Лекция 1. Предмет и задачи психологии высшей школы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Предмет и задачи психологии высшей школы.



План

1. Предмет и задачи психологии в высшей школе.

2. Методология и методика психологических исследований в высшей школе.

3. Связь психологии высшей школы с другими дисциплинами.

 

Предмет и задачи психологии в высшей школе.

Психология высшей школы также относится к сравнительно молодой отрасли психологической науки. Систематическое исследование психолого-педагогических проблем высшей школы началось в 60-х годах XX века. Весомыми научными находками того времени были работы С. И. Архангельского и С. И. Зиновьева, в которых фундаментально анализировался учебный процесс в высшей школе и были заложены основы для решения проблем, стоящих на пути обновления высшей школы. С. И. Архангельский и С. И. Зиновьев были и авторами первых учебных пособий по психологии высшей школы. Наиболее значимой задачей психологии высшей школы является психологический анализ деятельности студентов. Поскольку личность студента проявляется и формируется в деятельности, то изучение её особенностей, организации и содержания становится ключевым моментом в решении других задач психологии высшей школы. В целом же все задачи, стоящие ныне перед психологией высшей школы, можно сгруппировать следующим образом:
1) научно-исследовательские задачи;

2) диагностико-коррекционные задачи;

3) задачи изучения студентами курса «Психология высшей школы»;

Практические задачи.

Среди актуальных научно-исследовательских задач психологии высшей школы можно выделить следующее:

-психологическое обоснование профессиограмы современного специалиста высокой квалификации (инженера, учителя, менеджера, врача, юриста, агронома и т. д.), на основе
Среди актуальных научно-исследовательских задач психологии высшей школы можно выделить следующее:

-психологическое обоснование профессиограмы современного специалиста высокой квалификации (инженера, учителя, менеджера, врача, юриста, агронома и т. д.), изучение психологических основ научного творчества, усовершенствования профессионализма и повышения педагогического мастерства преподавателей.

К диагностико-коррекционным задачам психологии высшей школы относятся:
-диагностика установок студентов на формирование позитивной «Я-концепции». «Яконцепция» – это динамичная, более или менее осознанная система представлений человека о себе;
-определение уровня психологической готовности первокурсников к обучению в высшей

в высшей школе и выработка предпосылок для успешной их адаптации;
-изучение состояния взаимоотношений преподавателей и студентов, с целью установления оптимального педагогического взаимодействия;

-психологический анализ деятельности студентов. Изучение функционирования и проявления психики студентов, психологии их коллективов во всех видах деятельности, на различных курсах и с учётом профиля вуза, необходимо для успешного управления процессом особенности профессионально-педагогического общения и взаимоотношений преподавателя и студентов. Таким образом, можно сказать, что предметом психологии высшей школы являются индивидуальные и групповые психические явления, их сущность, закономерности развития и формирования, место и роль в деятельности и поведении преподавателей студентов.

Предметом науки выступает та сторона, или свойство объекта которые надлежит исследовать. Следовательно, объект науки представляет собой понятие более широкое, чем предмет, поскольку один и тот же объект может относиться сразу к нескольким наукам. Например, студент или преподаватель как человек может быть объектом для изучения с позиций педагогики, медицинских наук, антропологии и т.д. Предмет же науки, как правило, присущ только данной науке и никакой другой. Так, психология высшей школы, направляя свою деятельность на студента и преподавателя как объекты исследования, изучает

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.004 с.)