Отношения со странами ближнего зарубежья . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношения со странами ближнего зарубежья .



Наиболее острые проблемы связаны с:

- созданием механизмов и структур в рамках СНГ, которые позволили бы решать проблемы безопасности, экономического и политического взаимодействия;

- судьбой огромного военного потенциала, распавшегося СССР;

- защитой интересов русскоязычного населения (25 млн человек), оказавшегося вне пределов России;

- налаживанием двусторонних политических, экономических, военно-стратегических отношений.

Опыт первых лет показал, что взаимодействие в рамках СНГ складывается не просто, возникают серьезные проблемы и даже кризисы. В частности, не все страны подписали устав СНГ и договор о коллективной безопасности, тяжело решались вопросы экспорта российских энергоносителей и др. Вместе с тем просьбы руководства Грузии, Армении, Таджикистана и других стран о создании российских военных баз на их территории доказывали заинтересованность в сохранении и углублении сотрудничества.

Взаимодействие в рамках СНГ дополнялось налаживанием двусторонних отношений. Здесь были свои достижения и трудности.

Отношения со странами Прибалтики омрачались проблемами статуса и правового положения русскоязычного населения. Международное сообщество признало дискриминационными законы Эстонии и Латвии о статусе национальных меньшинств. В апреле 2007 г. обеспокоенность русского меньшинства в Эстонии своим положением выливается в массовые беспорядки в Таллине (в связи с кампанией эстонских властей по переносу из центра Таллина на Военное кладбище памятника советским воинам, павшим в Великой Отечественной войне – «Бронзовый солдат»). Россия встала на сторону протестующих, осудила действия эстонской полиции, и попыталась оказать на эстонские власти меры дипломатического и экономического давления.

Российско-украинские отношения складывались непросто:

- камнем преткновения был вопрос о судьбе Черноморского флота и статусе Севастополя;

- серьезные разногласия в двусторонних отношениях вызывала проблема поставок российских энергоносителей и порядок расчетов за эти поставки. Начавшийся в 2005 г. газовый конфликт между Россий и «оранжевой» Украиной (в 2004 г. в ходе «цветной» – «оранжевой революции» на Украине к власти пришли антироссийски настроенные силы) вылился в январе 2006 г. так называемую «трубопроводную войну». Во избежание подобных конфликтов в будущем Россией было принято решение о строительстве трубопровода для поставок газа в Европу по дну Балтийского моря («Северный поток»).

Успехи в российско-белорусских отношениях позволили заключить договор о создании союзного государства России и Белоруссии, учреждении исполнительных и законодательных органов этого союза.

С 2003 г. также в связи с «цветной революцией» («Революцией роз») начали обостряться отношения России с Грузией. В сентябре 2006 г. вспыхнул шпионский скандал, который привел к задержанию грузинской стороной нескольких российских офицеров по обвинению в организации терактов и разворачиванию шпионской сети. Ответом на эти действия стало ввод Россией против Грузии экономических санкций. В августе 2008 г. в ответ на агрессию режима М.Н. Саакашвили против Южной Осетии Россия была вынуждена начать военную операцию по принуждению Грузии к миру. Произошел разрыв дипломатических отношений России и Грузии. Отношения России и Грузии продолжали оставаться напряженными. В августе 2009 г. Грузия официально вышла из состава СНГ. После отставки М.Н. Саакашвили в октябре 2012 г. дипломаты России и Грузии провели первые двусторонние переговоры после войны.

Важные шаги были сделаны Россией в начале XXI столетия в направлении экономической интеграции на постсоветском пространстве. 28 ноября 2009 г.

Д.А. Медведев, президент Белоруссии А. Г. Лукашенко и президент Казахстана Н.А. Назарбаев в Минске подписали договор о создании на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 г. единого таможенного пространства. В июле 2010 г. начал действовать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России.

В целом позиция России в отношениях со странами ближнего зарубежья определялась в первую очередь защитой российских национальных интересов на всем пространстве СНГ.

Россия в 2010-е годы будет продолжать наращивать усилия, нацеленные на формирование самостоятельного «центра силы» в северной Евразии. Опираясь на союзников и партнеров среди стран СНГ, Москва намерена укрепить свои позиции по отношению к геополитическим конкурентам – Европейскому союзу на западе и Китаю на востоке. Таким образом, в обозримом будущем страны СНГ как региональное направление внешней политики Российской Федерации будут сохранять большое значение для Москвы.

Отношения с Западом.

В развитии этих отношений можно выделить несколько этапов.

1 период:1991-1993 гг. Позиция России формировалась под влиянием острой заинтересованности в политической и экономической поддержке Западом преобразований, проводимых руководством страны. К достижениям этих лет следует отнести:

- деидеологизацию российской внешней политики;

- признание статуса России как правопреемника СССР;

- заключение договора с США об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2);

- соглашение с США о взаимном перенацеливании стратегических ракет;

- соглашение о прекращении разработки в США программы стратегической оборонной инициативы (СОИ);

налаживание тесных контактов с лидерами США, Франции, ФРГ, Великобритании;

- вступление России в Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк.

Негативные последствия данного внешнеполитического курса состояли:

- в угрозе утраты Россией самостоятельной роли на международной арене;

- ослабления ее влияния в развивающихся странах и «горячих точках»;

- формировании однополярного мира.

2 период:1994-1998 гг. Этот период связан с попытками России:

- выработать самостоятельную позицию на международной арене;

- четче определить свои национальные интересы;

- восстановить влияние на ход мировой политики;

- была выдвинута доктрина построения многополярного мира.

В этот период Россия:

 - в 1997 г. стала полноправным членом «большой восьмерки» развитых стран мира;

- ей удалось четко обозначить свое отношение к планам расширения НАТО на Восток. Россия заявила о принципиальном несогласии с этими планами, нарушающими ее безопасность (несмотря на это, в 1999 г. членами НАТО стали Польша, Венгрия и Чехия, а в 2004 г. – государства Балтии);

- в 1996 г. Россия стала полноправным членом Совета Европы;

- в 1994-1996 гг. российскому внешнеполитическому ведомству удалось добиться понимания Западом военной акции в Чечне как вынужденной, направленной на сохранение государственной целостности России.

3 период: 1999-2004 гг. В 1999 г. отношения России с США и странами Запада обострились:

- Россия заняла резко негативную позицию в связи с военной операцией НАТО против Республики Югославия в Косово;

- Запад, в свою очередь, осудил Россию за «непропорциональное применение силы» в рамках контртеррористической операции в Чечне;

- в 2000 г. Россия была временно лишена права участвовать в полном объеме в деятельности Совета Европы (в начале 2001 г. было принято решение о восстановлении этих полномочий).

В 2000 г. Россия четко заявила о том, что ее внешняя политика определяется российскими национальными интересами. Существенный экономический рост, достигнутый в 1999-2004 гг., подкрепил стремление России к проведению сильной, самостоятельной, конструктивной внешней политики, основанной на приверженности идее многополярного мира.

Важнейшим направлением внешней политики в эти годы была деятельность по активизации сотрудничества, направленного на борьбу с угрозами, исходящими от мирового терроризма. Россия жестко осудила террористические акты в США 11 сентября 2001 г., выступила в поддержку политических, экономических, финансовых, военных мер против терроризма.

Россия занимала твердую позицию по недопущению войны в Ираке, начала военной операции без согласия ООН и очевидных доказательств наличия у Багдада оружия массового уничтожения. С начала военных действий в Ираке Россия предпринимала последовательные усилия по выходу из нового международного кризиса.

4. период:2005-2008 гг. C 2005 г. резко обостряются отношения России с западными державами по ряду ключевых международных вопросов:

- наиболее остро встала проблема, связанная с намерением США разместить элементы системы противоракетной обороны в Чехии и Польше;

- развернулась широкомасштабная дипломатическая конфронтация между Россией и США. В процессе этой конфронтации Россия оказала ряд дружественных жестов по отношению к странам, причисленным Соединенными Штатами к «оси зла»;

- в результате стремительно возросло политическое влияние Российской Федерации как на территории бывшего СССР, так и в других странах. Россия стала играть заметную роль во многих международных вопросах в разных частях земного шара.

5. 2008-2012 гг. В июле 2008 г. президентом Д.А. Медведевым утверждается новая концепция внешней политики России:

- в августе этого же года он заявил, что у «России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы»;

- продолжилось ухудшение отношений Москвы и Вашингтона;

- в ответ на активизацию США на постсоветском пространстве внешнеполитическая деятельность России сместилась в сторону Латинской Америки (Венесуэлы и Кубы);

- сложным оставался вопрос по развертыванию Соединенными Штатами элементов системы противоракетной обороны в Европе.

- в 2009 г. на встрече в Женеве госсекретарь США Хиллари Клинтон и российский министр иностранных дел С.В. Лавров объявили о начале «перезагрузки» в отношениях России и США, т.е. о начале потепления отношений между странами;

- в этом же году в Москве Д.А. Медведевым и Бараком Обамой были подписаны двусторонние соглашения, в том числе о транзите американских военных грузов в Афганистан через территорию России;

- 8 апреля 2010 г. президент РФ Д.А. Медведев и президент США Барак Обама в Праге подписали договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) сроком на 10 лет.

С ноября 2011 г. вновь усиливаются разногласия России со странами Запада:

- в июле 2012 г. Россия, совместно с КНР, заблокировала в Совете Безопасности ООН проект резолюции западных стран по Сирии, угрожавший санкциями правительству президента Сирии Башара Асада;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.01 с.)