Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Введение. Предмет логики. Основные логические законы.

Поиск

Методический комментарий.

Организационные вопросы и критерии оценки знаний. 1

Содержание тем.. 2

Вопросы к зачёту. 4

Методические указания к выполнению контрольной работы. 6

Примеры решения задач контрольной работы. 8

Организационные вопросы и критерии оценки знаний.

Ø Срок сдачи – не позднее, чем за 3 дня до зачета.

Ø Консультация – в первый день сессии. Время консультации уточнить по расписанию.

Ø Дополнительно вопросы можно задать по электронной почте, или лично (время встречи предварительно согласовать по почте). E-mail: neverkovo@mail.ru
Обязательно укажите тему письма. Письма без темы удаляются без открытия, как мера компьютерной безопасности.

Ø Выполненная работа сдается в распечатанном виде на белой бумаге формата А4, книжное расположение, в скоросшивателе (не в «файлах»). Допустимо написание от руки (полное или частичное): разборчиво, не мелко, со стандартной частотой строк (как в тетради в линейку).

Ø К заданию №16 обязательно прилагается анализируемый текст (в распечатанном виде или хорошего качества ксерокопия). При необходимости его следует наклеить на стандартный лист А4.

Ø «Зачтено» (оценка «3») ставится при правильном выполнении 8 заданий, взятых не вподряд (из разных тем): из заданий 1-10, 12-14, и задания №16, которое является обязательным для всех. Для получения оценки «4» необходимо верно выполнить 10-11 заданий. Выполнение большего количества заданий оценивается отметкой «5».

Ø Задания №11 и №15 являются дополнительными: их решение не заменяет решение обязательных заданий. Однако их правильное решение может повысить Вашу оценку. Их неправильное решение не влияет на оценку.

Ø К зачету допускаются студенты, получившие положительную оценку за контрольную работу.

Ø Зачет сдается по билетам при получении оценки «3» за контрольную работу (2 теоретических вопроса и задача, см. ниже).

Ø При получении оценки «4» или «5» за контрольную работу форма сдачи зачета выбирается студентом: традиционная (см. выше) или собеседование.


Содержание тем

(вопросы, которые необходимо изучить и знать для выполнения контрольной работы и сдачи зачета)

Раздел I. Введение. Предмет логики. Основные логические законы.

Тема 1.Логика как наука о законах и формах правильного мышления

Предмет формальной логики.

Чувственное познание и его формы. Процесс познания, место в нём чувственного и логического познания.

Основные формы мышления. Истинность и ложность мысли и логическая правильность рассуждений.

Соотношение логики с другими науками. Основные этапы развития логики. Теоретическое и практическое значение логики.

Тема 2.Логика и язык.

Язык как знаковая информационная система. Языки естественные и искусственные. Логический анализ языка как средство выявления логических форм и законов.

Многозначность слов и её влияние на строгость логических выводов.

Понятие об искусственном символическом языке логики.

Тема 3. Законы правильного мышления.

Законы формальной логики: тождества, непротиворечия, исключённого третьего, достаточного основания. Соблюдение законов логики – необходимое условие достижения истины.

Наиболее распространённые ошибки в рассуждениях, связанные с несоблюдением логических законов.

Раздел II. Понятие. Логические операции с понятиями.

Тема 4.Виды понятий.

Понятие как форма мышления Понятие, предмет, признак предмета. Виды признаков. Выражения понятий в языке.

Содержание и объём понятия. Закон обратного отношения объёма и содержания понятия.

Виды понятий. Классификация понятий по объёму и содержанию. Полная логическая характеристика понятия.

Раздел III. Простые суждения. Логические отношения между простыми суждениями.

Тема 8. Простое суждение.

Общая характеристика суждения. Выражение суждений в языке. Истинные, ложные, бессмысленные суждения.

Виды и состав простых суждений. Возможность представления большинства суждений в виде атрибутивных. Простые суждения со сложным субъектом и/или предикатом.

Классификация категорических суждений по количеству и качеству. Объединённая классификация.

Выделяющие и исключающие суждения. Распределённость терминов в суждениях и схемы отношений между ними.

Раздел V. Сложные суждения.

Тема 11. Сложные суждения.

Сложное суждение и его виды. Логические связки: конъюнкция, дизъюнкция, импликация, отрицание, эквивалентность.

Условия истинности сложных суждений, таблицы истинности для конъюнкции, строгой и нестрогой дизъюнкции, импликации и эквивалентности.

Тема 13. Индукция.

Понятие индукции, её отличие от дедукции. Связь индукции с опытными обобщениями. Структура индуктивного умозаключения. Виды индуктивных умозаключений.

Виды неполной индукции.

Степень достоверности индуктивных выводов, их вероятностная оценка.

Вопросы к зачёту

1. Содержание и формы мысли. Истинность мысли и правильность логической формы.

2. Основные логические законы и ошибки, связанные с их нарушением.

3. Логика и язык. Логическая символика. Выражение логических форм в языке.

4. Общая характеристика понятия. Признаки предмета. Содержание и объём понятия.

5. Классификация понятий по объёму и содержанию.

6. Отношения между понятиями.

7. Операции обобщения и ограничения понятий. Закон обратного отношения между содержанием и объёмом понятия.

8. Операция определения понятий. Правила определения. Приёмы, сходные с определением.

9. Операция деления понятий. Правила деления. Классификация.

10. Общая характеристика суждения. Познавательная ценность суждений. Виды и состав простых суждений.

11. Классификация простых суждений по количеству, по качеству, объединённая.

12. Выделяющие и исключающие суждения. Распределённость терминов в суждении.

13. Логические отношения между суждениями.

14. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений.

15. Непосредственные умозаключения.

16. Простой категорический силлогизм, его состав. Общие правила категорического силлогизма.

17. Фигуры категорического силлогизма. Правила фигур. Понятие о модусах силлогизма. Понятие сокращённого силлогизма (энтимемы).

18. Понятие сложного суждения. Виды сложных суждений. Таблицы истинности.

19. Модальность суждений.

20. Дедуктивные выводы из сложных суждений.

21. Понятие и виды индуктивных умозаключений. Отличие индукции от дедукции.

22. Понятие аналогии. Виды аналогии.

23. Методы, повышающие степень достоверности выводов по аналогии.

24. Вопрос, его базис и предпосылка. Классификация вопросов. Логически некорректные вопросы.

25. Ответы правильные и неправильные. Классификация правильных ответов. Виды неправильных ответов.

26. Понятие и строение доказательства. Правила доказательства.

27. Понятие и строение опровержения. Правила опровержения.

 


Примеры решения задач контрольной работы.

Охарактеризуйте вопросно-ответную ситуацию: определите вид вопроса (корректный или некорректный, уточняющий или восполняющий, простой или сложный, по существу или не по существу темы) и вид ответа (истинный или ложный, прямой или косвенный, по существу или не по существу поставленного вопроса, точный или неточный, полный, неполный или избыточный, краткий или развернутый). Является ли ситуация благоприятной с коммуникативной точки зрения?

25. Дайте логическую характеристику текста:

а) укажите основные понятия,

б) установите вид отношений между понятиями,

в) укажите операции с понятиями (если они есть) и установите, правильно ли они проведены;

г) найдите суждения, укажите их вид, запишите схемы;

д) определите вид и правильность умозаключений, истинность посылок и заключения.

25.1.«Людей можно делить по-разному! Это известно всем. Можно на людей и нéлюдей». И сказал удивлённый палач: «А я делю их на головы и туловища!» (С. Лец. Непричёсанные мысли).

Решение.

а) Основное содержательное понятие – человек.

б) Деление «на людей и нéлюдей» является правильным дихотомическим делением понятия человек. Палач заменяет операцию деления понятия разделением предмета на части «делю их на головы и туловища».

25.2.«– Так бы и сказала, – заметил Мартовский Заяц. – Нужно всегда говорить то, что думаешь.
– Я так и делаю, – поспешила объяснить Алиса. – По крайней мере я всегда думаю то, что говорю …а это одно и то же.
– Совсем не одно и то же, – возразил Болванщик. – Так ты чего доброго скажешь, будто «Я вижу то, что ем» и «Я ем, то, что вижу», – одно и тоже». (Л. Кэррол. Приключения Алисы в Стране чудес)

Решение. Алиса устанавливает отношение равнообъемности между понятиями «думать о чем-либо» и «говорить о чем-либо», что неверно. Эти понятия находятся в отношении пересечения. А также отношение эквиваленции между суждениями «Я это говорю» и «Я это думаю», которое является неопределенным по истинности (иногда истинно, иногда ложно). Однако истинность эквивалентных суждений логикой определяется однозначно. Поэтому Алиса высказывает ложное заключение.

Болванщик показывает неправоту Алисы, используя косвенное опровержение тезиса с помощью умозаключения по аналогии (аналогия отношений).

Методический комментарий.

Организационные вопросы и критерии оценки знаний. 1

Содержание тем.. 2

Вопросы к зачёту. 4

Методические указания к выполнению контрольной работы. 6

Примеры решения задач контрольной работы. 8

Организационные вопросы и критерии оценки знаний.

Ø Срок сдачи – не позднее, чем за 3 дня до зачета.

Ø Консультация – в первый день сессии. Время консультации уточнить по расписанию.

Ø Дополнительно вопросы можно задать по электронной почте, или лично (время встречи предварительно согласовать по почте). E-mail: neverkovo@mail.ru
Обязательно укажите тему письма. Письма без темы удаляются без открытия, как мера компьютерной безопасности.

Ø Выполненная работа сдается в распечатанном виде на белой бумаге формата А4, книжное расположение, в скоросшивателе (не в «файлах»). Допустимо написание от руки (полное или частичное): разборчиво, не мелко, со стандартной частотой строк (как в тетради в линейку).

Ø К заданию №16 обязательно прилагается анализируемый текст (в распечатанном виде или хорошего качества ксерокопия). При необходимости его следует наклеить на стандартный лист А4.

Ø «Зачтено» (оценка «3») ставится при правильном выполнении 8 заданий, взятых не вподряд (из разных тем): из заданий 1-10, 12-14, и задания №16, которое является обязательным для всех. Для получения оценки «4» необходимо верно выполнить 10-11 заданий. Выполнение большего количества заданий оценивается отметкой «5».

Ø Задания №11 и №15 являются дополнительными: их решение не заменяет решение обязательных заданий. Однако их правильное решение может повысить Вашу оценку. Их неправильное решение не влияет на оценку.

Ø К зачету допускаются студенты, получившие положительную оценку за контрольную работу.

Ø Зачет сдается по билетам при получении оценки «3» за контрольную работу (2 теоретических вопроса и задача, см. ниже).

Ø При получении оценки «4» или «5» за контрольную работу форма сдачи зачета выбирается студентом: традиционная (см. выше) или собеседование.


Содержание тем

(вопросы, которые необходимо изучить и знать для выполнения контрольной работы и сдачи зачета)

Раздел I. Введение. Предмет логики. Основные логические законы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.237 (0.01 с.)