Расчет годовых текущих затрат на эксплуатацию техники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет годовых текущих затрат на эксплуатацию техники



 

Текущие затраты на эксплуатацию строительной и дорожной техники определяются по формуле:

Иг = А + Р + Б + З + Э + С + Г + П,                                              (9)

где А – амортизационные отчисления на полное восстановление, руб./маш.-ч;

 Р – затраты на выполнение всех видов ремонта и ТО техники, руб./маш.-ч;

 Б – затраты на замену быстро изнашивающихся частей (сменной оснастки), руб./маш.-ч;

 З – заработная плата персонала, руб. З=З*+З**, где З* - заработная плата рабочих, занятых управлением техники (основной персонал); З** - заработная плата рабочих, выполняющих технологические операции вручную (вспомогательный и обслуживающий персонал), руб./маш.-ч;

 Э – затраты на энергоносители (электроэнергию, топливо, сжатый воздух), руб./маш.-ч;

 С – затраты на смазочные материалы, руб./маш.-ч;

 Г – затраты на гидравлическую жидкость, руб./маш.-ч;

 П – затраты на перебазировку техники, руб./маш.-ч.

 

 Расчет амортизационных отчислений:

  А = Спер (БТ, НТ) · НАг · 100,                                                  (10)

гдеНА – норма годовых амортизационных отчислений на полное восстановление (реновацию) техники (НА=10 – 20 %);

 Расчет затрат на ремонты и ТО:

 Р = Спер (БТ, НТ) НРг · 100,                                                       (11)

где НР – норма годовых затрат на текущий и капитальный ремонты и ТО техники (НР=9 - 38 %);

 Расчет затрат на малоценные и быстро изнашивающиеся предметы:

  Б = Спер БЧ · МБЧБЧ,                                                        (12) где Спер БЧ – первоначальная стоимость быстро изнашивающейся части данного вида, руб.; Спер БЧ = ЦБЧ · Кд; ЦБЧ – цена быстро изнашивающейся части, руб.; Кд – коэффициент доставки; Кд = 1,1 - 1,3 для расчета всех затрат;

МБЧ – количество быстро изнашивающихся частей данного вида, одновременно заменяемых на машине, шт.;

ТБЧ – срок службы (нормативный ресурс) быстро изнаши-вающейся части данного вида, машино-часов в год; показатели МБЧ и ТБЧ принимаются по техническим данным (паспорту) на машину; сроки службы некоторых видов смен- ной оснастки представлены в таблице 2.

Расчет заработной платы персонала:

,                                                                   (13)

где

7,19 – часовая тарифная ставка 1 разряда на 01.01.2000

ЗПР – оплата труда рабочего данного квалификационного разряда, руб./чел.-ч;

Тг – затраты труда рабочих данного квалификационного разряда, чел.-ч/маш.-ч.

 - коэффициенты к тарифным ставкам рабочего 1 разряда (приложение …..)

- коэффициент пересчета часовой тарифной ставки от базовой стоимости к текущей (берется на месяц расчета с сайта «http://www.yarregion.ru/depts/str/tmpPages/activities.aspx»)

По формуле (13) должны быть рассчитаны З* и З**.

 

Таблица 3 Сроки службы (нормативные ресурсы) для различных видов быстро изнашивающихся частей

Вид быстро изнашивающейся части ТБЧ, маш.-ч
1. Шины для машин в целом - для кранов, погрузчиков, экскаваторов 5000 7000
2. Гибкий кабель 1700 – 9000
3. Канаты стальные (тросы) для: а) грузоподъемных машин: - до 15 т  - свыше 15 т б) одноковшовых экскаваторов в) бульдозеров г) скреперов   1000 – 2000 2000 – 5000 500 – 1800 350 500
4. Лента транспортеров 2800
5. Рукава насосов 3000
6. Шланги 1200 – 2300
7. Цепи стальные 650

 

Расчет затрат на энергоносители

Затраты на энергоносители в сумме составляют существенную долю в общей величине затрат на эксплуатацию строительной и дорожной техники (в среднем около 20 %).

ЭТ = НЭ · КС · Спер Э,                                                              (14)

где ЭТ – затраты на топливо (дизельное, бензин) при работе машины в летнее время;

КС – коэффициент, учитывающий сезонность работы техники и территориальные условия (температурные зоны): для средней полосы КС=1,01 - 1,06; для районов со спецификой и Севера КС=1,08 - 1,13;

Спер Э = ЦЭ · Кд, где ЦЭ - стоимость энергоносителя на заправочной станции.  

Для машин с электроприводом целесообразно учитывать расход электроэнергии по счетчикам, особенно для машин с несколькими электродвигателями, работающими в различных режимах. При наличии одного электродвигателя определение затрат на электроэнергию производится следующими способами (формулы 15 - 16):

Таблица 4 Нормы расхода энергоносителя (топлива) по видам СДМ и ПТМ

 

Наименование (вид) техники НЭ(кг/маш.-ч) НЭ(л/маш.-ч)
1. Бульдозеры (в зависимости от класса тяги трактора) 4,1 - 43,0 5,0 - 52,1
2. Экскаваторы (в зависимости от объема ковша и глубины копания) 3,7 - 24,0 4,5 - 25,3
3. Автогрейдеры (легкого типа) 7,2 8,1
4. Скреперы 6,5 - 20,5 7,9 - 24,8
5. Асфальтоукладчики 3,5 - 6,3 4,2 - 7,6
6. Катки 1,9 - 19,0 2,3 - 23,0
7. Краны 2,9 - 21,0 3,5 - 25,6

 

  ЭЭ = Мн · Ксп · Спер Э,                                                              (15)

  ЭЭ = 1,1Мн · Км · Кв · Спер Э,                                                  (16)

где Мн – номинальная мощность электродвигателя, принимаемая по паспортным данным, кВт;

Ксп – коэффициент спроса двигателя (Ксп=0,5 - 0,8);

Спер Э = ЦЭ · Кд, где ЦЭ - цена электроэнергии, руб./кВт-ч;

Км – коэффициент использования двигателя по мощности (Км = =0,5 - 0,8);

Кв – коэффициент использования двигателя по времени (Кв =0,6 - 0,9).

Для машин, работающих на сжатом воздухе:

ЭВ = РВ · Спер В,                                                                           (17)

где РВ – расход сжатого воздуха применительно к машине данной марки, м3/маш.-ч;

 Спер В = ЦВ · Кд, где ЦВ – цена сжатого воздуха, руб./м3.

Затраты на гидравлическую жидкость

,                                                                              (18)

где – число моточасов работы гидросистемы в году;

– периодичность смены рабочей жидкости, час (1600…3200 ч);

V – объем гидросистемы, л;

– цена 1 литра масла, руб.

Значения ,  принимаются по данным техдокументации.

Затраты на смазочные материалы

,                                                                      (19)

где  – число моточасов работы машины в году;

 – годовой фонд рабочего времени, час;

N – мощность силовой установки, кВт;

К – удельный коэффициент расхода смазочных материалов 1/кВт (0,3…0,6);

 – цена смазочного материала.

Перебазировка техники с одной строительной площадки на другую, а также с базы механизации и обратно может осуществляться различными способами:

- при перемещении техники своим ходом:

ПСх = (Нтр Э · Кс · Кп · Спер Э + ЗПч)В /Тп,                             (20)    

 где Нтр Э – норма расхода энергоносителя (бензина, дизельного топлива) при работе техники в транспортном режиме, кг/маш.-ч;

Кп – коэффициент, учитывающий затраты бензина на работу пускового двигателя (Кп=1,04) для дизельных машин;

ЗПч – часовая заработная плата рабочих, управляющих техникой, руб./маш.-ч;

В – время перебазировки техники, маш.-ч;

Тп – средняя продолжительность нахождения техники на одном объекте (для экскаваторов, бульдозеров – 150 ч; для кранов – 300 ч; для скреперов, автогрейдеров, катков и асфальтоукладчиков – 600 - 750 ч).

При ежедневном возвращении техники в парк показатель Тп определяется произведением Крс · Кс, где Крс – длительность смены. При односменной работе (Кс=1) показатель Тп составляет 8 маш.-ч. Время пробега техники из парка на площадку и обратно в годовой режим работы (Тп) не включается.

- при транспортировании техники на буксире (краны и экскаваторы на пневмоколесном ходу и др.):

ПБ = (ПЗт · В1 + ПЗмс · В1 + ЗПч · В2)/Тп,                                (21)  

 где ПЗт, ПЗмс – прямые затраты на эксплуатацию соответственно тягача и машины сопровождения, руб./маш.-ч;

В1 – время, в течение которого тягач и машина сопровождения заняты в перебазировке, маш.-ч;

ЗПч – часовая заработная плата машиниста перебазируемой техники, руб./маш.-ч;

В2 – время участия машиниста в перебазировке техники, маш.-ч.

- при перебазировке техники на прицепе без ее демонтажа и монтажа и с погрузкой (разгрузкой) своим ходом (бульдозеры и экскаваторы на гусеничном ходу, укладывающиеся в дорожные габариты и др.):

ППр = [(ПЗт + ПЗп + ПЗмс)В1 + ЗПч · В2]/Тп,                         (22)

где ПЗП– прямые затраты на эксплуатацию прицепа, руб./маш.-ч.

- при перебазировке техники на прицепе с ее демонтажом и монтажом и погрузкой (разгрузкой) на прицеп (с прицепа с применением крана или другого средства:

ППр-д  = [(ПЗт+ПЗп+ПЗмс)В1 + (ЗПч+ЗПдч)В2]/Тп +

+ (ПЗкр · Вкр)/Тп,                                                                       (23)

где ПЗкр – прямые затраты на эксплуатацию крана (или другого средства), руб./маш.-ч;

Вкр – продолжительность использования крана (или другого средства) в процессе перебазировки, маш.-ч;

ЗПдч – часовая заработная плата звена рабочих, дополнительно привлеченных к перебазировке техники, руб./маш.-ч

Расчет каждого показателя и общей суммы затрат следует произвести для базовой и модернизируемой техники.

Результаты расчета годовых текущих затрат необходимы для проведения сравнительного анализа вариантов и определения экономической эффективности затрат на эксплуатацию техники. Их следует оформить в виде таблицы 4.

 

Таблица 5 Годовые текущие затраты на эксплуатацию техники

 

Статьи затрат

Затраты, руб.

  БТ НТ
Амортизационные отчисления    
Затраты на ремонт и ТО    
Затраты на сменную оснастку    
Заработная плата персонала    
Затраты на топливо    
Затраты на электроэнергию    
Затраты на сжатый воздух    
Затраты на гидравл.жидкость    
Затраты на смазочные материалы    
Затраты на перебазировку    
 ИТОГО:    

После расчета годовых текущих затрат необходимо написать вывод. В выводе необходимо отразить по каким статьям и в каком объеме (в денежном, процентном выражении) произошли изменения в сравнении с базовой техники.

 1.2.4 Технико-экономическая оценка эффективности модернизации техники и затрат на ее эксплуатацию

 

В данном разделе должны быть рассчитаны удельные показатели: - капитальные вложения на единицу продукции (или работы), производимой базовой и модернизируемой техникой; - себестоимость единицы продукции (или работы).

Расчет удельных капитальных вложений, (руб./ед.прод.):

Куд БТ, НТ = Спер БТ, НТ/ПТг БТ, НТ                                                (22)

Расчет удельной себестоимости, (руб./ед.прод.):

Суд БТ, НТ  = ИБТ, НТ /ПТг БТ, НТ                                                  (23)

По величине удельных капитальных вложений нельзя судить об эффективности модернизации: они могут быть как выше, так и ниже, чем для базовой техники (в зависимости от сути модернизации); новая техника признается экономически эффективной и может быть рекомендована к внедрению в производство и эксплуатацию, если с ее применением достигается снижение годовых текущих затрат (И) и удельной себестоимости в сфере эксплуатации.

Экономическим эффектом усовершенствования машины может быть изменение годовых эксплуатационных затрат его эксплуатации с учетом изменения его производительности. Изменение годовых эксплуатационных затрат в результате модернизации можно рассчитать по формуле:

                            (24)

где - удельные эксплуатационные затраты базового аппарата;

 -удельные эксплуатационные затраты модернизированного аппарата;

 – производительность модернизированного аппарата;

В случае, когда производительности новой и базовой техники одинаковы, и годовой объем производства продукции не меняется, годовой экономический эффект от применения новой техники, рассчитывается по формуле:

                                      (25)

где - годовые эксплуатационные затраты базового аппарата;

 -годовые эксплуатационные затраты модернизированного аппарата;

Одним из критериев экономической эффективности усовершенствования аппарата является расчет срока окупаемости капитальных вложений. Срок окупаемости капитальных затрат (Т) в том случае, если производительности сравниваемых машин одинаковы, рассчитывается по формуле:

                                        (26)

В случае, если производительности сравниваемых машин не равны, расчет срока окупаемости производится по формуле:

                                       (27)

- удельные эксплуатационные затраты базового аппарата;

 -удельные эксплуатационные затраты модернизированного аппарата;

- удельные эксплуатационные затраты базового аппарата

-удельные эксплуатационные затраты модернизированного аппарата;

После проведения расчетов необходимо занести показатели в сводную таблицу 6

 

 

    Таблица 6 – Технико-экономические показатели

 

Показатели

Значение показателей

БТ НТ
Капитальные вложения, руб.    
Масса, т    
 Мощность, кВт    
Эксплуатационная производительность: - Часовая, ед.прод./ч - Годовая, ед.прод./год    
Годовые текущие затраты, руб.    
Удельные капитальные вложения, руб./ед.прод.    
Удельная себестоимость,     руб./ед.прод.    
Экономический эффект, руб

 

Срок окупаемости, год

 

В выводах необходимо отразить общие результаты экономической эффективности новой или модернизируемой техники и дать рекомендации по технической возможности и экономической целесообразности принятых решений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.043 с.)