Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Факторы, определяющие формирование высокой продуктивности полевой культурыСтр 1 из 6Следующая ⇒
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебно-методическое пособие для написания курсовой работы по дисциплине «Растениеводство» составлено в соответствии с компетентност- ными требованиями ГОУ ВПО «Донбасская аграрная академия» по направлению по направлению 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение», 35.03.04 «Агрономия», 35.03.05 «Садоводство», профиль «Декоративное садоводство и флористика», «Плодоовощеводство и тепличное хозяйство». Цель выполнения курсовой работы - систематизация и закрепление знаний по дисциплине «Растениеводство» и смежным дисциплинам, агроно- мическое обоснование современных технологий возделывания сельскохозяй- ственных культур, приобретение навыков по разработке технологий возделы- вания полевых культур с учетом элементов программирования урожайности. Задачи курсовой работы: - охарактеризовать факторы, определяющие формирование продуктивности полевой культуры; - осуществить расчеты по программированию урожайности культуры: по приходу ФАР, по влагообеспеченности посевов, по гидротермическому показателю, по бонитету почвы и биоклиматическому потенциалу региона; - описать основные элементы технологии возделывания сельскохозяйственной культуры: дать характеристику сортов (гибридов), предшественников, приемов обработки почвы; - провести расчеты нормы высева семян культуры и применяемых норм минеральных удобрений в агротехнологии; - охарактеризовать подготовку посевного (посадочного) материала, технологию посева (посадки), систему ухода за посевами (посадками), уборку урожая; - провести расчет определения биологической урожайности культуры, технологию послеуборочной доработки урожая, режимы хранения и качество полученной продукции. Требования к предварительной подготовке обучающегося: Для успешного выполнения курсовой работы по дисциплине «Растениеводство» студент должен иметь базовую подготовку по земледелию, агрохимии и почвоведению. Обучающийся должен иметь представление: - об оптимальных параметрах плодородия и свойств почв для получения высоких и устойчивых урожаев с.-х. культур в различных зонах страны; - о технологиях производства растениеводческой продукции в различных экологических условиях; о системах защиты растений, свойствах удобрений и агромелиоратов, методах определения норм их применения и расчета баланса органического вещества и элементов питания;
- стандартах на растениеводческую продукцию; - методах и способах первичной переработки продукции; - принципах и методах организации, планирования и управления производством продукции растениеводства. При выполнении курсовой работы могут быть использованы данные НИР, полученные в период прохождения практик, новейшие достижения науки и передового опыта. При подготовке курсовой работы могут быть использованы материалы учебной литературы, монографий, периодических изданий, справочников и другой специальной литературы. Курсовая работа является важным этапом в подготовке к выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РАСТЕНИЕВОДСТВО» Дисциплина «Растениеводство» относится к обязательным дисциплинам базовой части образовательной программы для таких направлений подготовки: 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение», 35.03.04 «Агрономия», 35.03.05 «Садоводство», профиль «Декоративное садоводство и флористика», «Плодоовощеводство и тепличное хозяйство». Дисциплина «Растениеводство» относится к обязательным дисциплинам образовательной программы. Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин «Ботаника», «Генетика», «Систематика растений», «Плодоводство», «Овощеводство». Требования к результатам освоения дисциплины направления подготовки: 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение» В результате освоения содержания дисциплины «Растениеводство» студент должен обладать следующими компетенциями: общепрофессиональными компетенциями: - способностью к ландшафтному анализу территорий (ОПК-3); - готовностью проводить физический, физико-химический, химический и микробиологический анализ почв, растений, удобрений и мелиорантов профессиональными компетенциями: - способностью оптимизировать водный режим растений на - способностью проводить оценку и группировку земель по их
- способностью обосновать рациональное применение, технологических приемов воспроизводства плодородия почв (ПК-5); - способностью провести анализ и оценку качества сельскохозяйственной продукции (ПК-7). Требования к результатам освоения дисциплины направления подготовки: 35.03.04 «Агрономия» В результате освоения содержания дисциплины «Растениеводство» студент должен обладать следующими компетенциями: общепрофессиональными компетенциями: - готовностью установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования (ОПК-7). профессиональными компетенциями: - способностью обосновать подбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона и уровня интенсификации земледелия, подготовить семена к посеву (ПК-12); - готовностью обосновать технологии посева сельскохозяйственных культур и ухода за ними (ПК-17); - способностью обосновать способ уборки урожая сельскохозяйственных культур, первичной обработки растениеводческой продукции и закладки ее на хранение (ПК-19); - готовностью обосновать технологии улучшения и рационального использования природных кормовых угодий, приготовления грубых и сорных кормов (ПК-20).
Требования к результатам освоения дисциплины направления подготовки: 35.03.05 «Садоводство», профиль «Декоративное садоводство и флористика». В результате освоения содержания дисциплины «Растениеводство» студент должен обладать следующими компетенциями: общепрофессиональными компетенциями: - готовностью установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования (ОПК-7). профессиональными компетенциями: - готовностью к применению технологий выращивания посадочного материала садовых культур (ПК-4); - способностью применять технологии производства посадочного - способностью к применению технологий выращивания посадочного материала декоративных культур, проектированию, созданию и эксплуатации (ПК -6). Требования к результатам освоения дисциплины направления подготовки: 35.03.05 «Садоводство», профиль «Плодоовощеводство и тепличное хозяйство». В результате освоения содержания дисциплины «Растениеводство» студент должен обладать следующими компетенциями: общепрофессиональными компетенциями: - готовностью установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования (ОПК-7). профессиональными компетенциями: - готовностью к применению технологий выращивания посадочного - способностью применять технологии производства посадочного - способностью к применению технологий выращивания посадочного
- готовностью к применению технологий производства посадочного В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - технологии производства плодов в открытом и защищенном грунте; - знать: термины и понятия земледелия и растениеводства. - основные нормативные материалы по инновационной деятельности в сельском хозяйстве; - структуру и содержание технологий производства продукции растениеводства; - системы обработки почвы, системы севооборотов, систему удобрения в земледелии. Уметь: - обосновать направления и методы решения проблем земледелия и растениеводства; - составлять информационные базы по технологиям возделывания полевых культур; - разрабатывать биоэкологические системы земледелия; - обеспечивать экологическую безопасность агроландшафтов при возделывании сельскохозяйственных культур. Владеть: - методами управления технологическими процессами производства экологически безопасной продукции растениеводства; - методами прогноза продуктивности полевых культур и способами предотвращения потерь урожая и снижения его качества при земледелии и в растениеводстве; - методами оценки состояния агрофитоценозов и приемами коррекции экологически безопасных технологий возделывания сельскохозяйственных культур в различных погодных условиях; - методами программирования урожая полевых культур при биоэкологическом земледелии. СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Во введении курсовой работы студент должен кратко изложить сведения об агроэкологическом, экономическом, промышленном, медицинском значении сельскохозяйственной культуры (по заданию преподавателя). Проанализировать распространение культуры в области, районе, хозяйстве, указав посевную площадь, урожайность. Каковы пути увеличения объемов ее производства и повышения качества продукции.
Система обработки почвы Система обработки почвы включает приемы, обеспечивающие высо- кую культуру земледелия. Указать цели и задачи основной и предпосевной обработок. Обосновать систему обработки почвы под проектируемую куль- туру с учетом размещения ее в севообороте, засоренности почвы, требований культуры, указать агротехнические требования к качеству обработки, состав агрегатов и марки сельскохозяйственных машин.
Система удобрения Система удобрения - комплекс мероприятий по эффективному исполь- зованию удобрений. Она предусматривает установление норм, сроков и спо- собов внесения удобрений под каждую культуру севооборота, правильное сочетание органических и минеральных удобрений. Потенциальная продуктивность может быть реализована лишь при оп- тимальной обеспеченности растений каждым элементом питания. При разра- ботке системы удобрения используют показатели максимального потребле- ния и выноса элементов минерального питания растениями. Расчет норм органических и минеральных удобрений (Д Д.В.), необхо- димых для получения планируемой урожайности, проводят балансовым ме- тодом по агрохимической характеристике почвы, используя приложения 9, 10, 11, 12. Нормы питательных веществ рассчитывают с учетом выноса их с 1 ц основной и соответствующим ей количеством побочной продукции (В, кг), содержания элементов питания в почве (П), коэффициентов использования их из почвы (К П) и вносимых удобрений (К У) по формуле 13: (У Х В) - (П Х К М Х К П) Д Д.В. = (13), где К У Д Д.В. - норма азота, фосфора или калия (кг/га), необходимая для получения планируемой урожайности культуры (У, ц/га); К М - коэффициент перевода из мг/100 г питательного вещества почвы в кг/га (для определенного слоя почвы). Для слоя почвы 0-22 см КМ равен 30, слоя 0-25 см - КМ=34, слоя 0-28 см - КМ=38, слоя 0-30 см - КМ=41, слоя 0-32 см - КМ=44, слоя 0-35 см – КМ=48, слоя 0-40 см - КМ=55.
Если в технологии предусмотрено внесение минеральных удобрений совместно с органическими, то пользуются формулой 14:
(У Х В 1) - (П Х К М Х К П) - (До Х Со Х Ко) Д Д.В. = (14), где К У До – вносимая норма органического удобрения (навоза, соломы или сидерата) (т/га); Со - содержание элемента питания (N, P, K) в 1 т органического удобрения. Например в 1 т подстилочного навоза КРС в среднем содержится 5 кг азота, 2,5 кг фосфора и 6 кг калия, в 1 т сидерата (рапс) соответственно 4,3; 0,4; 3,2; в 1 т соломы (пшеница) – 4,0; 0,8; 8,0. Ко – коэффициент использования N, P, K из органического удобрения (приложение 12).
Расчетные данные занести в таблицу 6.
Таблица 6 Балансовый метод расчета норм удобрений для получения планируемой урожайности ц/га
Указать назначение каждого из перечисленных видов удобрений. Обосновать сроки и способы внесения удобрений, необходимость внесения микроэлементов и извести. Изложить основные требования к качеству работ, заполнить таблицу 7. Таблица 7 Система удобрения в технологии возделывания
Подготовка посевного (посадочного) материала, норма высева, технология посева (посадки) Предпосевную (или заблаговременную) подготовку семян проводят для повышения их посевных качеств. Она включает протравливание, воз- душно-тепловой обогрев или активное вентилирование, инокуляцию семян бобовых культур, скарификацию, гидрофобизацию, инкрустацию, обработку ретордантами, калибровку, дражирование, световое проращивание. Опишите операции по подготовке семян к посеву. Изложить назначе- ние выбранных приемов подготовки семян, указать препараты и норму их расхода.
Норма высева (посадки) Формирование высокой урожайности возможно только при выборе оп- тимальной площади питания растений. Это возможно при установлении научно обоснованной нормы высева (посадки). Количественная норма высева зависит от морфологии растения, цели возделывания, биологических особенностей сорта, экологических условий зоны, способа посева. Определить весовую норму высева (посадки) культуры (по заданию) согласно следующей методики расчета: 1. Для зерновых и зернобобовых культур расчет весовой нормы высева семян проводят по формуле 15:
М Х А Х 100 Н = (15), где ПГ
Посевная годность (ПГ) семян рассчитывается исходя из всхожести (В) и чистоты (Ч) семян по формуле 16:
В Х Ч ПГ = (16) 100 2. Для картофеля Норму расхода посадочного материала определяют по формуле 17:
Г Х М Н = (17), где 1000
3. Для корнеплодов К Х М Х 100 Н = (18), где В Х Ш
Технология посева (посадки) Урожайность сельскохозяйственной культуры в значительной степени определяется обоснованностью выбора срока и способа посева, глубиной заделки семян. Срок посева зависит от особенностей биологии культуры, цели возде- лывания, климатических условий зоны, гранулометрического состава и вла- гообеспеченности почвы, распределения осадков за вегетацию. Продуктивность в большой степени зависит от способа посева и ши- рины междурядий, выбор которых определяется морфологией растения, це- лью возделывания, засоренностью поля и наличием гербицидов, качеством подготовки почвы к посеву, наличием соответствующей техники. Решающий фактор, определяющий глубину заделки семян – влажность верхнего слоя почвы, а также ее гранулометрический состав, крупность се- мян и выносятся ли семядоли на поверхность почвы. Для получения наибольшего урожая необходимо правильно опреде- лить срок посева, норму высева, способ посева, глубину заделки семян. Кро- ме того, очень важно, чтобы семена были равномерно распределены по пло- щади и высеяны на одинаковую глубину. Обосновать сроки, способы посева и глубину заделки семян с учетом биологических особенностей культуры, почвенно-климатических факторов хозяйства. Сделайте выводы. Выводы и предложения Обоснуйте возможность проведения планируемых мероприятий, а также факторы ограничивающие высокие и стабильные урожаи. Дайте пред- ложения по увеличению урожайности, улучшению качества и получению экологически безопасной продукции в проектируемых условиях. Рекомендуемая литература Основная 1.Оксененко И.А. Растениеводство (Учебник) – Курск. – 2010. 2.Сафонов А.Ф. Технологии производства продукции растениевод- ства.- М.: КолосС. – 2010. 3. Ториков В.Е. Практикум по растениеводству.- Брянск: БГСХА. – 2010. 4. Фирсов И.П. Практикум по технологии производства продукции рас- тениеводства.- СПб.: Лань. – 2014.
Дополнительная 1. Белоус Н.М., Ториков В.Е., Мальцев В.Ф., Мельникова О.В. Особен- ности производства экологически безопасной продукции растениеводства в Брянской области (статья) В сб.: Регион-2006. Конкурентоспособность бизнеса и технологий как фактор реализации национальных проектов // Материалы международной научно-практической конференции – Брянск, 2006.- с.413-417. 2. Белоус Н.М., Ториков В.Е., Мельникова О.В., Никифоров М.И., Юдин А.С. Отраслевые регламенты. Крупяные культуры: Биология и техноло- гия возделывания (монография). - Брянск: Изд-во Брянской ГСХА, 2010. - 73 с. 3. Белоус Н.М., Ториков В.Е., Моисеенко И.Я., Мельникова О.В. От- раслевые регламенты. Зернобобовые культуры и однолетние бобовые травы: Биология и технология возделывания (монография). - Брянск: Изд-во Брянской ГСХА, 2010. - 150 с. 4. Белоус Н.М., Ториков В.Е., Моисеенко И.Я., Мельникова О.В. От- раслевые регламенты. Многолетние бобовые и злаковые травы: Биология и технология возделывания (монография). - Брянск: Изд-во Брянской ГСХА, 2010. - 149 с. 5. Белоус Н.М., Ториков В.Е., Шпилев Н.С., Малявко Г.П., Наумова М.П., Мельникова О.В. и др. Отраслевые регламенты. Озимые зерновые куль- туры: Биология и технология возделывания (монография). - Брянск: Изд-во Брянской ГСХА, 2010. - 138 с. 6. Белоус Н.М., Ториков В.Е., Шпилев Н.С., Мельникова О.В. Отрасле- вые регламенты. Яровые зерновые хлеба: Биология и технология возделывания (монография). - Брянск: Изд-во Брянской ГСХА, 2010. - 124 с. 7. Мельникова О.В. Агроэкологическое обоснование биологизации растениеводства на юго-западе Центрального региона России (монография). Брянск: Изд-во Брянской ГСХА, 2010. - 460 с. 8. Оксененко И.А. Растениеводство (Учебник) – Курск. – 2010. 9. Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству. М.: Мир, 2004. 10. Посыпанов Г.С. Растениеводство. М.: КолосС. 2006. 11. Семыкин В.А., Картамышев Н.И., Мальцев В.Ф., Мельникова О.В. и др. Биологизация земледелия в основных земледельческих регионах России (монография). Москва: Изд-во «КолосС». – 2009. – 550 с. 12. Система биологизации земледелия Нечерноземной зоны России / Под ред. В.Ф. Мальцева и М.К. Каюмова. – М: Росинформагротех, 2002. 13. Таланов И.П. Практикум по растениеводству.- М.: КолосС. – 2008. 14. Ториков В.Е. Практикум по растениеводству.- Брянск: БГСХА. – 2010. 15. Филатов В.И., Баздырев Г.И., Сафонов А.Ф. и др. Практикум по аг- робиологическим основам производства, хранения и переработки продукции растениеводства. – М.: КолосС, 2004. 16. Шпаар Д., Гинапп Х., Щербаков В. и др. Яровые масличные куль- туры. – Минск.: ФУА информ, 2000. 17. Шпаар Д., Дрегер Д., Захаренко А. и др. Сахарная свекла.– Минск.: ФУА информ, 2000. 18. Шпаар Д., Иванюк В., Шуманн П., Постников А. и др. Картофель. - Минск.: ФУА информ, 2000. 19. Шпаар Д., Маковский Н., Захаренко В., Постников А. и др. Рапс. – Минск.: ФУА информ, 1999. 20. Шпаар Д., Постников А., Крапш Г., Маковски Н.. Возделывание зерновых.– М.: Аграрная наука. ИК Родник, 1998. 21. Шпаар Д., Постников А., Сушков М., Шпихер Ю. Выращивание сахарной свеклы.– М.: ИК Родник, 1998. 22. Шпаар Д., Шлапунов В., Постников А., Щербаков В. и др. – Куку- руза. –Минск.: ФУ Аинформ, 1999. 23. Шпаар Д., Элмер Ф., Постников А., Протасов Н. и др. Зерновые культуры. - Минск.: ФУА информ, 2000. 24. Шпаар Д., Элмер Ф., Постников А., Тарнухо Г. и др. Зернобобовые культуры. – Минск.: ФУА информ, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
Приход ФАР, кДж/см2 (по М.Д. Павловой, 1984)
* По данным Косьянчука В.П. и др. 2004. Приложение 2
Теплотворная способность сельскохозяйственных культур (обобщенные данные), кДж/кг
Приложение 3
Соотношение хозяйственно ценной полезной и побочной продукции различных культур
Приложение 4
Коэффициенты водопотребления сельскохозяйственных культур для района европейской части Нечерноземной зоны Российской Федерации
Приложение 5 Доступная для растений влага в метровом слое, мм
Приложение 6 Шкала бонитировки дерново-подзолистой суглинистой почвы
|