Основные источники правого регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные источники правого регулирования



1. Основной источник – Гражданский кодекс.

2. Закон от 22.07.2002 № 133-З (ред. от 04.01.2014) " О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним ".

3. Закон от 09.01.2002 № 90-З (ред. от 04.01.2014) " О защите прав потребителей ".

4. Закон от 13.07.2012 № 419-З " О государственных закупках товаров (работ, услуг) ".

5. Закон от 08.01.2014 № 128-З " О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь " и др.

 Отношения в сфере договора купли-продажи регулируются целым рядом источников (законов, указов Президента, постановлений Правительства).

Стороны договора

1. Продавец –лицо, передающее имущество в собственность. Это может быть лицо, обладающее имуществом на праве собственности или ХВ, ОУ (в данном случае подключается собственник).

2. Покупатель – лицо, принимающее имущество в собственность.

 

В качестве как продавца, так и покупателя могут выступать любые лица: ФЛ (в том числе ИП), ЮЛ, АТЕ, РБ, иностранцы.

Когда речь идет о Республике Беларусь как стороне в обязательстве, то нужно иметь ввиду, что Республика Беларусь участвует в договорах купли-продажи через находящиеся за рубежом торговые представительства, консульские учреждения и им подобные образования. Это не Совет Министров, не Президент, а вот эти организации выступают в качестве сторон по договору купли-продажи от имени Республики Беларусь.

Участие тех или иных лиц в договоре купли-продажи может быть ограничено. Например, Законом от 13.11.2001 № 61-З (ред. от 24.10.2014) " Об оружии " установлены правила приобретения оружия гражданами. Согласно Закону от 15.07.2010 N 169-З (ред. от 31.12.2014) " Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства " отчуждение объектов, которые находятся в собственности государства. Могут осуществляться определенными субъектами, т.е. возможен переход права собственности на такое имущество из республиканской в коммунальную собственность и наоборот. и никак иначе. Иными словами, есть определенные ограничения. Этим же законом установлены ограничения на осуществление отельных видов предпринимательской деятельности. К ним относятся:

· импорт алкогольной продукции;

· внешняя торговля в части экспорта минеральными, химическими, калийными удобрениями, импорт табачного сырья и табачных изделий, импорт пресноводной рыбы, продукты переработки рыбопродуктов и морепродуктов и т.д.

Правомочия по распоряжению имуществом, находящимся у продавца на праве ХВ или ОУ или ином вещном праве, ограничены. Так, ЮЛ не вправе продавать принадлежащее им на праве ХВ недвижимое имущество без согласия собственника. Казенное предприятие, государственные объединения, за которыми имущество закреплено на праве ХВ или ОУ, вправе распоряжаться закреплённым за ними имуществом только с согласия собственника этого имущества. Учреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, выделенным ему по смете. Субъекты права пожизненного наследуемого владения, земельного участка, и субъекты права постоянного или временного пользования земельным участком распорядиться им не могут.  

Указ Президента от 04.07.2012 № 294 (ред. от 24.07.2014) " О порядке распоряжения государственным имуществом ". Этим Указом установлен порядок распоряжения государственным имуществом (в т.ч. и порядок отчуждения, т.е. купли-продажи) отдельных видов и стоимостей.

Продавец не обязательно должен владеть отчуждаемым имуществом на праве собственности или ином ограниченном вещном праве. Достаточно того, чтобы он имел юридические основания для распоряжения таким имуществом (например, комиссионер; лицо, осуществляющее доверительное управление имуществом; судебный исполнитель – продают чужое имущество). То есть речь идет о правах лиц, распоряжающихся имуществом на праве, не относящимся ни к праву собственности, ни к иному другому вещному праву.

Для осуществления деятельности, связанно с куплей-продажей отдельных видов, необходимо получать специальное разрешение – лицензию.

Указ Президента от 01.09.2010 № 450 (ред. от 20.02.2015) " О лицензировании отдельных видов деятельности ", который в Приложении № 1 называет перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и перечень уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций. Например,

§ оптовая и розничная торговля нефтепродуктами;

§ оптовая и розничная торговля алкогольной и спиртосодержащей продукцией, розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями.

Есть такие категории коммерческих организаций, которые в силу НПА обязаны выбирать своего контрагента по результатам определенных процедур.

 

Постановление Совета Министров от 15.03.2012 № 229 (ред. от 21.07.2015) " О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств ". В нем указано, что республиканские унитарные предприятия (РУП), государственные органы, государственные объединения, ЮЛ, имущество которых находится в государственной собственности или хозяйственные общества с участием государства, количество акций (долей) которого превышает 25 %. Такие хозяйствующие субъекты осуществляют закупки по определенным процедурам закупок в соответствии с Постановлением Правительства.

 

План анализа сторон договора купли-продажи.

1. Называем стороны договора, учитывая право собственности и иное вещное право.

2. Если в Указе Президента № 450 предполагается наличие специального разрешения (лицензии) для конкретного вида деятельности, то мы об этом говорим.

3. Если мы рассматриваем вопросы, которые касаются имущества, абсолютные права на которое регулируются особо, т.е. речь идет об имуществе, ограниченном в обороноспособности (например, оружие) или же это имущество, которое находится в исключительной собственности государства, значит, мы тоже об этом говорим.

4. Еще необходимо помнить, что Закон «О хозяйственных обществах» в случаях, когда отчуждается имущество, стоимость которого превышает 20 % активов, то нужно решение общего собрания. И не имеет значения, договор это купли-продажи, аренды или займа.

5. Постановление № 229: если хозяйственное общество с долей государства, а у нас в государстве таких организаций очень много, если это государственный орган, то если они хотя что-то купить, то они должны объявить конкурс и выбирают поставщика, продавца, подрядчика, исполнителя услуги только после того, как будет проведена конкурсная процедура и по итогам этой процедуры будет выбран один из участников этой процедуры.

Содержание (условия) договора как юридического факта



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.006 с.)