Народные промыслы — что это такое. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народные промыслы — что это такое.



Ознакомиться с материалом.

 2. Законспектировать самые важные моменты по каждому промыслу.

Народные промыслы России

Русская культура многогранна по своим формам, стилям, идеям, краскам и другим художественным проявлениям. Среди всего разнообразия творческого наследия русской культуры особое значение имеют русские народные промыслы или, говоря иначе, народные промыслы России. Народные художественные промыслы России являются важнейшей частью культурного наследия нашей страны.

По всей России существует центры народных промыслов, которые из года в год привлекают огромное количество потребителей и ценителей произведений народной культуры – как в России, так и за ее пределами. Соприкасаясь с изделиями народных промыслов России, мы знакомимся с давними русскими традициями, с неповторимостью традиционной культуры нашей страны. Народные промыслы России популярны не просто так. Все дело в особой эстетике творчества русского народа, благодаря которой народные промыслы России стали востребованы и любимы для многих людей как особый тип искусства.

Для того чтобы сформировать объективное представление о том — что такое народные промыслы России, рассмотрим подробнее не только понятие «народные промыслы», но и представим наиболее популярные художественные изделия народных промыслов России. Кроме того, размещенная ниже карта народных промыслов России позволит продемонстрировать все их многообразие, а также получить информацию о том – какие центры народных промыслов существуют в России.

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ: РОСПИСИ

Русские народные промыслы отличаются художественным мастерством росписи изделий творчества самобытного русского народа. Уникальные технологии росписи изделий, как правило, сложились по-разному в разных регионах России. На сегодняшний день наиболее известными являются следующие виды росписи.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Для городецкой росписи, которая появилась в небольших деревеньках Нижегородского региона, расположенных недалеко от поволжского села Городец, характерная особая технология росписи. Поскольку в прежние времени русский народ демонстрировал свои достижения на ярмарках, то одними из самых крупных ярмарок, куда стремились попасть многие мастера, являлись Нижегородские ярмарки. В селе Городец и проходила одна из таких ярмарок, на которой были представлены изделия (мебель, утварь, игрушки и пр.) с яркой росписью, изображающей цветы, птиц, коней, а также фрагменты сказок и сюжеты из купеческой жизни. Для городецкой росписи характерен особый стиль мазка, определенный набор цветов – красный, голубой, бежевый, черный, зеленый, а также иногда наличие графической обводки.

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ

На нижегородских ярмарках в селе Хохлома появились несколько веков и оригинальные, яркие деревянные изделия народных промыслов, изготавливаемые и расписываемые в прилегающих к селу деревеньках. Для хохломской росписи, самой известной росписи в России, характерен особый стиль орнамента (с листьями, ягодами), которым художники украшали деревянные изделия – ложки, мисочки, ковшики и пр. Кроме того, для хохломских изделий присуще и доминирование определенной цветовой гаммы – красный, золотистый, черный цвета. Деревянная посуда, расписанная с помощью хохломы, в ХХ веке для многих стран стала узнаваемым символом России.

ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ

Палехская роспись появилась в России благодаря уникальному ремеслу, зародившемуся в далекие времена в селе Палех, расположенному на территории Ивановского региона. До ХХ века искусные мастера Палеха специализировались в области иконописи, унаследовав русские традиции расписывания икон. Однако свое второе рождения Палех пережил позже, когда получили широкую известность изделия с палехской росписью. Главной характерной чертой палехской росписи является тот факт, что мастера создают тонкую по исполнению работу, изображая сюжетные композиции на изделиях народного творчества. В качестве таких сюжетов, размещенных на черном фоне, выступают не только сцены повседневной жизни, но и эпизоды из литературных произведений, сказок, былин, песен и т.д.

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

Жостовская роспись, зародившаяся на Урале, является лаковой росписью металлических изделий – подносов. Искусство данной росписи из металлургических заводов Демидовых перекочевало постепенно в город Жостов Московской области. Мастера преимущественно выбирали в качестве фона черный цвет, хотя иногда использовался синий, зеленый, красный цвета. Ключевым мотивом жостовской росписи выступали не только многообразные цветочные композиции, но и пейзажи уральских городов. Такие сюжеты позволяли мастерам использовать все богатство оттенков и красок. Сколько бы подносов не было произведено в результате данного народного промысла, каждый из них является самым настоящим произведением искусства.

 

ГЖЕЛЬ

Название данной росписи, являющейся русским брендом, и до сих пор являющейся очень популярной у большого количества ценителей народного творчества, говорит само за себя. Зародилось мастерство гжельской росписи в подмосковном городе Гжель, и было оно связано с расцветом керамического производства на данной территории. Гжельской росписью покрывали самые разные керамические изделия – чайники, чашки, тарелки, подносы, сахарницы, вазы, фигурки животных и т.д. Особый стиль гжели составляет, во-первых, цветовая гамма, представленная белейшим фоном и нанесенными на него ярко-синими узорами. Во-вторых, для гжельской росписи присуща особая техника изображения цветов, а также наличие характерного и узнаваемого многими орнамента.

ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА

Мастера из села Палех, известные благодаря особой технологии палехской росписи, создавали свои шедевры не только на предметах быта или мебели. Общероссийскую известность в начале ХХ века палехская роспись получила благодаря неповторимой лаковой живописи на шкатулках, кубышках, панно, папье-маше. Мотивами для художников стали фрагменты русского фольклора, в котором сочетались самые разных сюжеты из русских сказок, былин, поговорок, легенд и т.д. Каждая палехская миниатюра – это художественный рассказ о каком-либо фрагменте народного творчества. Особый шарм этим картинам придает черный фон лаковой миниатюры и наличие золота в палехской росписи.

ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА

Рождение федоскинской миниатюры также тесно связано с мастерством жителей одного из подмосковных сел, а именно села Федоскино. Миниатюрные изделия, расписанные мастерами Федоскино, опять-же практически идентичны с палехским: папье-маше, шкатулки и ларцы. Однако в отличие от палехской миниатюры, федоскинская появилась на два столетия раньше и стала результатом действительно народного искусства. Главным отличием федоскинской от палехской миниатюры считается не столько декоративная или высокохудожественная, сколько более «живая», повседневная роспись, привлекающая своей простой и реалистичностью. Кроме того, в качестве мотивов для федоскинской миниатюры мастерами выбирались сюжеты из крестьянской жизни, изображались русские девушки, тройки русских лошадей, зимние пейзажи, храмы, русские избы.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

В XIX веке на территории слободы Дымково близ города Вятка Кировской области появились оригинально исполненные и расписанные игрушки из керамики. Эти игрушки, ставшие знаковым народным промыслом России, отличаются ярким цветом, а также наличием геометрических фигур – круги, клеточки, полоски и т.д. Кроме того, роспись дымковской игрушки предполагает и наличие золотой отделки керамического изделия. Самым знаменитым дымковским экземпляром является игрушка-свистулька, выполненная на основе самых разных фигурок (петухов, индюков, барашков и пр.). Не менее известным персонажем дымковской игрушки выступает и барыня, искусно расписанная характерным для Дымково стилем. Мастера с давних времен изготавливают дымковские игрушки, которые отличаются своей оригинальностью и удивительно тонкой художественной эстетикой народного творчества.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Филимоновская игрушка – это один из самых древнейших народных промыслов России. Благодаря богатому слою залежи глины в районе деревни Филимоново Тульской области зародился этот художественный промысел России по изготовлению керамических игрушек. Филимоновские игрушки также представляют собой, прежде всего, свистульки. Но для филимоновских игрушек характерно наличие удлиненной формы изделий, а также особая их роспись, которая осуществляется с помощью гусиного пера. Филимоновские игрушки отличаются пестротой и яркостью оформления, наличием тонких линий и цветовой гаммой (зеленый, малиново-розовый, жёлтый).

ГУСЕВСКИЙ ХРУСТАЛЬ

Неповторимый по своему исполнению гусевский хрусталь неслучайно стал известен во всем мире. Традиция изготовления изделий народного промысла из хрусталя уходит своими корнями во Владимирскую область, где впервые в XVIII веке в поселке Гусь (сегодня город Гусь Хрустальный) был построен стекольный завод. Мастера использовали собственные секреты, чтобы изделия из хрусталя сверкали при свете, приобретали специфический блеск и обладали глубоким голосом. Кроме этого, гусевский хрусталь славится и высокохудожественным исполнением форм хрустальных изделий, а также тонким и выразительным декором. Из хрусталя изготавливаются вазы, бокалы, графины, рюмки, пепельницы, декоративные изделия (например, конь, лебедь, павлин) и многое другое.

ПЛАТКИ

В России существуют различные технологии изготовления популярного элемента одежды народной культуры – платка. Однако широкую популярность в нашей стране и за ее пределами завоевали такие художественные промыслы, как оренбургский пуховый платок и павлопосадский платок, ставшие известными брендами русских народных промыслов.

Оренбургский пуховый платок – это вязаное изделие, оцененное высоко на европейских выставках. Оренбургский пуховый платок обладает уникальным качеством тонкости при сохранении тепловых свойств. Производство таких платков, возникшее в XVII веке, оказалось неповторимым для других регионов, поскольку для создания оренбургского пухового платка требуется особая козья шерсть от коз, которые выращиваются только в суровом климате Оренбургской области. Для данных платков также характерно сложное плетение и узор. Чтобы определить, является ли пуховый платок оренбургским, существуют два простых правила — пропустить его через кольцо и поместить в гусином яйце.

Павлопосадский платок появился в конце XVIII века, когда в городе Павловский Посад на одной из фабрик стали ткать шерстяные платки с рельефным рисунком, наносимым на платок с помощью специальных форм. Благодаря очень сложной и трудоемкой набивной технологии нанесения красочных узоров, появились удивительно красивые, изящные, женственные произведения тканного искусства. Павлопосадские платки сразу завоевали свою любовь во многих уголках нашей страны, а также за ее пределами. Преимущественная цветовая гамма данных изделий из ткани – красный и черный. На павлопосадские платки всегда наносились оригинальные по композиции цветочные узоры. В центре располагался крупный цветок, переливающийся разными красками, а по бокам более мелкие. Чаще всего на павлопосадские платки платки наносится изображение садовых цветов, обладающих естественной красотой (например, садовая роза).

ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Одним из популярных брендов народных промыслов России следует назвать вологодское кружево, которое является своеобразным символом города Вологда. Зародившись еще в далеком XVI веке, искусное ремесло производства кружев долгое время оставалось на повседневном уровне и являлось скорее домашним мастерством вологжанок. Лишь с появлением специальных кружевных фабрик в XIX веке кружевоплетение на вологодской земле стало настоящим народным промыслом.

Технология изготовления вологодского кружева скрыта в специальных приспособлениях – коклюшках (палочках), с помощью которых плетется кружевная ткань, а нити обвиваются вокруг булавочек, воткнутых в специальный валик. Характерный материал, используемый для вологодского кружева – это лен, что говорит о природном качестве и прекрасных свойства готового изделия. В качестве сюжетов мастерицы, изготавливающие шедевры кружевоплетения, использовали самые разные мотивы – от славянской и православной символики до цветочных орнаментов. Красота вологодского кружева изначально пленила своих почитателей тончайшими ажурными линиями и удивительными узорами. Трудоемкие по производству и дорогие в цене, вологодские кружева были настоящим украшением не только зажиточных барышень, но и более знатных придворных персон.

КРЕСТЕЦКАЯ СТРОЧКА

Новгородская область прославилась оригинальным по исполнению народным промыслом – крестечкой строчкой. Появилось это мастерство создавать на ткани изящные орнаменты с помощью нитей в Крестецком уезде (сегодня — город Крестцы) в середине XIX века. В этом регионе проживали общины староверов, которые унаследовали в своей материальной культуре искусство нанесения на ткань строчной вышивки, или – вышивки строкой. Крестецкая строчка – это результат особой технологии сквозного вышивания ткани, она является очень сложной и требует большого труда и внимательности. В качестве ткани и, соответственно, фона для вышивки используется лен. Поскольку лен имеет нитевую основу, то сам процесс вышивки предполагает создание просветов и сеточек, образуемых путем выдергивания нитей из конкретной области ткани.

Ткани, вышитые крестецкой строчкой были очень популярны в прошлом веке. Их использовали не только для производства одежды, но и для изготовления полотенец, занавесок, покрывал и прочих элементов домашнего быта, сделанных из ткани. Сегодня данный народный промысел сохранил свою уникальную технологию создания живописных тканей. В наши дни крестецкая строчка является брендом народной культуры, который нередко используется в индустрии моды.

КАСЛИНСКОЕ ЛИТЬЕ

В XVIII веке в городе Касли Челябинской области зародился русский народный промысел, в результате которого стали появляться искусно созданные чугунные и бронзовые изделия. Каслинское литье – это народный промысел, над развитием которого трудилась масса талантливых художников, формовщиков, скульпторов, чеканщиков. В результате художественного мастерства и кропотливой работы уральских умельцев стали появляться скульптуры, бюсты, предметы быта, фигурки и пр. из прочного материала, который очень сложно поддается обработке. Все изделия, выполненные с помощью каслинского литься, завораживают своими четкими линиями, бликами, вниманием к деталям и невероятно точным исполнением.

ВАРНАВИНСКАЯ РЕЗЬБА

Резьба по дереву и кости является тем народным промыслом, который получил свою заслуженную популярность в нашей стране. Варнавинская резьба по кости возникла в поселке Варнавино Нижегородской области. В качестве материала для промысла нижегородские мастера использовали кости крупного рогатого скота, включая не только крупные трубчатые кости, но и рога. В тоже время, наиболее эксклюзивные изделия могли быть изготовлены из костей и бивней моржа. Изделия, полученные в результате искусства варнавинской резьбы, отличаются особым изысканным художественным стилем и самобытным живописным орнаментом. Заколки, кулоны, броши, бусы, перстни, шкатулки, элементы посуды – каждое изделие индивидуально и не похоже на другие. Это является свидетельством индивидуального, творческого подхода мастера к выполнению резных изделий.

АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА

Один из самых неординарных и знаменитых русских народных промыслов художественной резьбы по дереву зародился в XIX веке в подмосковной усадьбе Абрамцево. Достичь творческого мастерства резчикам позволил тот факт, что они обучались в столярных мастерских не только технологиям резной обработки дерева, но и основам живописи и рисунка. Изделия, выполненные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, отличаются богатством орнамента, в котором преобладают узоры в виде веток, розеточек, завитков, которые получили название «кудринки». Абрамцево-кудринские блюда, вазы, ковшики, шкатулки, ларцы рельефно украшались витиеватыми линиями и узорами. Затем резным изделиям мастера придавали цвет с помощью морилки.

РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ

Финифть (что означает с греческого – блестящий) представляет собой особый вид народных промыслов, основанный на сочетании металла и эмали. С помощью финифти, получаемой с помощью стекольного порошка, русские мастера украшали эмалью металлические изделия. Особый эффект финифти состоит в том, что данное художественное покрытие металла отличается стойкостью во времени и возможностью великолепного сочетания ярких и сочных красок. Огнеупорные краски, используемые для получения стекловидной эмали, мастера получали путем окиси различных металлов. Прочность эмали, глубину цвета и сверкание металлическому изделию (золотому, серебряному, медному, стальному и пр.) придавал обжиг при высокой температуре.

Одна из знаменитых традиций народного промысла финифти зародилась в XVIII веке во Владимирской области, городе Ростове. Для ростовской финифти первоначально было характерным изготовление и украшение окладов икон и рукописных книг, небольших иконок, крестов и прочих предметов церковного быта. Соответственно, мотивами для мастеров ростовской финифти выступали фрагменты из Священного писания. Затем по мере развития данного народного промысла стали появляться различные миниатюрные изделия, включая женские украшения, шкатулки, блюда и пр. На таких изделиях пышно расцветали цветы, появлялись портреты с четкими линиями. В результате ростовской финифти изделия приобретали особую легкость, привлекательность, воздушность и красочность.

Ознакомиться с материалом.

 2. Законспектировать самые важные моменты по каждому промыслу.

Народные промыслы России

Русская культура многогранна по своим формам, стилям, идеям, краскам и другим художественным проявлениям. Среди всего разнообразия творческого наследия русской культуры особое значение имеют русские народные промыслы или, говоря иначе, народные промыслы России. Народные художественные промыслы России являются важнейшей частью культурного наследия нашей страны.

По всей России существует центры народных промыслов, которые из года в год привлекают огромное количество потребителей и ценителей произведений народной культуры – как в России, так и за ее пределами. Соприкасаясь с изделиями народных промыслов России, мы знакомимся с давними русскими традициями, с неповторимостью традиционной культуры нашей страны. Народные промыслы России популярны не просто так. Все дело в особой эстетике творчества русского народа, благодаря которой народные промыслы России стали востребованы и любимы для многих людей как особый тип искусства.

Для того чтобы сформировать объективное представление о том — что такое народные промыслы России, рассмотрим подробнее не только понятие «народные промыслы», но и представим наиболее популярные художественные изделия народных промыслов России. Кроме того, размещенная ниже карта народных промыслов России позволит продемонстрировать все их многообразие, а также получить информацию о том – какие центры народных промыслов существуют в России.

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Народные промыслы представляют собой результат художественной деятельности народа в области ремесленного творчества. Произведения народных промыслов выполняются, как правило, с помощью ручного труда и не предполагают заводского производства культурных продуктов. Нужно отметить, что в результате художественной деятельности мастеров своего дела, появляются оригинальные произведения ремесленного производства, которые отличаются своим неповторимым дизайном, формами, творческим замыслом. Каждое изделие народного промысла – это результат художественного производства мастера своего дела.

Понятие «народные промыслы» совсем неслучайно связано с понятиями «промысел» и «ремесло». Появление народных промыслов связано с зарождением художественного ремесла у различных народов мира. Вначале изделия народных промыслов изготавливались в очень небольшом количестве, поскольку для их производства требовалось высокое мастерство конкретного человека. Главный признак народных промыслов – это уникальный результат ремесленного производства мастера (ремесленного художника) и особый народный стиль ручного производства культурного продукта.

Примеры народных промыслов – это разнообразные изделия, произведенные в результате гончарного дела, резьбы по дереву, ткачества, декоративной росписи. Каждый народ славится своими видами народных промыслов, создавая удивительные произведения народной культуры.

Богатой историей обладают такие народные промыслы, которые зародились еще в древние времена. К ним, как правило, относится, художественное производство:

· посуды (деревянной, глиняной и пр.);

· ювелирных украшений;

· религиозных и культовых вещей (обереги, талисманы, оклады и пр.);

· игрушек (кожаных, тряпичных и пр.);

· текстильных изделий (например, ковров, кружев, полотенец и пр.);

· многого другого (оружие, обувь, монеты и пр.).

В России народные промыслы зародились в древние времена, когда стали складываться традиции русской народной культуры. Данный процесс был связан с формированием крестьянской традиционной культуры. Отсюда, появление народных промыслов России многие исследователи связывают с развитием других явлений русской культуры.

Так, народные промыслы России тесно связаны по своим мотивам с народными праздниками (например, глиняные игрушки-свистульки появились одновременно с народным праздником «свистопляска») и знаковыми событиями народной культуры (рождение детей, свадебный ритуал, похороны и пр.). Кроме того, зарождение традиций художественного ремесленного мастерства народа могло быть обусловлено и нуждами повседневной жизни: хозяйственная деятельность, воспитание детей, уборка урожая и пр. Поэтому становление народных промыслов на Руси неотделимо от сопутствующих бытовых условий жизни народа в сочетании с эстетикой русской народной культуры.

Следствием этого стал тот факт, что произведения народных промыслов чаще всего совмещают в себе две функции: утилитарную и эстетическую. С одной стороны, народные промыслы могут быть полезными, они часто используются в повседневной жизни (например, глиняный горшочек может использоваться как кухонная утварь). С другой стороны, каждое изделие народных промыслов – это произведение народного творчества, то есть оно обладает эстетическими качествами и несет в себе оригинальность художественной мысли творца.

Русские народные промыслы также сочетают в себе эти две функции. В произведениях народных промыслов России выражается русская ментальность, характерные черты русской культуры, уникальность русских традиций. Если говорить об отличительных особенностях народных промыслов России, то их составляют, прежде всего, такие виды народного художественного мастерства, как:

· различные типы росписи изделий народного творчества;

· детская игрушка;

· кружевоплетение;

· изготовление оригинальных изделий из глины, металла, ткани, бересты.

Кроме того, еще одной особенностью народных промыслов России следует назвать тот факт, что их название всегда связано с местом, в котором они зародились – с городом, селом, деревней. В качестве примера можно привести павлопосадские платки (город Павловский Посад), посуду гжель (город Гжель), вятскую игрушку (город Вятка), хохломскую роспись (село Хохлома) и пр.

Рассмотрим наиболее популярные народные промыслы России, которые являются визитной карточкой русской народной культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.041 с.)