Луганской народной республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Луганской народной республики



ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ «СПОРТ ДЛЯ ВСЕХ»

 

 

Рекомендации по организации физкультурно-спортивной работы с гражданами средних и старших возрастных групп

 

 

г. Луганск

2020 г.

Разработка и научное обоснование методических рекомендаций по организации физической культуры и спорта и оптимальным двигательным нагрузкам граждан средних и старших возрастных групп, должно базироваться на двух областях знаний:

1) Общих (педагогических) принципах физического воспитания и спортивной тренировки, адаптированных под специфику оздоровительной тренировки.

2) Анализе физиологических и психофизиологических эффектов, которые создает физическая нагрузка различного типа и направленности в организме человека.

Основные срочные и отставленные медико-биологические эффекты, которые создаются в организме человека при регулярных физических упражнениях описаны во второй главе.

В этой части работы основное внимание будет уделено педагогическому обоснованию рекомендаций по организации физической культуры и спорта и оптимальным двигательным нагрузкам граждан средних и старших возрастных групп с привлечением, в случае необходимости биологических данных.

 

1. Принципы оздоровительной физической тренировки

 

Принцип (от лат.Principium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, организации и т.д. Под «принципом» в теории физической культуры (ТФК) понимают наиболее общие теоретические положения, объективно отражающие сущность и фундаментальные закономерности обучения, воспитания и всестороннего развития личности

В теории физической культуры, наряду с общепедагогическими ди­дактическими принципами (сознательности и активности, нагляд­ности, доступности и т.д.), имеются специальные, которые выра­жают специфические закономерности физического воспитания, например:

- всестороннее и гармоническое развитие личности;

- связь физической культуры с жизнью;

- оздоровительная направленность физического воспитания;

- непрерывность и систематичность

- чередования нагрузок и отдыха;

- постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;

- цикличное построение занятий;

- возрастная адекватность направлений физического воспи­тания.

Кроме принципов физического воспитания, выделяют также специфические принципы спортивной тренировки, а именно:

- Направленность на максимально возможные достижения,

- Углубленная специализация и индивидуализация,

- Единство общей и специальной подготовки,

- Непрерывность тренировочного процесса,

- Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок,

- Волнообразность динамики нагрузок,

- Цикличность тренировочного процесса.

Наибольшее разнообразие мнений и рекомендаций можно найти по вопросу принципов оздоровительной физической культуры (тренировки оздоровительной направленности).

Далее мы попытаемся сгруппировать их по принципу эквивалентности смыслового содержания.

1) Принцип: сознательности и активности; уверенности в необходимости занятий; необходимости, стимулирования интереса.

2)  Принципы: индивидуализации; индивидуальности; «не навреди»; адекватности воздействий; учета возрастных изменений в организме; доступности и индивидуализации; дифференцированного подхода к использованию средств физической культуры; соответствия физической нагрузки уровню здоровья.

3) Принцип: повторности; систематичности.

4) Принцип: постепенности; постепенности наращивания интенсивности и длительности нагрузок; постепенного изменения уровня физической нагрузки.

5) Принцип: рациональности физических нагрузок; рациональности построения, управляемости нагрузки.

6) Принцип: всестороннего физического развития; комплексности воздействий; разнообразия применяемых средств; всесторонней направленности оздоровительной тренировки.

7) Принцип врачебного контроля и самоконтроля.

8) Принцип биологической целесообразности.

9) Принцип оздоровительной и лечебно-профилактической направленности.

 

1.1 Классификация направлений оздоровительной физической культуры

При организации оздоровительных занятий с любыми категориями граждан, и пожилые люди не исключение, необходимо учитывать их мотивацию. От мотивации зависит наиболее привлекательная для занимающихся форма занятий, применяемые средства и методы.

В соответствии со своими потребностями и желаниями люди используют упражнения с различной целью. Таким образом, сформировались несколько направлений занятий. Ниже представлены те основные из них, которые фактически существуют в области физической культуры и спорта лиц средних и старших возрастных групп.   

1) Спортивное: спорт ветеранов гораздо более популярен в мире, чем это может казаться. Существует своя международная федерация, проводятся (всемирные) игры, спартакиады и соревнования по очень многим видам спорта. В это движение вовлечены десятки тысяч российских граждан [28]. Есть другая категория пожилых граждан, которых следует отнести к разряду «спортсменов». Даже если такой занимающийся ветеран не ставит своей целью победы или рекорды в какой-то конкретном виде спорта, то он вполне в соответствии со своими желаниями хочет и по своим физическим и временным возможностям может тренироваться с прицелом на достижение максимально возможных результатов в области развития, например, мышечной силы, «строительства тела», выносливости, гибкости и координационных способностей, всестороннего развития основных физических качеств и т.п. Он это делает только потому, что ему нравиться сам процесс достижения физического совершенства и связанная с этим возможность периодического участия в самых различных соревнованиях.

2) Кондиционное: задачей, которую ставят перед собой приверженцы этого направления, является улучшение физических кондиций, например,: нормализация массы и состава тела, «подтягивание» (повышение тонуса) мышц, изменение пропорций тела, улучшение силовых показателей, выносливости, гибкости, приобретение некоторых двигательных навыков (например, из области боевых единоборств, танцев) и т.п. Как правило, это основные мотивы тренировок занимающихся молодого возраста (18-30 лет). Однако и среди ветеранов немало людей, для которых основной смысл занятий, это достижение хороших физических кондиций, под которыми подразумевают хороший «моложавый» внешний вид, достаточно высокий уровень развития основах физических качеств и, главное, их баланс.

3) Оздоровительное: очевидно, что несмотря на популярность первых двух направлений, подавляющее число занимающихся граждан старших возрастных групп, не очень интересует, например, наращивание мышечной массы, улучшение их силовых возможностей, перспективы участия в Нью-Йоркском марафоне и т.п., но они четко понимают, что основное богатство жизни, это здоровье и ждут от занятий, прежде всего, зримых признаков его улучшения, явного появления сдвигов в своем физическом состоянии в сторону лучшего самочувствия, меньшей утомляемости, большей подвижности и активности. Как уже многократно отмечалось оздоровительная тренировка предоставляет для этого богатейшие возможности.

4) Реабилитационное: подавляющая часть тех, кто хотел бы начать вести более активный образ жизни, собираются это сделать по одно простой причине: появления ощущения, что тело «стареет раньше души», а также факта постоянного появления все новых хронических заболеваний и отклонения в здоровье, которые «мешают жить» и плохо поддаются лечению или коррекции традиционными медицинскими методами. Таким образом, занятия с целью избавления от «букета» хронических заболеваний и связанного с ними резкого ухудшения качества жизни, вполне могут быть отнесены к категории реабилитационных. Несмотря на то, что традиционно термин «физическая (двигательная) реабилитация «относят к случаю физической или социальной реабилитации инвалидов или тогда, когда лечебная физическая культура (ЛФК) используется для лечения определенных заболеваний.

5) Рекреационное: достаточно большая доля людей тренируются ради «хорошего настроения», ради развлечения, активного отдыха, возможности пообщаться в неформальной обстановке с друзьями или семьей, отвлечения от стрессов рабочего дня или недели. Их мало прельщают тренировки «до седьмого пота». Их желание – «расслабиться в хорошей компании» (даже если это – он сам, любимый), пассивно, но с пользой для здоровья отдохнуть или - повеселиться, потанцевать и т.п. Работа с этой категорией должна строиться, исходя из этого ведущего мотива.

6) Гигиеническое: это различные формы физической активности и тренировки, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в ре­жиме дня, не связанные со значительными нагрузками). Ее ос­новная функция — оперативная оптимизация текущего функцио­нального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.

Целесообразно рассмотреть принципы в разрезе этих основных направлений ОФК.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ «СПОРТ ДЛЯ ВСЕХ»

 

 

Рекомендации по организации физкультурно-спортивной работы с гражданами средних и старших возрастных групп

 

 

г. Луганск

2020 г.

Разработка и научное обоснование методических рекомендаций по организации физической культуры и спорта и оптимальным двигательным нагрузкам граждан средних и старших возрастных групп, должно базироваться на двух областях знаний:

1) Общих (педагогических) принципах физического воспитания и спортивной тренировки, адаптированных под специфику оздоровительной тренировки.

2) Анализе физиологических и психофизиологических эффектов, которые создает физическая нагрузка различного типа и направленности в организме человека.

Основные срочные и отставленные медико-биологические эффекты, которые создаются в организме человека при регулярных физических упражнениях описаны во второй главе.

В этой части работы основное внимание будет уделено педагогическому обоснованию рекомендаций по организации физической культуры и спорта и оптимальным двигательным нагрузкам граждан средних и старших возрастных групп с привлечением, в случае необходимости биологических данных.

 

1. Принципы оздоровительной физической тренировки

 

Принцип (от лат.Principium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, организации и т.д. Под «принципом» в теории физической культуры (ТФК) понимают наиболее общие теоретические положения, объективно отражающие сущность и фундаментальные закономерности обучения, воспитания и всестороннего развития личности

В теории физической культуры, наряду с общепедагогическими ди­дактическими принципами (сознательности и активности, нагляд­ности, доступности и т.д.), имеются специальные, которые выра­жают специфические закономерности физического воспитания, например:

- всестороннее и гармоническое развитие личности;

- связь физической культуры с жизнью;

- оздоровительная направленность физического воспитания;

- непрерывность и систематичность

- чередования нагрузок и отдыха;

- постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;

- цикличное построение занятий;

- возрастная адекватность направлений физического воспи­тания.

Кроме принципов физического воспитания, выделяют также специфические принципы спортивной тренировки, а именно:

- Направленность на максимально возможные достижения,

- Углубленная специализация и индивидуализация,

- Единство общей и специальной подготовки,

- Непрерывность тренировочного процесса,

- Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок,

- Волнообразность динамики нагрузок,

- Цикличность тренировочного процесса.

Наибольшее разнообразие мнений и рекомендаций можно найти по вопросу принципов оздоровительной физической культуры (тренировки оздоровительной направленности).

Далее мы попытаемся сгруппировать их по принципу эквивалентности смыслового содержания.

1) Принцип: сознательности и активности; уверенности в необходимости занятий; необходимости, стимулирования интереса.

2)  Принципы: индивидуализации; индивидуальности; «не навреди»; адекватности воздействий; учета возрастных изменений в организме; доступности и индивидуализации; дифференцированного подхода к использованию средств физической культуры; соответствия физической нагрузки уровню здоровья.

3) Принцип: повторности; систематичности.

4) Принцип: постепенности; постепенности наращивания интенсивности и длительности нагрузок; постепенного изменения уровня физической нагрузки.

5) Принцип: рациональности физических нагрузок; рациональности построения, управляемости нагрузки.

6) Принцип: всестороннего физического развития; комплексности воздействий; разнообразия применяемых средств; всесторонней направленности оздоровительной тренировки.

7) Принцип врачебного контроля и самоконтроля.

8) Принцип биологической целесообразности.

9) Принцип оздоровительной и лечебно-профилактической направленности.

 

1.1 Классификация направлений оздоровительной физической культуры

При организации оздоровительных занятий с любыми категориями граждан, и пожилые люди не исключение, необходимо учитывать их мотивацию. От мотивации зависит наиболее привлекательная для занимающихся форма занятий, применяемые средства и методы.

В соответствии со своими потребностями и желаниями люди используют упражнения с различной целью. Таким образом, сформировались несколько направлений занятий. Ниже представлены те основные из них, которые фактически существуют в области физической культуры и спорта лиц средних и старших возрастных групп.   

1) Спортивное: спорт ветеранов гораздо более популярен в мире, чем это может казаться. Существует своя международная федерация, проводятся (всемирные) игры, спартакиады и соревнования по очень многим видам спорта. В это движение вовлечены десятки тысяч российских граждан [28]. Есть другая категория пожилых граждан, которых следует отнести к разряду «спортсменов». Даже если такой занимающийся ветеран не ставит своей целью победы или рекорды в какой-то конкретном виде спорта, то он вполне в соответствии со своими желаниями хочет и по своим физическим и временным возможностям может тренироваться с прицелом на достижение максимально возможных результатов в области развития, например, мышечной силы, «строительства тела», выносливости, гибкости и координационных способностей, всестороннего развития основных физических качеств и т.п. Он это делает только потому, что ему нравиться сам процесс достижения физического совершенства и связанная с этим возможность периодического участия в самых различных соревнованиях.

2) Кондиционное: задачей, которую ставят перед собой приверженцы этого направления, является улучшение физических кондиций, например,: нормализация массы и состава тела, «подтягивание» (повышение тонуса) мышц, изменение пропорций тела, улучшение силовых показателей, выносливости, гибкости, приобретение некоторых двигательных навыков (например, из области боевых единоборств, танцев) и т.п. Как правило, это основные мотивы тренировок занимающихся молодого возраста (18-30 лет). Однако и среди ветеранов немало людей, для которых основной смысл занятий, это достижение хороших физических кондиций, под которыми подразумевают хороший «моложавый» внешний вид, достаточно высокий уровень развития основах физических качеств и, главное, их баланс.

3) Оздоровительное: очевидно, что несмотря на популярность первых двух направлений, подавляющее число занимающихся граждан старших возрастных групп, не очень интересует, например, наращивание мышечной массы, улучшение их силовых возможностей, перспективы участия в Нью-Йоркском марафоне и т.п., но они четко понимают, что основное богатство жизни, это здоровье и ждут от занятий, прежде всего, зримых признаков его улучшения, явного появления сдвигов в своем физическом состоянии в сторону лучшего самочувствия, меньшей утомляемости, большей подвижности и активности. Как уже многократно отмечалось оздоровительная тренировка предоставляет для этого богатейшие возможности.

4) Реабилитационное: подавляющая часть тех, кто хотел бы начать вести более активный образ жизни, собираются это сделать по одно простой причине: появления ощущения, что тело «стареет раньше души», а также факта постоянного появления все новых хронических заболеваний и отклонения в здоровье, которые «мешают жить» и плохо поддаются лечению или коррекции традиционными медицинскими методами. Таким образом, занятия с целью избавления от «букета» хронических заболеваний и связанного с ними резкого ухудшения качества жизни, вполне могут быть отнесены к категории реабилитационных. Несмотря на то, что традиционно термин «физическая (двигательная) реабилитация «относят к случаю физической или социальной реабилитации инвалидов или тогда, когда лечебная физическая культура (ЛФК) используется для лечения определенных заболеваний.

5) Рекреационное: достаточно большая доля людей тренируются ради «хорошего настроения», ради развлечения, активного отдыха, возможности пообщаться в неформальной обстановке с друзьями или семьей, отвлечения от стрессов рабочего дня или недели. Их мало прельщают тренировки «до седьмого пота». Их желание – «расслабиться в хорошей компании» (даже если это – он сам, любимый), пассивно, но с пользой для здоровья отдохнуть или - повеселиться, потанцевать и т.п. Работа с этой категорией должна строиться, исходя из этого ведущего мотива.

6) Гигиеническое: это различные формы физической активности и тренировки, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в ре­жиме дня, не связанные со значительными нагрузками). Ее ос­новная функция — оперативная оптимизация текущего функцио­нального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.

Целесообразно рассмотреть принципы в разрезе этих основных направлений ОФК.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.035 с.)