Глава 1. Очерк как жанр наглядно-образной журналистики. Теоретические основы и особенности очерка как жанра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Очерк как жанр наглядно-образной журналистики. Теоретические основы и особенности очерка как жанра



Введение

 

Данная курсовая работа посвящена изучению образных ценностей, отображенных в портретных очерках российских и латвийских СМИ.

Актуальность данного исследования заключается в том, что оно, через нестандартную тему, показывает влияние российской культуры и ее традиций на страну, которая в определенный исторический период входила в состав РФ, показывается востребованность России в сфере культуры и качества жизни, а также доказывается тот факт, что Россия была и останется одной из лидирующих стран, так как ценности, отображенные в российских СМИ не только тесно переплетаются, но и кардинально совпадают с ценностями той страны, у которой уже поменялась власть и сложился другой уклад жизни. Новизна данной работы состоит в том, что такого исследования еще не проводилось.

Предметом исследования являются образные ценности, отображенные в портретных очерках российских и латвийских СМИ, а объектом - очерк как жанр.

Теоретическая основа изучения - очерк как жанр наглядно-образной журналистики, его сущность и исторические этапы развития, а также виды и структурная организация. Для теоретической основы исследования основными материалами стали: учебник Тертычного А.А. - «Жанры периодической печати»; учебно-методическое пособие Шостак М.И. - «Жанры газеты. Часть 2»; учебник Корконосенко С.Г. - «Основы творческой деятельности журналиста» (глава 5. Кройчик Л.Е. - «Система журналистских жанров»). Эмпирическая база исследования - портретные очерки из таких российских периодических изданий как «Аргументы и Факты» и «Известия», из латвийских периодических изданий - газета «Суббота». Хронологические рамки исследования: анализировались очерки за период с ноябрь 2011 года по июнь 2012 года.

В ходе исследования использовались такие методы как дедукция - используя частные положения - от образных ценностей, отображенных в российских и латвийских СМИ переходим к общему - влиянию России на Латвию; контент-анализ - изучали и анализировали тексты российских и латвийских портретных очерков; сравнение - сравнивали образные ценности, отображенные в российских и латвийских СМИ и нашли общие параллели.

Целью данной работы является изучение и анализ образных ценностей, отображенных в портретных очерках российских и латвийских СМИ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Теоретические задачи:

Рассмотреть очерк как жанр наглядно-образной журналистики;

Осветить сущность очерка как жанра, изучить его исторические предпосылки;

Изучить виды очерка и особенности его структурной организации;

Практические задачи:

Найти образные ценности в портретных очерках российских и латвийских СМИ;

Сравнить образные ценности, отображенные в портретных очерках российских и латвийских СМИ и провести общие параллели;

С помощью сравнения показать влияние российской журналистики на латвийскую.

Научно-практическая значимость исследования: собранный в ходе исследования материал и сделанные выводы могут использоваться в бизнес-целях, если речь пойдет о сотрудничестве России и Латвии, а также в сфере культуры, ведь, как будет доказано в данной работе, Россия одобряет сотрудничество с латвийскими актерами.

Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.


 

Глава 1. Очерк как жанр наглядно-образной журналистики. Теоретические основы и особенности очерка как жанра

Виды очерка

 

Портретный очерк

Герой портретного очерка - конкретный человек, обладающий теми или иными достоинствами и недостатками. В портретном очерке автор дает не только портрет в узком смысле этого слова, но и описание обстановки, в которой живет и работает герой очерка, рассказывает о его работе, интересах, увлечениях, о его взаимоотношениях с окружающими. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка.

Однако следует помнить, что настоящий портретный очерк возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и пр.), т.е. в результате выявления характера героя. Пример - портретные очерки М. Горького. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно не просто.

Художественный анализ качеств героя может приводить автора-художника к несколько иным выводам, нежели анализ, скажем, с позиции политических, деловых, интеллектуальных его характеристик. Автор-художник и автор-мыслитель как бы вступают в полемику друг с другом. Художественный метод помогает автору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного, поверхностного, дает возможность выявить глубинные, духовные начала личности, что не всегда будет совпадать с задачами политического, делового, профессионального, экономического или какого-то иного анализа.

Различие в выводах, следующих из художественного анализа и из анализа иного вида (например, профессионального), выступает как различие, существующее между целями нравственно-эстетического и иного (того же профессионального) развития людей, общества. Порой это различие может достигать степени конфликта. И в этом случае автор публикации может разрешить этот конфликт «силовыми» способами, подчинив, например, художественный анализ политическим целям. В этом случае он может специально «выпячивать» какие-то характеристики своего героя, с тем, чтобы использовать их для убеждения аудитории, скажем, в нравственности своего политического вывода.

Проблемный очерк

В проблемном очерке рассматриваются социально значимые вопросы: политические, экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем, вступает в полемику со своими оппонентами.

В этом жанре публицистического стиля речи могут использоваться портретные зарисовки, но главным здесь оказывается не характер того или иного человека, а его отношение к данным вопросам, различные точки зрения, различные взгляды. В таком очерке можно встретить и путевые заметки, зарисовки. Но они тоже служат подтверждением позиции автора в споре, выражением определенного взгляда, одним из средств доказательства. Очерк такого типа носит полемический характер.

По своей логической конструкции проблемный очерк может быть сходен с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной такого сходства выступает, прежде всего, доминирование в ходе отображения проблемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения.

В то же время проблемный очерк всегда можно достаточно легко отличить от проблемной статьи. Наиболее важное отличие состоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На поверхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, проблема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения интересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы.

При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопровождается всевозможными переживаниями, как со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журналист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступления от темы. В очерке - это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятельности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубокое проникновение в суть дела способно привести автора к точному пониманию той проблемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соответствующим образом описать ее в своем очерке.

Путевой очерк

Путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия (поездки, командировки и пр.) Разумеется, хороший путевой очерк не может быть простым перечислением или изложением всего того, что автор увидел в течение своей поездки, да и опубликовать все увиденное журналистом вряд ли сможет себе позволить то издание, для которого готовится очерк. Так или иначе, но очеркисту приходится отбирать самое интересное, самое важное. Что посчитать таким самым интересным и важным - зависит от того замысла, который складывается у него в ходе путешествия. Разумеется, замысел может возникнуть и задолго до творческой поездки. Исходным материалом для него могут стать как прошлые личные наблюдения журналиста, так и вновь полученная информация из тех же газет, журналов, радио и телевидения. Но не исключено, что журналист получит определенное задание от своего редактора или замысел возникнет под воздействием каких-то иных факторов (скажем, в результате участия журналиста в какой-то политической акции). Как и в ходе подготовки любого серьезного и объемного материала (а путевые очерки именно такими и бывают), в ходе подготовки очерка, уже на стадии сбора сведений, этот замысел может быть скорректирован или даже кардинально изменен - все зависит от характера той информации, которая попадет в распоряжение журналиста.

Именно на этот полностью сформировавшийся замысел или, как его еще по-иному называют, основную идею будущего произведения и должны работать все собранные автором в ходе творческой командировки факты и впечатления. Если же они выходят за рамки такого замысла, то их приходится оставить в журналистском блокноте.

Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как государство заботится об инвалидах). Он может поставить перед собой и цель иного плана, например исследовать, как население разных городов проводит свободное от работы время, какое хобби предпочитает. Может рассказать о том, как сохраняются памятники культуры на том маршруте, которым он следует. Или он может встретиться с проживающими в населенных пунктах, через которые проезжает, участниками Великой Отечественной войны, имеющими звание Героя СССР или являющимися полными кавалерами ордена Славы. Таких целей существует бесконечное множество. В результате их реализации могут появиться самые разные по содержанию путевые очерки. В любом случае журналист должен уметь использовать те преимущества, которые предоставляет ему путевой очерк.

Структурная организация очерка

Специфика структуры очерка вытекает из особенностей этого жанра, имеющего сложную и многогранную природу. С одной стороны, очерк строится по законам художественной литературы, а с другой - публицистики и науки.

Основные типы композиционных форм должны соответствовать типам связей, характерным для окружающей действительности - временным и причинно-следственным. В соответствии с этим выделим следующие типы очерковых структур:

Хроникальное построение очерка

Описание явлений, событий, человеческой жизни в их временной последовательности;

Построение, основанное на логике причинно-следственных связей

Очерк-исследование, анализ, где нет рассказа о событии, явлении или каком-либо отрезке жизни героя «во времени», а все повествование строится по принципу логической последовательности. В основе этих структур лежит не логика изложения, как в первом случае, а логика исследования);

Эссеистская, свободная форма построения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях

Эта форма наиболее распространена в практике газетного очерка. Она, как правило, совмещает в себе элементы обоих предыдущих типов и характеризуется наибольшей полифоничностью, многогранностью, многообразием употребляемых композиционных приемов и средств.

Рассмотрим, как же в очерке используются подобные типы связей.

Первый тип композиционной структуры очерка - хроникальный - отличается наличием событийного ядра. В данном случае очерк выстраивается исходя из последовательной смены различных периодов, эпизодов и действий. Существуют два принципа отображения события в очерковом произведении: прямая и смещенная хронология.

При прямом хронологическом отображении автор разворачивает повествование, последовательно описывая наиболее значительные моменты из жизни героя. При внешней простоте в написании такого очерка журналиста ожидает ряд трудностей. Первая из них связана с компоновкой материала: уместить в одном очерке рассказ о всей жизни героя невозможно. Поэтому незначимые периоды опускаются, не нарушая хронологического принципа описания. Вторая проблема связана с динамикой повествования: вялотекущее описание биографических данных вряд ли кого-то может заинтересовать. Поэтому желательно, чтобы в основу хронологического очерка была положена ярко выраженная фабула, за развитием которой читателю было бы интересно следить.

В очерках же со смещенной хронологией наряду с событием, отображающим некий фрагмент действительности, может присутствовать и метасобытие. Данным термином обозначается «деятельность журналиста по изучению явления действительности». Благодаря метатекстовым элементам автор может объединить в метасобытии очень разнородные по времени впечатления. Если в очерке отсутствует метасобытие, то разные события объединяются общей темой.

Портретный очерк, построенный как хронологическое описание жизни героя, требует от журналиста особого мастерства. Здесь прежде всего необходим самый тщательный отбор биографических фактов. При этом «очеркиста всегда подстерегает опасность увлечься чисто внешними (которые могут быть яркими, даже сенсационными) подробностями быта, перипетиями судьбы в ущерб главному, основному - раскрытию внутренней сути современника, его мироощущения, его социального лица, без чего нельзя представить социальную роль героя - его профессию, его дела». Особенно часто подобного рода ошибки журналисты допускают в портретных очерках с остросюжетным событийным началом. Увлекшись развитием сюжета, авторы порой забывают донести до читателя мысли героя, собственные размышления по поводу описываемого события.

Хронологический принцип построения произведения присущ не только портретному, но и путевому очерку. В данном случае автор может поделиться собственными впечатлениями в прямой хронологической последовательности. Это могут быть записи «изо дня в день», дневник наблюдений и т.д. Главное при этом - отобразить фрагмент действительности через цепочку последовательно сменяемых друг друга впечатлений.

Второй тип композиционной структуры очерка - логический - основан на логике причинно-следственных связей. В таких произведениях автору важно показать развитие собственной мысли за счет выдвижения системы положений и доказательств. Выявляя различные причинно-следственные связи между явлениями действительности или исследуя внутренний мир героев, мотивы их поведения и т.п., автор строит произведение согласно логике своей мысли.

Третий тип очерковой структуры - эссеистская - свободная форма построения очеркового материала требует от очеркиста особого мастерства, так как только на первый взгляд может показаться, что здесь законы композиции не действуют. Основная трудность заключается в необходимости наиболее гармонично расположить в очерке разнородные содержательные элементы. Для этого журналисту необходимо:

четко продумать замысел произведения;

рассмотреть различные варианты размещения тематических и образных единиц текста;

определить, какие связки и отступления будут использованы в очерке;

продумать основные способы монтирования разнородных композиционных элементов и т.д.

Все это позволит избежать небрежности в изложении, вынужденных провалов между различными частями текста, а также фрагментарности повествования.

Таким образом, разноплановая компоновка содержательных элементов зависит в очерке от различных способов тематического развертывания материала.

Рассмотрев очерк как жанр, изучив его теоретические основы и особенности можем сделать вывод, что он является главным и ведущим жанром наглядно-образной журналистики, так как в нем соединяются и рациональное познание действительности, и эмоциональное сопереживание отображаемых событий, а также, в то же самое время, он выступает как особый путь решения определенных задач, проблем, отражения современной действительности.

Отличительная черта очерка - глубина авторского осмысления. Он не только описывает, комментирует или анализирует факт, но и переплавляет его в творческое сознание автора. Основные характерные черты очерка как жанра: документальность, насыщенность; достоверность фактов, событий; глубина авторского осмысления; повествование ведется от лица автора.

Понятие литературного очерка появилось в русском литературном языке с 30-40-х годов XIX века. Расцвет очерка наблюдается: в годы промышленного роста, когда обостряется капитализация определенных кругов дворянства и крепнет буржуазия (1840-е гг.) - распространение получают «физиологические очерки»; в годы бурного подъема революционно-демократического движения (1860-1870-е гг.) - просветительский и народнический очерк; в эпоху диктатуры пролетариата - проблемный очерк.

Слово очерк в русском языке XIX и XX вв., а также в современном русском языке имеет три основных значения: контур, очертание; описание, изложение, исследование обзорного характера, дающее общее представление о сущности какой-нибудь темы, вопроса; небольшое литературное произведение, содержащее краткое выразительное описание чего-либо. Существуют три вида очерка: портретный, проблемный, путевой, а по структуре построения он подразделяется на три типа: хроникальное построение очерка; построение, основанное на логике причинно-следственных связей; эссеистская, свободная форма построения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях.

В наши дни очерк, к сожалению, немного утратил свою первоначальную популярность, так как с точки зрения подготовки это один из наиболее трудоемких жанров, а современным журналистам зачастую приходится писать материал в сжатые сроки.

Обобщая все вышесказанное нужно также отметить, что очерк - уникальный жанр - не только потому что в нем соединяются два начала, но и потому, что начав свое существование как жанр исключительно художественной литературы, он смог перейти и укрепиться в системе журналистских жанров. Информация, удачно облаченная в «очерковую» форму воспринимается гораздо легче и с большим интересом, ведь мы будто на мгновение берем в руки хорошую книгу и погружаемся в другой мир, как и в те моменты, когда с интересом читаем художественные произведения. И после прочтения очерка что-то может кардинально поменяться в мироощущении любого человека, например, какая-либо проблема может вдруг показаться совсем не страшной, а легко разрешимой. А все почему? Потому что журналист, составляя хороший, полноценный очерк не только стремится донести важную информацию, но и параллельно осмысливает ее, вкладывает в текст часть своей души, и читатели, несомненно, чувствуют это.

В ходе исследования мы также сделали еще один печальный вывод: очерк встречается на страницах современной прессы крайне редко не только потому, что его написание требует больше времени и «вникания» в предмет, о котором пишешь; дело в том, что этот жанр стал невыгоден. Ведь в любом хорошем очерке так или иначе отображаются вечные нравственные ценности, а кому это надо? Ведь главный акцент делается на негативную информацию, так как она лучше всего приковывает внимание, больше всего «берет за душу». Но, к счастью, полноценные очерки не исчезли окончательно и это утверждение будет доказано во второй части работы.


 

Образ Тото Кутуньо

 

«Italiano vero!»

В очерке рассказывается о знаменитом итальянском певце Тото Кутуньо. Рижане еще до сих пор помнят, как несколько лет назад певец, будучи гостем международного конкурса молодых исполнителей популярной музыки «Новая волна», буквально взорвал концертный зал «Дзинтари», исполнив свои знаменитые хиты «L`ete Indien» и «Lasciatemi cantare». О конкурсантах зрители тотчас же забыли. Зато долго вспоминали, как под песни Кутуньо вышла танцевать сама Алла Борисовна...

В отличие от других очерков, рассмотренных выше, многие ценности (хотя не все!) здесь завуалированы и чтобы «найти» их, надо внимательно прочитать и проанализировать очерк.

Первая ценность, которую можно заметить - умение найти и сохранить себя в этой жизни. Тото Кутуньо никогда не отказывался от своей мечты, он твердо шел к своей цели и достиг оглушительного успеха.

Вторая ценность - уникальность человеческой души. Сам певец отмечает, что на каком бы языке он не пел, люди понимают его, так как он поет «о том, что близко и понятно каждому», вкладывает в песни свою душу. И рассматривая тематику песен, перед нами предстают также такие ценности как любовь и преданность, а петь о других вещах, по мнению Тото Кутуньо, не стоит. У него множество поклонников, которые обожают его песни, но если разобраться, они любят его, как и многих других своих кумиров за то, что тот пошел своим путем и позволил своей душе стремиться к желанной цели.

Любовь становится главной ценностью данного очерка. Певец признается, что жена для него до сих пор остается единственной и неповторимой музой. Ведь только сильно любящая женщина может простить мужу измену и внебрачного ребенка на стороне (у певца есть внебрачный сын) и продолжать быть вместе с ним, несмотря ни на что. И в конце очерка, когда Кутуньо спрашивают, как же ему удалось сохранить свой брак, певец отвечает, что жена должна закрывать глаза на измены мужа, не всегда, конечно, но хотя бы один раз - обязательно! С этим утверждением нам согласиться крайне трудно, но из этого утверждения можно выявить последнюю и одну из основных ценностей данного очерка - прощение...

Надо сказать, что этому очерку также свойственная «документальная насыщенность <…> в ущерб художественности», но здесь имеет место тот случай, когда «фактические события, о которых сообщает очеркист <…> сами по себе способны привлекать читателя» [3]. Можно даже сказать, что в данном очерке документальная насыщенность является преимуществом, так как поклонникам известного певца всегда хочется узнать больше о своем кумире. Поэтому можно сделать вывод, что автор с написанием очерка справился.

Образные ценности, отображенные в этом очерке:

умение найти и сохранить себя;

уникальность и богатство человеческой души;

любовь;

преданность;

прощение

 

Заключение

 

Подводя итоги исследования можем с уверенностью заявить, что очерк, как справедливо отметил Тертычный, является «королем» художественно-публицистических жанров» [3], так как в нем и соединяются два начала - наглядно-образное и аналитическое, и отображаются вечные нравственные ценности, да и читать его гораздо интереснее, чем статью. В статье идет анализ проблемы, в очерке же - и анализ, и поиск оптимального решения. Ведь современные СМИ любят запугивать нас каждодневными негативными происшествиями, рассказывать о сложных ситуациях, но редко предлагают решение. Очерк же отлично справляется с этой задачей и после его прочтения жизнь уже не кажется такой страшной. Он разбавляет всю негативную информацию в прессе, напоминает нам о нравственных ценностях, которые мы должны хранить.

Историческое развитие очерка как жанра подтверждает его значимость в наши дни: появившись сначала как исключительно жанр художественной литературы, он сразу приобрел популярность и вскоре многие начинающие писатели свои первые работы стали облекать именно в «очерковую» форму. И когда пришло время показать преимущество нового государственного устройства, лучшего жанра, чем очерк было не найти.

Если присмотреться повнимательнее, то можно увидеть, что у каждого вида очерка (портретного, проблемного, путевого) имеется свой способ отображения нравственных ценностей, свой угол зрения. Портретный очерк использует образ конкретного человека и через посредство этого образа доносит до нас вечные ценности; проблемный очерк заставляет нас задуматься о каких-то жизненных обстоятельствах, которые так или иначе препятствуют развитию ценностей в обществе или же нами забыты; а путевой очерк, являясь самым интересным из всех трех, позволяет нам прикоснуться к прекрасному и напоминает о том, что нужно уметь иногда просто отрешаться от повседневных забот и давать отдых своей душе, ведь она его заслужила!

Но несмотря на то, что после прочтения очерка создается впечатление, что автор создавал его, особо не руководствуясь какими-то правилами построения, он имеет четкую структуру. Даже у эссеистской (относительно свободной) структуры очерка имеются свои условия построения. Поэтому прежде чем приступить к написанию очерка, нужно прежде всего выбрать тип структуры, по принципам которой он будет построен, а также составить план изложения.

И, как мы уже выянили, образные ценности, отображенные в российских и латвийских портретных очерках не только тесно переплетаются между собой, но и кардинально совпадают. Россия по-прежнему оказывает на Латвию огромное влияние и будет продолжать оказывать еще на протяжении многих поколений, так как Россия была и останется одной из лидирующих стран.

Обобщая все вышесказанное подведем итоги нашего исследования и сформулируем положения на защиту - кратко представим факты, которые с помощью данного исследования нам удалось открыть:

Влияние российской журналистики на латвийскую огромно, так как в портретных очерках российских и латвийских СМИ образные ценности не только тесно переплетаются, но и кардинально совпадают, а также при описании известных личностей России автором прежде всего показывается их взаимосвязь с Латвией;

Россия оставила огромный отпечаток в истории Латвии, поэтому ее русскоязычное население до сих пор воспринимают Россию как образ родной страны;

Россия будет продолжать оказывать влияние на Латвию на протяжении еще многих поколений, так как она является одной из лидирующих стран;


 

Библиографический список

 

1. Тертычный А.А. Жанры переодической печати: - М.: Аспект Пресс, 2000.

2. Шостак М.И. Жанры газеты. Часть 2: - М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2000.

.   Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров.// Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Знание, СПб ИВЭСЭП, 2000.

.   Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2001.

.   Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. - М.: Изд-во МГУ, 1973.

.   Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2000.

.   Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. - М.: Флинта: Наука, 2003.

.   В.В. Виноградов. История слов. - М.: институт русс. яз. РАН, 1994.

.   Номер газеты «Аргументы и Факты» от 20.06.2012 (№25): http://www.aif.ru

.   Номер газеты «Известия» от 04.06.2012: http://izvestia.ru/

.   Номера газеты «Суббота» от 30.11.2011, 09.05.2012 и 23.05.2012: http://www.subbota.com/

.   Толковый словарь Ожегова Онлайн - http://www.ozhegov.ru/

.   Большой Энциклопедический Словарь Онлайн - http://www.vedu.ru/BigEncDic/

.   Словарь пословиц и поговорок Онлайн - http://pogovorok.ru

.   Коржавин Н.М. «Казаться или быть»: http://nnm.ru/blogs/natathe3/kazatsya_ili_byt/


 

Приложения

 

Виктор Цой живее всех живых

лет назад (21 июня 1962 года) родился Виктор Цой - лидер группы «Кино», самый закрытый герой русского рока

На вопрос, который я часто задаю сам себе (А хотел бы я взять интервью у Цоя?), я всегда отвечаю твердое: «Нет». В своих немногочисленных интервью Цой немногословен. Он подолгу молчит, обдумывая ответы, часто видно, что беседа совсем не увлекает его. Возможно, проблема в том, что перед ним неадекватные собеседники, спрашивающие об одном и том же: «Почему вы назвали свою группу «Кино»?» Свободная российская журналистика, в отличие от русского рока, переживавшего самый расцвет в конце 80-х, проходила в это время лишь этап становления. Оттого все вопросы журналистов Цою кажутся глупыми, неуместными, неинтересными. Но дело даже не в этом. Мне кажется, что интервью совсем не его жанр. Говорят, что и в жизни Цой был не очень разговорчивым. Он, а по его песням это особенно чувствуется, что очень бережно, трепетно и рационально относится к слову. И за свою, не сказать, что очень короткую жизнь (28 лет) написал не так много песен, особенно если сравнить его с современниками Гребенщиковым, Макаревичем. Скорее всего, потому что Цой не «бросал слова на ветер», каждая его строчка имеет большой смысловой вес. Цой, возможно и не подозревал, какое разное толкование, прочтение может иметь та или иная его песня. Петр Мамонов в интервью, посвященном фильму «Игла» (в котором они вместе с Цоем сыграли), говорит про Цоя как о проводнике: «Жизнь идёт, и что-то из неё выпирает, выявляется. И просто есть люди, которые лучше других могут это сказать. Проводники существующих дел. И Витя один из этих людей». Борис Гребенщиков мне в интервью как-то сказал, что «сначала должна появится весть, а потом и вестник». Мне кажется, Цой и был этим вестником. Вестником свободы.

Понятно же, что песня «Пачка сигарет» вовсе не про сигареты и курение. В ней, на мой взгляд, простая непреложная истина: не стяжай себе блага материальные, живи душой. Человек, способный радоваться банальной пачке сигарет в кармане может быть гораздо счастливее обладателя загородной недвижимости на Рублёвке. Скорее всего, так и есть. Как будто Цой предчувствовал, что пройдет относительно немного времени, страна превратится в Россию и заживет совсем другой, потребительской, жизнью. И это была его реакция на потребительский бум. Хотя кто-то, возможно, найдет в этой песне совсем иной смысл. Ну, какая еще песня могла так точно отразить настроения белорусского общества, как не цоевская «Мы ждем перемен», которую белорусы включали на своих молчаливых акциях протеста, когда начались массовые посадки оппозиционеров. Эту же песню пели в сквере на Чистых прудах в Москве, когда случился «ОккупайАбай». Когда Цой еще был жив (а я был на последнем концерте «Кино» в Лужниках) казалось, что он поет на злобу дня, про то время. Но прошло уже больше 20 лет с момента его гибели, а его песни до сих пор актуальны. И у стены Цоя на Арбате не стало меньше паломников. Творения Цоя оказались невероятно живучими из-за своей многослойности.

Только живо рефлексирующий человек с мятущейся душой мог написать такие строчки: «Дом стоит, свет горит, из окна видна даль, так откуда взялась - печаль?» А это его пророческая «Следи за собой, будь осторожен»... В моей голове часто всплывают эти строчки во время нештатных ситуаций на дороге. Ведь не сказать же, что Цой был как-то по-особенному социален, он никого не изобличает, не линчует. Даже свою «Мы ждем перемен», которую поклонники наделили этитетом «песня протеста», он не считал таковой. «Хочу, чтобы люди чувствовали себя больше свободными от обстоятельств. Чтобы человек сохранял, скорее, себя, нежели какой-то внешний комфорт», - пояснял он смысл этого своего произведения. В репертуаре любой, уважающей себя рок-группы, есть хотя бы одна песня Цоя. У Земфиры это «Кукушка», у Бутусова - «Дети минут», у «Алисы» - «Спокойная ночь». Молдавская группа «Сдоб ши Здуб» вообще приобрела массовую известность, благодаря разухабистой танцевальной кавер-версии цоевской «Видели ночь».

Цой видел красоту там, где, казалось бы, её быть не должно. Как поэтично он спел про кочегарку женского общежития, именовавшуюся Камчаткой. Что может быть романтичного в работе кочегара? Но Цой и здесь находил романтику и всех нас учил смотреть на привычные, будничные вещи восторженно и с открытой душой. Он так обнажался в песнях, поэтому, наверно, и был молчалив в бытовой, не сценической, жизни. От этой его немногословности и возник образ таинственного героя, носителя истины, крупицы которой при желании можно отыскать в его даже самой проходной песне. Очень хорошо помню рассказ отца музыканта Роберта Цоя о том, как Виктор купил себе первую гитару. Он сделал это на деньги, оставленные родителями на еду. Отец с матерью, уезжали на отдых на целый месяц и оставили сыну 100 рублей на пропитание. Едва родители уехали, Виктор пошел в магазин и купил себе гитару. А потом целый месяц голодал. Вот откуда растут ноги у «Пачки сигарет».

Откровенно говоря, благодаря песням Цоя во время службы в армии я избежал ужасов дедовщины. После отбоя деды вытаскивали меня из кровати, запирались в каптёрке, пили спирт, а я, выпятив вперед подбородок (мне казалось, что так я больше внешне похож на Цоя) пел им «Группу крови» и «Звезду по имени Солнце».

Я слышал версию о том, что куплеты и припевы некоторых песен рождались у Цоя независимо друг от друга, он писал их порой в разное время. Поэтому кажется, что куплет и припев отдельных произведений Цоя совсем о разном. Но все равно каждая его песня - это цельная картина. Если просто читать его песенные тексты как стихи, то кажется, что они до предела банальны. Но стоит услышать эти же стихи в песне, которую он сам исполняет, возникает необъяснимая магия. Его ведь и большим вокалистом не назовешь, да и сама группа «Кино» на записи звучит гораздо интереснее, чем вживую. Но стоит только включить вот эту - «Всё не то и всё не так, когда твоя девушка больна», - и тебе кажется, что это самая главная песня 80-х о любви. По Сети гуляет запись концерта «Кино» в столичной «Метелице», датированная, кажется, 89-м годом. В зал ни с того, ни с сего приходят менты и выключают аппаратуру. Цой невозмутим: он не устраивает истерику, не хамит. А продолжает петь без микрофона. В этом поступке Виктора Цоя чувствуется такая же мощная сила, как и в любой его песне. Он везде настоящий: в жизни, на сцене, в немногочисленных ролях в кино. И песни его настоящие, не вымученные, оттого и живучие, в отличие от автора. Леонид Парфёнов очень точно сказал про него где-то: «Жизнь и смерть Цоя оказались частью его песен». И это правда.

Как жил «неправильный» олигарх Иннокентий Сибиряков?

Капиталист Иннокентий Сибиряков. Фото из архива Т. Шолоховой

Не так давно журнал «Форбс» вновь опубликовал список самых богатых россиян. И мы вновь прочитали о самолётах и яхтах, о том, что Абрамович потратил 9 млн долл. за один лишь вечер, развлекая друзей.

На этом фоне уникальной выглядит фигура золотопромышленника Иннокентия Сибирякова, одного из самых богатых людей дореволюционной России. Свой огромный капитал он раздал нуждающимся.

Сумасшедший?

В советское время о Сибирякове (1860-1901 гг.) предпочитали помалкивать, ведь он был «неправильным» капиталистом. Раздал 10 млн руб. людям - в переводе с царских золотых рублей на нынешние получается как минимум 10 млрд! Имея возможность жить в роскошном особняке, снимал небольшую квартиру. Не заводил экипаж, пользуясь извозчиком.

Ежедневно в его приёмной толпились несколько сот просителей: нищие, погорельцы, вдовы, бесприданницы, бедные студенты... Он никому не отказывал. Как-то его упрекнули: «К вам приходит разорившийся помещик и просит денег на обед в ресторане. И вы даёте, хотя сами живёте скромно!»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.076 с.)