, ОВРИ, корь, краснуха, дифтерия).

Все заболевания органов дыхания подразделяются на болезни верхних дыхательных путей (ринит, синусит, аденоидит, тонзиллит, фарингит) и нижележащих отделов органов дыхания (трахеит, бронхит, пневмония).

Острый бронхит

Острый бронхит представляет собой острое воспаление слизистой оболочки бронхов. Это одно из частых заболеваний органов дыхания. Предрасполагаю­щими факторами являются климато-погодные условия, сырость, переохлаждение или перегревание организма, рез­кий контраст температур, излишне сухой воздух, загряз­ненный и запыленный воздух городов, очаговые инфек­ции носоглотки, нарушение носового дыхания и др.

По происхождению различают бронхиты:

Ø инфекци­онные: а) вирусные, б) бактериальные, в) вирусно-бактериальные;

Ø обусловленные физическими и химическими вредными факторами;

Ø смешанные (сочетание инфекций и физических и химических факторов);

Ø неуточненной природы.

Острые бронхиты различают по уровню пораже­ния: 1) трахеобронхиты; 2) бронхиты с поражением брон­хов среднего калибра; 3) бронхолиты.

Воспалительный процесс при остром бронхите может быть катаральным или гнойным. Существуют разные сро­ки течения острого бронхита: 1) остротекущий (не более 2 недель); 2) затяжной (до месяца и более); 3) рецидивирующий (до 3 и более раз в течение года).

Предрасполагающие факторы: охлаждение или резкое перегревание, загрязненный воздух, пассивное курение.

Симптомы острого бронхита проявляются в зависимо­сти от происхождения заболевания, характера, степени вы­раженности поражения слизистой оболочки бронхиаль­ного дерева, интоксикации и дыхательной недостаточно­сти, темпов развития болезни. Развитие острого бронхита может происходить в течение нескольких часов, а также нескольких дней, что обычно и наблюдают воспитатели у детей ясельного и дошкольного возраста. Чаще всего этому предшествуют симптомы острого респираторного за­болевания.

При бронхите самочувствие ребенка ухудшается, разви­вается слабость, появляются озноб и лихорадочное состоя­ние.

Одновременно с симптомами бронхита могут появиться и другие признаки острого респираторного заболевания: насморк, боли в горле при глотании, осиплость голоса, а также боли за грудиной и между лопаток. Основным симп­томом, определяющим развитие острого бронхита, являет­ся стойкий первоначальный сухой кашель, который появ­ляется с самого начала и держится в течение всей болезни, исчезая последним при выздоровлении ребенка. При при­соединении поражения гортани кашель приобретает отте­нок лающего. Через несколько дней с начала заболевания сухой кашель сменяется более мягким и влажным вслед­ствие отделения мокроты слизистого или слизисто-гнойного характера. Развитие одышки, как правило, говорит о поражении мелких бронхов, что приводит к более тяжело­му течению заболевания. Приступы кашля, как правило, становятся болезненными из-за напряжения мышц верх­ней части брюшной стенки, нижних отделов грудной клет­ки и диафрагмы.

При тяжелой интоксикации и угрозе осложнения ост­рой пневмонией больного целесообразно госпитализиро­вать. В зависимости от происхождения заболевания врача­ми назначаются медикаментозные средства: жаропонижа­ющие, противовоспалительные, болеутоляющие, антибактериальные и пр. При острых бронхитах для об­легчения общего самочувствия, снятия неприятных ощу­щений в области трахеи, для обильного потоотделения на­значаются горчичники на область грудины, паровые инга­ляции, потогонные и грудные сборы. Очень важно обеспечить обильное питье: горячий чай с лимоном, ме­дом, малиновым вареньем, чай из липового цвета, из су­хой малины, теплые щелочные минеральные воды.

В период восстановления проводятся общеукрепляющие, оздоровительные, закаливающие процедуры, дыхательная и звуковая гимнастика и общее облучение ультрафиолето­выми лучами. Детей рекомендуется направлять в загород­ные и специализированные климатические санатории.

Острая пневмония

Пневмония (греч. рneumon – легкое; син.: воспаление легких) – воспалительный процесс в респираторных отделах легкого, возникающий как самостоятельная болезнь или как проявление или осложнение какого-либо заболевания. Заболеваемость пневмониями составляет около 15-20 на 1000 детей первого года жизни и около 5-6 на 1000 детей старше 3 лет. Борьба с острой пневмонией является первоочередной задачей органов здравоохранения, так как до сих пор су­ществуют случаи летального исхода от этого заболевания.

Острая пневмония у детей развивается, как правило, на фоне острых респираторных вирусных инфекций и в боль­шинстве случаев имеет вирусно-бактериальное происхож­дение, что позволяет рассматривать это заболевание как инфекционное.

Предрасполагающими факторами к развитию пневмонии у детей раннего возраста являются тяжелая перинатальная патология (внутриутробная гипоксия, родовая травма, и др.), аспирационный синдром, гипотрофия, врожденные пороки сердца, пороки развития легкого, различные наследственные иммунодефициты, гиповитаминозы. У детей школьного возраста основными предрасполагающими факторами являются хронические очаги инфекции в ЛОР-органах, рецидивирующие и хронические бронхиты, курение (даже пассивное).

Острую пневмонию в современной классификации раз­деляют по типу, тяжести и течению заболевания. По типу острые пневмонии различают как очаговые, сегментарные (сегмент как анатомо-физиологическая еди­ница легкого), интерстициальные. По тяжести выделяют 3 формы: легкая, средней тяжести и тяжелая. Течение болез­ни бывает острым, затяжным, рецидивирующим, с ослож­нениями или без них. Тяжесть заболевания определяется выраженностью токсикоза, дыхательной, сердечно-сосуди­стой недостаточностью, нарушением обменных процессов, функциональными расстройствами нервной системы (мо­гут развиваться судороги вследствие токсикоза нервной системы). Возникают иногда расстройства эндокринной и пищеварительной систем.

Тяжесть болезни определяется распространенностью воспалительного процесса в легких.

Особое внимание необходимо уделять детям, которые входят в группу повышенного риска к развитию инфекционно-воспалительных заболеваний. Как правило, это дети с признаками незрелости организма и легких, у них возни­кают рецидивы и в более старшем возрасте, течение пнев­монии характеризуется большей тяжестью и длительнос­тью. Дети, относящиеся к группе внимания, нуждаются в нормальной среде, условиях воспитания, рациональном вскармливании, закаливающих мероприятиях. Дети груп­пы повышенного риска нуждаются в своевременном лече­нии заболеваний (рахит, экссудативный диатез, гипотро­фия, анемия, врожденные и наследственные заболевания, частые острые респираторные заболевания). Важно отметить, что у детей с гипотрофией, рахитом и экссудативным диатезом пневмонии протекают обычно тяжело и смертность от них бывает чаще.

Пневмония обычно начинается на 3—5-й день остро­го респираторно-вирусного заболевания. У больного еще отмечаются выраженные катаральные явления верхних дыхательных путей. В этот период изменяется поведе­ние ребенка (отмечается повышенная возбудимость). По­вышается температура, появляется одышка, цианоз (синюшность) носогубного треугольника, у детей раннего возраста иногда возникает пена у рта. Все эти проявле­ния говорят о возможности развития пневмонии. Появ­ляется также кашель, частое поверхностное напряжен­ное дыхание, раздуваются крылья носа, втягиваются ус­тупчивые места грудной клетки, возникают хрипы на фоне жесткого или ослабленного дыхания. Окончатель­ное подтверждение диагноза дает рентгенологическое исследование, а также результаты в первые дни болезни лабораторных, биохимических и бактериологических исследований.

Как правило, детей с острой пневмонией госпитализи­руют. На дому можно лечить больных с легкой и среднетяжелой формами пневмонии. Врач доверяет лечение ребен­ка семье только тогда, когда есть уверенность в четком выполнении всех его рекомендаций. Очень важно начать лечение в ранние сроки, так как от этого значительно за­висит эффективность последующего лечения и дальней­шее течение болезни.

Задача воспитателей состоит в том, чтобы вовремя за­метить первые признаки заболевания у ребенка и как мож­но скорее организовать ему врачебную помощь. Неполно­ценное и запоздалое лечение больных даже с легкой степе­нью течения болезни может привести к ее затяжному характеру и к развитию хронической формы.

При лечении острой пневмонии важно правильно выб­рать лечебный режим, рациональное питание, лекарствен­ную терапию, физиотерапию и в период восстановления санитарно-курортное лечение.

Восстановление нарушенных функций после болезни длится от 4 до 8 недель. У детей в этот период остаются симптомы астении, раздражительность, повышенная утом­ляемость. Часто нарушается сон, снижается аппетит, наблю­дается кашель. Для полного выздоровления этим детям необходимы до­полнительные оздоровительные мероприятия. Рекоменду­ется массаж грудной клетки или общий массаж, который улучшает функцию дыхания, лимфо- и кровообращение, процессы обмена, сердечную деятельность, повышает тонус ребенка. Полезны гимнастические упражнения, лечебные ванны, физиотерапевтические процедуры. Необходимо полноценное питание и постепенное увеличение пребыва­ния детей на воздухе. Одновременно назначается лечение хронических очагов инфекции (аденоидита, отита, тон­зиллита, синусита и др.). Рекомендуется и санаторное ле­чение.

Бронхиальная астма

Аллергическое заболевание, характеризующееся рецидивирующей обструкцией бронхов и имеющее в своей основе гиперреактивность, возникновение которой связано с воздействием аллергенных и неспецифических стимулов. Бронхиальной астмой страдает 1-5% детей.

Этиология. Причиной возникновения астматического состояния чаще всего служат: массивный контакт с аллергенами, присоединением бронхолегочной инфекции, резкое повышение загрязнения воздушной среды химическими соединениями, запоздалая и неадекватная терапия.

Патогенез. В первой стадии появляется дыхательная недостаточность, во второй стадии присоединяется сердечно-сосудистая недостаточность, падает артериальное давление. Третья стадия характеризуется развитием асфиксии с потерей сознания, возникновением судорог и снижением сердечной деятельности.

В течении бронхиальной астмы у детей выделяют две фазы – обострение и ремиссию. В фазе обострения можно выделить предприступный, приступный и постприступный периоды. Предприступный период характеризуется возникновением аллергического ринита (заложенность носа, чиханье, приступообразный кашель).

В приступе появляются признаки остро возникающей обструкции бронхов, появление экспираторной одышки, сопровождающейся шумным дыханием. При осмотре выявляется коробочный оттенок перкуторного звука и большое количество свистящих хрипов. В период приступа отмечается учащенное сердцебие, повышение артериального давления. На рентгенологическом исследовании легких обнаруживают повышение прозрачности легочной ткани и усиление легочного рисунка.

Бронхиальная астма с легким течением характеризуется небольшими затруднениями дыхания, кратковременными, не чаще 1-2 раз в мес. При среднетяжелом течении характерно более частые приступы удушья (более 2 раз в неделю).

Бронхиальная астма с тяжелым течением характеризуется частыми, продолжительными и опасными для жизни больного обострениями.

Для профилактики заболеваний органов дыхания не­обходим комплекс организационных, эпидемиологичес­ких, санитарно-гигиенических мероприя­тий и медицинского образования населения по воспитанию здорового образа жизни ребенка.

Прежде всего – это стимуляция неспецифических защит­ных свойств организма, сезонное облучение ультрафио­летовыми лучами, витаминизация организма, системати­ческое закаливание, повышающее сопротивляемость орга­низма детей, как к низким температурам, так и к инфек­ционным заболеваниям. Лучшими средствами закалива­ния являются естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Закаливающие процедуры важно проводить комп­лексно, сочетая воздействие природных факторов с фи­зическими упражнениями, подвижными играми и физи­ческой работой.

В помещениях дошкольных учреждений важно сле­дить за чистотой воздуха, строго соблюдать режим про­ветривания. Детям необходимо правильно подбирать одежду, которая не вызывала бы ни перегревания, ни охлаждения тела ребенка как в помещении, так и на про­гулках в разное время года. Благоприятно воздействуют на организм прогулки в зеленой зоне города (в парке, сквере).

Рекомендуется регулярно проводить гигиеническую и лечебную гимнастику в зависимости от состояния здоро­вья ребенка. Лечебная физкультура должна содержать ком­плекс упражнений с преимущественным воздействием на мускулатуру, участвующую в акте дыхания.

Очень важно для предупреждения острых заболеваний органов дыхания своевременно устранять аденоидные раз­растания, так как они способствуют задержанию попав­шей инфекции, лечить скрыто протекающие заболевания придаточных пазух носа, верхних дыхательных путей, ка­риозных зубов, холециститов и других очагов инфекции в организме ребенка. Необходимо строго выполнять проти­воэпидемические мероприятия (своевременное правильное лечение острых респираторных заболеваний, трахеитов, бронхитов, изоляция больных с острыми респираторно-вирусными заболеваниями).

Из общих гигиенических мероприятий, укрепляющих организм ребенка к неблагоприятным воздействиям внеш­ней среды и расширяющих его адаптационные возможно­сти, важно подчеркнуть обязательное соблюдение режима дня: достаточное пребывание на воздухе, сон необходимой по возрасту продолжительности, полноценное режимное питание.

Воспитателям и другим работникам дошкольных учреж­дений необходимо вести постоянную разъяснительную ра­боту с родителями по всем перечисленным выше вопросам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.10.116 (0.046 с.)