Образы российских портретных очерков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образы российских портретных очерков



 

Образ Виктора Цоя

«Виктор Цой живее всех живых»

Название не предвещает ничего нового. Что еще такого можно сказать о Викторе Цое, чего еще не было сказано? Однако, даже о такой известной личности, о которой, казалось бы, известно все, спустя много лет можно также узнать что-то новое или же предпонести информацию об этом человеке в ином ракурсе.

И в этом очерке автор не просто вспоминает о Цое, описывает его жизнь, но и как раз делает акцент на те нравственные ценности, которые были важны для него. Правда жизни героя, его истина - вот основная тема этого очерка. И можно с уверенностью сказать, что именно этот очерк написан по всем правилам, так как присутствует самое главное условие - глубина авторского осмысления. Очерк начинается не с конкретно описания жизни известного певца, а с анализа Цоя как личности («А хотел бы я взять интервью у Цоя?»). Автор не только тщательно изучил биографию артиста, но и пропустил информацию через себя, а также использовал свои собственные знания и жизненный опыт. После прочтения этого очерка возникает ощущение, что было прочитано небольшое художественное произведение. Чувствуется, что, как и для многих других людей, Цой является героем для автора, отсюда - и глубокое осмысление его песен, и удачный подбор фактов из биографии, и уместные цитаты.

Но самое главное то, что в этом очерке, как ни в одном другом, отображены нравственные ценности, причем они выведены автором самостоятельно, а ключом к их осмыслению послужила жизнь Цоя. И уже с самого начала, описывая то, как артист подолгу отвечает на вопросы журналистов, автор называет первую ценность - бережное, трепетное и рациональное отношение к слову. Цой не бросал слов на ветер, всегда продумывал свои ответы, а значит, понимал значение слова в жизни каждого человека.

Вторую ценность автор находит в известной всеми песне «Пачка сигарет»: «не стяжай себе блага материальные, живи душой» [11]. Цой понимал, что никакие материальные блага не помогут человеку стать по-настоящему счастливым.

Автор также узнал, как Цой отзывался о своей известной песне «Мы ждем перемен» и тем самым, опровергнув стереотип поклонников об этой песне как «песне протеста», отразил в очерке еще одну ценность - умение оставаться собой при любых обстоятельствах [11]. Ведь как часто нас соблазняют пойти протоптанными тропами и откинуть в сторону свои моральные принципы, делать, «как все» якобы ради собственного благополучия. И многие, увы, попадаются на этот крючок, а когда понимают, что это не принесло им счастья, бывает уже слишком поздно.

Говоря о том, что Цой умел видеть «красоту там, где, казалось бы, ее быть не должно» [11], автор напоминает нам об еще одной ценности - умение «смотреть на привычные, будничные вещи восторженно и с открытой душой» [11]. Действительно, мы зачастую не ценим того, что у нас есть - «имея, не храним, потерявши - плачем». Поэтому упоминая об этом факте, автор призывает нас радоваться каждому новому дню, наслаждаться всем тем, что имеем на данный момент.

Также автор приводит факты из собственной биографии: оказывается, благодаря песням Цоя ему удалось избежать ужасов дедовщины в армии. И читая строки о том, как он пел «Группу крови» и «Звезду по имени Солнце» мы понимаем, что для нас открылась еще одна ценность - уникальность и богатство человеческой души. Все то, что сделано и написанно с душой всегда будет потрясать человеческие сердца.

Автор также отмечает, что если просто читать песенные тексты Цоя как стихи, то они кажутся до предела банальными, но стоит услышать эти же стихи в песне, которую исполняет сам артист - и возникает необъяснимая магия. Этим он напоминает нам про еще одну вечную ценность: все гениальное просто... Чтобы создать стоящее произведение зачастую не нужны ярко-выразительные средства и красноречивые фразы.

Очерк заканчивается мыслью о том, что Цой везде был настоящим: и в жизни, и на сцене, и в немногочисленных ролях кино. Тем самым, автор дает нам понять, что главная, на его взгляд, ценность - умение сохранить свою индивидуальность и всегда оставаться собой....

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что этот очерк является образцовым, так как в нем есть и глубокое осмысление личности Цоя, и удачный подбор материала, и собственный опыт. Подобный очерк достаточно сложно обнаружить на странцах современной прессы.

Образные ценности, отображенные в этом очерке:

слово - одно из величайших сокровищ человека, которое требует бережного отношения;

духовная жизнь важнее материальных благ;

умение всегда оставаться собой;

умение смотреть на обыденные вещи с восторгом;

уникальность и богатство человеческой души;

все гениальное просто;

Образ Иннокентия Сибирякова

«Как жил «неправильный» олигарх Иннокентий Сибиряков?»

Перед нами довольно необычная история. Далеко не каждый день можно встретить человека, который способен все свое состояние отдать нуждающимся и быть готовым, кроме благодарности, ничего не получить взамен. В очерке идет описание жизни золотопромышленника Иннокентия Сибирякова - одного из самых богатых людей дореволюционной России.

Так как Иннокентий Сибиряков был глубоко верующим человеком, в очерке отображены, в основном, евангельские ценности, которые уже прочно обосновались в нашей жизни. Отличительная особенность этого очерка в том, что автору удается выражать вечные ценности четкими фразами, которые не требуют переработки, причем берутся они либо из Евангелия, либо цитируются взгляды самого героя.

Иннокентий раньше других понял, что «пир жизни» - это путь, ведущий в никуда и что он не может спокойно наслаждаться жизнью, если люди вокруг него несчастны. И при чтении этого очерка мы, даже зная все нормы нашего общества, воистину поражаемся, насколько жестоки могут быть люди и насколько творить добро опасно для жизни! Звучит нелепо, не правда ли? Увы, но это так. Против «неправильного олигарха» ополчилась вся знать, так как богатые дворяне и помещики не хотели выглядеть на его фоне скупыми и жадными, но и раздавать свое имущество бедным тоже не желали. Поэтому они стремились доказать, что Иннокентий Сибиряков - психически нездоровый человек.

Разве это не жестоко? Конечно, совсем другое дело, если бы Сибиряков тратил свои деньги на рестораны, жил лишь одними развлечениями - общество восприняло бы это с пониманием. Но он во главу угла своей жизни поставил евангельское правило, которое также ставится первой ценностью очерка - «просящему - дай»!. И этого, увы, многие не поняли.

Но Иннокентий не сдался. Никто не смог доказать истинность своих заведомо ложных показаний, он был оправдан и продолжал творить добро. И удивительно: чем больше он отдавал, тем богаче становился. На его примере сбылся духовный закон, который также стал одной из нравственных ценностей для нас: «да не оскудеет рука дающего» [13]. И воистину - чем больше он отдавал, тем больше сам приобретал.

Иннокентий сделал ставку прежде всего на науку и просвещение: на свои деньги он помогал ученым, спонсировал экспедиции, открывал бесплатные библиотеки и музеи, обучал студентов, помогал им встать на ноги, открывал учебные заведения. Он полагал, что это и есть способ изменить мир к лучшему.

Но после длительного путешествия по Европе у Иннокентия происходит переоценка ценностей: увидев, что в других странах царит дух наживы, он понял - способ изменить мир к лучшему кроется не во внешних усилиях, а в душе каждого человека. «Чтобы изменить мир, надо прежде всего изменить себя» [13] - еще одна ценность, которую несет в себе этот очерк.

И после этого осознания настольной книгой Иннокентия становится Евангелие. Одним из его любимых фраз становится фраза Иисуса Христа, адресованная богачу и повествующая о том, чтобы тот раздал свое имение и следовал за ним. Тем самым, мы обнаруживаем в очерке еще одну ценность, которую уже встречали в очерке о Викторе Цое: духовная жизнь важнее материальных благ. И тогда после смерти тебя будет ждать вечное сокровище - сокровище на небесах.

Заканчивая рассказ о выдающимся человеке, автор отмечает, что Иннокентий, на вопрос, как победить зло в этом мире, дал четкий ответ: «зло нужно победить прежде всего в самом себе» [13]. Эта фраза также сама по себе также является ценностью и с нельзя не с согласиться...

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что автор справился со своей задачей и сумел создать полноценный, хороший портретный очерк.

Образные ценности, отображенные в этом очерке:

«просящему - дай!» [13];

«да не оскудеет рука дающего» [13];

«чтобы изменить мир - надо изменить себя» [13];

духовная жизнь важнее материальных благ;

«зло нужно победить прежде всего в самом себе» [13]

Образ Эдуарда Хиля

«Великолепное веселье Эдуарда Хиля»

Совсем недавно от нас ушел народный артист СССР Эдуард Хиль. С первых же слов очерка автор доносит до нас первую ценность - счастье. Говоря о том, что Эдуард Хиль прожил счастливую жизнь - «с первого до последнего дня», он тем самым показывает нам, что счастье - главная ценность в жизни каждого человека.

Надо сказать, что очерк немного недоработан: идет описание жизни Эдуарда Хиля, приводятся факты из его биографии, но нет самого главного - авторского осмысления. Вот это как раз-таки тот случай, о котором упоминалось выше - «документальная насыщенность <…> в ущерб художественности» [3]. В основном, присутствуют только факты - анализа личности здесь не наблюдается. Но, как уже было упомянуто выше, сейчас журналист должен успевать готовить материал в сжатые сроки, поэтому на это обстоятельство можно закрыть глаза, тем более, что в этом очерке отображаются важные нравственные ценности.

Рассказывая о начале карьеры Эдуарда Хиля как певца, автор сразу же отмечает, что через все его песни «сквозило великолепное веселье» и «невероятной силы жизнелюбие» [14], тем самым показывая нам важнейшую ценность - любовь, прежде всего, любовь к жизни. Без любви человек не может существовать и если теряет интерес к жизни, то медленно угасает. И Эдуард Хиль «навсегда останется в памяти людей самым жизнерадостным российским певцом» [14].

Продолжая рассказывать о характере певца, автор доносит до нас еще одну ценность - ценность работы. На протяжении всей своей жизни Хиль был твердо уверен в том, что нужно работать. Он не считал себя гением, он лишь делал то, что у него получается - пел - много, хорошо, открыто. И его работа не пропала даром - его песни до сих пор у нас на устах.

Говоря о том, что Хиль никогда ничего не боялся - ни в творчестве, ни в жизни и рассказывая о его участии в различных проектах, автор доносит до нас еще одну ценность - умение реализовать все свои таланты. Ведь как часто мы теряем время на достижение тех целей, которые потом оказываются ненужными! Как часто, не сумев отыскать свой путь, посвящаем свою жизнь чуждому делу!

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что в целом, несмотря на недостаток авторского осмысления в очерке, журналисту все же удалось донести до читателя те нравственные ценности, которые он хотел отобразить, а также самую главную ценность, которая является основой всего очерка - жизнерадостность...

Образные ценности, отображенные в этом очерке:

счастье;

любовь, главным образом, любовь к жизни;

работа;

умение реализовать все свои таланты;

жизнерадостность;


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.011 с.)