Предполагаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предполагаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности



ПРОГРАММА ВД

«Государство, общество, мир»

 

 

 

Возраст обучающихся - 8, 9, 10, 11 классы

Срок реализации программы – 2020-2021 учебный год

 

Педагог, реализующий программу:

Базарова Валерия Романовна

 

Рязань 2020


 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Человек. Общество. Государство» общекультурного направления, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Тематика заданий, представленных в планировании, соответствует Примерной программе основного общего образования по обществознанию.

Актуальность

В современных условиях происходит становление новой концепции, целей и структуры обществоведческого образования, обновление его содержания. Данные изменения направлены на повышение роли курса обществознания в духовном и гражданском становлении личности.

Обществоведческому образованию присуща также практико-ориентированная направленность: ориентированность всей системы обучения и воспитания на социализацию учащихся, формированию базовых компетенций с целью успешной адаптации к условиям жизни в динамично развивающемся обществе, самореализации учащихся. Программа внеурочной деятельности «Человек. Общество. Государство» призвана помочь учащимся в достижении этих результатов образования.

Цели:

Обучающие:

Создание условий для:

1. Освоения системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

2. Овладения умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

3. Формирования опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Развивающие:

Сформировать условия для развития личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации;

Воспитательные:

Сформировать условия для развития у школьников таких качеств, как общероссийская идентичность, гражданская ответственность, правовое самосознание, уважение к социальным нормам, приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

Задачи курса:

 - выявление школьников, проявивших особый интерес и способности при изучении обществоведческого курса;

 - проведение анализа уровня подготовленности, широты кругозора, мышления учащихся;

 - содействие обмену опытом работы с одаренными детьми;

- содействие в подготовке учащихся к государственной аттестации по обществознанию;

 - создание условий для участия школьников в олимпиадных испытаниях муниципального, регионального уровней.

 

· Межпредметные связи на занятиях:

это отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как литература, русский язык, мировая художетвенная культура, информатика.

 

Контрольные испытания

В целях проверки уровня усвоения учащимися программы в конце года проводятся контрольные испытания: защита проектов (индивидуальных и групповых), презентация портфолио. Контрольно-обучающее тестирование применяется в следующих случаях:

Для групповой самостоятельной работы с источниками, в которых учащиеся ищут ответы на поставленные в тесте вопросы (в данном случае – работа с текстом Конституции России);

Для оживления внимания учащихся в ходе занятия;

Для контроля усвоения темы, уточнения знаний, их углубления.

Критерием успешного освоения данного курса является:

-свободное владение темой курса

-эффективно самостоятельное составление тестов по пройденному материалу;

-свободно владеть терминами, понятиями

Форма подведения итогов: публичная защита проектов, (познавательные задания, проблемные задания, тестовые задания), творческие работы, рефераты, презентации, собеседования, выступления на семинарах, проекты.

 

Содержание программы «Человек. Общество. Государство»

Раздел 1. Введение

Теория

Введение. Обществознание как знание и как наука.

Различные виды источников. Способы описания и объяснения обществознания. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.

Практика

Практикум «Понятие источник по обществознанию». Приемы работы с различными документами: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Памятка для работы с источниками. Способы работы с источниками.

Раздел 4. Социальная сфера

Теория

Социальная структура общества. Социальные группы и общности.

Семья как малая социальная группа. Отношения между поколениями.

Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность.

Социальные ценности и нормы

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

Практика

Практикум «Социальная сфера жизни общества» выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Социальные отношения (задание на обращение к социальным реалиям)

Раздел 5. Экономика

Теория

Экономика и ее роль в жизни общества.

Товары и услуги. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.

Экономические системы и собственность.

Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.

Обмен и торговля.

Рынок и рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение.

Предпринимательство. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция.

Заработная плата и стимулирование труда.

Экономические цели и функции государства.

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы.

Налоги, уплачиваемые гражданами.

Практика

Практикум «Экономика – наука и хозяйство»

(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.

Раздел 6. Политика

Теория

Власть. Политика, ее роль в жизни общества.

Понятие и признаки государства.

Разделение властей.

Формы государства.

Политический режим. Демократия.

Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни.

Выборы, референдум.

Политические партии и движения, их роль в жизни общества.

Гражданское общество и правовое государство.

Практика

Практикум «Сфера политики и социального управления» (выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений)

Раздел 7. Право

Теория

Право и его роль в жизни общества.

Норма права. Нормативно-правовой акт.

Понятие правонарушений. Признаки и виды правонарушений.

Понятие и виды юридической ответственности.

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.

Федеративное устройство России.

Органы государственной власти РФ.

Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности граждан.

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Механизм реакции и защита прав и свобод человека и гражданина.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Права потребителей.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.

Административные правонарушения, правонарушения и наказания.

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Практика

Практикум «Право» (выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений,)

Практикум «Работа с нормативными документами»

Итоговое повторение курса (1 часа)

Практика

Пробный экзамен в форме ОГЭ/ЕГЭ, решение варианта КИМ

 


Учебно - тематический план программы внеурочной деятельности

«Человек. Общество. Государство»

8 класс

 

№ п/п   Количество часов Примечание

Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть Практическая часть Всего часов

Раздел I. Человек, общество, природа.

 
1. Социальная сущность человека. Общество как форма жизнедеятельности людей. 1 1 2

Раздел II. Человек и социальная среда.

 
2. Общение. Межличностные отношения. Семья и семейные отношения. 1 1 2

Раздел III. Мир экономических отношений.

 
3. Экономика и ее роль в жизни общества. Человек в системе экономических отношений. 1 1 2

Раздел I V. Этот «трудный» переходный возраст.

 
4. Подростковый возраст. Особенности правового статуса несовершеннолетних. 1 1 2

Раздел V. Гражданин и государство.

 
5. Политика и власть. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. 1 1 2

Раздел VI. Человек и общество.

 
6. Что такое общество. Типология обществ. Социальный прогресс и развитие общества. 1 1 2
7. Личность и социальная среда. Потребности общества. Социализация и воспитание. 1 1 2

Раздел VII. Сфера духовной культуры.

 
8. Культурные нормы. Формы культуры. Религия. 1 1 2
9. Искусство. Образование. Наука. 1 1 2

Раздел VIII. Экономика.

 
10. Что такое экономика. Товар и деньги. Спрос и предложение. Рынок, цена, конкуренция. 1 1 2
11. Предпринимательство. Роль государства в экономике. Бюджет государства и семьи. Труд. 1 1 2

Раздел I X. Социальная сфера.

 
12. Социальная структура. Социальная стратификация. Богатые. Бедные. 1 1 2
13. Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения. Конфликты в обществе. Семья. 1 1 2

Раздел Х. Политическая сфера.

 
14. Власть. Государство. Национально-государственное устройство. Формы правления. Политические режимы. 1 1 2
15. Гражданское общество и правовое государство. Голосование, выборы, референдум. Политические партии. 1 1 2

Раздел ХI. Человек и его права.

 
16. Право. Закон и власть. Конституция. Право и имущественные отношения. Потребитель и его права. 1 1 2
17. Труд и право. Семья и право. Права ребенка. Правонарушения. Виды юридической ответственности. 1 2 3

Итого: 35 часов

 


 

Учебно - тематический план программы внеурочной деятельности

«Человек. Общество. Государство»

10 класс

№ урока Название раздела, темы урока Кол-во часов Примечание
1-2 Теория государства и права  2 ч Лекция
3-4 Теории происхождения государства и права  2 ч Лекция Практическое занятие
5-6 Конституционное право  2 ч Лекция Практическое занятие
7-8 Государственное управление в РФ  2 ч Лекция  
9-10 Права и свободы граждан в РФ  2 ч Лекция Практическое занятие
11-12 Гражданское право  2 ч Лекция  
13-14 Право собственности  2 ч Лекция  
15   Обобщающий урок (Промежуточный контроль)  1 ч Контрольная работа (тест)
16 Семейное право  1 ч Семинар
17   Семейное право 1 ч Семинар
18-19 Правовое регулирование трудовых отношений  2 ч Лекция  
20-21 Трудовой контракт  2 ч Лекция  
22-23 Охрана труда молодёжи  2 ч Лекция Практическое занятие
24-25 Уголовное право  2 ч Лекция  
26-27 Уголовная ответственность  2 ч Лекция  
28-29 Административное право  2 ч Лекция  
30-31 Основы экологического права  2 ч Лекция  
32-33 Образовательное право  2 ч Семинар
34-35 Обобщающий урок  2 ч Зачет (защита проектов)

Итого: 35 часов

 


 

Учебно - тематический план программы внеурочной деятельности

«Человек. Общество. Государство»

11 класс

№ п/п Наименование тем курса Кол-во часов
1 Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году. 1
  Тема 1. Общество. 2
2 Общество - сложная, динамично развивающаяся система. 1
3 Ступени развития общества. 1
  Тема 2. Человек. 2
4 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. 1
5 Многообразие видов деятельности человека. 1
  Тема 3. Социальная сфера. 2
6 Социальная система. 1
7 Семья и брак как социальные институты. 1
  Тема 4. Экономическая сфера. 5
8 Экономика: наука и хозяйство. 1
9-10 Экономические системы. 2
11 Многообразие рынков. 1
12 Рыночные отношения. 1
  Тема 5. Духовная сфера. 3
13-14 Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. 2
15 Наука и образование.Мораль. Религия. 1
  Тема 6. Познание. 3
16 Познание мира. 1
17 Многообразие форм человеческого знания. 1
18 Решение тестовых заданий части А. 1
  Тема 7. Политическая сфера. 6
19 Политическая система. 1
20 - 21 Признаки, функции и формы государства. 2
22 Политический плюрализм. 1
23-24 Структура полити­ческой власти в РФ. 2
  Тема 8. Право. 5
25 Право, система права. Источники права. 1
26-27 Права человека. 2
28 Конституция РФ. 1
29 Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. 1
30-31 Тема 9. Решение заданий различных типов. 2
32-33 Тема 10. Решение заданий части 2. Эссе. 2
34 Итоговое тестирование 1

Итого: 34

 

 


Вспомогательные пособия:

1) Конституция РФ.

2) Альхова Т.А., Долева С.С., Сидоренкова И.И. «Обществознание». Тематические контрольные работы для проверки образовательных достижений школьников. Социальная сфера. Политика. Право. Тетрадь для выполнения заданий. 9 класс: учебно-методическое пособие / И.И.Сидоренкова, Т.А.Альхова, С.С.Долева. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов-н/Д: Легион, 2015.

3) Готовимся к ОГЭ по обществознанию: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов /Сост. Н.Ю.Слободина. – М.:АРКТИ, 2020.

4) Лазебникова А.Ю. ОГЭ 2021. Обществознание: 40 вариантов типовых тестовых заданий / А.Ю.Лазебникова, Е.Н.Калачева. – М.:Издательство «Экзамен», 2021.

5) Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 3 / С.И.Козленко, И.В.Козленко. – М.: Просвещение, 2019.

6) Обществознание. 6-11 классы. Формирование политических и социальных компетенций: системные, творческие задания / авт.-сост. Л.Л.Кочергина. – Волгоград: Учитель, 2016. 

7) Учебник «Обществознание» 9 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова и Л.Ф.Ивановой;

8) Обществознание: новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. М.: АСТ «Астрель», 2016. - 478 с..

9) Кодекс законов о труде Российской Федерации.

10) Гражданский кодекс РФ.

11) Закон РФ «Об образовании».

12) Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2021. Обществознание: 40 вариантов типовых тестовых заданий / А.Ю.Лазебникова, Е.Н.Калачева. – М.:Издательство «Экзамен», 2021.

 

 

ПРОГРАММА ВД

«Государство, общество, мир»

 

 

 

Возраст обучающихся - 8, 9, 10, 11 классы

Срок реализации программы – 2020-2021 учебный год

 

Педагог, реализующий программу:

Базарова Валерия Романовна

 

Рязань 2020


 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Человек. Общество. Государство» общекультурного направления, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Тематика заданий, представленных в планировании, соответствует Примерной программе основного общего образования по обществознанию.

Актуальность

В современных условиях происходит становление новой концепции, целей и структуры обществоведческого образования, обновление его содержания. Данные изменения направлены на повышение роли курса обществознания в духовном и гражданском становлении личности.

Обществоведческому образованию присуща также практико-ориентированная направленность: ориентированность всей системы обучения и воспитания на социализацию учащихся, формированию базовых компетенций с целью успешной адаптации к условиям жизни в динамично развивающемся обществе, самореализации учащихся. Программа внеурочной деятельности «Человек. Общество. Государство» призвана помочь учащимся в достижении этих результатов образования.

Цели:

Обучающие:

Создание условий для:

1. Освоения системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

2. Овладения умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

3. Формирования опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Развивающие:

Сформировать условия для развития личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации;

Воспитательные:

Сформировать условия для развития у школьников таких качеств, как общероссийская идентичность, гражданская ответственность, правовое самосознание, уважение к социальным нормам, приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

Задачи курса:

 - выявление школьников, проявивших особый интерес и способности при изучении обществоведческого курса;

 - проведение анализа уровня подготовленности, широты кругозора, мышления учащихся;

 - содействие обмену опытом работы с одаренными детьми;

- содействие в подготовке учащихся к государственной аттестации по обществознанию;

 - создание условий для участия школьников в олимпиадных испытаниях муниципального, регионального уровней.

 

· Межпредметные связи на занятиях:

это отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как литература, русский язык, мировая художетвенная культура, информатика.

 

Предполагаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные умения:

· характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

· анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

· объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

· раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

· осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов(правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

· оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

· формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

· подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

· применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

· совершенствования собственной познавательной деятельности;

· критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

· решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

· ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

· предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

· оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.

Предметные результаты:

• определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

• объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию

• анализировать, систематизировать полученные данные;

• освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

• умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

• применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере;

• соотносить свои действия и действия других людей с нормами поведения, установленными законом;

• содействовать правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.109 с.)