Глава 1. Факторы, определяющие формирование высокой продуктивности полевой культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Факторы, определяющие формирование высокой продуктивности полевой культуры



ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методическое пособие для написания курсовой работы по дисциплине «Растениеводство» составлено в соответствии с компетентност- ными требованиями ГОУ ВПО «Донбасская аграрная академия» по направлению по направлению 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение», 35.03.04 «Агрономия», 35.03.05 «Садоводство», профиль «Декоративное садоводство и флористика», «Плодоовощеводство и тепличное хозяйство».

Цель выполнения курсовой работы - систематизация и закрепление знаний по дисциплине «Растениеводство» и смежным дисциплинам, агроно- мическое обоснование современных технологий возделывания сельскохозяй- ственных культур, приобретение навыков по разработке технологий возделы- вания полевых культур с учетом элементов программирования урожайности.

Задачи курсовой работы:

- охарактеризовать факторы, определяющие формирование продуктивности полевой культуры;

- осуществить расчеты по программированию урожайности культуры: по приходу ФАР, по влагообеспеченности посевов, по гидротермическому показателю, по бонитету почвы и биоклиматическому потенциалу региона;

- описать основные элементы технологии возделывания сельскохозяйственной культуры: дать характеристику сортов (гибридов), предшественников, приемов обработки почвы;

- провести расчеты нормы высева семян культуры и применяемых норм минеральных удобрений в агротехнологии;

- охарактеризовать подготовку посевного (посадочного) материала, технологию посева (посадки), систему ухода за посевами (посадками), уборку урожая;

- провести расчет определения биологической урожайности культуры, технологию послеуборочной доработки урожая, режимы хранения и качество полученной продукции.

Требования к предварительной подготовке обучающегося:

Для успешного выполнения курсовой работы по дисциплине «Растениеводство» студент должен иметь базовую подготовку по земледелию, агрохимии и почвоведению.

Обучающийся должен иметь представление:

- об оптимальных параметрах плодородия и свойств почв для получения высоких и устойчивых урожаев с.-х. культур в различных зонах страны;

- о технологиях производства растениеводческой продукции в различных экологических условиях;

о системах защиты растений, свойствах удобрений и агромелиоратов, методах определения норм их применения и расчета баланса органического вещества и элементов питания;

- стандартах на растениеводческую продукцию;

- методах и способах первичной переработки продукции;

- принципах и методах организации, планирования и управления производством продукции растениеводства.

При выполнении курсовой работы могут быть использованы данные НИР, полученные в период прохождения практик, новейшие достижения науки и передового опыта. При подготовке курсовой работы могут быть использованы материалы учебной литературы, монографий, периодических изданий, справочников и другой специальной литературы.

Курсовая работа является важным этапом в подготовке к выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра.


 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«РАСТЕНИЕВОДСТВО»

Дисциплина «Растениеводство» относится к обязательным дисциплинам базовой части образовательной программы для таких направлений подготовки: 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение», 35.03.04 «Агрономия», 35.03.05 «Садоводство», профиль «Декоративное садоводство и флористика», «Плодоовощеводство и тепличное хозяйство». Дисциплина «Растениеводство» относится к обязательным дисциплинам образовательной программы. Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин «Ботаника», «Генетика», «Систематика растений», «Плодоводство», «Овощеводство». 

Требования к результатам освоения дисциплины направления подготовки: 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»

В результате освоения содержания дисциплины «Растениеводство» студент должен обладать следующими компетенциями:

общепрофессиональными компетенциями:

- способностью к ландшафтному анализу территорий (ОПК-3);

- готовностью проводить физический, физико-химический, химический и микробиологический анализ почв, растений, удобрений и мелиорантов
(ОПК-5).

профессиональными компетенциями:

- способностью оптимизировать водный режим растений на
мелиорируемых землях (ПК-3);

- способностью проводить оценку и группировку земель по их
пригодности для сельскохозяйственных культур (ПК-4);

- способностью обосновать рациональное применение, технологических приемов воспроизводства плодородия почв (ПК-5);

- способностью провести анализ и оценку качества сельскохозяйственной продукции (ПК-7).

Требования к результатам освоения дисциплины направления подготовки: 35.03.04 «Агрономия»

В результате освоения содержания дисциплины «Растениеводство» студент должен обладать следующими компетенциями:

общепрофессиональными компетенциями:

- готовностью установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования (ОПК-7).

профессиональными компетенциями:

- способностью обосновать подбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона и уровня интенсификации земледелия, подготовить семена к посеву (ПК-12);

- готовностью обосновать технологии посева сельскохозяйственных культур и ухода за ними (ПК-17);

- способностью обосновать способ уборки урожая сельскохозяйственных культур, первичной обработки растениеводческой продукции и закладки ее на хранение (ПК-19);

- готовностью обосновать технологии улучшения и рационального использования природных кормовых угодий, приготовления грубых и сорных кормов (ПК-20).

 

Требования к результатам освоения дисциплины направления подготовки: 35.03.05 «Садоводство», профиль «Декоративное садоводство и флористика».

В результате освоения содержания дисциплины «Растениеводство» студент должен обладать следующими компетенциями:

общепрофессиональными компетенциями:

- готовностью установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования (ОПК-7).

профессиональными компетенциями:

- готовностью к применению технологий выращивания посадочного материала садовых культур (ПК-4);

- способностью применять технологии производства посадочного
материала, закладки и ухода за виноградниками, сбора, товарной обработки,
упаковки и транспортировки урожая столовых и технических сортов винограда (ПК-5);

- способностью к применению технологий выращивания посадочного материала декоративных культур, проектированию, созданию и эксплуатации (ПК -6).

Требования к результатам освоения дисциплины направления подготовки: 35.03.05 «Садоводство», профиль «Плодоовощеводство и тепличное хозяйство».

В результате освоения содержания дисциплины «Растениеводство» студент должен обладать следующими компетенциями:

общепрофессиональными компетенциями:

- готовностью установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования (ОПК-7).

профессиональными компетенциями:

- готовностью к применению технологий выращивания посадочного
материала садовых культур (ПК-4);

- способностью применять технологии производства посадочного
материала, закладки и ухода за виноградниками, сбора, товарной обработки, упаковки и транспортировки урожая столовых и технических сортов винограда (ПК-5);

- способностью к применению технологий выращивания посадочного
материала декоративных культур, проектированию, созданию и эксплуатации объектов ландшафтной архитектуры (ПК-6);

- готовностью к применению технологий производства посадочного
материала, закладки и уходу за насаждениями, заготовке лекарственного и
эфиромасличного сырья (ПК-7).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- технологии производства плодов в открытом и защищенном грунте;

- знать: термины и понятия земледелия и растениеводства.

- основные нормативные материалы по инновационной деятельности в сельском хозяйстве;

- структуру и содержание технологий производства продукции растениеводства;

- системы обработки почвы, системы севооборотов, систему удобрения в земледелии.

Уметь:

- обосновать направления и методы решения проблем земледелия и растениеводства;

- составлять информационные базы по технологиям возделывания полевых культур;

- разрабатывать биоэкологические системы земледелия;

- обеспечивать экологическую безопасность агроландшафтов при возделывании сельскохозяйственных культур.

Владеть:

- методами управления технологическими процессами производства экологически безопасной продукции растениеводства;

- методами прогноза продуктивности полевых культур и способами предотвращения потерь урожая и снижения его качества при земледелии и в растениеводстве;

- методами оценки состояния агрофитоценозов и приемами коррекции экологически безопасных технологий возделывания сельскохозяйственных культур в различных погодных условиях;

- методами программирования урожая полевых культур при биоэкологическом земледелии.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 6
Глава 1. Факторы, определяющие формирование высокой продуктивности полевой культуры 6
1.1. Роль сорта в формировании продуктивности посевов 6
1.2. Особенности роста и развития полевой культуры 6
1.3. Отношение культуры к факторам жизни (почвенным условиям, влаго- и теплообеспеченности, элементам минерального питания) 7
Глава 2. Программирование урожайности 7
2.1. Расчет потенциального урожая по приходу ФАР (У ФАР) 7
2.2. Расчет возможной урожайности по влагообеспеченности посевов (У ВОП) 9
2.3. Расчет возможной урожайности культуры по гидротермическому показателю (У ГТП) 11
2.4. Расчет возможной урожайности по качественной оценке почвы (У ДВУ) 11
Глава 3. Особенности технологии возделывания сельскохозяйственной культуры 13
3.1. Характеристика сортов (гибридов) 13
3.2. Предшественники и севообороты 13
3.3. Система обработки почвы 13
3.4. Система удобрения 17
3.5. Подготовка посевного (посадочного) материала, норма высева, технология посева (посадки) 17
3.6. Система ухода за посевами (посадками) 19
3.7. Уборка урожая и борьба с потерями урожая 19
3.8. Определение биологической урожайности 20
3.9. Послеуборочная доработка урожая и режимы хранения 23
3.10. Технологическая схема возделывания культуры 24
Глава 4. Качество полученной продукции, ее контроль 24
Выводы и предложения производству 24
Рекомендуемая литература 25
Приложения 28

Введение

Во введении курсовой работы студент должен кратко изложить сведения об агроэкологическом, экономическом, промышленном, медицинском значении сельскохозяйственной культуры (по заданию преподавателя). Проанализировать распространение культуры в области, районе, хозяйстве, указав посевную площадь, урожайность. Каковы пути увеличения объемов ее производства и повышения качества продукции.

 

Система обработки почвы

Система обработки почвы включает приемы, обеспечивающие высо- кую культуру земледелия. Указать цели и задачи основной и предпосевной обработок. Обосновать систему обработки почвы под проектируемую куль- туру с учетом размещения ее в севообороте, засоренности почвы, требований


культуры, указать агротехнические требования к качеству обработки, состав агрегатов и марки сельскохозяйственных машин.

 

Система удобрения

Система удобрения - комплекс мероприятий по эффективному исполь- зованию удобрений. Она предусматривает установление норм, сроков и спо- собов внесения удобрений под каждую культуру севооборота, правильное сочетание органических и минеральных удобрений.

Потенциальная продуктивность может быть реализована лишь при оп- тимальной обеспеченности растений каждым элементом питания. При разра- ботке системы удобрения используют показатели максимального потребле- ния и выноса элементов минерального питания растениями.

Расчет норм органических и минеральных удобрений (Д Д.В.), необхо- димых для получения планируемой урожайности, проводят балансовым ме- тодом по агрохимической характеристике почвы, используя приложения 9, 10, 11, 12. Нормы питательных веществ рассчитывают с учетом выноса их с 1 ц основной и соответствующим ей количеством побочной продукции (В, кг), содержания элементов питания в почве (П), коэффициентов использования их из почвы (К П) и вносимых удобрений (К У) по формуле 13:

(У Х В) - (П Х К М Х К П)

Д Д.В. =                                                          (13), где

К У

Д Д.В. - норма азота, фосфора или калия (кг/га), необходимая для получения планируемой урожайности культуры (У, ц/га);

К М - коэффициент перевода из мг/100 г питательного вещества почвы в кг/га (для определенного слоя почвы).

Для слоя почвы 0-22 см КМ равен 30, слоя 0-25 см - КМ=34, слоя 0-28 см - КМ=38, слоя 0-30 см - КМ=41, слоя 0-32 см - КМ=44, слоя 0-35 см – КМ=48, слоя 0-40 см - КМ=55.

Если в технологии предусмотрено внесение минеральных удобрений совместно с органическими, то пользуются формулой 14:

 

(У Х В 1) - (П Х К М Х К П) - (До Х Со Х Ко)

Д Д.В. =                                                                                  (14), где

К У

До – вносимая норма органического удобрения (навоза, соломы или сидерата) (т/га);

Со - содержание элемента питания (N, P, K) в 1 т органического удобрения.


Например в 1 т подстилочного навоза КРС в среднем содержится 5 кг азота, 2,5 кг фосфора и 6 кг калия, в 1 т сидерата (рапс) соответственно 4,3; 0,4; 3,2; в 1 т соломы (пшеница) – 4,0; 0,8; 8,0.

Ко – коэффициент использования N, P, K из органического удобрения (приложение 12).

 

Расчетные данные занести в таблицу 6.

 

Таблица 6 Балансовый метод расчета норм удобрений для получения планируемой

урожайности                ц/га                         

 

Вынос NPK

Показатели N P2O5 K2O
Вынос элементов питания, кг: с 1 ц основной продукции      
c планируемым урожаем      

Почва

Среднее содержание подвижных элементов питания в почве, мг/100 г      
Запасы в почве элементов питания в пахотном слое почвы (0-22 см), кг/га      
Коэффициенты использования элементов питания из почвы, %      
Будет усвоено растениями из почвы, кг/га      

Навоз

Среднее содержание элементов питания в 1 т навоза, кг      
Поступит в почву элементов питания с    т/га навоза, кг/га      
Коэффициенты использования элементов питания из навоза, %      
Будет усвоено растениями из внесенного навоза, кг/га      

Солома

Среднее содержание элементов питания в 1 т соломы, кг      
Поступит в почву элементов питания с     т/га соломы, кг/га      
Коэффициенты использования элементов питания из соломы, %      
Будет усвоено растениями из внесенной соломы, кг/га      

Сидерат

Среднее содержание элементов питания в 1 т сидерата (рапса), кг      
Поступит в почву элементов питания с     т/га сидерата, кг/га      
Коэффициенты использования элементов питания из сидерата, %      
Будет усвоено растениями из внесенного сидерата, кг/га      

Минеральные туки

Требуется внести элементов питания с минеральными удобрениями, кг/га      
Коэффициенты использования элементов питания из минеральных удобрений, %      
Требуется внести NPK с минеральными удобрениями с поправкой на коэффициенты использования, кг/га      

Указать назначение каждого из перечисленных видов удобрений. Обосновать сроки и способы внесения удобрений, необходимость внесения микроэлементов и извести. Изложить основные требования к качеству работ, заполнить таблицу 7.

Таблица 7 Система удобрения в технологии возделывания                                                                                                        

 

Способы внесения удобрения

Органическое удобрение

Минеральное удобрение

N P2O5 K2O азотные фосфорные калийные
Основное внесение:            
действующего вещества, кг/га            
форма удобрения            
физическая масса, ц/га            
Предпосевное внесение:            
действующего вещества, кг/га            
форма удобрения            
физическая масса, ц/га            
Припосевное удобрение:            
действующего вещества, кг/га            
форма удобрения            
физическая масса, ц/га            
Подкормки:            
действующего вещества, кг/га            
форма удобрения            
физическая масса, ц/га            
Микроэлементы, г/га

 

Известь, т/га

 


Подготовка посевного (посадочного) материала, норма высева, технология посева (посадки)

Предпосевную (или заблаговременную) подготовку семян проводят для повышения их посевных качеств. Она включает протравливание, воз- душно-тепловой обогрев или активное вентилирование, инокуляцию семян бобовых культур, скарификацию, гидрофобизацию, инкрустацию, обработку ретордантами, калибровку, дражирование, световое проращивание.

Опишите операции по подготовке семян к посеву. Изложить назначе- ние выбранных приемов подготовки семян, указать препараты и норму их расхода.

 

Норма высева (посадки)

Формирование высокой урожайности возможно только при выборе оп- тимальной площади питания растений. Это возможно при установлении научно обоснованной нормы высева (посадки).

Количественная норма высева зависит от морфологии растения, цели возделывания, биологических особенностей сорта, экологических условий зоны, способа посева.

Определить весовую норму высева (посадки) культуры (по заданию) согласно следующей методики расчета:

1. Для зерновых и зернобобовых культур расчет весовой нормы высева семян проводят по формуле 15:

 

М Х А Х 100

Н =                                            (15), где

ПГ

Н - норма высева, кг/га;
М - норма высева, млн. шт. семян/га;
А - масса 1000 семян, г;
ПГ - посевная годность, %.

Посевная годность (ПГ) семян рассчитывается исходя из всхожести (В) и чистоты (Ч) семян по формуле 16:

 

В Х Ч

ПГ =                                      (16)

100


2. Для картофеля

Норму расхода посадочного материала определяют по формуле 17:

 

Г Х М

Н =                                                  (17), где

1000

Н - норма посадки клубней, т/га;
М - средняя масса посадочного клубня, г;
Г - густота посадки с учетом потери всхожести клубней, тыс. шт/га.

3. Для корнеплодов

К Х М Х 100

Н =                                                  (18), где

В Х Ш

Н - норма высева, кг/га;
К - число семян (клубочков), высеваемых на 1 м рядка;
М - масса 1000 семян, г;
В - лабораторная всхожесть, %;
Ш - ширина междурядья, см

Технология посева (посадки)

Урожайность сельскохозяйственной культуры в значительной степени определяется обоснованностью выбора срока и способа посева, глубиной заделки семян.

Срок посева зависит от особенностей биологии культуры, цели возде- лывания, климатических условий зоны, гранулометрического состава и вла- гообеспеченности почвы, распределения осадков за вегетацию.

Продуктивность в большой степени зависит от способа посева и ши- рины междурядий, выбор которых определяется морфологией растения, це- лью возделывания, засоренностью поля и наличием гербицидов, качеством подготовки почвы к посеву, наличием соответствующей техники.

Решающий фактор, определяющий глубину заделки семян – влажность верхнего слоя почвы, а также ее гранулометрический состав, крупность се- мян и выносятся ли семядоли на поверхность почвы.

Для получения наибольшего урожая необходимо правильно опреде- лить срок посева, норму высева, способ посева, глубину заделки семян. Кро- ме того, очень важно, чтобы семена были равномерно распределены по пло- щади и высеяны на одинаковую глубину.

Обосновать сроки, способы посева и глубину заделки семян с учетом биологических особенностей культуры, почвенно-климатических факторов хозяйства. Сделайте выводы.


Выводы и предложения

Обоснуйте возможность проведения планируемых мероприятий, а также факторы ограничивающие высокие и стабильные урожаи. Дайте пред- ложения по увеличению урожайности, улучшению качества и получению экологически безопасной продукции в проектируемых условиях.


Рекомендуемая литература

Основная

1.Оксененко И.А. Растениеводство (Учебник) – Курск. – 2010. 2.Сафонов А.Ф. Технологии производства продукции растениевод-

ства.- М.: КолосС. – 2010.

3. Ториков В.Е. Практикум по растениеводству.- Брянск: БГСХА. –

2010.

4. Фирсов И.П. Практикум по технологии производства продукции рас-

тениеводства.- СПб.: Лань. – 2014.

 

Дополнительная

1. Белоус Н.М., Ториков В.Е., Мальцев В.Ф., Мельникова О.В. Особен- ности производства экологически безопасной продукции растениеводства в Брянской области (статья) В сб.: Регион-2006. Конкурентоспособность бизнеса и технологий как фактор реализации национальных проектов // Материалы международной научно-практической конференции – Брянск, 2006.- с.413-417.

2. Белоус Н.М., Ториков В.Е., Мельникова О.В., Никифоров М.И., Юдин А.С. Отраслевые регламенты. Крупяные культуры: Биология и техноло- гия возделывания (монография). - Брянск: Изд-во Брянской ГСХА, 2010. - 73 с.

3. Белоус Н.М., Ториков В.Е., Моисеенко И.Я., Мельникова О.В. От- раслевые регламенты. Зернобобовые культуры и однолетние бобовые травы: Биология и технология возделывания (монография). - Брянск: Изд-во Брянской ГСХА, 2010. - 150 с.

4. Белоус Н.М., Ториков В.Е., Моисеенко И.Я., Мельникова О.В. От- раслевые регламенты. Многолетние бобовые и злаковые травы: Биология и технология возделывания (монография). - Брянск: Изд-во Брянской ГСХА, 2010. - 149 с.

5. Белоус Н.М., Ториков В.Е., Шпилев Н.С., Малявко Г.П., Наумова М.П., Мельникова О.В. и др. Отраслевые регламенты. Озимые зерновые куль- туры: Биология и технология возделывания (монография). - Брянск: Изд-во Брянской ГСХА, 2010. - 138 с.

6. Белоус Н.М., Ториков В.Е., Шпилев Н.С., Мельникова О.В. Отрасле- вые регламенты. Яровые зерновые хлеба: Биология и технология возделывания (монография). - Брянск: Изд-во Брянской ГСХА, 2010. - 124 с.

7. Мельникова О.В. Агроэкологическое обоснование биологизации растениеводства на юго-западе Центрального региона России (монография). Брянск: Изд-во Брянской ГСХА, 2010. - 460 с.

8. Оксененко И.А. Растениеводство (Учебник) – Курск. – 2010.

9. Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству. М.: Мир, 2004.

10. Посыпанов Г.С. Растениеводство. М.: КолосС. 2006.

11. Семыкин В.А., Картамышев Н.И., Мальцев В.Ф., Мельникова О.В. и др. Биологизация земледелия в основных земледельческих регионах России (монография). Москва: Изд-во «КолосС». – 2009. – 550 с.


12. Система биологизации земледелия Нечерноземной зоны России / Под ред. В.Ф. Мальцева и М.К. Каюмова. – М: Росинформагротех, 2002.

13. Таланов И.П. Практикум по растениеводству.- М.: КолосС. – 2008.

14. Ториков В.Е. Практикум по растениеводству.- Брянск: БГСХА. –

2010.

15. Филатов В.И., Баздырев Г.И., Сафонов А.Ф. и др. Практикум по аг-

робиологическим основам производства, хранения и переработки продукции растениеводства. – М.: КолосС, 2004.

16. Шпаар Д., Гинапп Х., Щербаков В. и др. Яровые масличные куль- туры. – Минск.: ФУА информ, 2000.

17. Шпаар Д., Дрегер Д., Захаренко А. и др. Сахарная свекла.– Минск.: ФУА информ, 2000.

18. Шпаар Д., Иванюк В., Шуманн П., Постников А. и др. Картофель. - Минск.: ФУА информ, 2000.

19. Шпаар Д., Маковский Н., Захаренко В., Постников А. и др. Рапс. – Минск.: ФУА информ, 1999.

20. Шпаар Д., Постников А., Крапш Г., Маковски Н.. Возделывание зерновых.– М.: Аграрная наука. ИК Родник, 1998.

21. Шпаар Д., Постников А., Сушков М., Шпихер Ю. Выращивание сахарной свеклы.– М.: ИК Родник, 1998.

22. Шпаар Д., Шлапунов В., Постников А., Щербаков В. и др. – Куку- руза. –Минск.: ФУ Аинформ, 1999.

23. Шпаар Д., Элмер Ф., Постников А., Протасов Н. и др. Зерновые культуры. - Минск.: ФУА информ, 2000.

24. Шпаар Д., Элмер Ф., Постников А., Тарнухо Г. и др. Зернобобовые культуры. – Минск.: ФУА информ, 2000.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Приход ФАР, кДж/см2 (по М.Д. Павловой, 1984)

 

 

Пункт актинометри- ческой станции

Месяцы

За вегетацион-

ный период

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 с t>5оС с t>10оС
Хибины 0,4 2,1 10,1 21,0 24,7 28,9 27,6 16,8 8,4 2,9 0,4 0 82,1 43,2
Архангельск 0,4 2,9 11,3 20,5 26,4 30,2 28,5 20,1 9,6 2,8 0,8 0,4 103,1 70,8
С.-Петербург 0,8 3,4 13,4 19,3 28,1 30,6 29,8 21,8 13,4 5,0 2,1 0,8 119,4 102,6
Москва 3,4 6,3 15,9 18,8 27,2 28,1 28,5 24,3 14,2 6,7 2,9 2,5 139,9 119,8
Брянск* 3,4 6,3 15,9 19,3 27,7 32,3 31,8 25,1 15,1 7,1 3,4 2,5 149,2 127,4
Смоленск 2,9 6,3 16,3 16,8 24,3 27,6 29,3 20,5 13,4 7,1 3,4 2,1 125,3 108,1
Минск 3,4 6,3 15,1 19,3 28,9 31,0 31,0 22,6 14,7 8,0 3,4 2,1 144,6 123,6
Киев 5,0 5,4 15,1 19,7 28,9 32,3 36,0 26,4 18,0 10,5 5,0 3,4 163,4 144,1
Кишинев 5,9 8,8 16,8 14,7 30,2 36,9 31,8 28,1 21,4 13,4 5,4 4,6 189,4 165,9
Астрахань 5,4 10,1 15,1 22,6 29,7 32,7 31,8 28,9 22,6 13,4 7,1 4,2 185,2 162,6

* По данным Косьянчука В.П. и др. 2004.


Приложение 2

 

Теплотворная способность сельскохозяйственных культур (обобщенные данные), кДж/кг

 

 

Культура

Органы растений

целое растение основная продукция побочная продукция корневая система
Озимая рожь 18422 18841 18045 17082
Пшеница: мягкая озимая 18631 19050 18003 17166
мягкая яровая 18841 19259 18129 17250
твердая яровая 19050 19427 18213 16915
Ячмень 18506 18966 18087 16789
Овес 18422 18757 18129 17208
Гречиха 19008 19343 18422 17501
Горох 19720 20515 18966 17585
Кукуруза: на зерно 17166 17585 16747 16328
на зеленую массу 16328 16328 16328 16328
Лен-долгунец 19259 20013 18841 18213
Подсолнечник-семя 18031 19343 18129 16580
Картофель 18003 18254 17752 15910
Кормовые корнеплоды 16119 16328 15491 15072
Просо 19259 19678 18884 17668
Сахарная свекла 17710 18171 17626 16747
Соя 20097 20515 19259 18547
Конопля 19217 19552 18800 17920
Яровой рапс 21227      
Люпин на зерно 19909      

Приложение 3

 

Соотношение хозяйственно ценной полезной и побочной продукции различных культур

 

  Культура Соотношение основной и побочной про- дукции Коэффициент хозяйственной эффективности Стандартная влажность основной про- дукции, %
Озимая пшеница 1: 1,5 0,40 14
Озимая рожь 1: 2,0 0,33 14
Яровая пшеница 1: 1,2 0,45 14
Овес 1: 1,1 0,48 14
Ячмень 1: 1,3 0,43 14
Кукуруза (зерно) 1: 1,2 0,45 14
зеленая масса - - 80
Картофель 1: 0,7 0,59 75
Кормовая свекла 1: 0,4 0,71 85
Сахарная свекла 1: 0,5 0,67 80
Горох 1: 1,5 0,47 14
Просо 1: 2,0 0,39 14
Гречиха 1: 2,5 0,33 15
Люпин 1: 2,5 0,33 14
Яровой рапс 1: 2,0 0,33 12
Лен 1:4,0 0,25 12
Соя 1: 2,5 0,33 14

Приложение 4

 

Коэффициенты водопотребления сельскохозяйственных культур для района европейской части Нечерноземной зоны Российской Федерации

 

 

Культура

Характер года

влажный средний засушливый
Пшеница озимая 375…450 450…500 500…525
Рожь озимая 375…450 450…500 500…525
Рожь озимая 400…425 425…450 450…550
Ячмень 375…425 435…500 470…530
Овес 435…480 500…550 530…590
Кукуруза (зеленая масса) 174…250 250…350 350…406
Лен-долгунец 240…250 300..310 370…380
Горох 375…400 400…450 450…475
Просо 180…200 200…250 250…280
Гречиха 475…500 500…600 600…625
Сахарная свекла 75…85 100…115 115…170
Кормовая свекла 75…85 85…100 100…110
Картофель 150…175 175…200 200…225
Люпин   350  
Рапс   500  
Конопля   310  

Приложение 5 Доступная для растений влага в метровом слое, мм

Озимая рожь 224
Озимая пшеница 220
Яровая пшеница 136-164
Ячмень 185
Овес 233-273
Просо 120-280
Гречиха 180-360
Горох 180-210
Люпин 190-230
Кукуруза 280
Картофель 180
Кормовая свекла 600
Сахарная свекла 200-600
Яровой рапс 130
Конопля 220

Приложение 6 Шкала бонитировки дерново-подзолистой суглинистой почвы

 

 

рН

Содержание Р2О5 на 100 г почвы, мг

Баллы бонитета

Яровые зерновые рожь озимая много- летние травы карто- фель   лен кормовы корне- плоды

 

4,5

10 30-34 26-30 32-36 38-42 30-34 14-18
10-20 42-46 38-42 40-42 42-46 36-40 18-22
20 50-54 42-46 44-48 46-50 45-48 22-26

 

4,5-5,0

10 42-46 42-46 48-52 46-50 36-40 28-32
10-20 50-54 58-62 62-66 50-54 44-48 32-36
20 58-62 66-70 66-70 54-58 52-56 36-40

 

5,0-6,5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.158 с.)