Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура заболеваемости детей разных возрастов.Стр 1 из 9Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ № 4
Структура заболеваемости детей разных возрастов. Частная патология Вопросы профилактики неинфекционных заболеваний у детей и подростков. 1. Структура заболеваемости детей разных возрастов Эпидемиология детей и подростков в настоящее время требует самого пристального внимания, поскольку решение проблем демографического кризиса в стране должно рассматриваться не только с позиций стимулирования деторождения, но и с позиций обеспечения роста качества жизни. Согласно концепции ВОЗ «Здоровье для всех», критериями и показателями качества жизни являются следующие: • доля расходов ВНП на здравоохранение; • уровень доступности медико-санитарной помощи; • обеспечение населения безопасным водоснабжением; • число лиц, иммунизированных против дифтерии, коклюша, столбняка, кори, полиомиелита, туберкулеза; • уровень обслуживания и количество квалифицированного персонала в период беременности и при родах; • состояние питания детей; • уровень детской смертности и средней продолжительности жизни. Заболеваемость новорожденных: 23,8% замедление роста и недостаточность питания; 22,8 % неонатальная желтуха; 21,7 % внутриутробная гипоксия; 12,9% респираторные нарушения; 8,8% врожденные аномалии; 8,4% родовая травма; 4,4% инфекционные болезни перинатального периода. Заболеваемость первого года жизни: 48,3% болезни органов дыхания; 10,6% перинатальные состояния; 9,1% болезни нервной системы; 5,4% болезни нервной системы; 4,9% болезни кожи; 4,1% болезни глаза; 3,2% болезни крови, врожденные аномалии; 2,3% инфекционные болезни; 2,1% болезни мочеполовой системы; 1,9% болезни эндокринной системы; 1,5% болезни уха. Заболеваемость 0-14 лет: болезни органов пищеварения, болезни глаза, травма и отравления, болезни кожи, болезни нервной системы, инфекционные болезни, болезни костно-мышечной, болезни уха, болезни мочеполовой, болезни эндокринной, врожденные аномалии, психические расстройства, болезни крови, новообразования. Заболеваемость 15-17 лет: болезни глаза, болезни органов пищеварения, болезни костно-мышечной, травмы и отравления, болезни нервной системы, болезни мочеполовой системы, болезни кожи, болезни эндокринной, психические расстройства, инфекционные болезни, болезни уха, врожденные аномалии, болезни крови, новообразования.
Более глубокие пилотные исследования в отдельно взятых школах в еще большей степени выявили рост патологических состояний среди школьников: почти тотальное отклонение в костно-мышечной системе (до 90%), функциональные отклонения на ЭКГ (до 30%), неврологические нарушения (26-28%), патология глаз (22-33%), болезни уха, горла и носа (20-24%). Наблюдаются низкий уровень физической активности, нерегулярное и неадекватное питание, рост употребления табака и алкоголя в детском возрасте. Колоссальную проблему в обществе приобрела аллергия. По различным данным, аллергией страдает от 15% до 25% населения, и эта патология является наиболее частой причиной обращаемости в детские лечебные учреждения. Достаточно сложный механизм индукции аллергической реакции чаще всего носит многофакторный характер - инфекционные агенты наряду с атопическими индукторами, с поллютантами окружающей среды и пищевыми аллергенами создают сложный комплекс иммунологических, биохимических и гормональных реакций. Наряду с генетической предрасположенностью в эпидемиологии аллергических заболеваний первостепенная роль факторов окружающей среды требует не только выявления, но и мониторинга. Кроме того, имеющиеся данные свидетельствуют о существовании различной частоты аллергических заболеваний как в разных климатогеографических районах, так и в зависимости от социально-экономических условий. Следует также отметить, что и рост частоты аутоиммунной патологии (системная красная волчанка, диабет 1-го типа, ревматоидный артрит, рассеянный склероз, аутоиммунная полиэндокринопатия и др.) также во многом обусловлен триггерами внешней среды. По данным Национального центра здоровья и Департамента здравоохранения и обслуживания населения США, значительной проблемой стали анемии, представляющие собой скрытую эпидемию и маскирующиеся заболеваниями, с которыми они связаны, включая хронические заболевания почек, злокачественные новообразования, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания, ВИЧ/СПИД, ревматоидный артрит и воспалительные заболевания кишечника. У детей и подростков до 90% всех анемий приходится на долю железодефицитных. Высокая частота анемий у детей чаще всего расценивается лишь как симптом, а их социальное значение до сих пор не оценено в полной мере. Многочисленные причины развития анемии и ее широкое распространение требуют пристального внимания к эпидемиологическим исследованиям этой патологии. Проблема дефицита железа в большей степени может рассматриваться как социальная, связанная с дефектами питания. Однако распространенность анемий особенно высока (выше в 5-6 раз) там, где окружающая среда загрязнена хлорорганическими пестицидами и тяжелыми металлами.
Злокачественные новообразования у детей занимают 2-е место (после травм и несчастных случаев) в структуре смертности, и частота таких заболеваний, как острый лимфобластный лейкоз, неходжкинские лимфомы, опухоли мозга, продолжает расти. Карциногенез, при котором единичная клетка развивается в клинически диагностируемую опухоль, является многоэтапным процессом, начинающимся в результате взаимодействия внешней среды и генетического аппарата организма, и благодаря которому внешние агенты могут вызывать повреждение ДНК и генную мутацию. По частоте злокачественных заболеваний у детей превалируют новообразования кроветворной и лимфоидной ткани. В подростковом возрасте все больше внимания стало уделяться психосоциальным корням неблагополучия пациентов. Нельзя игнорировать выраженную социальную гетерогенность общества, обилие общественно значимых факторов, вызывающих психологический дискомфорт в детско-юношеской среде, игнорировать их в качестве этиологии клинического неблагополучия невозможно. Современная наука убедительно доказала, что психосоциальные явления оказывают мощное воздействие на течение пубертатного периода. От знания окружающей ребенка микросреды в значительной степени зависит то, насколько правильно и последовательно ведется профилактическая работа по предотвращению многих социо-зависимых заболеваний. Социально значимые заболевания – заболевания, обусловленные преимущественно социально – экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие соц.защиты человека. Обусловлены неблагоприятными социальными и поведенческими факторами. Социальная значимость этих заболеваний требует для поведения эффективной профилактики привлечения не только мед.работников, но и общественности, органов власти, образования, культуры и др. Социально значимые заболевания у детей: 1) туберкулез 2) инф, передаваемые половым путем (сифилис, гонококковая инфекция) 3) ВИЧ 4) психические расстройства, с-м зависимости, связанные с употреблением алкоголя 5) с-м зависимости от наркотических веществ 6) с-м зависимости от ненаркотических веществ Частная патология. Часто болеющие дети - категория детей, подверженных высокому уровню заболеваемости острыми респираторными заболеваниями вследствие преходящих, корригируемых нарушений в защитных системах организма. В группу часто болеющих включены дети, переносящие более 4-6 эпизодов ОРЗ в год, которые могут протекать в различных клинических формах. Часто болеющие дети должны быть обследованы педиатром, ЛОР-врачом, аллергологом-иммунологом; алгоритм диагностики включает: ОАК, посев со слизистых зева и носа, выявление инфекций методом ПЦР, аллерготесты, исследование иммунограммы, рентгенографию придаточных пазух и грудной клетки. Часто болеющие дети нуждаются в санации очагов хронической инфекции, этиопатогенетической терапии ОРЗ, вакцинации и неспецифической профилактике.
Понятие «часто болеющие дети» не является диагнозом и самостоятельной нозологической формой: за ним могут скрываться различные заболевания респираторной системы (ринит, назофарингит, синусит, ларинготрахеит, бронхит и др.). В педиатрии термин «часто болеющие дети» используется для обозначения группы диспансерного наблюдения и отражает, главным образом, кратность и тяжесть инфекционной заболеваемости. Иногда для подчеркивания затяжного характера респираторных инфекций у данной категории детей используется понятие «часто и длительно болеющие дети» (ЧДБД). Согласно эпидемиологическим данным, часто болеющие дети составляют 15-40% от общего числа детей. Причины Считается, что основной причиной частых повторных респираторных заболеваний у детей выступают неспецифичные нарушения иммунологической реактивности, затрагивающие все звенья иммунитета. Как показывают исследования, даже в период полного клинического благополучия у часто болеющих детей снижена функциональная активность Т-лимфоцитов; изменено соотношение хелперы/супрессоры; отмечаются гипо- и дисгаммаглобулинемия, нарушения фагоцитоза, снижение уровня лизоцима и секреторного IgА, повышение содержания провоспалительных интерлейкинов и другие изменения. Эти сдвиги обусловливают повышенную склонность детей к развитию повторных респираторных инфекций и бактериальных осложнений. Вместе с тем, недостаточные резервные возможности интерфероногенеза (противовирусной защиты) способствуют поддержанию в организме ребенка вялотекущего воспаления. Т. о., хотя в иммунной системе часто болеющих детей и отсутствуют грубые первичные дефекты, однако имеется крайнее напряжение иммунного реагирования и истощение резервов противоинфекционных защитных механизмов. По всей видимости, транзиторное изменение гомеостатического равновесия развивается на фоне массивных и длительных антигенных воздействий на организм ребенка. В анамнезе часто болеющих детей нередко прослеживается патология перинатального и неонатального периодов: внутриутробные инфекции, асфиксия, гипоксически-ишемическая энцефалопатия, недоношенность и др. У грудных детей может отмечаться гипотрофия, рахит, анемия, гиповитаминоз, дисбактериоз; в раннем возрасте присоединяются гельминтозы и хронические инфекции носоглотки- аденоиды, риниты, гаймориты, отиты, фарингиты и пр.
Срыву и без того несовершенных адаптационных механизмов может способствовать ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание, экологическое неблагополучие, плохой уход за ребенком, пассивное курение, нерациональное применение лекарственных средств (жаропонижающих, антибиотиков и др.), аллергическая отягощенность. Часто болеющие дети нередко имеют лимфатико-гипопластическую аномалию конституции (диатез). Иногда, казалось бы, нормально развивающийся ребенок переходит в категорию часто болеющих детей после того, как начинает посещать дошкольные образовательные учреждения, что объясняется высоким уровнем контактов с источниками инфекции. Возбудителями повторных инфекций у часто болеющих детей в большинстве случаев выступают вирусы (гриппа и парагриппа, респираторно-синцитиальные, аденовирусы), атипичные микроорганизмы (возбудители хламидиоза и микоплазмоза), бактерии (гемофильная палочка, стафилококки, стрептококки, марокселлы, пневмококки и др.). Характеристика В среднем большая часть детей переносит 3-5 эпизодов ОРЗ в год; при этом наибольшая заболеваемость отмечается среди детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. В первые три года жизни дети болеют ОРЗ в 2-2,5 чаще, чем дети старше 10 лет. Критериями отнесения детей к категории часто болеющих служат: частота и тяжесть ОРЗ, наличие осложнений, продолжительность интервалов между эпизодами заболеваемости, необходимость в использовании антибиотиков для лечения и др. Главным среди этих показателей является количество повторных эпизодов ОРЗ с учетом возраста ребенка (А.А.Баранов, В.Ю.Альбицкий, 1986 г.). К категории часто болеющих могут быть отнесены дети: o первого года жизни, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год; o от 1-го до 3-х лет, перенесшие 6 и более случаев ОРЗ в год; o от 4-х до 5-ти лет, перенесшие 5 и более случаев ОРЗ в год; o старше 5 лет, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год. Кроме этого, у детей старше 3-х лет при отнесении их к группе часто болеющих, может быть использован инфекционный индекс, исчисляемый как как отношение количества всех эпизодов ОРЗ за год к возрасту ребенка (в годах). У редко болеющих детей инфекционный индекс обычно не превышает 0,2-0,3; у часто болеющих составляет от 0,8 и выше. В структуре инфекционной заболеваемости у часто болеющих детей преобладают ОРВИ. При этом респираторные инфекции у часто болеющих детей могут протекать в форме поражения ЛОР-органов (аденоидитов, тонзиллитов, синуситов), верхних дыхательных путей (ринитов, назофарингитов, ларинготрахеитов и др.), нижних дыхательных путей (бронхитов, бронхиолитов, пневмонии). У часто болеющих детей отмечается склонность к продолжительному и осложненному течению инфекций. В структуре осложнений у них преобладает гайморит, гнойный отит, бронхиальная астма, пневмония, пиелонефрит, гломерулонефрит, ревматизм.
Частая инфекционная заболеваемость приводит к нарушению нервно-психического и физического развития детей, формированию вегето-сосудистой дистонии, ограничению социальных контактов со сверстниками, плохой успеваемости. Нередко у часто болеющих детей отмечается несформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, задержка речевого развития, нарушение мелкой моторики. Диагностика Обследование и курация часто болеющих детей должны осуществляться группой специалистов, включающей педиатра, детского отоларинголога, детского аллерголога-иммунолога, пульмонолога. Поскольку у половины часто болеющих детей имеются хронические заболевания ЛОР-органов, необходимо проведение риноскопии, фарингоскопии, отоскопии, УЗИ пазух носа для оценки состояния аденоидов, миндалин, синусов, барабанных перепонок. С целью выявления атопии выполняются аллерготесты, определяется содержание общего и аллерген-специфических иммуноглобулинов Е (IgE). Целесообразно исследование показателей состояния иммунитета, включая уровни IgА, IgG, IgМ. Для оценки микробиоценоза слизистых носоглотки у часто болеющих детей в обязательном порядке проводится бактериологический посев из зева и носа. Для выявления вирусных и атипичных возбудителей (РС-вируса, микоплазмы, хламидий, цитомегаловируса, ВПГ 1 и 2 типов) мазки и смывы исследуются методом ПЦР. Из дополнительных лабораторных исследований часто болеющим детям проводится клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на дисбактериоз, обследование на гельминтозы и лямблиоз. Инструментальная диагностика дополняется выполнением рентгенографии носоглотки и придаточных пазух носа, рентгенографии грудной клетки, ФВД. Профилактика К сожалению, полностью предотвратить заболеваемость детей ОРЗ невозможно, однако в силах взрослых снизить частоту и тяжесть протекания заболеваний. С момента планирования беременности необходимо вести здоровый образ жизни, избегать воздействия неблагоприятных факторов во время вынашивания плода; после рождения ребенка - осуществлять грудное вскармливание. В отношении часто болеющих детей не следует пренебрегать иммунопрофилактикой и неспецифической профилактикой ОРЗ, своевременным лечением сопутствующих инфекций. Число повторных эпизодов ОРЗ в год у часто болеющих детей зависит не только от правильности лечения, но, в большей степени, от образа жизни в периоды клинического благополучия. Планирование и соблюдение реабилитационно-восстановительных мероприятий способствует продлению срока ремиссии, снижению частоты и тяжести эпизодов ОРЗ. Кривошея Деформация шеи, характеризующаяся неправильным положением головы (наклоном вбок и поворотом ее). Возникает кривошея вследствие патологических изменений в мягких тканях, главным образом в грудино-ключично-сосковой мышце. Врожденную кривошею можно диагностировать на 2--3-й неделе жизни ребенка. На пораженной стороне, в результате изменений грудино-ключично-сосковой мышцы, появляется припухлость плотной консистенции, не спаянная с подлежащими мягкими тканями. Одновременно с появлением плотного тяжа возникает наклон головы в сторону измененной мышцы, но повернута голова в противоположную сторону. Лечение мышечной кривошеи следует начинать как можно раньше. Оно заключается в основном в корригирующих гимнастических упражнениях, проводимых 3--4 раза в день по 5--10 минут. При этом голову ребенка, лежащего на спине, обхватывают обеими руками и придают ей по возможности правильное положение, т. е. наклоняют в сторону, противоположную пораженной мышце, и поворачивают в здоровую. Одновременно проводят массаж здоровой грудино-ключично-сосковой мышцы и разминание пострадавшей, а также курс физиотерапевтических процедур. Врожденная косолапость Это контрактура суставов стопы. Заболевание чаще встречается у мальчиков, косолапость бывает одно- и двусторонней. Основными клиническими признаками врожденной внутренней косолапости являются: · подошвенное сгибание стопы в голеностопном суставе (эквинус), · поворот подошвенной поверхности внутрь с опусканием наружного края стопы, · предплюсны и плюсны (супинация), · приведение стопы в переднем отделе при одновременном увеличении свода стопы -- полая стопа (аддукция). При врожденной косолапости лечение заключается в специальной корригирующей гимнастике, бинтовании, которое нужно начинать уже на первом месяце жизни малыша и при легкой форме деформации приводит к полному выздоровлению. Конечно же, нужен массаж - очень действенное средство. При средних и тяжелых формах болезни применяются этапные гипсовые повязки. Если лечение начинается после 2х лет, то оно требует операции, перед которой ребенку проводится лечение в виде этапных гипсовых повязок. Детский ревматоидный артрит Это аутоиммунное заболевание, чаще всего неизвестного происхождения. Оно характеризуется поражением суставов и медленным хроническим течением с постоянным прогрессированием заболевания. Это заболевание относится к аутоиммунным, то есть организм перестает узнавать собственные клетки и начинает разрушать ткани и органы. Это приводит к возникновению воспалительных реакций в тканях. Суставы начинают разрушаться. Это приводит к нарушениям функций и строения хрящевой и костной ткани. Заболевание начинается после инфекции верхних дыхательных путей, скарлатины, ангины или гриппа. Формы артрита: А) Синдром Стилла При этой форме болезни возникает лихорадка, аллергические высыпания на коже, увеличение лимфатических узлов, поражение печени и селезенки и полиартрит Б) Аллергосептическая форма Лихорадка до 2-3 недель, обильных высыпаний, поражения суставов. Быстро развивается поражение сердечной мышцы и легочной ткани. Появляются одышка, цианоз, расширение границ сердца, шумы в сердце, разнообразные хрипы в легких. Клинические признаки артрита · Воспалительный процесс в суставах длительностью более 3 месяцев. · Симметричное поражение суставов. · Мышечная атрофия. · Поражение глаз. Лечение: Противовоспалительные средства - аспирин, ибупрофен. Эти средства быстро подавляют воспалительные реакции. Делагил и плаквенил-они подавляют выделение иммунных комплексов и антител, циркулирующих в крови. Местное лечение - введение в полость сустава противовоспалительных препаратов и иммуносупрессоров. Физиотерапевтические методы лечения, массаж, физкультура. Рахит Это заболевание детей грудного и раннего возраста, сопровождающееся нарушением обмена веществ, в первую очередь фосфорно-кальциевого, нарушением образования костей и расстройством функций всех ведущих органов и систем, главной причиной которого является дефицит витамина D и его активных метаболитов, недоношенность, хронические инфекционные процессы, недостаток двигательной активности. Симптомы рахита у детей: У ребенка возникают беспокойство, пугливость, раздражительность, капризы, снижается аппетит, нарушается сон, усиливается потливость, наиболее сильно потеет волосистая часть головы. Могут выявляться мышечная гипотония, запоры, небольшая податливость краев большого родничка. К мягкости и податливости краев родничка и швов присоединяется размягчение плоских костей черепа - краниотабес. Затылок уплощается, голова становится асимметричной. Происходит деформация грудной клетки, усиливается кривизна ключиц; грудная клетка с боков сдавливается. К более поздним изменениям относятся деформации длинных костей. Чаще всего ноги искривляются О-образно, реже - Х-образно, одновременно и плоскостопие. Большой родничок закрывается только в возрасте 1,5-2 лет и позже. Прорезывание зубов происходит с опозданием, идет непоследовательно, нарушается прикус. Очень часто бывают дефекты эмали и кариес молочных, а затем и постоянных зубов, деформация таза, ведущие к уменьшению его размеров. Лечение рахита у детей: Достаточное пребывание на свежем воздухе, массаж и гимнастика. Специфическое лечение рахита проводят препаратами витамина D. Постнатальная профилактика рахита начинается с первых дней жизни:, правильная организация смешанного и искусственного вскармливания при недостаточном количестве грудного молока у матери, прогулки, ежедневный массаж и гимнастика, закаливание, назначают витамин D по 500 МЕ в день в течение первых двух лет жизни. БОЛЕЗНИ НОСА, УХА, ГОРЛА Острый ларингит Это заболевание чаще встречается у детей старшего дошкольного возраста. Как правило, острое воспаление гортани сочетается с поражением выше- и нижележащих дыхательных путей. Причиной заболевания может быть перенапряжение голоса, вдыхание холодного, пыльного воздуха через рот, холодное питье во время подвижных игр. В начале заболевания ребенка беспокоит першение, жжение, затруднения при глотании. Ложный круп — одна из форм острого ларингита, характеризующаяся периодически наступающими спазмами в области гортани, отеком слизистой и подслизистой оболочек, подсвязочного пространства. Наиболее часто возникает в первые пять лет жизни. Как правило, чаще всего встречается у детей, страдающих экссудативно-катаральным диатезом, а также на фоне ОВРИ, гриппа, кори. Провоцирующими круп факторами являются сухой воздух, табачный дым, загрязненный воздух, резкие колебания погоды. При оказании первой доврачебной помощи следует обеспечить приток свежего воздуха с его увлажнением (развешивание мокрых простынь). Ребенку можно дать теплое молоко с минеральной водой (боржоми), провести отвлекающие процедуры (теплые ванны). В ряде случаев помогает использование ножных горячих ванн, горчичников на грудь и спину. Ложный круп начинается чаще всего ночью, внезапно, в виде приступа удушья (асфиксии). Ребенка беспокоит першение, а затем наступает нарушение дыхания, оно становится поверхностным, учащенным (30—40 вдохов и выдохов в минуту). На фоне этих явлений усиливается беспокойство ребенка, бледность, появляется испарина на кожных покровах, цвет губ и кончиков пальцев становится синюшным. Приступ сопровождается напряжением мышц шеи, груди, живота. Голос при ложном крупе, в отличие от истинного, при дифтерии, не теряется. Нередко отмечается повышение температуры на фоне возбуждения ребенка. Отит Отит – воспаление уха. Различают наружный, средний и внутренний отит. Наружный отит. Существуют две формы – ограниченная (фурункул наружного слухового прохода) и диффузная. Ограниченный наружный отит возникает в результате внедрения инфекции в волосяные фолликулы и сальные железы наружного слухового прохода, чему способствуют мелкие травмы при манипуляции в ухе спичками, шпильками и пр. Диффузный наружный отит развивается при хроническом гнойном среднем отите вследствие внедрения в кожу и подкожную клетчатку слухового прохода различных микробов и грибов. Воспалительный процесс нередко переходит и на барабанную перепонку. Клиника. Боли в ухе, усиливаются при надавливании на козелок, при потягивании за ушную раковину. При остром диффузном наружном отите больные жалуются на зуд и боли в ухе, гнойные выделения с неприятным запахом. Слух почти не страдает. Острый средний отит. Различают катаральную и гнойную формы. Развивается в результате проникновения инфекции главным образом через слуховую трубу в среднее ухо при остром или обострении хронического воспаления слизистой оболочки носа и носоглотки (острый ринит, грипп и пр.). Симптомы и течение зависят от стадии воспалительного процесса. В 1 стадии – сильная боль в ухе, высокая температура тела, значительное понижение слуха. Во второй стадии определяется гноетечение в результате прободения барабанной перепонки, боль стихает. Общее состояние улучшается, температура тела нормализуется. В Ш стадии после прекращения гноетечения ведущей жалобой может быть понижение слуха. Синусит Синусит – острое или хроническое воспаление придаточных пазух носа. Гайморит острый – часто возникает во время острого насморка, гриппа, кори, скарлатины и других инфекционных заболеваний, а также вследствие заболевания корней четырех верхних зубов. Симптомы и течение: ощущение напряжения или боль в пораженной пазухе, нарушение носового дыхания, выделения из носа, расстройства обоняния на пораженной стороне, светобоязнь и слезотечение. Фронтит. Причины те же, что и при воспалении гайморовых пазух. Протекает значительно тяжелее. Боль в области лба, особенно по утрам, нарушение носового дыхания и выделения из соответствующей половины носа. Боль нередко невыносимая, приобретает неврологический характер. В тяжелых случаях наблюдается боль в глазах, светобоязнь и нарушение обоняния. Профилактика отитов и синуситов должна быть направлена на лечение основного заболевания (грипп, острый насморк, инфекционные заболевания, поражение зубов). Важную роль играет правильная гигиена наружного слухового прохода, а также систематическое закаливание организма. Миндалины представляют собой скопление лимфоидной ткани. Они участвуют в защитной реакции организма в глотке. Различают небные миндалины (тонзиллы), которые расположены между двумя складками слизистой оболочки (передняя и задняя небные дужки). Они обычно имеют бледно-розовую окраску, а по форме напоминают миндальный орех. Видимая часть миндалины имеет обычно неровную, как бы складчатую или изрытую поверхность, что также придает им сходство со скорлупой миндального ореха. Кроме небных миндалин у человека есть другие аналогичные образования. Одно из таких образований находится в верхнем отделе глотки — носоглотке: это носоглоточная миндалина; у корня языка расположена язычная миндалина. Вместе с лимфатическими фолликулами, находящимися в гортани, они образуют барьер, называемый лимфаденоидным глоточным кольцом. Все, что поступает в организм — воздух, пища, микроорганизмы, — в той или иной степени входит в контакт с миндалинами. При возникновении неблагоприятных условий, ослабляющих защитные свойства организма ребенка, микробы и вирусы, попавшие в небные миндалины, могут вызвать болезненную реакцию с воспалительными изменениями в них, то есть разовьются ангина или острый тонзиллит. Наиболее распространенными являются следующие формы ангин: катаральная, фолликулярная, лакунарная и флегмонозная. Для всех форм ангин общими симптомами являются повышение температуры, боль при глотании, головные боли. В зависимости от вида ангины происходят изменения в области миндалин — от их покраснения до появления на них гнойных образований. При этом необходимо помнить, что ангина может сопровождать ряд детских инфекционных заболеваний (скарлатина, дифтерия и др.). Во всех случаях при подозрении на ангину заболевшего ребенка необходимо изолировать и направить к врачу для назначения своевременного и правильного лечения. Хронический тонзиллит. При хроническом тонзиллите имеется целый ряд характерных изменений небных миндалин — расширение щелей (лакун) в толще миндалин, образование в них гнойных пробок или жидкого гноя. В лакунах, как правило, можно обнаружить большое количество микроорганизмов. К появлению хронического тонзиллита приводят частые ангины, хроническое воспаление носоглотки, наличие кариозных зубов и т.д. Течение хронического тонзиллита может сопровождаться увеличением миндалин (гипертрофией) различной степени. У детей, страдающих хроническим тонзиллитом, наблюдается вялость, быстрая утомляемость, периодическое повышение температуры. Будучи хроническим очагом инфекции, тонзиллит может привести к появлению ряда других болезней: отитам, ревматизму, болезням органов пищеварения, мочевыводящей системы и др. Вопросы, связанные с оперативным лечением хронического тонзиллита, решаются строго индивидуально, только в случаях неэффективности консервативного лечения с учетом возраста ребенка и частоты рецидивов заболевания в течение года. Большую роль в профилактике заболевания играет повышение сопротивляемости организма ребенка к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды путем проведения закаливающих процедур, соблюдения режима дня, гигиенических требований к одежде и обуви ребенка. Аденоиды Аденоидами называют патологическое увеличение глоточной миндалины, которая располагается на своде глотки, позади носовых отверстий. Она развивается раньше остальных образований, входящих в состав лимфатического глоточного кольца. Наиболее часто ее разрастание (гиперплазия) наблюдается у детей дошкольного возраста, начиная с первых лет жизни. Аденоиды обычно располагаются в своде носоглотки на широком основании, распространяясь до устья слуховых труб. К числу причин, вызывающих образование аденоидов, относятся частые и длительные воспалительные процессы верхних дыхательных путей, однообразное питание. Аденоиды в зависимости от их размеров подразделяются на три степени. При первой степени они закрывают 1/3 задненосовых отверстий, при второй — 2/3, при третьей — выход из полости носа почти полностью закрыт разрастаниями лимфоидной ткани. Наиболее ранним симптомом заболевания является затруднение у детей носового дыхания преимущественно в ночные часы. Дети обычно спят с открытым ртом. При значительном увеличении размеров аденоидов носовое дыхание затрудняется и в дневные часы, часто сопровождается выделениями из носа, которые приводят к раздражению кожных покровов преддверия носа и верхней губы. Постоянное проглатывание детьми отделяемого из носа может привести к неблагоприятным изменениям в работе желудочно-кишечного тракта. Длительное нарушение носового дыхания ведет к изменению формирования лицевого черепа. У детей наблюдается аденоидное лицо, при котором нижняя челюсть как бы отвисает, рот постоянно полуоткрыт, носогубные складки сглажены. Верхняя челюсть удлинена, клинообразна, твердое небо становится высоким и узким. У детей затрудняется формирование правильного прикуса, наблюдается беспорядочное расположение верхних резцов. Аденоиды, закрывая устья слуховых (евстахиевых труб), способствуют развитию воспаления среднего уха (отита). Инфицирование аденоидного разрастания вызывает в ряде случаев частые респираторные заболевания, конъюнктивиты, заболевания почек и других органов. Иногда аденоиды являются одной из причин, вызывающих ночное недержание мочи. Лечение аденоидов осуществляется консервативными и оперативными методами. Оперативное вмешательство в большинстве случаев проводится у детей в возрасте от 3 до 5 лет. Заболевания органов дыхания у детей раннего и дошкольного возраста занимают одно из ведущих мест в структуре общей заболеваемости. Заболевания органов дыхания Из каждых трех заболевших детей, которым необходима медицинская помощь, у двоих наблюдаются болезни, связанные с поражением органов дыхания. Такой высокий уровень заболеваемости обусловлен анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания, функциональной незрелостью их защитных механизмов, влиянием неблагоприятных изменений в экологической обстановке, несоблюдением гигиенических требований к воздушному и температурному режиму, игнорированием эффективных методов закаливания и др. В связи с этим работникам дошкольных учреждений необходимо иметь представления об основных причинах возникновения тех или иных заболеваний органов дыхания с целью их предупреждения и своевременного выявления. При этом следует учитывать, что некоторые заболевания органов дыхания относятся к числу первых проявлений целого ряда детских инфекционных заболеваний (грипп, ОВРИ, корь, краснуха, дифтерия). Все заболевания органов дыхания подразделяются на болезни верхних дыхательных путей (ринит, синусит, аденоидит, тонзиллит, фарингит) и нижележащих отделов органов дыхания (трахеит, бронхит, пневмония). Острый бронхит Острый бронхит представляет собой острое воспаление слизистой оболочки бронхов. Это одно из частых заболеваний органов дыхания. Предрасполагающими факторами являются климато-погодные условия, сырость, переохлаждение или перегревание организма, резкий контраст температур, излишне сухой воздух, загрязненный и запыленный воздух городов, очаговые инфекции носоглотки, нарушение носового дыхания и др. По происхождению различают бронхиты: Ø инфекционные: а) вирусные, б) бактериальные, в) вирусно-бактериальные; Ø обусловленные физическими и химическими вредными факторами; Ø смешанные (сочетание инфекций и физических и химических факторов); Ø неуточненной природы. Острые бронхиты различают по уровню поражения: 1) трахеобронхиты; 2) бронхиты с поражением бронхов среднего калибра; 3) бронхолиты. Воспалительный процесс при остром бронхите может быть катаральным или гнойным. Существуют разные сроки течения острого бронхита: 1) остротекущий (не более 2 недель); 2) затяжной (до месяца и более); 3) рецидивирующий (до 3 и более раз в течение года). Предрасполагающие факторы: охлаждение или резкое перегревание, загрязненный воздух, пассивное курение. Симптомы острого бронхита проявляются в зависимости от происхождения заболевания, характера, степени выраженности поражения слизистой оболочки бронхиального дерева, интоксикации и дыхательной недостаточности, темпов развития болезни. Развитие острого бронхита может происходить в течение нескольких часов, а также нескольких дней, что обычно и наблюдают воспитатели у детей ясельного и дошкольного возраста. Чаще всего этому предшествуют симптомы острого респираторного заболевания. При бронхите самочувствие ребенка ухудшается, развивается слабость, появляются озноб и лихорадочное состояние.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 1225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.088 с.) |